Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки РФ от 20.01.2011 N 72

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 января 2011 г. N 72

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 162700 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОПОРТОВ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 20 января 2011 г. N 72

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 162700 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЭРОПОРТОВ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерации (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

обеспечение взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

обслуживание воздушных судов и авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

организация и обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты;

организация и обеспечение авиационной безопасности;

организация и обеспечение аварийно-спасательных и противопожарных работ;

организация и обеспечение безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

аэродромы, включая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения; процессы, методы и средства аэродромного обеспечения полетов воздушных судов (поддержание аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов);

радиотехническое оборудование и средства связи; процессы, методы и средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;

светосигнальное и электротехнические оборудование, средства централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов; процессы, методы и средства электросветотехнического обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

средства авиатопливообеспечения воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочные комплексы и системы заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями; процессы, методы и средства авиатопливообеспечения воздушных перевозок и авиационных работ;

аэропорты, процессы, методы и средства приема, отправки и обслуживания воздушных судов, обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты;

объекты авиационной инфраструктуры, процессы, методы и средства эксплуатации и обслуживания объектов авиационной инфраструктуры;

системы управления производственно-технологическими процессами; процессы, методы и средства организации и обеспечения производственно-хозяйственной деятельности аэропортов;

аварийно-спасательные и пожарно-технические средства; процессы, методы и средства аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов;

процессы, методы и средства организации и обеспечения безопасности технологических процессов и производств на воздушном транспорте;

технические средства и системы обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации; процессы, методы и средства обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

эксплуатационно-технологическая деятельность;

организационно-управленческая деятельность;

производственно-технологическая деятельность;

научно-исследовательская деятельность;

учебно-методическая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "бакалавр" присваивается специальное звание "бакалавр-инженер".

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов должен решать следующие задачи профессиональной деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности:

эксплуатационно-технологическая деятельность:

эксплуатация аэродромов (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок воздушных судов, площадок специального назначения), специальных средств и технологического оборудования аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов и средств аэродромного обеспечения полетов воздушных судов;

эксплуатация авиарепелентного оборудования аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств орнитологического обеспечения полетов воздушных судов;

эксплуатация измерительной техники и контрольно-проверочной аппаратуры в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств метрологического обеспечения полетов воздушных судов;

эксплуатация зданий и сооружений аэропортов в соответствии с техническими нормами эксплуатации производственных зданий и сооружений, требованиями и правилами производственной санитарии и противопожарной безопасности;

эксплуатация радиотехнического оборудования и средств связи в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;

эксплуатация светосигнального и электротехнического оборудования, средств централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств электросветотехнического обеспечения полетов воздушных судов;

техническая эксплуатация энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей;

эксплуатация средств приема, хранения, транспортировки, очистки, контроля качества, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочных комплексов и систем заправки воздушных судов;

эксплуатация технических средств обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты в аэровокзалах и на грузовой территории;

эксплуатация технических средств оперативного управления производственно-технологической деятельностью подразделений аэропорта, средств механизации и автоматизации при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов и почты;

эксплуатация аварийно-спасательных и пожарно-технических средств в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов;

эксплуатация технических средств и систем обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации систем и средств для выполнения мер авиационной безопасности;

определение работоспособности эксплуатируемого оборудования;

выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;

настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;

проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;

приемка и ввод в эксплуатацию объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;

организационно-управленческая деятельность:

организация работы малых коллективов исполнителей;

участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;

участие в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды, обеспечению качества работ и услуг;

производственно-технологическая деятельность:

организация и эффективное осуществление входного контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг;

эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;

проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг;

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;

текущий и капитальный ремонт летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов);

контроль за поддержанием в работоспособном состоянии специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов);

оперативная координация работы специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) при проведении (производстве) аэродромных работ;

обеспечение безопасности движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) на аэродромах;

обеспечение технического обслуживания, государственной приемки, наладки и испытания контрольно-измерительных приборов и устройств;

