Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минобрнауки России от 08.08.2025 N 622

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 августа 2025 г. N 622

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 4.2.9 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 18 мая 2015 г. N 505 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2015 г., регистрационный N 37604);

от 17 мая 2016 г. N 578 "О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 505" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2016 г., регистрационный N 42361);

от 13 марта 2018 г. N 182 "О внесении изменений в Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 505" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный N 50554).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2026 года.

Врио Министра

А.Р.ГАТИЯТОВ

Утверждено

приказом Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 8 августа 2025 г. N 622

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе высшего образования устанавливает порядок создания и организации деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, управления ими, а также основные направления деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования (далее соответственно - Типовое положение, федеральные учебно-методические объединения).

2. Федеральные учебно-методические объединения являются постоянно действующими совещательными органами, созданными в целях участия педагогических работников, научных работников и других работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, представителей работодателей и их объединений, представителей федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе высшего образования.

3. Федеральные учебно-методические объединения создаются по совокупности специальностей и направлений подготовки одной или нескольких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования (далее - совокупность (группа) специальностей и направлений подготовки). Наименование совокупности (группы) специальностей и направлений подготовки включается в наименование федерального учебно-методического объединения.

Совокупность (группа) специальностей и направлений подготовки формируется Минобрнауки России на основе одного из следующих принципов:

единое предметное содержание специальностей и направлений подготовки одной или нескольких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки;

объединение нескольких укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, входящих в одну область образования;

объединение укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, имеющих единую отраслевую специфику.

Используемый в каждом конкретном случае принцип создания федеральных учебно-методических объединений определяется Минобрнауки России с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

4. Федеральные учебно-методические объединения создаются Минобрнауки России.

Федеральные учебно-методические объединения по совокупности (группе) специальностей и направлений подготовки в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения и законности правопорядка создаются федеральными государственными органами, указанными в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Региональные учебно-методические объединения в системе высшего образования не создаются в соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона.

II. Организация деятельности федеральных учебно-методических

объединений и управление ими

5. Федеральные учебно-методические объединения в своей деятельности руководствуются положениями <1>, включающими правила организации и проведения их заседаний, с учетом Типового положения.

--------------------------------

<1> Часть 3 статьи 19 Федерального закона.

6. Федеральное учебно-методическое объединение возглавляется председателем, назначаемым Минобрнауки России по результатам отбора.

В целях определения председателя федерального учебно-методического объединения Минобрнауки России создается комиссия по отбору претендентов на назначение председателя федерального учебно-методического объединения.

Предложение по кандидатуре председателя федерального учебно-методического объединения вносится в Минобрнауки России комиссией по отбору претендентов на назначение председателя федерального учебно-методического объединения.

7. Срок действия полномочий председателя федерального учебно-методического объединения составляет 5 лет.

8. Полномочия председателя федерального учебно-методического объединения могут быть прекращены досрочно:

по инициативе (собственному желанию) председателя федерального учебно-методического объединения;

по инициативе Минобрнауки России.

Полномочия председателя федерального учебно-методического объединения прекращаются в случае невозможности исполнения обязанностей председателя федерального учебно-методического объединения по состоянию здоровья или иным причинам, препятствующим исполнению возложенных на него обязанностей (смерть, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, прекращение гражданства Российской Федерации или наличие иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, приобретение им статуса иностранного агента).

В случае досрочного прекращения полномочий председателя федерального учебно-методического объединения назначение нового председателя федерального учебно-методического объединения осуществляется в соответствии с пунктом 6 Типового положения.

9. Председатель федерального учебно-методического объединения осуществляет общее руководство деятельностью федерального учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности федерального учебно-методического объединения, при взаимодействии с органами власти, организациями и гражданами, а также на заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях.

Председатель федерального учебно-методического объединения может иметь заместителя из числа членов федерального учебно-методического объединения.

Председатель федерального учебно-методического объединения формирует состав членов федерального учебно-методического объединения и представляет его на утверждение в Минобрнауки России.

