Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 N 26

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 января 2011 г. N 26

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 071001 ЖИВОПИСЬ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071001 Живопись (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утвержден

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 17 января 2011 г. N 26

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 071001 ЖИВОПИСЬ

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "СПЕЦИАЛИСТ")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 071001 Живопись образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

--------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация

(степень) выпускников

--------------------------------

<*> Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусмотрены.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает:

культурную и социальную среду общества,

изобразительное искусство,

монументально-декоративное искусство,

театральное искусство,

искусство кино и телевидение,

музейную деятельность и реставрационные работы,

архитектуру,

культурно-просветительскую деятельность,

систему художественного образования и художественно-эстетического воспитания.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

окружающая пространственная среда (естественная, проектируемая, искусственно созданная);

памятники архитектуры, архитектурная среда;

процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества;

авторы произведений искусств и их творчество;

авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде);

памятники и произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию и требующие профессионального изучения;

произведения искусства и культуры, относящиеся к мировому художественно-историческому наследию, требующие профессиональной реставрации;

социальная и культурная жизнь общества и ее влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства;

обучающиеся изобразительному искусству и процесс обучения определенным видам деятельности в сфере изобразительного искусства;

обучающиеся в системе профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;

творческие союзы, профессиональные объединения, государственные, общественные и коммерческие организации, способствующие созданию и распространению продуктов творчества;

процессы научного изучения искусства и художественной критики;

музейная и издательская сферы, средства массовой информации;

система реставрации и консервации произведений искусства;

процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства;

процессы художественного бизнеса.

4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071001 Живопись готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

художественно-творческой (по видам специализации);

реставрационной;

научно-исследовательской (по видам специализации);

педагогической;

художественно-просветительской.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.

4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 071001 Живопись должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области художественно-творческой деятельности:

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи), в кино и на телевидении;

создание на высоком художественном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства и других областях профессиональной деятельности;

работа во взаимодействии с работодателями, заказчиками, соавторами, исполнителями в пространстве единых задач и единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;

в области реставрационной деятельности:

выполнение особо сложных, наиболее сложных, средней сложности реставрационных и консервационных работ произведений высокой художественной и исторической ценности, а также на уникальных произведениях искусства и архитектурных объектах согласно заданию реставрационной комиссии (совета);

разработка методик исследования и проведения реставрационных работ, строгое соблюдение технико-технологического процесса, обеспечение тщательного документирования хода реставрации;

работа во взаимодействии с заказчиками, музейными работниками, соавторами и исполнителями при решении задач исследования и проведения реставрационных работ на художественном произведении или объекте в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;

руководство работой стажеров, оказание помощи научным сотрудникам, изучающим экспонаты, подлежащие реставрации;

в области педагогической деятельности:

преподавание основ изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки;

осуществлять функции современного квалифицированного педагога-наставника, на высоком научно-методическом и педагогическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося в области изобразительного искусства различным художественным дисциплинам и видам творчества;

планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, разрабатывать и внедрять инновационные (в том числе авторские) технологии обучения и воспитания для формирования у обучающихся профессиональных умений, навыков, компетенций и современных художественно-эстетических взглядов;

формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь на подходы и методики (в том числе авторские), в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства и педагогики;

соблюдать права и академические свободы обучающихся, содействовать поддержанию учебной дисциплины, уважать человеческое достоинство обучающихся, защищать честь и репутацию учебного заведения;

соблюдать требования безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе и во время прохождения производственной практики;

повышать уровень профессиональной квалификации в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО;

в области научно-исследовательской деятельности:

проводить научные исследования и методические разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности;

собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений, связанных с профессиональной деятельностью;

вести библиографическую и исследовательскую работу с привлечением современных информационных технологий;

участвовать во внедрении результатов исследований и разработок во всех видах профессиональной деятельности;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, методических разработок, научных статей;

в области художественно-просветительской деятельности:

формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, педагогическую, общественную и просветительскую деятельность;

использовать новые научные факты, сведения, учебно-познавательную информацию в сфере изобразительного искусства с целью распространения художественно-эстетических знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;

проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;

содействовать сохранению и развитию собственного творческого потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности творческого, педагогического, научного и руководящего интеллектуального кадрового корпуса России, стран ближнего и дальнего зарубежья в сфере изобразительного искусства;

способствовать накоплению, сохранению и приумножению культурно-просветительских, духовно-нравственных, образовательных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции изобразительного искусства;

реализовывать совместно с профессиональным сообществом современные формы и технологии художественного образования и эстетического воспитания, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (творческие, учебные, научные) программы с активным использованием социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникации;

содействовать формированию общемирового образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие современных достижений национальной художественной практики.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью представить современную картину мира на основе овладения целостной системой естественнонаучных, экономических, правовых, гуманитарных и культурно-исторических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, современной общественной жизни, развитии науки, культуры и искусства (ОК-1);

способностью к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической и культурной жизни общества (ОК-2);

способностью к осуществлению художественно-просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни, владение методами пропаганды достижений в области культуры и искусства (ОК-3);

способностью формировать и демонстрировать свою активную гражданскую и творческую позицию во всех видах своей деятельности, уметь профессионально, аргументированно излагать ее как в устной, так и в письменной форме (ОК-4);

способностью интегрироваться в современном обществе, иметь нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-5);

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способность создавать в коллективе отношения сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-7);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-8);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-9);

способностью самостоятельного развития профессиональных компетенций (ОК-10);

способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области изобразительного искусства и культуры (ОК-11);

способностью самостоятельно использовать правильно обоснованные методы и средства физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);

способностью принимать активное участие в профессионально-общественных видах деятельности и работе творческих организаций и объединений (ОК-13).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью демонстрировать свободное владение выразительными средствами изобразительного искусства (рисунок, живопись, графика), способностью проявлять креативность композиционного мышления (ПК-1);

способностью собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, способностью фиксировать свои наблюдения изобразительными средствами для создания произведений искусства (ПК-2);

способностью создавать на высоком художественном уровне авторские произведения в области профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью проявлять высокое профессиональное мастерство во всех видах творческой и исполнительской деятельности, способностью демонстрировать уверенность во владении техниками и технологиями изобразительных материалов и теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения (ПК-4);

знанием исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений искусства и проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности (ПК-5);

способностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в профессиональной, педагогической, культурно-просветительской деятельности и воспитательно-эстетической работе в обществе (ПК-6);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ПК-7);

способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии (ПК-8);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ПК-9);

способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10);

способностью различать художественные особенности и исторические аспекты развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, театре, изобразительном искусстве (ПК-11);

способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино (ПК-12);

способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящие в современном обществе и искусстве, на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13);

способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной архитектуры, живописи, графики, скульптуры, процессов формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-14);

способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве (ПК-15);

знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей (ПК-16);

способностью постоянно совершенствовать знание и владение русским языком и искусством речи, способностью применять эти знания в повседневной практике и творческой деятельности (ПК-17);

способностью постоянно совершенствовать знания иностранных языков как средства активной коммуникации в современном обществе, в том числе для возможности ознакомления с первоисточниками в области профессиональной деятельности, культуры и изобразительного искусства, для расширения сферы профессиональной и творческой деятельности (ПК-18);

способностью к работе в многонациональном коллективе, способностью работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывать цену ошибки, вести обучение и оказывать профессиональную помощь сотрудникам (ПК-19);

способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной творческой, методической и научно-исследовательской работы (ПК-20);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством накопления и управления информацией (ПК-21).

