Приказ Минкультуры России от 29.03.2018 N 379
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 марта 2018 г. N 379
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ" (Г. МОСКВА), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ КОЛОМЕНСКОЕ", XVI - XVII ВВ.
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Вознесения", (г. Москва, пр. Андропова, д. 39), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль усадьбы Коломенское", XVI - XVII вв.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 29 марта 2018 г. N 379
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ" (Г. МОСКВА), ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ КОЛОМЕНСКОЕ", XVI - XVII ВВ.
Градостроительные характеристики:
- центральное место церкви в великокняжеской усадьбе Коломенское, являющейся доминантой, возвышающейся над архитектурной и природно-ландшафтной средой на высоком берегу Москвы-реки;
- роль церкви в пространственно-планировочной структуре села Коломенского и окрестностей, включая исторические видовые раскрытия панорамы усадьбы в сторону села Дьяково и берега Москвы-реки в сторону современных Печатников и Люблино.
Архитектурные и конструктивные характеристики:
- объемно-пространственная композиция 1532 г., ориентированная с запада на восток, центрический характер формы плана в виде равноконечного креста, осложненного у перекрестия раскреповкой с четырех сторон, без апсиды, десятиметровый фундамент в виде прямоугольной платформы, сложенный из белокаменных плит (на дубовых сваях), высокий двухярусный подклет с открытой галереей, опоясывающей здание со всех сторон, три парадные лестницы с крыльцами с севера, запада и юга, марши которых перекрыты ползучими сводами; палатки под крыльцами с профилированными первоначальными порталами из белого камня и кирпича; полуциркульный портал XVI в., ведущий в подклет под западной папертью; четверик, установленный на высоком подклете, переходящий в восьмерик, который завершается восьмигранным шатром, увенчанным главкой на барабане;
- кровли, главка на барабане, кровли папертей, позолоченный крест, цепи и подкрестный шар (в редакции XVI в.), их конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки, характер кровельного покрытия, колористическое решение, система водостока и водоотвода включая белокаменные сливы (с учетом реставрационных работ 2005 - 2007 гг.);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVI в.: выступающие пилястры, вимперги, килевидное обрамление арок подклета, угловые лопатки, декоративные "стрелы" в простенках между ними, ярусы кокошников, белокаменная "сетка" шатра в виде бусин, купол, увенчанный строгим по рисунку крестом; три белокаменных портала, "Царское место" из белого камня в виде трона под балдахином с нишей за сидением в виде раковины, расположенное в восточной галерее, у стены, примыкающей к алтарю;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей храма с открытой галереей, опоясывающей здание со всех сторон, белокаменные цоколь и резные детали, обмазка по кирпичу, окраска по кирпичу, штукатурка (XVI в.; с учетом реставрации XIX в., 2005 - 2007 гг.);
- колористическое решение фасадов храма с открытыми галереями, белокаменные ступени крылец, деревянные конструкции крыш галерей (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.);
- столярные оконные и дверные наружные заполнения со скобяными приборами (ручки, завертыши, петли, ветровые крюки), кованые решетки (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), включая материал, характер оформления, колористическое решение;
- отмостка по всему периметру из большемерного кирпича (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.);
- центричная пространственно-планировочная структура интерьера храма, с высотой помещения в 41 метр, открытого до верха шатра, освещенного 20 оконными проемами, угловые окна восьмерика в виде спаренных проемов, открытых внутрь одним объединенным окном, угловые пилястры с деталями наружных ордеров; восемь арок, на которые опирается восьмерик барабана, плавно переходящий в шатер; высотные отметки и градус наклона шатра;
- капитальные стены, толщиной 4 метра, перекрытия, опорные столбы их конструкция и материал, включая кирпичные своды (коробовые, полулотковые, сомкнутые с распалубками), своды папертей, металлические стяжки сводов и стен;
- парадные лестницы крылец, их местоположение, конструкция и материал, включая белокаменные ступени, белокаменные ограждения и поручни, парапеты между столбами папертей втор. пол. XVIII в.;
- внутристенная частью белокаменная, частью из большемерного кирпича лестница XVI в., ведущая к основанию шатра, ее местоположение, конструкция и материал, в том числе ее своды;
- архитектурно-художественная оформление интерьеров XVI в., включая каменные полы с фрагментами XVI в., выложенные красными и черными треугольными керамическими плитками "конвертом", XVIII в., и основными квадратными каменными плитами сохранившимися от периода реставрации XIX в. (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), каменные откосы и профилированные наличники окон и дверей, тянутые профили в оформлении коробовых и цилиндрических сводов, полы паперти и подклета (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.), капители пилястр четверика XVI в. (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.);
- колористическое решение интерьеров XVI в. - нач. XVIII вв., XIX в., с учетом реставрационных раскрытий 2005 - 2007 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований).
Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Церковь Вознесения" (г. Москва),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Ансамбль усадьбы Коломенское",
XVI - XVII вв.
ПЛАН 1-ГО ЯРУСА
Рисунок (не приводится)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Рисунок (не приводится)
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVI в.: выступающие пилястры, вимперги, килевидное обрамление арок подклета, угловые лопатки, декоративные "стрелы" в простенках между ними, ярусы кокошников, белокаменная "сетка" шатра в виде бусин, купол, увенчанный строгим по рисунку крестом; три белокаменных портала. "Царское место" из белого камня в виде трона под балдахином с нишей за сидением в виде раковины, расположенное в восточной галерее, у стены, примыкающей к алтарю
Рисунок (не приводится)
пространственно-планировочная структура интерьеров храма 1532 г. в пределах капитальных стен, дверных и арочных проемов, перекрытий, включая сводчатые помещения
архитектурно-художественная оформление интерьеров XVI в., включая каменные полы с фрагментами XVI в., выложенные красными и черными треугольными керамическими плитками "конвертом", XVIII в., и основными квадратными каменными плитами сохранившимися от периода реставрации XIX в. (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), каменные откосы и профилированные наличники окон и дверей, тянутые профили в оформлении коробовых и цилиндрических сводов, полы паперти и подклета (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.), канители пилястр четверика XVI в. (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.)
Рисунок (не приводится)
Схема предмета охраны объекта культурного наследия
федерального значения "Церковь Вознесения" (г. Москва),
входящего в состав объекта культурного наследия
федерального значения "Ансамбль усадьбы Коломенское",
XVI - XVII вв.
ПЛАН 2-ГО ЯРУСА
Рисунок (не приводится)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Рисунок (не приводится)
композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов храма XVI в.: выступающие пилястры, вимперги, килевидное обрамление арок подклета, угловые лопатки, декоративные "стрелы" в простенках между ними, ярусы кокошников, белокаменная "сетка" шатра в виде бусин, купол, увенчанный строгим по рисунку крестом; три белокаменных портала. "Царское место" из белого камня в виде трона под балдахином с нишей за сидением в виде раковины, расположенное в восточной галерее, у стены, примыкающей к алтарю
Рисунок (не приводится)
пространственно-планировочная структура интерьеров храма 1532 г. в пределах капитальных стен, дверных и арочных проемов, перекрытий, включая сводчатые помещения
архитектурно-художественная оформление интерьеров XVI в., включая каменные полы с фрагментами XVI в., выложенные красными и черными треугольными керамическими плитками "конвертом", XVIII в., и основными квадратными каменными плитами сохранившимися от периода реставрации XIX в. (с учетом реставрации 2005 - 2007 гг.), каменные откосы и профилированные наличники окон и дверей, тянутые профили в оформлении коробовых и цилиндрических сводов, полы паперти и подклета (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.), канители пилястр четверика XVI в. (с учетом реставрации 1832 - 1836 гг. Е.Д. Тюрина; реставрации 2005 - 2007 гг.)
Рисунок (не приводится)