техническое обслуживание и текущий ремонт авиарепелентного оборудования аэродромов;

обеспечение контроля за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;

участие в работах по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации производства и систем качества;

метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества;

проведение экспертизы технической и технологической документации;

обеспечение работ по поверке (калибровке) и ремонту средств измерений;

реализация мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений;

техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений аэропортов, проведение паспортизации зданий и сооружений;

обеспечение материально-технического снабжения;

техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт радиотехнического оборудования и средств связи;

техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт светосигнального оборудования аэродромов, энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей;

оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, связи и источников электропитания;

лабораторный и аэродромный контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;

контроль выполнения технологии приема, хранения, транспортировки, перекачки, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;

контроль технического состояния средств заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;

обслуживание пассажиров, обработка багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов;

обеспечение обслуживания воздушных судов на вылет и прилет;

обеспечение обслуживания пассажирских и почтово-грузовых перевозок воздушным транспортом;

организация и обеспечение загрузки воздушных судов в соответствии с руководством по центровке и загрузке;

контроль технического состояния наземной техники, используемой при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

контроль за обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическим графиком;

реализация мероприятий, направленных на повышение уровня культуры обслуживания пассажиров, заказчиков и потребителей почтово-грузовых перевозок;

оперативное управление, операционный контроль, оперативное взаимодействие и координация работы подразделений аэропорта в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов;

обеспечение и проведение аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома);

контроль за поддержанием в рабочем состоянии аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, специального оборудования и снаряжения;

обеспечение безопасности полетов воздушных судов;

обеспечение авиационной безопасности;

организация и обеспечение досмотра пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и воздушных судов в соответствии с утвержденными технологиями и картами досмотра;

организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах;

организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов аэропорта;

обеспечение мероприятий по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации;

реализация мероприятий по внедрению новых передовых форм и методов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств обеспечения полетов воздушных судов;

реализация организационно-технических мероприятий по повышению эксплуатационной надежности объектов обеспечения полетов воздушных судов;

обеспечение соответствия технических средств обеспечения полетов воздушных судов государственным сертификационным требованиям;

проведение рекламационно-претензионной работы;

составление заявок на выполнение работ и услуг, оборудование и запасные части, подготовка технической документации;

обеспечение экологической безопасности эксплуатации объектов аэропортов и технических средств обеспечения полетов воздушных судов;

обслуживание технологического оборудования;

участие в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства;

выполнение работ по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала;

выполнение работ по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации;

научно-исследовательская деятельность:

проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;

участие в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов;

участие в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов;

информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

изучение технических данных, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники;

проведение измерений и наблюдений;

подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;

участие в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ;

учебно-методическая деятельность:

участие в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями;

участие в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала;

участие в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик;

участие в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе.

Конкретные профессиональные задачи, которые должен решать бакалавр по направлению подготовки 162700 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов в соответствии с видами профессиональной деятельности, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом профиля основной образовательной программы бакалавриата.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, знать его общие законы (ОК-1);

способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном (ОК-2);

способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики (ОК-4);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, уметь организовать работу малого коллектива исполнителей (ОК-5);

способностью находить решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-6);

креативным мышлением, способностью к самостоятельному анализу ситуации, формализации проблемы, планированию, принятию и реализации решения в условиях неопределенности и дефицита времени (ОК-7);

способностью применять нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-8);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

готовностью к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (ОК-12);

способностью использовать на практике основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14);

способностью и готовностью к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (ОК-15);

готовностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, социальной мобильности (ОК-16);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-17);

способностью и готовностью соблюдать права и обязанности гражданина, к свободному и ответственному поведению (ОК-18);

способностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (ОК-19);

способностью и готовностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (ОК-20);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-21);

способностью и готовностью приобретать новые знания, используя различные формы обучения, современные образовательные и информационные технологии (ОК-22);

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своей страны, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-23);

способностью и готовностью понимать закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-24);

способностью понимать место и роль области деятельности выпускника в общественном развитии, во взаимосвязи с другими социальными институтами (ОК-25);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-26);