5.3. Выпускник должен обладать следующими профессионально-специализированными компетенциями (ПСК):

Выпускник по специализациям N 1 "Художник-живописец" (станковая живопись)", N 2 "Художник-живописец (монументальная живопись)", N 3 "Художник-живописец (театрально-декорационная живопись)", N 4 "Художник-живописец (церковно-историческая живопись)" в процессе освоения ООП на базе приобретенных знаний и навыков должен обладать следующими компетенциями:

в области художественно-творческой деятельности:

свободным владением техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка; техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-1);

способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной (проекта художественного решения оформления спектакля), церковно-исторической живописи, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства (ПСК-2);

способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-3);

способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, применяемые в творческом процессе художника-живописца в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-4);

способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории искусств и мировой материальной культуры (ПСК-5);

способностью использовать в творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной драматургии, особенностей развития русского и мирового театрально-декорационного искусства, знания истории театрального искусства, истории костюма, мировой культуры и быта, различных стилей театрально-декорационной живописи, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре, искусстве, театре (ПСК-6);

способностью демонстрировать владение техникой и технологией монументального и (или) сценического макетирования (ПСК-7);

способностью использовать в творческой практике знание основных принципов светового оформления спектакля (ПСК-8);

способностью использовать в творческой практике знание основных памятников церковной архитектуры и церковной росписи как мирового, так и национального значения, особенностей древнерусской церковной архитектуры и живописи, знание библейской истории и иконографии, истории орнамента и шрифта (ПСК-9);

способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи (ПСК-10);

способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при изучении и копировании произведений станковой, церковно-исторической и монументальной живописи (ПСК-11);

способностью выполнять художественные произведения в различных видах и техниках монументального искусства (мозаика, сграффито, фреска, витраж) (ПСК-12);

способностью использовать различные технические приемы и технологии церковно-исторической живописи и иконописи, методы выполнения монументальной росписи на различных архитектурных поверхностях, методики и технологии подготовки архитектурных поверхностей к росписи (ПСК-13);

способностью демонстрировать лидерские качества, работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-14);

способностью использовать архивные материалы и другие источники в творческом процессе художника-живописца (ПСК-15);

способностью формулировать изобразительно, устно или письменно свой творческий замысел, аргументированно изложить идею авторского произведения и процесс его создания (ПСК-16);

техникой безопасности при работе с художественными материалами, на строительных лесах, сценической площадке и в съемочных павильонах (ПСК-17);

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежные с ними вспомогательные дисциплины в области станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов данного направления (ПСК-18);

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПСК-19);

способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-20);

способностью в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном или творческом задании, умением на практике показать и исправить их ошибки (ПСК-21);

способностью обучить учащихся практическому владению техниками, технологиями и материалами станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи и иконописи (ПСК-22);

способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) и смежных с ним вспомогательных дисциплин, нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПСК-23);

способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПСК-24);

способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у учащихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства (ПСК-25);

в области художественно-просветительской деятельности:

способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) (ПСК-26);

способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) и других видов художественного творчества - проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПСК-27);

способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ, оценку художественного произведения и явлений в современном изобразительном искусстве и художественном творчестве (ПСК-28);

способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере изобразительного искусства - станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи (ПСК-29);

способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников-живописцев (ПСК-30).

Выпускник по специализациям N 5 "Художник-реставратор (станковая масляная живопись)", N 6 "Художник-реставратор (темперная живопись)", N 7 "Художник-реставратор (монументальная живопись)" в процессе освоения ООП на базе приобретенных знаний и навыков должен обладать следующими компетенциями:

в области художественно-творческой деятельности и реставрационной деятельности:

способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания авторского произведения или использования собранного материала в своей профессиональной деятельности (ПСК-31);

свободным владением материалами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой масляной, темперной и монументальной живописи при проведении реставрационных работ (ПСК-32);

способностью через профессиональное использование основных технологий и методов реставрации станковой масляной, темперной и монументальной живописи к выполнению на высоком профессиональном уровне процесса реставрационного воссоздания художественного произведения (ПСК-33);

способностью применять полученные в процессе обучения теоретические знания в области перспективы и анатомии, теории и истории изобразительного искусства и материальной культуры, исторических аспектов развития станковой масляной, темперной и монументальной живописи, формирования школ и стилей в своем творчестве и реставрационной работе (ПСК-34);

способностью применять полученные теоретические знания основ фотодела и методов ведения музейной документации в своей творческой, реставрационной и научно-исследовательской работе (ПСК-35);

