Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки России от 30.10.2025 N 807

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 октября 2025 г. N 807

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПОДДЕРЖКЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодежи Рекомендации по поддержке студенческих семей.

Министр

В.Н.ФАЛЬКОВ

Утверждены

приказом Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 30 октября 2025 г. N 807

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

I. Общие положения

1. Реализация демографической политики является одним из приоритетных направлений государственной политики, а народосбережение - одной из базовых составляющих демографической безопасности Российской Федерации. Достижение задач по увеличению рождаемости определено национальной целью "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи", закрепленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ), среди которых особую актуальность представляют вопросы укрепления здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи, роста рождаемости, развития мотивации к многодетности.

Механизмы достижения целевых показателей Указа определены Стратегией действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. N 615-р, а основным механизмом их достижения является реализация национального проекта "Семья", в рамках которого проводятся мероприятия, направленные на поддержку института семьи, популяризацию семейных ценностей среди населения, охрану материнства и детства, поддержку старшего поколения и многодетных семей.

В рамках реализации федерального проекта "Поддержка семьи" национального проекта "Семья" реализуются мероприятия, направленные на создание инфраструктуры для студенческих и молодых семей с детьми в образовательных организациях, а также популяризацию традиционных семейных ценностей среди студенческой молодежи.

Настоящие Рекомендации по поддержке студенческих семей (далее - Рекомендации) содержат информацию о реализации семейной политики в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального и (или) высшего образования (далее соответственно - образовательная организация, организация СПО, университет), и разработаны в целях обеспечения возможности получения качественного образования обучающимися, относящимися к особому типу семей "молодая семья" и "студенческая семья" <1>, а также обучающимися с детьми, продолжения исполнения трудовых обязанностей работниками образовательных организаций, имеющих детей, а также популяризации традиционных семейных ценностей среди студенческой молодежи.

--------------------------------

<1> Пункты 2 и 2.1 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ).

В целях формирования единых подходов к реализации семейной политики в образовательных организациях Рекомендации содержат положения о стандарте семейной политики, реализуемой в образовательных организациях всех форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих обучение по образовательным программам высшего и/или среднего профессионального образования.

Рекомендации разработаны в рамках деятельности рабочей группы по поддержке студенческих семей при Минобрнауки России.

2. Рекомендации направлены на реализацию семейной политики в образовательных организациях в целях формирования единых подходов к созданию комфортной среды в образовательных организациях для получения профессионального образования обучающимися, состоящими в браке (в том числе воспитывающих детей), и исполнения трудовых обязанностей работниками образовательных организаций из числа молодых семей, состоящих в браке, в том числе с детьми.

3. Общие вопросы по реализации семейной политики в образовательных организациях направлены на:

а) внедрение единого механизма информирования обучающихся и работников образовательных организаций о мерах и программах поддержки молодых и студенческих семей;

б) популяризацию традиционных семейных ценностей среди студенческой молодежи;

в) создание доступной инфраструктуры для молодых и студенческих семей, а также матерей (отцов) с детьми из числа обучающихся и работников образовательных организаций, направленной на обеспечение получения качественного образования обучающимся с детьми, продолжения исполнения трудовых обязанностей сотрудниками образовательных организаций с детьми;

г) организация консультационной поддержки обучающихся (психологической, юридической, медицинской, карьерной), в том числе представителей молодых и студенческих семей, в профилактических целях;

д) формирование системы оценки эффективности реализации работы по сопровождению студенческих семей в образовательных организациях;

е) создание условий для привлекательности образовательной организации для потенциальных обучающихся и работников из числа молодых и студенческих семей.

4. Рекомендации определяют показатели реализации семейной политики в университетах, на основании мониторинга которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежегодно формирует рейтинг университетов в части реализации ими семейной политики. Указанные показатели включены в Лист оценки эффективности реализации семейной политики (приложение N 1 к Рекомендациям).

5. Рекомендации разработаны на основании:

Трудового кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";

Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";

Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

Федерального закона N 489-ФЗ;

Федерального закона от 13 июля 2024 г. N 179-ФЗ "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей";

Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей";

Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Стратегии молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. N 2233-р;

Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. N 615-р;

приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей";

приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2023 г. N 822 "Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на обучение за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц";

протокола заседания проектного комитета по национальному проекту "Семья" от 19 февраля 2025 г. N 1пр под председательством Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.Г. Голиковой;

протокола совещания по вопросам организации работы Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной демографической и семейной политики от 11 марта 2025 г. под председательством Председателя Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко;

Стандарта инновационной образовательной среды (кампусов), утвержденного Министром науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальковым 12 декабря 2024 г.;

методических рекомендаций по организации проживания студентов, имеющих детей, в жилых помещениях общежитий образовательных организаций высшего образования, утвержденных заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 5 сентября 2023 г.;

методических рекомендаций по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования, утвержденных заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 21 сентября 2023 г.;

методических рекомендаций по открытию в профессиональных образовательных организациях групп кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка для студенческих семей, утвержденных заместителем Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибовым 11 сентября 2023 г.;

рекомендаций по организации проживания в жилых помещениях общежитий студентов образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации 14 декабря 2023 г.

6. В Рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями:

молодая семья - лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно <2>;

--------------------------------

<2> Пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 489-ФЗ.

студенческая семья - категория молодой семьи, в которой оба лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно являются обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования <3>;

--------------------------------

<3> Пункт 2.1 Федерального закона N 489-ФЗ.

многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно <4>;

--------------------------------

<4> Пункт 1 Указа Президента РФ от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".

инфраструктура молодежной политики - система государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, иных организаций, в том числе используемых ими объектов недвижимого имущества, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, поддержку молодых семей и молодежных общественных объединений, а также реализацию основных направлений молодежной политики <5>;

--------------------------------

<5> Пункт 8 статьи 2 Федерального закона N 489-ФЗ.

профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности <6>;

--------------------------------

<6> Пункт 12 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ.