10. В состав членов федерального учебно-методического объединения на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, представители работодателей и их объединений, представители федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - члены федерального учебно-методического объединения).

Члены федерального учебно-методического объединения входят в состав федерального учебно-методического объединения на срок действия полномочий председателя федерального учебно-методического объединения. Состав членов федерального учебно-методического объединения может частично обновляться по мере необходимости, но не чаще, чем один раз в два года.

Состав членов федерального учебно-методического объединения утверждается Минобрнауки России.

11. Общее количество членов федерального учебно-методического объединения должно составлять не менее 5 (пяти) человек.

Предельная численность состава федерального учебно-методического объединения, включая председателя, определяется Минобрнауки России с учетом количества специальностей и направлений подготовки, входящих в совокупность (группу) специальностей и направлений подготовки.

12. В число членов федерального учебно-методического объединения должны быть включены:

представители работодателей и их объединений, представители федеральных государственных органов и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 50 (пятидесяти) процентов от общей численности членов федерального учебно-методического объединения;

представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в субъектах Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - не более 25 (двадцати пяти) процентов от общей численности членов федерального учебно-методического объединения;

представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, - не более 25 (двадцати пяти) процентов от общей численности членов федерального учебно-методического объединения.

В состав федерального учебно-методического объединения должно входить не менее одного представителя каждой специальности и направления подготовки высшего образования, входящей в совокупность (группу) специальностей и направлений подготовки.

13. Федеральным учебно-методическим объединением при необходимости создаются научно-методические, экспертные и иные советы, секции, рабочие группы, отделения. В состав создаваемых советов, секций, рабочих групп, отделений могут включаться члены федеральных учебно-методических объединений, а также иные педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, представители работодателей и их объединений, представители федеральных государственных органов и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

14. Основными формами деятельности федерального учебно-методического объединения являются заседания федерального учебно-методического объединения и ежегодный форум (общее собрание) федеральных учебно-методических объединений, проводимые в очном формате.

По решению председателя федерального учебно-методического объединения заседания федерального учебно-методического объединения могут проводиться с использованием видео-конференц-связи при соблюдении условий, обеспечивающих идентификацию личности участников заседания федерального учебно-методического объединения.

Заседания федерального учебно-методического объединения проводятся не реже одного раза в 6 месяцев.

15. В работе федерального учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также представители иных федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, федеральных учебно-методических объединений и региональных учебно-методических объединений в системе общего образования и среднего профессионального образования.

16. Федеральные учебно-методические объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с планами работы на текущий учебный год, представляемыми ими в Минобрнауки России не позднее 15 сентября соответствующего учебного года.

Планы работ федеральных учебно-методических объединений утверждаются Минобрнауки России.

17. Информация о результатах деятельности федерального учебно-методического объединения за отчетный учебный год представляется ими в Минобрнауки России не позднее 15 августа соответствующего учебного года.

III. Функции и полномочия федеральных

учебно-методических объединений

18. Федеральные учебно-методические объединения выполняют следующие основные функции:

18.1. По экспертно-аналитическому направлению:

1) в части разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных требований к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре):

участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

представление предложений в Минобрнауки России по составам экспертных групп, создаваемых для решения отдельных задач в целях обеспечения качества и развития содержания образования в системе высшего образования;

внесение предложений в Минобрнауки России по корректировке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных требований по результатам анализа реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных требований, а также с учетом положений профессиональных стандартов и иных документов, научно-аналитических и методических материалов;

2) подготовка предложений по актуализации перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования и рассмотрение поступающих в Минобрнауки России предложений;

3) подготовка предложений по актуализации наборов дисциплин (модулей), курсов в рамках совершенствования их содержания на основании данных проведенного мониторинга текущего состояния и перспектив развития соответствующей научной области, а также по внедрению передовых образовательных технологий;

4) подготовка заключений по результатам анализа содержания и оценочных материалов образовательных программ высшего образования, а также формирование рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ высшего образования в целях распространения на общедоступной основе лучших рабочих программ дисциплин (модулей), практик.