способностью и готовностью осознавать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-27);

способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (ОК-28);

способностью и готовностью понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (ОК-29);

способностью к критическому восприятию информации ("критическому мышлению"), ее анализу и синтезу (ОК-30);

способностью и готовностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-31);

способностью и готовностью понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (ОК-32);

способностью и готовностью осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-33);

готовностью к конструктивному и бесконфликтному общению (ОК-34);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-35);

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеть навыками публичной речи, аргументации (ОК-36);

готовностью к работе в команде, способностью адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние членов коллектива (ОК-37);

способностью актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки при принятии решения и реализации его в действиях (ОК-38);

способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции (ОК-39);

владением методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОК-40);

способностью и готовностью осознавать роль естественных наук в развитии науки, техники и технологии (ОК-41);

способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-42);

способностью использовать математическую логику для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам (ОК-43);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-44);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-45);

наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-46);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-47);

владением английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на общие темы (ОК-48);

способностью и готовностью понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации (ОК-49);

способностью и готовностью понимать проблемы устойчивого развития человека в его взаимосвязи с социальной системой и природной средой и рисков, связанных с деятельностью человека (ОК-50);

владением культурой безопасности, экологическим сознанием и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности (ОК-51);

владением приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества (ОК-52);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-53);

владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, в том числе с использованием навыков самоконтроля (ОК-54);

готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-55).

Дополнительные общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей с учетом профиля основной образовательной программы бакалавриата.

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью и готовностью применять законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области воздушного транспорта, в своей профессиональной деятельности (ПК-1);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-2);

способностью использовать математические, аналитические и численные методы для решения профессиональных задач с использованием готовых программных средств (ПК-3);

умением выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

умением использовать основные приемы обработки экспериментальных данных при решении профессиональных задач (ПК-5);

владением авиационным английским языком в объеме, достаточном для эффективного общения на конкретные и связанные с работой темы (ПК-6);

способностью использовать языки и системы программирования, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и производственных задач (ПК-7);

готовностью работать с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач (ПК-8);

готовностью работать с информацией, получаемой из различных источников, для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью формулировать профессиональные задачи и находить пути их решения (ПК-10);

владением культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-11);

готовностью применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-12);

для эксплуатационно-технологической деятельности:

способностью эксплуатировать аэродромы (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения), специальные средства и технологическое оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания аэродромов и средств аэродромного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-13);

способностью эксплуатировать авиарепелентное оборудование аэродромов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств орнитологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-14);

способностью и готовностью эксплуатировать измерительную технику и контрольно-поверочную аппаратуру в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации и технического обслуживания средств метрологического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-15);

способностью и готовностью эксплуатировать здания и сооружения аэропортов в соответствии с техническими нормами эксплуатации производственных зданий и сооружений, требованиями и правилами производственной санитарии и противопожарной безопасности (ПК-16);

способностью эксплуатировать радиотехническое оборудование и средства связи в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (ПК-17);

способностью эксплуатировать светосигнальное и электротехническое оборудование, средства централизованного снабжения электроэнергией аэропортов и их объектов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила эксплуатации наземных средств электросветотехнического обеспечения полетов воздушных судов (ПК-18);

способностью и готовностью эксплуатировать энергетическое оборудование, электрические и тепловые сети (ПК-19);

способностью эксплуатировать средства приема, хранения, транспортировки, очистки, контроля качества, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, топливозаправочные комплексы и системы заправки воздушных судов (ПК-20);

способностью эксплуатировать технические средства обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов и почты в аэровокзалах и на грузовой территории (ПК-21);

способностью эксплуатировать технические средства оперативного управления производственно-технологической деятельностью подразделений аэропорта, средства механизации и автоматизации при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов и почты (ПК-22);

способностью эксплуатировать аварийно-спасательные и пожарно-технические средства в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов (ПК-23);