семейная политика в образовательной организации - совокупность условий для комфортного и эффективного пребывания в образовательной организации молодых (в том числе работников образовательной организации) и студенческих семей, матерей (отцов) с детьми, посредством социальной, информационной, инфраструктурной, психологической и юридической поддержки указанных категорий лиц, а также студентов, состоящих в браке, студенток в период беременности;

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров <7>;

--------------------------------

<7> Статья 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

поддержка образовательной организацией молодых и студенческих семей, а также матерей (отцов) с детьми - предоставление образовательной организацией молодым и студенческим семьям, а также матерям (отцам) с детьми из числа обучающихся и работников образовательной организации финансовой, материальной, юридической, инфраструктурной, информационной и других видов помощи, а также предоставление услуг на льготной основе;

единое окно - формат взаимодействия образовательной организации с молодыми и студенческими семьями, в целях оперативного предоставления им информации о мерах поддержки, установленных в образовательной организации, муниципальных, региональных и федеральных мерах поддержки, а также оказания возможного содействия в получении мер поддержки;

комната матери и ребенка - специально оборудованное помещение, которое может использоваться в учебное время работниками по присмотру и уходу за детьми, обучающимися образовательной организации или их доверенными лицами для кормления, проведения гигиенических процедур и переодевания ребенка (детей) <8>;

--------------------------------

<8> Методические рекомендации по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования, утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 21 сентября 2023 г.

группа кратковременного пребывания детей - набор помещений, которые могут использоваться в дневное время работниками по присмотру и уходу за детьми, обучающимися образовательной организации или их доверенными лицами для кратковременного пребывания (до 4-х часов) детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в которых не предусмотрена организация питания детей <9>;

--------------------------------

<9> Методические рекомендации по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования, утвержденные заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 21 сентября 2023 г.

пособие по беременности и родам - государственное пособие, которое обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов <10>;

--------------------------------

<10> Статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенных для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <11>;

--------------------------------

<11> Статья 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

отпуск по беременности и родам - период нетрудоспособности в связи с беременностью и родами;

индивидуальный учебный план (график) - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося <12>.

--------------------------------

<12> Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

II. Рекомендации к реализации семейной политики

в образовательной организации

7. Семейную политику рекомендуется реализовывать в образовательных организациях посредством создания комфортных условий для молодых и студенческих семей, в том числе с детьми, в части формирования необходимой инфраструктуры, оказания мер поддержки, проведения информационной и разъяснительной работы.

8. В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой полномочия по реализации семейной политики в образовательных организациях закреплены за проректором по молодежной политике и воспитательной деятельности/проректором по социальной работе в университете и заместителем руководителя в организации СПО <13>.

--------------------------------

<13> Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 14 июня 2024 г. N 2пр.

Полномочия с четким определением обязанностей и функций проректора университета/заместителя руководителя организации СПО и работников, находящихся в его подчинении и осуществляющих работу по реализации семейной политики, рекомендуется закрепить локальным нормативным актом (далее - НА) образовательной организации.

9. В целях обеспечения выполнения поручения, указанного в абзаце первом пункта 8 Рекомендаций, рекомендуется провести аудит действующих НА образовательной организации и при необходимости дополнить и (или) актуализировать их содержание.

10. Важной целью реализации семейной политики в образовательной организации является создание:

а) благоприятного предметно-пространственного окружения (создание необходимой инфраструктуры);

б) поведенческой среды (формирование норм общения с представителями семей и обучающимися образовательных организаций в части семейной и демографической политики, принятие единой позиции руководства и сотрудников образовательной организации в части трансляции традиционных семейных ценностей, конструктивное взаимодействие с представителями семей и с обучающимися образовательных организаций);

в) событийного окружения (регулярное проведение информационно-просветительских мероприятий в образовательной организации, направленных на популяризацию традиционных семейных ценностей, в том числе, формирование уважительного отношения к материнству, отцовству и старшему поколению, а также информирование обучающихся о всевозможных мерах поддержки, приглашение в образовательную организацию представителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за реализацию семейной и демографической политики);

г) информационно-культурного окружения (единый стиль предоставления информации о семейной и демографической политике в Российской Федерации, приобщение студентов и работников образовательной организации к семейным ценностям посредством размещения плакатов на информационных стендах в образовательной организации, размещения информации на официальных ресурсах образовательной организации).

III. Рекомендуемый формат реализации семейной политики

в университетах

11. Под реализацией семейной политики в университете рекомендуется определять совокупность условий для обеспечения получения качественного образования обучающихся, относящихся к категориям "молодая семья", "студенческая семья", матерей (отцов) с детьми, продолжения исполнения трудовых обязанностей работниками с детьми, а также комфортного и эффективного пребывания в университете молодых и студенческих семей, в том числе с детьми. Реализуется посредством материальной, информационной, инфраструктурной, и иных видов поддержки.

При формировании перечня мер поддержки молодых и студенческих семей и обучающихся с детьми, рекомендуется, в первую очередь, уделять внимание обучающимся очной формы обучения в связи с тем, что указанная категория является наиболее социально незащищенной. Вместе с этим рекомендуется предусмотреть работу по информационному сопровождению следующих категорий:

а) обучающиеся из числа студенческих семей (в том числе с детьми);

б) матери (отцы) с детьми;

в) иностранные граждане из числа студенческих семей, где один или оба супруга являются обучающимися одного университета;

г) представители молодых семей с детьми из числа работников.

12. В соответствии со Стратегией действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. N 615-р, для реализации семейной политики в университетах внедряется система (формат) "единого окна" по решению вопросов поддержки студенческих семей и молодых матерей (отцов) с детьми.

Формат "единого окна" может быть реализован в университете в одном из следующих вариантов:

а) создание отдельного структурного подразделения университета или информационного центра;

б) наделение дополнительными функциями существующих структурных подразделений университета (МФЦ, информационные окна, центры социальной поддержки, клубы молодых семей);

в) включение в трудовые обязанности работника образовательной организации трудовых функций, связанных с информированием обучающихся и (или) сотрудников о доступных мерах социальной поддержки; обеспечением взаимодействия со структурными подразделениями образовательной организации, оказывающими различные виды поддержки, профильными исполнительными органами субъектов Российской Федерации и иными органами и организациями; ведением количественного и качественного учета молодых и студенческих семей.

