Рейтинг@Mail.ru
Внимание! Декларацию УСН для ИП нужно сдать до 25 апреля. Получите её сейчас. Подробнее

Приказ Минобрнауки России от 25.02.2025 N 169

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 февраля 2025 г. N 169

О РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА "ЦИФРОВЫЕ КАФЕДРЫ" ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"

В целях реализации результата "Реализованы программы развития образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию" федерального проекта "Университеты для поколения лидеров" национального проекта "Молодежь и дети", а также в соответствии с решением о порядке предоставления субсидии N 25-71140-01868-Р приказываю:

Утвердить:

концепцию реализации проекта "Цифровые кафедры" образовательными организациями высшего образования - участниками программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, отнесенных к ИТ-сфере, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Министр

В.Н.ФАЛЬКОВ

Приложение N 1

к приказу Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 25 февраля 2025 г. N 169

КОНЦЕПЦИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ЦИФРОВЫЕ КАФЕДРЫ" ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - УЧАСТНИКАМИ ПРОГРАММЫ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА "ПРИОРИТЕТ-2030"

I. Концепция реализации проекта "Цифровые кафедры"

Проект "Цифровые кафедры" реализуется в рамках федерального проекта "Университеты для поколения лидеров" национального проекта "Молодежь и дети" и представляет собой комплекс мероприятий и совокупность ресурсов, направленных на достижение характеристики результата предоставления субсидии <1> "Численность лиц, завершивших на бесплатной основе обучение (прошедших итоговую аттестацию) на "цифровых кафедрах" университета в целях получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю в рамках обучения по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, а также по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля" (далее соответственно - Федеральный проект, Национальный проект, Результат, проект "Цифровые кафедры", "цифровые кафедры").

--------------------------------

<1> Субсидия из федерального бюджета, предоставляемая в 2025 году на реализацию программы развития образовательных организаций высшего образования с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию (далее - субсидия).

Цель проекта "Цифровые кафедры" - обеспечение приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями.

Реализация проекта "Цифровые кафедры" осуществляется за счет средств субсидии в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (далее - программа "Приоритет-2030").

Университеты - участники программы "Приоритет-2030" <2> и университеты - кандидаты на участие в программе "Приоритет-2030" <3> (в случае реализации проекта "Цифровые кафедры") обеспечивают участие принятых на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, а также по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля на "цифровые кафедры" в оценке цифровых компетенций, предусматривающей входную и итоговую оценку, а также промежуточную (при необходимости).

--------------------------------

<2> Образовательная организация высшего образования (далее - университет), получавшая поддержку из федерального бюджета на реализацию программы развития университета в рамках программы "Приоритет-2030" в 2024 году и рекомендованная коллегиальным органом программы "Приоритет-2030" для получения субсидии (далее - университет-участник).

<3> Университет, признанный кандидатом на участие в программе "Приоритет-2030" в соответствии с Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы "Приоритет-2030" и рекомендованный коллегиальным органом программы "Приоритет-2030" для получения субсидии (далее - университет-кандидат).

Обучение на "цифровых кафедрах" проводится по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля (далее - ДПП ПП) одновременно с обучением по образовательным программам высшего образования (далее - ОП ВО) или по ИТ-модулям, реализуемым в рамках ОП ВО, предусматривающих получение нескольких квалификаций, в том числе в сфере информационных технологий.

На "цифровых кафедрах" проводится обучение следующих целевых групп:

лица, обучающиеся по ОП ВО - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по очной, очно-заочной или заочной формам обучения по специальностям и направлениям подготовки, за исключением специальностей и направлений подготовки высшего образования, отнесенных в соответствии с настоящей концепцией к ИТ-сфере (приложение N 2 к настоящему приказу), в университетах - участниках программы "Приоритет-2030", включая их филиалы, и российских университетах, с которыми университеты - участники программы "Приоритет-2030" заключили соглашение о взаимодействии в рамках реализации проекта "Цифровые кафедры" (за исключением обучающихся, принятых на обучение на "цифровые кафедры" в 2024/2025 учебном году).

При этом один обучающийся может получить дополнительную ИТ-квалификацию на "цифровой кафедре" не более одного раза.

К освоению ДПП ПП допускаются обучающиеся по ОП ВО - программам бакалавриата и программам специалитета начиная со 2 курса, а также обучающиеся по ОП ВО - программам магистратуры начиная с 1 курса.