способностью эксплуатировать технические средства и системы обеспечения авиационной безопасности и защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства в деятельность авиации в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила технической эксплуатации систем и средств для выполнения мер авиационной безопасности (ПК-24);

способностью и готовностью осуществлять проверку работоспособности эксплуатируемого оборудования (ПК-25);

способностью и готовностью безопасно эксплуатировать технические системы и объекты (ПК-26);

готовностью осуществлять выбор оборудования для замены в процессе эксплуатации объектов аэропорта и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-27);

способностью осуществлять обслуживание аппаратно-программных средств (ПК-28);

готовностью осуществлять проверку технического состояния и остаточного ресурса оборудования, профилактические осмотры и текущий ремонт (ПК-29);

готовностью осуществлять приемку и ввод в эксплуатацию объектов аэропорта, технологического оборудования и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-30);

для организационно-управленческой деятельности:

готовностью организовать работу малых коллективов исполнителей (ПК-31);

готовностью участвовать в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-32);

готовностью выполнять работы по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-33);

способностью разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-34);

готовностью участвовать в подготовке документации для создания системы менеджмента качества предприятия (ПК-35);

готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды, обеспечению качества работ и услуг (ПК-36);

для производственно-технологической деятельности:

способностью организовать и эффективно осуществлять входной контроль качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов (ПК-37);

готовностью участвовать в организации и проведении производственного контроля параметров технологических процессов, качества продукции, работ и услуг (ПК-38);

готовностью эффективно использовать материалы, оборудование, соответствующие алгоритмы и программы расчетов параметров технологических процессов (ПК-39);

готовностью участвовать в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий, работ и услуг (ПК-40);

готовностью участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства (ПК-41);

способностью и готовностью осуществлять текущий и капитальный ремонт летного поля, искусственных аэродромных покрытий, водоотводных и дренажных систем, привокзальной площади и подъездных путей, необходимых для движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-42);

способностью организовать и осуществлять контроль за поддержанием в работоспособном состоянии специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) (ПК-43);

способностью осуществлять оперативную координацию работы специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) при проведении (производстве) аэродромных работ (ПК-44);

способностью и готовностью обеспечивать безопасность движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих организацию движения специального автотранспорта и средств механизации (аэродромных машин и механизмов) на аэродромах (ПК-45);

способностью обеспечивать техническое обслуживание, государственную приемку, наладку и испытания контрольно-измерительных приборов и устройств (ПК-46);

способностью и готовностью обеспечивать и осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт авиарепелентного оборудования аэродромов (ПК-47);

способностью обеспечивать и осуществлять контроль за орнитологической обстановкой в районе аэродрома (ПК-48);

готовностью участвовать в работах по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации производства и систем качества (ПК-49);

способностью проводить метрологическую экспертизу технической и технологической документации (ПК-50);

способностью и готовностью осуществлять метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества (ПК-51);

способностью обеспечивать работы по поверке (калибровке) и ремонту средств измерений (ПК-52);

способностью и готовностью участвовать в реализации мероприятий по совершенствованию метрологического обеспечения, средств и методов измерений (ПК-53);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений аэропортов, обеспечивать и проводить паспортизацию зданий и сооружений (ПК-54);

готовностью осуществлять и обеспечивать материально-техническое снабжение (ПК-55);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт радиотехнического оборудования и средств связи (ПК-56);

способностью и готовностью осуществлять техническое обслуживание, профилактический и текущий ремонт светосигнального оборудования аэродромов, энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей (ПК-57);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов, связи и источников электропитания (ПК-58);

способностью обеспечивать и проводить лабораторный и аэродромный контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (ПК-59);

способностью осуществлять оперативный контроль выполнения технологии приема, хранения, транспортировки, перекачки, выдачи и заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-60);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния средств заправки воздушных судов горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (ПК-61);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание пассажиров, осуществлять обработку багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-62);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-63);

способностью и готовностью обеспечивать обслуживание воздушных судов на вылет и прилет (ПК-64);