13. В рамках реализации формата "Единое окно" рекомендуется выполнять следующие функции:

а) взаимодействие со структурными подразделениями университета и иными структурами, оказывающими различные виды поддержки молодым и студенческим семьям, такими как:

профсоюз обучающихся/работников (в части представления интересов обучающихся/сотрудников, обеспечения денежных выплат);

имущественный комплекс в зависимости от наименования и формы организации (в части предоставления семейных блоков в общежитиях, открытия инфраструктурных объектов для молодых и студенческих семей на территории образовательной организации);

бухгалтерия (в части назначения выплат и компенсаций);

управление по молодежной политике, органы студенческого самоуправления, институт старост (в части оказания информационной поддержки, проведения просветительской работы, организации культурно-массовых мероприятий);

центры профориентации и карьеры (в части реализации программ повышения квалификации и программ профессионального переобучения, организации стажировок, помощи в трудоустройстве);

психологическая служба (в части оказания психологической поддержки, проведения консультаций, психологических тренингов и иных обучающих программ);

юридическая клиника (в части проведения консультаций по правовым вопросам);

иные структурные подразделения образовательной организации - оказание информационной поддержки, проведение просветительской работы и иные задачи исходя из специфики структурного подразделения;

б) ведение учета молодых и студенческих семей в целях организации работы с молодыми и студенческими семьями по предоставлению им услуг и мер поддержки на уровне субъекта Российской Федерации и образовательной организации, своевременного предоставления информации в Минобрнауки России в рамках проведения аналитической работы (мониторинга), а также посредством нахождения специалистов "единого окна" на связи с представителями молодых и студенческих семей университета, организации информационной работы по ознакомлению с деятельностью "единого окна" и доступными мерами поддержки молодых и студенческих семей, а также при необходимости организации просветительской работы, направленной на популяризацию семейных ценностей;

в) аккумуляция актуальной информацией о существующих мерах поддержки, а также взаимодействие с Минобрнауки России и региональными органами власти, в том числе:

специалистам "единого окна" рекомендуется осуществлять взаимодействие с Департаментом государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, а также с представителями региональных органов публичной власти и организациями, реализующими меры поддержки молодых и студенческих семей, для получения консультационной помощи и решения текущих вопросов по предоставлению мер поддержки и услуг;

специалистам "единого окна" рекомендуется осуществлять консультирование представителей молодых и студенческих семей университета о мерах поддержки и услугах, доступных на следующих уровнях:

федеральном уровне (государственные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, меры, направленные на улучшение жилищных условий);

региональном уровне (региональные выплаты и пособия, социальные услуги, предоставление мест в дошкольных учреждениях);

муниципальном уровне (выплаты, единовременная материальная помощь, натуральная помощь);

на уровне университета.

В целях выстраивания работы по взаимодействию с представителями органов власти Минобрнауки России разработана примерная схема взаимодействия образовательной организации с федеральными и региональными органами исполнительной власти (приложение N 2 к Рекомендациям).

IV. Рекомендуемый формат реализации семейной политики

в организациях СПО

14. Под реализацией семейной политики в организациях СПО рекомендуется определять совокупность условий для обеспечения получения качественного образования обучающихся, относящихся к категориям "молодая семья", "студенческая семья", матерей (отцов) с детьми, продолжения исполнения трудовых обязанностей работниками профессиональных образовательных организациях с детьми, а также комфортного и эффективного пребывания в профессиональных образовательных организациях молодых и студенческих семей, в том числе с детьми.

Реализацию семейной политики в организациях СПО рекомендуется осуществлять посредством материальной, информационной, инфраструктурной и иных видов поддержки.

При реализации семейной политики в организациях СПО рекомендуется внедрять следующие форматы:

индивидуальный учебный план и выбор формата обучения (включая дистанционный), что позволит студенческим семьям комфортно продолжать образование даже в периоды, когда ребенку требуется постоянный уход и внимание;

организация системной просветительской работы, включающая лекции и семинары по основам семейной психологии, здоровым отношениям, коммуникации, конфликтологии, вопросам родительства и правовым аспектам семейной жизни, а также организацию дискуссионных площадок и клубов для обмена опытом и поддержки среди студентов, создающих или планирующих создать семью;

организация факультативных занятий по семейному воспитанию, семейной педагогике, этике семейных отношений и основам детской психологии, а также проведение бесед со студентами профессиональных образовательных организаций о семейных ценностях на занятиях;

информирование о действующих мерах поддержки молодых студенческих семей в рамках "единого окна" в образовательных организациях для централизованного информирования, обеспечения доступности и прозрачности информации (социальная помощь, психолого-педагогическое сопровождение, гибкие формы обучения для родителей);

внедрение механизмов поощрения для руководителей и педагогов профессиональных образовательных организаций, которые активно разрабатывают и реализуют программы, направленные на укрепление семейных ценностей и поддержку института брака;

включение мер по формированию семейной политики и поддержке студенческих семей в перечень показателей эффективности руководителей и сотрудников, такие как проведение классных часов и индивидуальных бесед со студентами по вопросам семейного воспитания.

Мониторинг и оценка эффективности действующих и вводимых мер поддержки студенческих семей рекомендуются осуществлять посредством проведения опросов студенческих семей, сотрудников из числа молодых семей, а также анализа успеваемости и вовлеченности студентов, пользующихся поддержкой.

В перечень критериев оценки эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций рекомендуется включать показатели, отражающие реализацию мер по созданию условий для формирования семейной политики и оказания поддержки студенческим семьям, что будет соответствовать реализации государственной политики, направленной на укрепление института семьи и стимулирование демографических процессов.

V. Виды поддержки молодых и студенческих семей

образовательных организаций

15. В целях своевременного получения молодыми и студенческими семьями мер социальной поддержки и иных видов помощи, установленных в образовательной организации, а также на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, образовательной организацией выстраивается взаимодействие с органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, экономического развития субъекта Российской Федерации и иными органами и организациями, предоставляющими помощь, востребованную в студенческой среде.