II. Рекомендации к образовательным программам

В ОП ВО должны быть включены базовые курсы продолжительностью не менее 8 часов для обучающихся, желающих обучиться на "цифровой кафедре", а также должно быть предусмотрено предварительное тестирование.

Целью освоения базового курса является формирование общих знаний о современных цифровых технологиях и их применении в конкретной отрасли.

Результаты тестирования по базовому курсу являются основанием для принятия решения о приеме обучающихся на "цифровую кафедру". Базовые курсы разрабатываются университетами - участниками программы "Приоритет-2030", университетами - кандидатами на участие в программе "Приоритет-2030" и (или) их партнерами и доступны в открытом доступе на безвозмездной основе. Тематика базового курса должна соответствовать отраслевому направлению подготовки студентов.

К процессу разработки, актуализации и реализации ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО, направленных на получение дополнительной квалификации в области информационных технологий, должны быть обязательно привлечены представители компаний ИТ-сферы, отраслевых организаций и предприятий, разрабатывающих и (или) применяющих цифровые технологии, научные и научно-педагогические работники, в том числе из других образовательных и научных организаций.

Представители компаний ИТ-сферы, отраслевых организаций и предприятий, разрабатывающих и (или) применяющих цифровые технологии, научные и научно-педагогические работники должны отвечать не менее двум требованиям из перечисленных:

а) высшее и (или) дополнительное образование в ИТ-сфере;

б) полученный не более 4 лет назад стаж педагогической работы в образовательной организации высшего образования и (или) работы в компании ИТ-сферы не менее 3 лет;

в) реализованные проекты и (или) исследования, и (или) патенты, связанные с разработкой, внедрением, развитием цифровых технологий.

При определении профиля ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

1. Цифровые компетенции, наиболее востребованные в отрасли (в том числе региональными работодателями), для которой готовятся высококвалифицированные кадры, обладающие цифровыми компетенциями, по ОП ВО университета - участника программы "Приоритет-2030".

2. Для ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО рекомендуется обеспечение отраслевой принадлежности в соответствии со следующим перечнем отраслей:

а) добывающая промышленность и природопользование (техносферная безопасность, промышленное природопользование);

б) здравоохранение (медицина, фармакология, психология, физическая культура и спорт);

в) маркетинг, реклама и связи с общественностью;

г) медиа и средства массовой информации;

д) обрабатывающая промышленность (машиностроение, металлургия, химическая промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность, деревообрабатывающая промышленность, электронная промышленность, фармацевтическая промышленность);

е) образование и наука (педагогика, дистанционные образовательные технологии и электронное образование, исследования и разработки);

ж) сельское хозяйство и агропромышленный комплекс;

з) социальная сфера (экология, культура, искусство, дизайн, туризм и гостеприимство, юриспруденция, лингвистика);

и) строительство и городское хозяйство (градостроительство и архитектура, жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда, промышленное строительство, дорожное строительство, комплексное развитие территорий);

к) топливно-энергетический комплекс (топливная промышленность, ядерная энергетика, электроэнергетика);

л) транспортная отрасль (автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный транспорт, дорожное хозяйство и перевозки, транспортная безопасность);

м) экономика, финансы и управление.

При реализации ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО университет - участник программы "Приоритет-2030" вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевую форму реализации образовательных программ.

Рекомендуется при реализации ДПП ПП предусмотреть практикоориентированность обучения, предусматривающую знакомство обучающихся с применяемыми в отраслях цифровыми технологиями, работу с кейсами, актуальными задачи индустриальных партнеров, выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Нормативный срок обучения по ДПП ПП или ИТ-модулям в рамках ОП ВО составляет не менее 9 и не более 15 месяцев. Минимальная трудоемкость ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО составляет 250 часов. При этом нормативный срок и минимальная трудоемкость ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО в области информационной безопасности устанавливается в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1316 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2020 г., регистрационный N 60696).

ДПП ПП или ИТ-модули должны предусматривать не менее 2 и не более 5 цифровых компетенций из Матрицы компетенций, актуальных для цифровой экономики (далее - Матрица цифровых компетенций), при этом не менее 1 компетенции должно быть выбрано из раздела I Матрицы цифровых компетенций.