способностью использовать знания стилистических особенностей художественных направлений и школ в станковой масляной, темперной и монументальной живописи, техники и технологии реставрации, материалов и способов их применения для ведения реставрационных работ с учетом исторических и художественных особенностей произведений искусства (ПСК-36);

способностью к научному изучению состояния объекта реставрации, пониманию химических, биологических и физических процессов при консервации и реставрации произведения, художественных материалов, техник и технологий, применяемых в творческом процессе художником, как в историческом, так и в современном аспекте и использованию современных технологий в процессе проведения комплекса научно-исследовательских работ при реставрации и консервации произведения искусства (ПСК-37);

способностью применять основные виды лабораторных исследований при определении причины и характера дефектов на реставрируемом произведении искусства (ПСК-38);

способностью формулировать устно или письменно свой творческий замысел, аргументированно излагать предложения по этапам и процессу реставрации художественного произведения (ПСК-39);

способностью демонстрировать владение лидерскими качествами, способностью работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности при проведении реставрационного процесса (ПСК-40);

способностью применять на практике знания основ законодательства в области охраны памятников искусства и культуры и авторского права (ПСК-41);

способностью работать с информационными источниками, исторической документацией и музейными экспонатами с использованием современных технических средств (ПСК-42);

способностью применять правила техники безопасности при проведении реставрационных работ, в том числе на архитектурных объектах (ПСК-43);

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция), технологии и методы реставрации станковой масляной, темперной, монументальной живописи и смежные с ними вспомогательные дисциплины в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере искусства реставрации (ПСК-44);

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в области реставрации произведений искусства, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПСК-45);

способностью использовать традиционные и инновационные (в том числе авторские) программы и методики в процессе профессионального обучения и воспитания реставраторов произведений изобразительного искусства - станковой масляной, темперной и монументальной живописи (ПСК-46);

способностью в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном, творческом или реставрационном задании, умением на практике показать и исправить их ошибки (ПСК-47);

способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция), реставрации произведений изобразительного искусства и смежных с ним вспомогательных дисциплин, нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПСК-48);

способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе, выработке профессионального самосознания и нравственной ответственности реставратора (ПСК-49);

способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и глубокого интереса к изучению наследия отечественной культуры и изобразительного искусства, традиций школы реставрации произведений искусства (ПСК-50);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью осознавать цели, задачи, логику и этапы научного познания, современные методы, средства и этапы планирования и организации научно-исследовательской деятельности, структуру научного исследования, экспериментальные основы изучения явлений, принципы проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации (результатов проводимых исследований и разработок) с применением современных технологий и средств и способностью использовать их в профессиональной работе (ПСК-51);

способностью планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой и информационными источниками, анализировать, видеть проблему исследования, формулировать гипотезы, осуществлять подбор соответствующих средств при проведении исследования, делать и формулировать выводы (ПСК-52);

способностью применять в научном исследовании методологические теории и принципы современной науки с привлечением современных информационных технологий (ПСК-53);

в области художественно-просветительской деятельности:

способностью владеть в письменной и устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и изобразительного искусства, искусства реставрации станковой масляной, темперной и монументальной живописи (ПСК-54);

способностью использовать приобретенные знания для популяризации культуры и изобразительного искусства, искусства реставрации художественного творчества, проводить экскурсии, выступать с лекциями и сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПСК-55);

способностью дать профессиональную консультацию в сфере изобразительного искусства или реставрации произведения станковой масляной, темперной или монументальной живописи, провести профессиональный анализ и экспертную оценку работ по реставрации произведения изобразительного искусства (ПСК-56);

способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным реставраторским сообществом в интересах освещения и обмена опытом в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере реставрации произведений изобразительного искусства (ПСК-57);

способностью через работу в творческих союзах и объединениях художников и реставраторов влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников-реставраторов (ПСК-58).