16. Социальная и материальная поддержка:

а) на федеральном уровне:

государственные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка: пособие по беременности и родам, предоставляемое за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов (84 дня - в случае многоплодной беременности) и 70 календарных дней после родов (86 дней - в случае осложненных родов и 110 дней - при рождении двух и более детей);

единовременное пособие при рождении ребенка, предоставляемое одному из родителей (если оба родителя обучаются, то пособие назначается и выплачивается территориальным органом Социального фонда России, если один из родителей работает, то пособие назначается и выплачивается по месту работы);

ежемесячное пособие по уходу за ребенком, предоставляемое матери или отцу, фактически осуществляющим уход за ребенком (если родитель обучается, то пособие назначается и выплачивается территориальным органом Социального фонда России, если родитель работает, то пособие назначается и выплачивается по месту работы, в случае выхода на работу или продолжения обучения ранее достижения ребенком возраста 1,5 лет сохраняется право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (единое пособие), предоставляемое гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации (беременным женщинам, вставшим на учет в медицинской организации до 12 недель беременности; одному из родителей детей в возрасте до 17 лет);

государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, который оформляется гражданам Российской Федерации на момент рождения ребенка - гражданина Российской Федерации по рождению в беззаявительном порядке на основании сведений о рождении, поступивших в территориальный орган Социального фонда России из Единого государственного реестра ЗАГС;

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) ребенка в возрасте до 3 лет из средств материнского (семейного) капитала, предоставляемая при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратной величины прожиточного минимума на душу населения;

б) на региональном и муниципальном уровнях:

консультирование по мерам социальной поддержки, установленным в субъекте Российской Федерации, социальных услугах, способах их получения осуществляется в формате "единого окна" с учетом организованного взаимодействия с исполнительными органами субъектов Российской Федерации (письмо Минтруда России от 17 января 2025 г. N 27-4/10/В-506);

Для организации в образовательной организации консультаций по предоставляемым мерам поддержки рекомендуется:

определить совместно с органами социальной защиты населения уполномоченную организацию социального обслуживания (или несколько при наличии в образовательной организации нескольких форматов "единого окна" в территориально удаленных корпусах образовательной организации), заключить с ней соглашение о взаимодействии (далее - социальная организация);

организовать систематический обмен информацией между специалистами "единого окна" и работниками социальной организации по ключевым вопросам предоставления мер социальной поддержки;

организовать при необходимости периодические консультации работников социальной организации в университете с одновременным приемом ими заявлений на получение мер поддержки, на признание нуждающимися в социальном обслуживании в целях получения социальных услуг. Аналогичные приемы могут проводиться с представителями органов и организаций иной ведомственной принадлежности, включая органы социального обслуживания, в том числе службы/отделы организаций социального обслуживания - Семейные многофункциональные центры, с целью оказания содействия в реализации иных прав молодых и студенческих семей.

В целях своевременного получения молодыми и студенческими семьями мер поддержки, установленных в образовательной организации, а также на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, образовательной организацией рекомендуется выстраивать взаимодействие с органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования, экономического развития субъекта Российской Федерации и иными органами и организациями, предоставляющими помощь, востребованную в студенческой среде.

Образовательным организациям рекомендуется обеспечить оказание помощи молодым и студенческим семьям специалистами "единого окна" в подготовке документов для получения тех или иных мер поддержки и услуг;

в) на уровне образовательной организации:

материальная (финансовая) поддержка - любые периодические и единовременные выплаты молодым и студенческим семьям, матерям (отцам) с детьми, различные виды компенсации расходов или предоставление скидок на обучение (в том числе перевод с платного на бесплатное обучение).

Возможные виды материальной поддержки:

перевод с платного обучения на бесплатное женщин, родивших в период обучения, порядок и условия которого определены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2023 г. N 822 <14>. скидки на обучение для обучающихся с детьми при отсутствии возможности перевода на бюджетное место;

--------------------------------

<14> Приказ Минобрнауки России от 28 августа 2023 г. N 822 "Об утверждении порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на обучение за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов либо за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц".

единовременная выплата женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Размер и порядок получения выплаты образовательная организация определяет самостоятельно. Источник финансирования выплаты - внебюджетные источники. В случае, если в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположена образовательная организация предусмотрена соответствующая выплата, данная мера поддержки может не распространяться на студенток, реализовавших свое право на выплату в рамках законодательства субъекта Российской Федерации;

единовременная выплата при рождении ребенка женщинам, родившим в период обучения. Размер и порядок получения выплаты образовательная организация определяет самостоятельно. Источник финансирования выплаты - внебюджетные источники;

единовременная выплата обучающимся при заключении брака. Размер и порядок получения выплаты образовательная организация определяет самостоятельно. Источник финансирования выплаты - внебюджетные источники;

систематические выплаты студенческим семьям и обучающимся с детьми. Размер, периодичность и порядок получения выплат образовательная организация определяет самостоятельно. Источник финансирования выплат внебюджетные источники;

компенсация стоимости лечения или медикаментов студенческим семьям и обучающимся с детьми. Рекомендуется предусмотреть указанный вид поддержки в заявительном формате. Размер компенсации рекомендуется определить в размере не менее 30% стоимости фактических затрат;

компенсация стоимости или льготное предоставление путевок в санатории или дома отдыха студенческим семьям и обучающимся с детьми. Рекомендуется предусмотреть указанный вид поддержки в заявительном формате. Размер компенсации рекомендуется определить в размере не менее 30% стоимости фактических затрат;

предоставление бесплатных медицинских услуг (в формате дополнительного медицинского страхования) молодым и студенческим семьям и обучающимся с детьми. Порядок получения указанной меры поддержки образовательная организация определяет самостоятельно. Источник финансирования: внебюджетные источники;

Образовательной организации рекомендуется разработать типовую форму заявления и определить перечень документов, необходимых для получения материальной поддержки для студенческих семей и проинформировать обучающихся о соответствующих возможностях.

17. Инфраструктурная поддержка.

Под инфраструктурной поддержкой понимается предоставление молодым и студенческим семьям, матерям (отцам) с детьми жилья/мест в общежитиях; доступа в комнату матери и ребенка и (или) группу кратковременного пребывания детей и предоставление дополнительных услуг, предусмотренных инфраструктурой образовательной организации.

Виды инфраструктурной поддержки:

а) функционирование комнаты матери и ребенка и (или) группы кратковременного пребывания детей (далее - КМИР, ГКПД).

В целях создания КМИР и (или) ГКПД для молодых и студенческих семей в образовательной организации рекомендуется провести следующие мероприятия:

утвердить локальные НА или внести изменения в действующие НА образовательной организации, регламентирующие требования, порядок создания, механизм финансирования и функционирования КМИР и (или) ГКПД для молодых и студенческих семей, матерей (отцов) с детьми в образовательной организации;

утвердить Положение о КМИР и (или) ГКПД;

подготовить помещения на территории образовательной организации для размещения КМИР и (или) ГКПД;

предусмотреть кадровое обеспечение деятельности ГКПД;

обеспечить информационное сопровождение открытия КМИР и (или) ГКПД, созданных для молодых и студенческих семей, матерей (отцов) с детьми в образовательной организации, в том числе с привлечением средств массовой информации;

предусмотреть регулирование взаимоотношений между работниками, оказывающими присмотр и уход за детьми, и родителями (законными представителями) соответствующим договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе оказания услуги, длительность пребывания ребенка, а также (при необходимости) расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги по присмотру и уходу за детьми.

В образовательных организациях, в которых создаются КМИР и (или) ГКПД для молодых и студенческих семей, матерей (отцов) с детьми, рекомендуется осуществлять деятельность в соответствии с санитарными требованиями и нормативами, гигиеническими и иными требованиями, установленными на федеральном уровне.

Сотрудников ГКПД рекомендуется набирать из числа совершеннолетних граждан, отвечающих требованиям профессионального стандарта "Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 769н.

Полный перечень требований к организации и функционированию КМИР и (или) ГКПД изложен в "Методических рекомендациях по открытию групп кратковременного пребывания детей и/или комнат матери и ребенка для студенческих семей в образовательных организациях высшего образования", утвержденных заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 21 сентября 2023 года.

Дополнительные возможности функционирования ГКПД для образовательных организаций:

консультационная работа с молодыми и студенческими семьями, обучающимися с детьми по вопросам воспитания и развития детей, выстраиванию детско-родительских отношений. Такая работа может быть организована в формате "Школа молодых родителей".

группа продленного дня (далее - ГПД) - это форма организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, предназначенная для оказания помощи семье в воспитании и развитии детей, а также для создания условий для их досуга после окончания уроков. Это форма присмотра и ухода за детьми, чьи родители заняты на работе. ГПД обычно существует для обучающихся начальной школы (с 1 по 4 класс).

В рамках пребывания детей в ГПД образовательной организацией рекомендуется создавать условия для выполнения домашних заданий, организации досуга и развития творческих способностей детей в безопасной и контролируемой среде.

Посещение ГПД для детей работников и обучающихся образовательной организации осуществляется на безвозмездной основе, для детей партнеров образовательной организации или горожан может осуществляться на льготной коммерческой основе.

Преимущества ГПД на базе образовательной организации:

работа группы до 18.00 ежедневно;

подготовка домашних заданий под руководством педагога;

развитие творческих способностей ребенка в процессе игр и дополнительных занятий;

соблюдение режима и дисциплины;

безопасное время препровождение, под присмотром квалифицированных педагогов;

ранняя профориентация.

Для работы со школьниками в рамках функционирования ГПД рекомендуется привлекать обучающихся образовательной организации по педагогическим направлениям подготовки;

организация дополнительных платных занятий с педагогом-дефектологом - специалистом в области коррекционной педагогики, работающего с детьми с различными нарушениями психофизического развития, особенностями поведения и обучения.

Дефектолог работает с детьми, у которых имеются нарушения речи, задержка психического развития, нарушения слуха и зрения, расстройства аутистического спектра, интеллектуальные и двигательные нарушения, комплексные нарушения.

На базе ГКПД в образовательной организации можно предоставлять дополнительные платные услуги (в случае, если соответствующие полномочия установлены в уставе образовательной организации) педагога-дефектолога, как групповые, так и индивидуальные.

Педагог-дефектолог может осуществлять обследование детей с целью определения структуры и компонентов нарушений развития, проводит коррекционные, коррекционно-развивающие занятия, которые направлены на исправление или ослабление нарушений в развитии и восстановление функциональных особенностей, усвоение программного материала и перенос сформированных на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.

Занятия строятся с использованием традиционных и инновационных технологий обучения, развития и воспитания.

Дефектолог осуществляет консультации и проводит беседы с родителями детей с особыми образовательными потребностями;

дополнительная развивающая программа "Актерское мастерство для малышей".

В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Занятия можно проводить в утренние часы (до обеда) и в выходные дни;

дополнительная развивающая программа "Вокал для детей". Программа вокала для дошкольников не только развивает музыкальные способности, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка, закладывая основу для его будущих успехов в жизни. Занятия можно проводить в утренние часы (до обеда) и в выходные дни;

дополнительная развивающая программа "Основы бального танца". Обучение по дополнительной общеразвивающей программе "Основы бального танца" способствует музыкально-ритмическому, пластическому, спортивно-физическому, этическому и художественно-эстетическому развитию ребенка в возрасте от 3-х лет. Занятия можно проводить в утренние часы (до обеда) и в выходные дни;

организация платных занятий с педагогом-психологом, предполагающие:

психодиагностику:

детско-родительских и семейных отношений;

уровня психического развития ребенка;

диагностика особенностей поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

наличие навыков коллективного взаимодействия;

развивающий блок:

развитие познавательной сферы: память, речь, воображение, мышление, восприятие;

навыков просоциального поведения;

умения взаимодействовать в коллективных деятельности;

развитие самостоятельности, дисциплины, организованности;

коррекционно-развивающий блок:

коррекция познавательных способностей;

коррекция черт личности и поведения;

формирование самооценки.

"Школа выходного дня" - комплексная подготовка ребенка к школе, не только умственно, но и эмоционально. Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 урока. Малокомплектные группы позволяют полноценно вовлечь обучающихся в деятельность: педагог организует работу так, чтобы они сами "додумались" до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности.