ДПП ПП или ИТ-модули оформляются в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках проекта "Цифровые кафедры", включающими Матрицу цифровых компетенций и утверждаемые Минобрнауки России по согласованию с Минцифры России.

Практические занятия составляют не менее 40% от общего объема ДПП ПП или ИТ-модулей.

Актуализированные и (или) разработанные ДПП ПП или ИТ-модули в рамках ОП ВО проходят экспертизу, организованную автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика" с участием ведущих экспертов ИТ-компаний и отраслевых организаций и предприятий, на соответствие потребностям приоритетных отраслей экономики (далее - экспертиза).

Реализация ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО на "цифровой кафедре" возможна при наличии положительного заключения по итогам экспертизы. Экспертиза проводится ежегодно в отношении новых и актуализированных ДПП ПП или ИТ-модулей.

Дополнительно в отношении ДПП ПП или ИТ-модулей, по которым по результатам итоговой оценки цифровых компетенций (ассесмента) зафиксированы неудовлетворительные результаты обучения (более 30% обучающихся не достигли целевого уровня сформированности компетенций), проводится повторная экспертиза. В случае если численность выпускников на "цифровой кафедре" в предыдущем году ниже планового количества выпускников, повторной экспертизе подлежат все ДПП ПП или ИТ-модули такого университета. Также повторная экспертиза проводится в отношении ДПП ПП или ИТ-модулей, прошедших экспертизу и утвержденных более 3-х лет назад.

Экспертиза ДПП ПП осуществляется в соответствии со следующими группами критериев:

1. Оценка соответствия формальным требованиям (компетенции, практикоориентированность, квалификация преподавателей, отраслевая принадлежность);

2. Оценка отраслевой компоненты (актуальность изучаемых цифровых технологий в выбранной отрасли, наличие отраслевых кейсов, заданий);

3. Оценка ИТ-компоненты (актуальность и качество проработки содержания в части ИТ-технологий);

4. Оценка образовательной компоненты (методическая проработка, включая планирование необходимых для формирования цифровых компетенций знаний, умений и опыта практической деятельности, соответствие форм и методов обучения, содержания и оценочных средств образовательным результатам, планирование индивидуальных образовательных траекторий, требования и задания для демонстрационного экзамена).

Критерии экспертизы и результаты экспертизы утверждаются автономной некоммерческой организацией "Цифровая экономика" по согласованию Минобрнауки России при участии Минцифры России.

По итогам экспертизы формируется заключение автономной некоммерческой организации "Цифровая экономика" о соответствии или несоответствии ДПП ПП указанным критериям, включающее рекомендации по доработке ДПП ПП (при необходимости).

ДПП ПП, получившие заключение о несоответствии критериям в рамках проведенной экспертизы, не допускаются до реализации ДПП ПП.

После завершения обучения по ДПП ПП обучающиеся допускаются к итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится с участием представителей профильных организаций-работодателей в формате демонстрационного экзамена и предусматривает выполнение обучающимся профессиональных задач и оценку результатов и (или) процесса выполнения.

Задания демонстрационного экзамена разрабатываются с участием организаций-работодателей, отраслевых партнеров и профессиональных сообществ. Демонстрационный экзамен должен предусматривать выполнение (демонстрацию) обучающимся деятельности, завершающейся получением результата (продукта или его элемента), значимого при выполнении трудовой функции или трудовых действий.

Механизм проведения демонстрационного экзамена определяется университетами - участниками проекта самостоятельно. Итоговая аттестация может проходить: в форме защиты проекта, в ходе которого обучающиеся используют и демонстрируют цифровые компетенции, предусмотренные в процессе освоения ДПП ПП. Защита проекта сопровождается презентацией и докладом об основных этапах реализации проекта, а также демонстрацией прототипа проектного решения. Возможна защита проекта как в группах, так и индивидуально, а также проведение демонстрационного экзамена с применением дистанционных технологий.

Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП ПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке. Диплом о профессиональной переподготовке выдается не ранее получения соответствующего документа об образовании и о квалификации (за исключением лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование).

Лицам, успешно освоившим соответствующие ИТ-модули в рамках ОП ВО, присваивается квалификация в соответствии с перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1060 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 30160) и от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2013 г., регистрационный N 301630), которая указывается в документах об образовании и о квалификации.