Выпускник по специализациям N 8 "Художник кино и телевидения (художник комбинированных съемок)", N 9 "Художник кино и телевидения по костюму" в процессе освоения ООП на базе приобретенных знаний и навыков должен обладать следующими компетенциями:

в области художественно-творческой деятельности:

свободным владением техниками и технологиями изобразительного искусства в области живописи и рисунка, способностью через чувственно-художественное восприятие окружающей действительности и образное мышление выражать свой творческий замысел при создании на высоком художественном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства, в кино и на телевидении, используя специфику их выразительных средств (ПСК-59);

способностью использовать в творческой практике знания художественных материалов, техник и технологий, применяемых в творческом процессе художника комбинированных съемок и художника по костюму в кино и на телевидении (ПСК-60);

способностью применять на практике знания перспективы, анатомии, основ архитектуры, методику макетирования и создания эскизов декораций в кино и на телевидении (ПСК-61);

способностью применять на практике методики проведения комбинированных съемок, знание принципов действия кинотехники и освещения (ПСК-62);

способностью применять на практике знание мировой материальной культуры, истории костюма, истории театра, произведений мировой и отечественной литературы, драматургии и киноискусства, умением различать особенности стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в искусстве, театре, моде и архитектуре (ПСК-63);

способностью анализировать кино- и телесценарии, их драматургическое построение, литературно-художественные особенности и выразительные средства (ПСК-64);

способностью использовать архивные материалы и другие информационные источники при создании эскизов костюмов и макетов к постановкам в кино и на телевидении (ПСК-65);

способностью применять в творческом процессе полученные при обучении теоретические знания в области перспективы и анатомии, теории и истории изобразительного искусства (ПСК-66);

способностью различать наиболее характерные стилистические особенности типов костюма разных эпох и направлений; способностью создавать эскизы костюма, давать развернутые цветовые экспликации и полное описание работ по практическому исполнению костюма (ПСК-67);

способностью формулировать изобразительными средствами, устно или письменно свой творческий замысел, аргументированно изложить идею и план его практического воплощения (ПСК-68);

способностью демонстрировать владение лидерскими качествами, способностью работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в процессе создания художественного произведения в кино и на телевидении в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности (ПСК-69);

способностью использовать в практической деятельности знания о порядке работы цехов и подразделений, обеспечивающих съемочный процесс на киностудии (ПСК-70);

способностью применять в своей творческой деятельности знания и навыки работы с современными компьютерными технологиями и программами (ПСК-71);

способностью использовать знания техники безопасности при работе в павильоне и на съемочной площадке (ПСК-72);

в области педагогической деятельности:

способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежные с ними вспомогательные дисциплины, методы и технологии работы художника кино и телевидения, художника по костюму в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере искусства кино и телевидения (ПСК-73);

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам в области художественного творчества, в кино и на телевидении, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики (ПСК-74);

способность использовать традиционные и инновационные (в том числе авторские) методики профессионального обучения и воспитания художника кино и телевидения, художника по костюму (ПСК-75);

способностью в доступной и доходчивой форме донести до обучающихся пластическую задачу, поставленную перед ними в учебном или творческом задании в области кино и телевидения, умением на практике показать и исправить их ошибки (ПСК-76);

способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежных с ним вспомогательных дисциплин, в области обучения художников кино и телевидения, художников по костюму, нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПСК-77);

способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПСК-78);

способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной культуры и искусства, расширению знаний в сфере искусства кино и телевидения (ПСК-79);

в области художественно-просветительской деятельности:

способностью владеть в изобразительной, письменной или устной форме методиками формирования художественно-эстетических взглядов общества в области культуры и искусства, расширению знаний в сфере искусства кино и телевидения (ПСК-80);

способностью использовать приобретенные знания для популяризации художественного творчества в сфере кино и телевидения, проводить экскурсии, выступать с лекциями и сообщениями об истории изобразительного искусства, художественной деятельности в сфере киноискусства и телевидения (ПСК-81);

способностью дать профессиональную консультацию в сфере художественной деятельности в области искусства кино и телевидения, провести художественно-эстетический анализ и оценку художественных произведений в области кино и телевидения (ПСК-82);

способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом художников кино и телевидения в интересах освещения достижений, фундаментальных и прикладных исследований в этой сфере (ПСК-83);

способностью через работу в творческих союзах и объединениях художников кино и телевидения влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников кино и телевидения (ПСК-84).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный и социальный цикл;

цикл мировой художественной культуры;

профессиональный цикл

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования.

Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.

2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.

3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах С.1, С.2 и С.3 определяется вузом, при этом в циклах С.1 и С.2 на дисциплины специализации в соответствии с профилем вуза может быть выделено не более 15 процентов, а в цикле С.3 - не более 25 процентов трудоемкости базовой части соответствующего цикла.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.

Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций культурного и эстетического развития, социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан сформировать социальную и культурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Процесс формирования и закрепления профессиональных навыков и компетенций должен предусматривать широкое использование в учебном процессе активных практических форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью воспитания творческой личности художника, развития его культурных и художественно-эстетических взглядов.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены мастер-классы известных мастеров искусства, встречи с деятелями культуры и искусства, видными учеными и искусствоведами.

Удельный вес занятий, проводимых в активных практических формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 80 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. При реализации дисциплин "рисунок" и "живопись" должна быть предусмотрена обязательная работа группы обучающихся с натурой из расчета: на группу семь - девять обучающихся - одна "живая" модель; при обучении портрету: на группу три - четыре обучающихся - одна "живая" модель. Занятия по указанным дисциплинам должны проводиться в форме, сочетающей индивидуальную работу со студентом с занятиями в группе.

Практические занятия профессионального цикла ООП подготовки специалиста в объеме выделенных по программе и учебному плану часов должны обеспечиваться необходимым штатом натуры, учебными мастерскими и специальным оборудованием.

7.7. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.8. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.9. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.11. Вуз обязан, при формировании ООП подготовки специалиста, ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.12. ООП подготовки специалиста должна включать разработанные вузом лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают в качестве цели формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.

7.13. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;

право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.14. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалиста предусматриваются следующие виды практик в зависимости от специализации: учебная (ознакомительная) и производственная (летняя учебно-творческая (пленэр); музейная научно-исследовательская; научно-производственная; педагогическая), которые могут включать в себя преддипломную практику.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 071001 Живопись по специализациям N 5, 6, 7. Она направлена на комплексное формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения, практических навыков и определения уровня культуры обучающегося.

7.16. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее профессиональное образование второго уровня, как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися активной творческой, научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень, почетное звание и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, ученую степень и (или) почетное звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к значениям целых ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими почетное звание и стаж практической работы в данной сфере на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Общее руководство содержанием теоретической и практической подготовки по специализации должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук и (или) ученое звание профессора или доцента, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет. К общему руководству содержанием теоретической и практической подготовки по специализации может быть привлечен высококвалифицированный специалист в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

7.17. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям). Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения с выполнением установленных требований по защите информации.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

7.18. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного и социального цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Абзац исключен. - Приказ Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из пяти наименований отечественных и не менее четырех наименований зарубежных журналов.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалистов утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, в том числе материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся.

При реализации ООП подготовки специалиста минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:

учебные мастерские, оснащенные соответствующим оборудованием и инвентарем для занятий дисциплинами профессионального цикла;

лекционные аудитории и кабинеты, оснащенные аудио- и видеоаппаратурой;

учебные лаборатории и мастерские, оборудованные в соответствии с вводимыми специализациями;

методический фонд, натюрмортный фонд, выставочный зал, музей.

При использовании электронных изданий вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечить гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенции выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, практические задания, практикумы, и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов с условиями их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются вузом.

Другие документы по теме
"О признании утратившими силу некоторых приказов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19716)
"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2007 г. N 61н "Об утверждении положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 N 27014)
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2011 г. N 117 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1238" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.02.2012 N 23241)
(ред. от 29.06.2015) "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата" (вместе с "Требованиями к содержанию реестров единой информационной системы нотариата", утв. решением Правления ФНП от 02.06.2014, приказом Минюста России от 17.06.2014 N 128) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32711)
Ошибка на сайте