18. Организация проживания обучающихся, имеющих детей, в жилых помещениях общежитий образовательных организаций.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона N 273-ФЗ жилые помещения в общежитиях предоставляются в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Образовательной организации, при формировании порядка предоставления мест в общежитии, рекомендуется установить преимущественное право на предоставление мест в общежитии обучающимся, имеющим детей <15>, при удовлетворении всех вышеуказанных социальных категорий обучающихся, а в случае наличия в семье обучающихся представителя таких категорий - в приоритетном порядке по отношению ко всем нуждающимся в общежитии.

--------------------------------

<15> Перечень поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2023 г. N Пр-826 по итогам совещания о мерах по повышению рождаемости в Российской Федерации 1 марта 2023 г.

Для обучающихся рекомендуется также предусмотреть следующие меры поддержки при проживании в общежитии:

предоставление жилых помещений квартирного или блочного типа, позволяющие сформировать семейный быт;

предоставление жилых мест в общежитиях, оборудованных соответствующим инвентарем (кроватка, пеленальный столик и др.), для студенческих семей и обучающихся с детьми без взимания платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и коммунальные услуги в общежитии;

предоставление возможности оформления временной регистрации;

предоставление возможности многодневного гостевого режима для близких родственников (мать, отец), оказывающих помощь по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет <16>;

--------------------------------

<16> Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 14 июня 2024 г. N 2пр.

образовательным организациям, находящимся в одном муниципальном образовании, рекомендуется заключить соглашение (соглашение между организациями, за которыми закреплены жилые помещения в общежитиях, и организациями, в которых проходят обучение лица, являющиеся членами семьи, имеющей детей) о предоставлении обучающимся, имеющим детей, специализированных мест в общежитии образовательной организации;

для обучающихся, имеющих детей, проживающих в общежитиях, рекомендуется выделять помещения для хранения детских колясок (самокатов, велосипедов и другого детского инвентаря).

Образовательная организация, в соответствии с подпунктом "о" пункта 1 части 2 статьи 29 Закона об образовании, размещает на своем официальном сайте информацию о наличии и об условиях предоставления мест в жилых помещениях общежитий семьям обучающихся. Данная информация может быть доведена до сведения молодых и студенческих семей, в том числе, посредством аккаунтов и страниц образовательной организации в социальных сетях и мессенджерах, а также центров "единого окна".

Полный перечень требований к организации проживания изложен в Методических рекомендациях по организации проживания студентов, имеющих детей, в жилых помещениях общежитий образовательных организаций высшего образования, утвержденных заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации О.В. Петровой 5 сентября 2023 года.

19. Предоставление льготного или бесплатного доступа к инфраструктуре образовательной организации, например, пользование спортивными площадками образовательной организации и комплексами (бассейном, тренажерным залом), а также лечебно-оздоровительными объектами. Перечень, график и порядок посещения каждой образовательной организацией определяется самостоятельно и закрепляется локальным НА.

20. Психологическая поддержка.

Для обеспечения комфортных условий для обучающихся, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в образовательных организациях создаются психологические службы. Специалисты психологических служб помогают в адаптации и профориентации обучающихся, обеспечивают получение ими психологической помощи и поддержки, а также оказывают психологическую помощь сотрудникам образовательных организаций.

Рекомендуется предусмотреть возможность на базе психологической службы предоставление психологической помощи по вопросам: конфликты в семье, сложности в адаптации к новому социальному статусу, психологическая неготовность к созданию семьи и рождению ребенка, и другим вопросам, связанным с семейным статусом обучающихся, а также педагогических и иных работников образовательной организации, в том числе имеющих детей.

В целях сохранения психологического и психического здоровья обучающихся, Минобрнауки России с 25 февраля 2022 г. организована круглосуточная федеральная горячая линия психологической и правовой поддержки, а также 71 региональная горячая линия по оказанию психологической помощи студенческой молодежи. В связи с чем помимо психологической помощи в образовательной организации за помощью можно обратиться по телефону горячей линии.

21. Юридическая поддержка.

Основной задачей юридических клиник, создаваемых на базе образовательных организаций, является обеспечение качественной юридической помощи гражданам и востребованность выпускников на рынке труда.

В этой связи принцип социальной значимости деятельности юридических клиник имеет высокий приоритет.

Оказание представителям молодых студенческих семей юридической помощи на базе юридических клиник образовательных организаций позволит снизить ряд семейных и демографических проблем в молодежной среде.

Юридические клиники могут оказывать юридическую помощь по вопросам заключения и расторжения брака, установления места жительства детей, социальным выплатам и оформлению юридических документов, и другим вопросам.

22. Информационная поддержка.

В рамках реализации формата "единого окна" с молодыми и студенческими семьями, а также обучающимися образовательных организаций может проводиться информационная работа на регулярной основе. К инструментам информационной работы могут относиться:

проведение представителями руководящего состава образовательной организации (ректор, проректор, советник директора), специалистами "единого окна" и структурных подразделений, реализующих меры поддержки, а также специалистами исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, экономического развития и иных органов и организаций встреч со студенческими семьями;

информационная кампания через информационные ресурсы образовательной организации, в том числе размещение информации на официальном сайте образовательной организации (официальный сайт, аккаунты и страницы в социальных сетях и мессенджерах, чат-боты);

просветительская работа по вопросу участия в мероприятиях, направленных на популяризацию семейных ценностей и проектах, реализуемых органами власти и иными участниками реализации молодежной политики, а также проведение мероприятий на уровне образовательной организации с привлечением профильных специалистов из штата образовательной организации (социологи, психологи);

профилактическая и пропедевтическая работа, которая включает в себя информирование студенческой молодежи (будущих родителей) о действующих программах и мерах поддержки для молодых и студенческих семей, а также информирование об инструментах решения конкретных жизненных ситуаций (здоровьесбережение, материальное благополучие, занятость на рынке труда, заключение социального контракта, развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, ситуации семейного кризиса и развода). В рамках данной работы, в том числе, рекомендуется осуществлять информирование студенток о необходимости ранней постановки на учет в медицинской организации (до 12 недель беременности). При необходимости рекомендуется организовать посредством "единого окна" взаимодействие с исполнительными органами субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Кроме этого, в рамках реализации указанных форматов рекомендуется привлекать партнеров из числа финансовых и некоммерческих организаций, государственных корпораций, реализующих различные программы поддержки молодых семей (например, бесплатная программа "Банка ВТБ (публичное акционерное общество) поддержки будущих мам и детей).

В рамках реализации формата "единого окна" в образовательной организации для студенческих семей организуются указанные мероприятия, а также оказывается помощь в подаче заявок и материалов на участие в проектах и мероприятиях.

23. Иные виды поддержки.

Среди возможных мер поддержки молодых и студенческих семей и обучающихся с детьми, исходя из возможностей образовательной организации, рекомендуется предусмотреть:

- оказание услуг на льготной или бесплатной основе, в том числе проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий на базе инфраструктуры образовательной организации;

- оказание медицинских услуг и услуг диспансеризации в подведомственных организациях;

- предоставление бесплатных билетов на посещение парка аттракционов, театров, кинотеатров;

- использование различных страховых программ для членов студенческих семей, в том числе страхование от несчастных случаев, дополнительное медицинское страхование;

- предоставление дополнительных отпусков или выходных, например, предоставление академического отпуска при рождении ребенка с сохранением социальной стипендии; предоставление свободного посещения занятий матерям, обучающимся с детьми; перевод на индивидуальный план обучения молодых мам;

- предоставление праздничных или разовых подарков, а также организация мероприятий для членов студенческих семей, например, предоставление во временное пользование бытовой техники, мягкой мебели, кроваток, колясок, оборудования для сушки белья; предоставление детской одежды, гигиенических средств, детской литературы и игрушек на безвозвратной основе; формирование наборов первоклассника (канцелярские товары, школьная форма); волонтерская помощь молодым мамам по их заявкам (покупка продуктов, уборка, игры с детьми).

VI. Реализация просветительских и досуговых мероприятий

по популяризации семейных ценностей среди обучающихся,

в том числе представителей студенческих семей и обучающихся

с детьми

24. Рекомендуется запланировать проведение просветительских мероприятий по популяризации семейных ценностей среди обучающихся в рамках календарного плана воспитательной деятельности. Среди возможных форматов проведения могут быть:

а) просветительские лекции, тренинги, диалоги с экспертами по популяризации семейных ценностей.

К проведению лекций и тренингов рекомендуется привлекать экспертов в области семейных отношений, психологов, репродуктологов, представителей исполнительной и законодательной власти, федеральных и региональных тренеров, лекторов Российского общества "Знание", представителей духовенства.

Лекции могут быть посвящены следующим темам: семейные ценности, готовность к вступлению в брак, решение конфликтов в семье, психологические аспекты внутрисемейных отношений, финансовая грамотность, федеральные, региональные и университетские меры поддержки молодых студенческих семей;

б) тематические выставки по популяризации института семьи, популяризации семейных ценностей.

Проведение выставок может быть организовано в следующих форматах: выставка фоторабот, выставка картин, выставка семейных реликвий, выставка семейного творчества, выставки рисунков детей студентов образовательной организации. Тематика выставочного пространства должна быть связана с популяризацией института семьи. Целью выставок рекомендуется определять укрепление и сплочение семьи, популяризация семейных ценностей в молодежной среде;

в) встречи-беседы, кураторские часы, сборы актива, заседания клубов, просветительские беседы.

На мероприятиях данных форматов следует поднимать аспекты популяризации семейных ценностей, разъяснять отдельные темы (по запросу обучающихся), касающиеся развития института семьи и семейных отношений. Мероприятия рекомендуется проводить в малых группах для более тщательной проработки запросов студентов о получении информации по конкретным интересующим их вопросам касательно семейной политики;

г) мероприятия спортивной направленности, пропагандирующие здоровый образ жизни, активный семейный отдых, ценность совместного семейного досуга.

Мероприятия массового характера для студенческой молодежи, студенческих семей и матерей (отцов) с детьми рекомендовано проводить на свежем воздухе, преимущественно в выходной день с целью организации пространства семейного праздника, Целью мероприятий рекомендуется определять семейное сплочение, популяризацию семейных ценностей и активного семейного досуга;

д) конкурсы различной направленности, целью которых является популяризация семейных ценностей.

К проведению мероприятий рекомендуется привлекать студенческие семьи, студенческие семьи с детьми, студенческую молодежь. Форматы конкурсов выбираются образовательной организацией самостоятельно, исходя из запроса студенческой аудитории. Целью проведения конкурсов является популяризация традиционных семейных ценностей, рождение первого ребенка в студенческие годы (для этого предусматриваются специальные номинации для молодых студенческих семей с детьми);

е) мероприятия, приуроченные к датам всероссийских семейных праздников: День защиты детей, День семьи, любви и верности, День матери, День отца, День молодежи, которые приурочены к главным семейным праздникам России популяризируют семейные ценности, сплоченность общества вокруг идеи традиционных семейных ценностей и семьи как важного института государства;

ж) медиапроекты в социальных сетях образовательной организации.

Медиапроекты представляют собой серию публикаций в социальных сетях университета. Цель проектов - популяризация семейных ценностей, продвижение идеи создания семьи и рождения детей в студенческие годы. Преимущества проекта - большой охват целевой (молодежной) аудитории.

Образовательной организации рекомендуется проводить с обучающимися регулярную работу по информированию обучающихся о возможности участия во всероссийских мероприятиях для студенческих семей, а также в мероприятиях, направленных на сохранение и популяризацию традиционных семейных ценностей в студенческой среде, формируемых в рамках реализации федерального проекта "Поддержка семьи" национального проекта "Семья" (Всероссийский конкурс "Семья года", Всероссийский конкурс семей "Это у нас семейное", ежегодные просветительские мероприятия Минобрнауки России для студенческих семей и обучающихся с детьми, мероприятия Межвузовского плана по популяризации семейных ценностей, мероприятия для молодых семей в рамках деятельности Росмолодежи), а также проектах и мероприятиях Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых" и иных общественных организаций, направленных на работу с молодыми и студенческими семьями и популяризацию традиционных семейных ценностей.