При расчете численности лиц, завершивших обучение на "цифровых кафедрах" в отчетном периоде, учитываются лица, завершившие обучение на бесплатной основе в целях получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю в рамках обучения по образовательным программам высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки ИТ-профиля, достигшие целевого уровня развития цифровых компетенций по результатам итоговой оценки и прошедшие итоговую аттестацию.

III. Оценка цифровых компетенций

В рамках процедур оценки цифровых компетенций (ассесмента), направленной на определение уровня сформированное цифровых компетенций, предусмотренных ДПП ПП или ИТ-модулей в рамках ОП ВО, обучающиеся проходят входную и итоговую оценку на платформе автономной некоммерческой организации высшего образования "Университет Иннополис" или иной организации, определенной Минцифры России совместно с Минобрнауки России, а также промежуточную оценку (при необходимости).

Прохождение входной и итоговой оценки является обязательным условием для всех обучающихся на "цифровых кафедрах".

В качестве базового метода оценки уровня развития цифровых компетенций может быть использован метод, разработанный автономной некоммерческой организацией высшего образования "Университет Иннополис", в рамках проведения процедур комплексной оценки. Оценка уровня сформированности компетенций обучающихся на этапе зачисления и начала обучения и по завершении обучения.

В целях подготовки к проведению входной и итоговой оценки с университетами - участниками проекта заключаются соглашения, в которых определяется список ДПП ПП и (или) ИТ-модулей в рамках ОП ВО, по которым будет проводиться обучение, количество обучающихся, которые должны пройти входную и итоговую оценку, сроки проведения оценки, а также иные условия.

IV. Рекомендации по расходованию средств субсидии

Каждый университет - участник программы "Приоритет-2030" самостоятельно определяет сумму средств, направленных на реализацию проекта "Цифровые кафедры", исходя из общего размера субсидии, доведенной до университета - участника программы "Приоритет-2030", а также утверждает расчет стоимости ДПП ПП и устанавливает стоимость академического часа на основе методических рекомендаций по организации обучения на "цифровой кафедре", утверждаемых Минобрнауки России и Минцифры России, и формирует смету затрат в рамках проекта "Цифровые кафедры" с учетом заданных лимитов:

1. Не менее 80 процентов распределяется на оплату труда сотрудников, привлекаемых для преподавания из ИТ-отрасли и научной сферы, а также сотрудников университетов и на разработку образовательных и учебно-методических программ и материалов между направлениями расходования:

0100 выплаты заработной платы персоналу, всего;

0813 взносы на обязательное социальное страхование;

0820 иные выплаты физическим лицам;

0200 закупка работ и услуг, всего <4>.

--------------------------------

<4> Расходы только на закупку работ и услуг, связанных с разработкой и/или приобретением учебных и учебно-методических материалов, курсов, модулей, ДПП ПП и/или ИТ-модулей для проведения обучения на "цифровой кафедре".

2. Не более 20 процентов распределяется между иными направлениями расходов.

Приложение N 2

к приказу Министерства науки

и высшего образования

Российской Федерации

от 25 февраля 2025 г. N 169

ПЕРЕЧЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,

ОТНЕСЕННЫХ К ИТ-СФЕРЕ

01.03.02 Прикладная математика и информатика;

02.03.01 Математика и компьютерные науки;

02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии;

02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;

09.03.01 Информатика и вычислительная техника;

09.03.02 Информационные системы и технологии;

09.03.03 Прикладная информатика;

09.03.04 Программная инженерия;

10.03.01 Информационная безопасность;

10.05.01 Компьютерная безопасность;

10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем;

10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем;

10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности;

10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере;

11.03.01 Радиотехника;

11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи;

11.03.03 Конструирование и технология электронных средств;

11.03.04 Электроника и наноэлектроника;

11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы;

11.05.02 Специальные радиотехнические системы;

27.03.03 Системный анализ и управление;

27.03.04 Управление в технических системах;

38.03.05 Бизнес-информатика.

Другие документы по теме
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"О принятии и введении в действие Изменения 34/2019 ОКПД2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)"
"Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги местной телефонной связи, услугу по предоставлению внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных и тарифов на услугу по передаче внутренней телеграммы, предоставляемые ПАО "Башинформсвязь" на территории Республики Башкортостан" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2025 N 81580)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте