Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2008 N 34

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 января 2008 г. N 34

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА

ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Во исполнение пункта 10 Плана действий по стимулированию развития наноиндустрии в Российской Федерации к Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее - Программа), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую концепцию национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.

2. Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.) обеспечить:

во II квартале 2008 г. разработку по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информационных форм для сбора данных об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий (далее - информационные формы);

сбор данных об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий по информационным формам;

в I квартале 2009 г. ввод в опытную эксплуатацию национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий;

ведение мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий.

3. Федеральному агентству по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.) представлять в Министерство ежегодный отчет о результатах мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий не позднее 25 января года, следующего за отчетным.

4. Департаменту научно-технической и инновационной политики (Хлунову А.В.) на основе анализа результатов мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий представлять в установленном порядке в I квартале ежегодный, начиная с 2009 года, доклад о результатах мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий в Правительственный совет по нанотехнологиям.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждена

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 31 января 2008 г. N 34

КОНЦЕПЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК

В СФЕРЕ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

1. Введение

В соответствии с Президентской инициативой "Стратегия развития наноиндустрии", утвержденной Президентом Российской Федерации 24 апреля 2007 г. N Пр-688 (далее - Президентская инициатива), и Программой координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. N 1188-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 36, ст. 3841) (далее - Программа координации), формирование современной инфраструктуры наноиндустрии должно осуществляться таким образом, чтобы в результате была обеспечена координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере нанотехнологий с целью исключения неоправданного дублирования.

Президентской инициативой определен следующий состав национальной нанотехнологической сети (далее - ННС):

головная научная организация Программы координации - федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт" (далее - головная научная организация);

головные организации отраслей по направлениям развития нанотехнологий;

созданная для обеспечения решения задач организационной и финансовой поддержки инновационной деятельности в сфере нанотехнологий государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3753));

организации, осуществляющие финансирование проектов развития нанотехнологий, включая венчурные фонды;

научные, образовательные, проектные и промышленные центры и лаборатории, созданные на базе вузов, Российской академии наук и других научных организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий и выпуск нанопродукции.

С целью эффективного использования финансовых и организационных ресурсов для проведения междисциплинарных исследований в сфере наноиндустрии и формирования в Российской Федерации рынка конкурентоспособной продукции отечественной наноиндустрии необходимо обеспечить разработку комплексного информационно-аналитического обеспечения национальной системы мониторинга исследований и разработок в сфере нанотехнологий (далее - система мониторинга).

2. Основные понятия

Наноиндустрия - интегрированный комплекс производственных, научных, образовательных и финансовых организаций различных форм собственности, осуществляющих целенаправленную деятельность по созданию интеллектуальной и промышленной конкурентоспособной продукции, относящейся к сфере нанотехнологий.

Продукция наноиндустрии - интеллектуальная и промышленная конкурентоспособная продукция с ранее недостижимыми технико-экономическими показателями, создаваемая с широким применением наноматериалов, процессов нанотехнологий и методов нанодиагностики, ориентированная на решение задач обеспечения обороноспособности, безопасности и технологической независимости государства, реализацию социально и экономически значимых национальных проектов, повышение качества и разнообразия современных товаров и услуг.

Национальная нанотехнологическая сеть - совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, обеспечивающих развитие инфраструктуры наноиндустрии, осуществляющих процесс коммерциализации технологий, а также организаций, ведущих подготовку кадров в области нанотехнологий. Деятельность ННС координируется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации на межотраслевом уровне.

Нанотехнологии - совокупность методов и приемов (технологий), позволяющих создавать и модифицировать объекты, размер которых не превышает 100 нм.

3. Цели, задачи и функции системы мониторинга

Основными целями функционирования системы мониторинга являются:

обеспечение органов управления полной, оперативной и достоверной информацией о процессах развития наноиндустрии в различных видах экономической деятельности;

своевременное предвидение позитивных событий, выявление негативных тенденций, оценка их возможного влияния на результативность процесса формирования передовой наноиндустрии в Российской Федерации;

информационное обеспечение исследователей и разработчиков, проводящих НИОКР в сфере нанотехнологий.

Задачей системы мониторинга является информационная поддержка процессов развития нанотехнологий и отечественного рынка наноиндустрии и интеграция в существующие отечественные и международные системы научно-технической информации.

Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:

сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации об исследованиях и разработках в сфере нанотехнологий;

формирование информационных баз данных для использования в целях:

управления и координации работ в области наноиндустрии, выполняемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 33, ст. 4205) (далее - ФЦП), и других федеральных и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом;

информационной поддержки коммерциализации продукции наноиндустрии;

информационное обеспечение управленческих решений в сфере нанотехнологий;

предоставление по запросу в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;

обмен информацией между организациями, входящими в состав ННС, с соблюдением, при необходимости, режима секретности;

формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;

информационное обеспечение реализации международных проектов в сфере нанотехнологий, участницей которых является Российская Федерация.

4. Основные компоненты, состав и структура

системы мониторинга

Для реализации функций системы мониторинга должны быть разработаны следующие компоненты:

Информационная компонента, обеспечивающая полноту документальных структурированных данных об отечественных и зарубежных публикациях в области наноиндустрии, а также метаданных (формализованных описаний) содержательной информации и о результатах научных исследований, технологических разработок и инновационных проектов в сфере наноиндустрии, кадровом потенциале, производстве и продаже новой нанотехнологической продукции, материалов и оборудования и другое. Всю информацию планируется накапливать в следующих базах данных (далее - БД): организации и предприятия, являющиеся участниками ННС (разработчики, производители, продавцы, потребители, финансовые институты, прочие участники ННС); уникальное оборудование в сфере наноиндустрии; результаты НИОКР и соответствующая промышленная товарная продукция наноиндустрии, потенциально способная использовать результаты НИОКР; перспективные базовые нанотехнологии; направления, проекты и программы международного сотрудничества в сфере наноиндустрии; кадровый состав ведущих ученых и специалистов ННС; отечественные и зарубежные научно-технические публикации в сфере наноиндустрии; патенты в сфере наноиндустрии, находящиеся в хозяйственном обороте; мероприятия и государственные заказчики программ по сформированному полному перечню ФЦП, ведомственным программам, а также отдельным программам регионального развития, в том числе реализуемым бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии; другие БД.

Лингвистическая компонента, обеспечивающая однозначность толкования всеми участниками системы предметов и явлений в области наноиндустрии и адекватность этих толкований взгляду на них мирового научного сообщества: терминологический справочник (глоссарий) основных понятий и терминов в области наноиндустрии; классификаторы в области наноиндустрии (предметный классификатор основных тематических направлений наноиндустрии, с учетом тематических направлений деятельности ННС, классификатора реальной и потенциальной промышленной продукции, относящейся к области наноиндустрии, а также других классификаторов, необходимых для четкой структуризации данных).

Программно-технологическая и телекоммуникационная компонента, обеспечивающая интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий:

обеспечение интеграции программно-технологических решений для доступа к информационным ресурсам разных типов и технологического поддержания;

использование телекоммуникационных сетей;

обеспечение интеграции интернет-порталов, объединяющих портал головной научной организации, портал информационного центра, порталы головных организаций по направлению работ (отраслей) в области наноиндустрии и порталы организаций, ведущих научную, инновационную и научно-образовательную деятельность в области наноиндустрии;

обеспечение единой навигации и поиска по массиву всех представленных данных;

обеспечение доступности информации о месторасположении данных и самих данных в случае наличия у пользователя соответствующей авторизации доступа;

унификация используемых проектных решений и технологий;

разработка и создание классификационного интернет-сервиса - автоматизированного перехода от разработанных к общепринятым классификаторам: Государственному рубрикатору научно-технической информации, Универсальной десятичной классификации, Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и др.;

Телекоммуникационный компонент системы является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности и выполняет следующие основные задачи:

обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации;

обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.

Аналитическая компонента, обеспечивающая автоматизацию процессов обработки информации на основе параметризации заложенных в систему данных, т.е. возможность их обработки по различным наборам признаков. Аналитическая обработка должна обеспечивать решение следующих задач:

способствовать объективной оценке эффективности реализации проектов в сфере нанотехнологий;

способствовать оценке эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий в рамках ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, касающихся сферы наноиндустрии;

сравнительный анализ эффективности проектов по отдельным критериям;

оценка эффективности информационного обеспечения мероприятий по реализации ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, в сфере наноиндустрии;

выявление и анализ проблем развития наноиндустрии, в том числе на основе экспертных опросов;

прогнозирование результативности выполнения ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом в сферы наноиндустрии, и развития наноиндустрии в целом.

визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных о ходе реализации проектов в рамках ФЦП, ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития, в том числе реализуемых бизнес-сообществом, касающейся сферы наноиндустрии, с помощью выносных мультимедийных комплексов, устанавливаемых на рабочих местах государственных заказчиков.

Решение указанных аналитических задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации на основе как типовых решений, так и за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы системы в центре обработки данных, размещаемом в информационном центре.

Компонента информационной безопасности обеспечивает защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям. Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:

обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы;

обеспечение конфиденциальности и целостности информации;

обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.

Другие документы по теме
(ред. от 28.01.2016) "О внесении изменения в приложение 3 к приказу ФСТ России от 5 июня 2012 г. N 137-т/3 и об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропортах, оказываемые ОАО "Комиавиатранс" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2014 N 33987)
"О признании не подлежащими применению приказа Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 18 февраля 1994 г. N 18 и приказа Государственного земельного комитета Российской Федерации от 15 февраля 1999 г. N 23" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.05.2008 N 11645)
"Об утверждении Положения об основах взаимодействия Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации при пересечении Государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и перемещении через Государственную границу Российской Федерации товаров в морских пунктах пропуска"
"О внесении изменений в Положение о порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в ФСТ России, и федеральными государственными гражданскими служащими ФСТ России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное приказом ФСТ России от 1 февраля 2010 года N 54-к" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2012 N 24205)
Ошибка на сайте