VII. Размещение информации о реализации семейной политики

в образовательной организации

25. Информацию о реализации семейной политики рекомендуется размещать на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с указанием следующей информации:

- общий перечень мер поддержки, реализуемых образовательной организацией, по которым можно получить консультацию (например, денежные выплаты, единовременная материальная помощь, предоставление семейных комнат в общежитии);

- контактные данные структуры/специалистов, оказывающих помощь в получении мер поддержки (адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, часы работы);

- иная информация на усмотрение образовательной организации (можно дать ссылки на ресурсы с перечнем федеральных или региональных мер поддержки; для университетов - на страницу Минобрнауки России, посвященную "единому окну": https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/year_family/window/; ссылки на нормативные акты)

26. Информацию о реализации семейной политики рекомендуется размещать в отдельно сформированном разделе, или существующих тематических разделах, посвященных социальной поддержке обучающихся и сотрудников образовательной организации.

Дополнительно о реализации семейной политики можно проинформировать сотрудников и обучающихся посредством:

- деятельности органов студенческого самоуправления образовательной организации/профсоюзных организаций и института старост;

- инструментов визуального оформления (информационные стенды, памятки);

- размещения информации в аккаунтах и на страницах в социальных сетях и мессенджерах образовательной организации;

- деятельности профильных структур и объединений в образовательной организации (клубы молодых семей, деканаты, центры социальной поддержки);

- проведения встреч ректора и проректора, а также руководителей профильных структурных подразделений, курирующих направления по мерам поддержки (например, психологами, юристами и иными специалистами образовательной организации) с молодыми и студенческими семьями.

Допускается создание информационного ресурса для дистанционного информирования представителей образовательной организации посредством горячей линии, разработки мобильных приложений, чат-ботов.

Приложение N 1

к Рекомендациям по поддержке

студенческих семей, утвержденных

приказом Министерства науки и высшего

образования Российской Федерации

от 30 октября 2025 г. N 807

ЛИСТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

N п/п

Наименование показателя

Отметка о наличии

Источник данных, подтверждающий исполнение показателя

1

Полномочия по сопровождению студенческих семей и обучающихся с детьми закреплены за проректором университета/заместителем руководителя организации СПО локальным нормативным актом образовательной организации

да - 1 балл/нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации о закреплении указанных полномочий и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

2

В образовательной организации предусмотрены меры материальной поддержки студенческих семей и обучающихся с детьми

да - 1 балл/нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации, закрепляющий меры материальной поддержки студенческих семей и обучающихся с детьми, и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

3

В образовательной организации предусмотрены меры материальной поддержки молодых семей из числа АУП и ППС

да - 1 балл/нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации, закрепляющий меры материальной поддержки молодых семей из числа АУП и ППС, и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

4

В образовательной организации выстроен механизм информирования/консультирования (в том числе в формате "единого окна") представителей молодых и студенческих семей о мерах поддержки, реализуемых на всех уровнях (федеральный, региональный, уровень образовательной организации)

да - 1 балл/нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации, закрепляющий за структурным(и) подразделением(ями) полномочий информирования/консультирования представителей молодых и студенческих семей, и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

5

В образовательной организации создана доступная инфраструктура для молодых семей с детьми (группа кратковременного пребывания детей (ГКПД)/комната матери и ребенка (КМИР)/детский сад/иные учреждения дошкольного образования в структуре образовательной организации)

Да, более одной ГКПД в образовательной организации (включая филиалы) - 5 баллов за каждую ГКПД;

Да, более одной КМИР в образовательной организации (включая филиалы) - 4 балла за каждую КМИР;

Да, одна КМИР и/или ГКПД - 3 балла;

Да, одна КМИР или ГКПД - 2 балла

Нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации о КМИР/ГКПД/детском саде/ином учреждении и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

При наличии детского сада, иного учреждения дошкольного образования за данный пункт добавляется 5 баллов

6

В образовательной организации созданы условия для молодых и студенческих семей, испытывающих потребность в совместном проживании (предоставляются семейные комнаты в общежитии, оказывается помощь в аренде жилых помещений)

Да, предоставляются семейные комнаты в общежитии и оказывается помощь в аренде жилых помещений - 5 балла;

Да, предоставляются семейные комнаты или оказывается помощь в аренде жилых помещений - 3 балла;

Да, оказывается иная помощь по решению жилищного вопроса семьи - 1 балл;

Нет - 0 баллов

Локальный нормативный акт образовательной организации, закрепляющий информацию об оказании молодым и студенческим семьям помощи в решении жилищного вопроса, и размещение информации на официальном сайте образовательной организации

7

Образовательной организацией выстроено взаимодействие с региональными (муниципальными) органами власти в сфере социальной защиты населения в части сопровождения студенческих семей и обучающихся с детьми (проводятся встречи, консультации, оказывается в помощь в оформлении документов, обеспечивается своевременное информирование о реализуемых мерах и программах поддержки)

Да, работа проводится на регулярной основе - 2 балла;

Да, работа проводится разово - 1 балл;

Нет - 0 баллов

Документ, подтверждающий взаимодействие с региональным (муниципальным) органом власти в сфере социальной защиты населения в части сопровождения студенческих семей и обучающихся с детьми (например, договор/соглашение и др.) и размещение информации на официальном сайте образовательной организации об анонсах и результатах встреч с представителями региональных (муниципальных) органов власти

8

На официальных информационных ресурсах образовательной организации размещена информация о действующих мерах поддержки студенческих семей и обучающихся с детьми

Да - 1 балл;

Нет - 0 баллов

На официальном сайте образовательной организации размещен раздел о поддержке молодых и студенческих семей, обучающихся с детьми

Приложение N 2

к Рекомендациям по поддержке

студенческих семей, утвержденных

приказом Министерства науки и высшего

образования Российской Федерации

от 30 октября 2025 г. N 807

СХЕМА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ, МАТЕРЕЙ (ОТЦОВ)

С ДЕТЬМИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Другие документы по теме
"О введении в действие изменения межгосударственного стандарта"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" и указаний по ее заполнению"
Ошибка на сайте