способностью обеспечивать обслуживание пассажирских и почтово-грузовых перевозок воздушным транспортом (ПК-65);

способностью организовывать и обеспечивать загрузку воздушных судов в соответствии с руководством по центровке и загрузке (ПК-66);

способностью осуществлять оперативный контроль технического состояния наземной техники, используемой при обслуживании воздушных судов и пассажиров, обработке багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-67);

способностью осуществлять оперативный контроль за обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов в соответствии с технологическим графиком (ПК-68);

готовностью реализовывать мероприятия, направленные на повышение уровня культуры обслуживания пассажиров, заказчиков и потребителей почтово-грузовых перевозок (ПК-69);

способностью осуществлять оперативное управление, операционный контроль, оперативное взаимодействие и координацию работ подразделений аэропорта в соответствии с производственной программой, расписанием движения воздушных судов и суточным планом полетов (ПК-70);

способностью обеспечивать и проводить аварийно-спасательные и противопожарные работы на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-71);

способностью осуществлять контроль за поддержанием в рабочем состоянии аварийно-спасательных и пожарно-технических средств, специального оборудования и снаряжения (ПК-72);

готовностью участвовать в выполнении аварийно-спасательных и противопожарных работ на аэродроме и в районе аэродрома в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома) (ПК-73);

способностью и готовностью обеспечивать безопасность полетов воздушных судов (ПК-74);

владением методами и процедурами обеспечения безопасности полетов воздушных судов (ПК-75);

готовностью участвовать в расследовании авиационных происшествий и инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, нарушений порядка использования воздушного пространства (ПК-76);

способностью и готовностью обеспечивать авиационную безопасность и предотвращать акты незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-77);

владением методами и процедурами обеспечения авиационной безопасности (ПК-78);

способностью и готовностью грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-79);

способностью организовывать и обеспечивать досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты, бортовых запасов и воздушных судов в соответствии с утвержденными технологиями и картами досмотра (ПК-80);

способностью организовывать и обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах (ПК-81);

способностью организовывать и обеспечивать охрану воздушных судов и объектов аэропорта (ПК-82);

готовностью обеспечивать и проводить мероприятия по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиации (ПК-83);

способностью использовать все виды метеорологической информации при исполнении своих профессиональных обязанностей (ПК-84);

способностью обеспечивать внедрение новых передовых форм и методов технического обслуживания и текущего ремонта технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-85);

готовностью реализовывать организационно-технические мероприятия по повышению эксплуатационной надежности объектов обеспечения полетов воздушных судов (ПК-86);

готовностью обеспечивать соответствие технических средств обеспечения полетов воздушных судов государственным сертификационным требованиям (ПК-87);

готовностью осуществлять рекламационно-претензионную работу (ПК-88);

умением составлять заявки на выполнение работ и услуг, оборудование и запасные части, оформлять техническую документацию (ПК-89);

готовностью обеспечивать экологическую безопасность эксплуатации объектов аэропортов и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-90);

готовностью обслуживать технологическое оборудование (ПК-91);

готовностью выполнять работы по повышению научно-технического потенциала авиационного персонала (ПК-92);

готовностью выполнять работы по информационному обеспечению обслуживания воздушных судов и пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов с помощью средств вычислительной техники в соответствии с технологическими схемами обработки и передачи информации (ПК-93);

способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-94);

владением методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач (ПК-95);

владением современными средствами измерений и методами проведения измерений (ПК-96);

готовностью выполнять правила и процедуры эксплуатации аэродромов (аэропортов) и технических средств обеспечения полетов воздушных судов (ПК-97);

способностью выполнять требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса (ПК-98);

владением правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (ПК-99);

владением методами организации и обеспечения обслуживания пассажиров, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов (ПК-100);

для научно-исследовательской деятельности:

способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-101);

готовностью участвовать в выполнении эксперимента, составлении описания проводимых исследований и формулировке выводов (ПК-102);

готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области эксплуатации аэропортов и обеспечения полетов воздушных судов (ПК-103);

способностью осуществлять информационный поиск и анализ информации по объектам исследований (ПК-104);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-105);

готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-106);

способностью проводить измерения и наблюдения (ПК-107);

готовностью участвовать в подготовке данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-108);

умением составлять отчет по выполненному заданию, готовностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-109);

готовностью участвовать в работах по исследованию и разработке проектов и программ, связанных с развитием аэродромной (аэропортовой) сети, эксплуатацией аэродромов и аэропортов, технических средств обеспечения полетов воздушных судов, обслуживанием воздушных судов и пассажиров, обработкой багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности, организацией и обеспечением аварийно-спасательных и противопожарных работ (ПК-110);

способностью к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей и трехмерных компьютерных моделей (ПК-111);

способностью обосновывать правильность выбранной модели при решении профессиональных задач, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-112);

способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов исследований (ПК-113);

способностью производить расчет на прочность деталей конструкций при статических и динамических нагрузках при решении профессиональных задач (ПК-114);

для учебно-методической деятельности:

готовностью участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями (ПК-115);

готовностью участвовать в проведении теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала (ПК-116);

готовностью участвовать в проведении проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик (ПК-117);

готовностью участвовать в разработке тематических планов и программ технической учебы авиационного персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения и подтверждения квалификации авиационных специалистов, разработке программ проверки для допуска авиационного персонала к работе (ПК-118).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

6.1. ООП бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура,

учебная и производственная практики,

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, умения, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности в различных областях и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

--------------------------------

<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет три зачетные единицы и более, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 16 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП по очной форме обучения составляет 32 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.

--------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области английского языка, экономики, математики, информатики, физики, экологии, прикладной геометрии и инженерной графики, механики, материаловедения и технологии конструкционных материалов, электротехники и электроники, метрологии, стандартизации и сертификации, безопасности жизнедеятельности, воздушного права, эксплуатации аэродромов, аэропортов и аэропортовой деятельности, воздушных перевозок и авиационных работ, авиационной метеорологии, авиационной безопасности, безопасности полетов, авиационного английского языка, оперативного управления производственно-технологическим процессом, организации аварийно-спасательных и противопожарных работ, механизации и автоматизации технологических процессов, авиационной электросвязи, конструкции и эксплуатации воздушных судов, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Организация всех видов практик должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. В период практики осуществляется непосредственная связь теоретической подготовки обучающегося с его будущей профессиональной деятельностью.

Практики могут проводить в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестации по итогам практики проводятся на основании отчета, оформленного в соответствии с требованиями, установленными вузом, и отзыва руководителя практики в виде защиты обучающимся выполненного задания.

По итогам аттестации выставляется оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 55 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 8 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень (ученое звание), соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и (или) ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лаборатории по следующим дисциплинам (модулям): информатика, физика, экология, прикладная геометрия и инженерная графика, механика, материаловедение и технология конструкционных материалов, электротехника и электроника, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности, авиационная метеорология, авиационная безопасность, безопасность полетов, организация аварийно-спасательных и противопожарных работ, механизация и автоматизация технологических процессов;

специально оборудованные кабинеты и аудитории по следующим дисциплинам (модулям): эксплуатация аэродромов, аэропорты и аэропортовая деятельность, воздушные перевозки и авиационные работы, авиационная метеорология, авиационная безопасность, безопасность полетов, авиационный английский язык, оперативное управление производственно-технологическим процессом, организация аварийно-спасательных и противопожарных работ, механизация и автоматизация технологических процессов, авиационная электросвязь, конструкция и эксплуатация воздушных судов.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Другие документы по теме
(ред. от 07.08.2020) "Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог на территории Курской области" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2014 N 31977)
"Об утверждении формы заявки о предоставлении субсидии на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", формы соглашения между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении данной субсидии и формы отчета высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), источником финансового обеспечения которых является данная субсидия" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2015 N 37109)
"О распоряжении ГТК России от 16.06.2003 N 294-р"
"Об утверждении форм отчетности за I квартал 2009 года" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2009 N 13897)
Ошибка на сайте