Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 505
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 мая 2015 г. N 505
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008) и подпунктом 5.2.11 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:
Утвердить прилагаемое Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 18 мая 2015 г. N 505
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования определяет порядок создания и организации деятельности учебно-методических объединений в системе высшего образования (далее - учебно-методические объединения), управления ими, а также основные направления деятельности учебно-методических объединений.
2. С учетом части 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" учебно-методические объединения создаются с целью участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, примерных образовательных программ высшего образования, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательные программы), в обеспечении качества и развития содержания высшего образования <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008.
3. Учебно-методическое объединение создается по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы), имеющим одинаковый порядковый номер укрупненных групп и относящимся к соответствующей области образования. Наименование укрупненных групп включается в наименование учебно-методического объединения.
4. Учебно-методические объединения создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее вместе - органы власти).
5. Федеральные учебно-методические объединения создаются:
Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России);
иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в зависимости от их области деятельности (при необходимости).
Учебно-методические объединения могут быть созданы совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти.
6. Региональные учебно-методические объединения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (при необходимости).
II. Организация деятельности учебно-методических
объединений и управление ими
7. Органом власти (органами власти) определяется председатель учебно-методического объединения.
Положение об учебно-методическом объединении утверждается органом власти (органами власти) <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008).
8. Предложение по кандидатуре председателя учебно-методического объединения вносится в орган власти (органы власти) создаваемым Минобрнауки России координационным советом по области образования, к которой относятся соответствующие укрупненные группы, по которым создается учебно-методическое объединение.
9. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования (далее - члены учебно-методического объединения), в том числе представители работодателей <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, N 14, ст. 2008).
10. Учебно-методическим объединением при необходимости создаются научно-методические, экспертные и иные советы, секции, рабочие группы, отделения:
по уровням высшего образования;
по направленностям (профилям) образовательных программ;
по направлениям подготовки и специальностям;
по обеспечению деятельности учебно-методического объединения в отдельных субъектах Российской Федерации.
Учебно-методическим объединением создается специализированный совет по образовательным программам, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, в случае, если укрупненные группы, по которым создается учебно-методическое объединение, содержат специальности или направления подготовки высшего образования, реализующиеся по образовательным программам высшего образования, содержащим сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.
Учебно-методическое объединение для решениях текущих организационных вопросов может создавать президиум, секретариат или бюро, порядок формирования и полномочия которых определяются учебно-методическим объединением самостоятельно.
11. Председатель учебно-методического объединения формирует и утверждает его состав, осуществляет общее руководство деятельностью учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности учебно-методического объединения.
Председатель учебно-методического объединения может иметь заместителя (заместителей).
Председатель учебно-методического объединения при необходимости может обращаться в организации по вопросам обеспечения деятельности учебно-методического объединения.
12. В случаях добровольного сложения полномочий председателем учебно-методического объединения, невозможности осуществлять полномочия председателя учебно-методического объединения в связи с нетрудоспособностью, а также утраты доверия к председателю учебно-методического объединения в установленном настоящим Типовым положением порядке определяется вместо прежнего новый председатель учебно-методического объединения.
13. Учебно-методическое объединение принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Заседание учебно-методического объединения правомочно, если в его работе участвуют более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов учебно-методического объединения, участвующих в заседании.
14. В работе учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.
III. Основные направления деятельности
учебно-методических объединений
15. Учебно-методическое объединение проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования системы высшего образования, участвует в организации и проведении олимпиад и иных конкурсных мероприятий.
16. Основными направлениями деятельности учебно-методических объединений являются:
подготовка предложений в Минобрнауки России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
организация работы по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом положений соответствующих профессиональных стандартов;
осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
подготовка предложений по оптимизации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования;
организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных образовательных программ высшего образования;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ;
проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
участие в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации;
участие в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн курсов и формирование рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ высшего образования;
участие в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации;
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
участие в разработке профессиональных стандартов.
Учебно-методические объединения могут осуществлять деятельность по иным направлениям в соответствии с целями их создания.
17. Учебно-методическое объединение имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:
распространять информацию о своей деятельности;
вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам функционирования системы высшего образования;
участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам высшего образования;
оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.
18. Учебно-методическое объединение направляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год в создавший его орган власти (органы власти) и координационный совет по области образования, к которой относятся соответствующие укрупненные группы, по которым создается учебно-методическое объединение, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного координационного совета или органа власти (органов власти).