18.2. По методическому и научному направлениям:

1) методическое сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и федеральных государственных требований, включая разработку методических рекомендаций и подготовку разъяснений;

2) научно-методическое и учебно-методическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ;

3) организация разработки и (или) анализа оценочных материалов для промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестаций;

4) участие в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ;

5) участие в разработке отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, подготовка предложений в соответствующие советы (комиссии);

6) подготовка ежегодного доклада о передовых научных достижениях и передовых технологиях в соответствующих научных областях, направляемого в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для учета при совершенствовании образовательных программ высшего образования;

7) координация деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, направленной на обеспечение качества и развитие содержания образования в системе высшего образования.

19. Федеральные учебно-методические объединения обеспечивают:

1) проведение анализа степени удовлетворенности обучающихся и профессорско-преподавательского состава результатами освоения дисциплин (модулей);

2) проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

3) подготовку аналитических материалов о востребованности выпускников образовательных организаций высшего образования, а также предложений по опережающей подготовке кадров с высшим образованием;

4) подготовку предложений по формированию перечня олимпиад школьников, победителям и призерам которых предоставляются особые права при приеме в образовательные организации высшего образования;

5) подготовку предложений по формированию перечня вступительных испытаний и дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования;

6) подготовку предложений по перспективным направлениям международного сотрудничества в сфере высшего образования;

7) формирование и регулярную актуализацию перечня рекомендуемых изданий, используемых при реализации образовательных программ высшего образования;

8) формирование предложений по вопросам развития системы высшего образования для заинтересованных органов исполнительной власти и организаций;

9) взаимодействие с федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования по аналогичной совокупности (группе) профессий и специальностей среднего профессионального образования, а также с иными федеральными учебно-методическими объединениями в системе высшего образования, федеральными учебно-методическими объединениями и региональными учебно-методическими объединениями в системе общего и среднего профессионального образования;

10) организацию и проведение научно-методических семинаров и иных мероприятий по вопросам совершенствования системы высшего образования, а также олимпиад и иных конкурсных мероприятий;

11) информационное обеспечение деятельности федерального учебно-методического объединения, подготовку и представление информации о результатах его деятельности;

12) подготовку предложений по обращениям образовательных организаций высшего образования, иных организаций, граждан по вопросам, относящимся к сфере деятельности федерального учебно-методического объединения.

20. Федеральные учебно-методические объединения могут осуществлять деятельность по иным направлениям деятельности в соответствии с целями их создания.

21. Федеральные учебно-методические объединения имеют право:

привлекать к своей работе представителей органов государственной власти, бюджетных и общественных организаций, предпринимательского сообщества;

привлекать к своей работе и осуществлять взаимодействие с исследовательскими центрами, создаваемыми в рамках реализации национальных проектов, в том числе с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта, национальными центрами мирового уровня и другими;

запрашивать и получать от органов государственной власти и организаций материалы и информацию по вопросам, относящимся к установленной компетенции;

распространять информацию о своей деятельности;

вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

представлять предложения для выработки решений по вопросам функционирования системы высшего образования;

участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам высшего образования;

осуществлять информационное, консультационное и экспертное обеспечение в сфере своей деятельности;

создавать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", социальных сетях информационные страницы о деятельности федерального учебно-методического объединения с письменным уведомлением Минобрнауки России в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня создания указанных информационных страниц.

22. Координация деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также осуществление иных функций с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

Другие документы по теме
"Об определении Порядка организации в Службе внешней разведки Российской Федерации деятельности по учету лиц, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства по адресам войсковых частей (организаций, учреждений) СВР России, и снятию указанных лиц с такого учета" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2025 N 83375)
"Об определении Порядка предоставления дополнительных социальных гарантий, установленных Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2025 г. N 300 "О дополнительных социальных гарантиях членам семей военнослужащих, сотрудников некоторых федеральных государственных органов и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях", в Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2025 N 83336)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по труду и занятости от 8 мая 2018 г. N 148-к" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2025 N 83355)
Ошибка на сайте