Приказ Минкультуры России от 28.08.2025 N 1541
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 августа 2025 г. N 1541
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МУЗЕЕВ И ПОДДЕРЖКИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА
МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 590, пунктом 1.5 Регламента Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N 792, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 999 "Об утверждении положения о Департаменте музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации";
приказ Министерства культуры Российской Федерации от 1 августа 2023 г. N 2299 "О внесении изменения в Положение о Департаменте музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 999".
Министр
О.Б.ЛЮБИМОВА
Утверждено
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 28 августа 2025 г. N 1541
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ МУЗЕЕВ И ПОДДЕРЖКИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА
МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Департамент музеев и поддержки циркового искусства (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства культуры Российской Федерации (далее - Министерство) и обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, отнесенным к его ведению.
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства, нормативными правовыми актами иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.
3. Деятельность Департамента координирует и контролирует заместитель Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра культуры Российской Федерации.
4. Структура Департамента и штатная численность работников устанавливаются в соответствии со штатным расписанием Министерства.
5. Департамент в пределах своей компетенции взаимодействует с иными структурными подразделениями Министерства, его территориальными органами, подведомственными Министерству организациями, а также другими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Основные задачи Департамента
6. Основными задачами Департамента являются:
6.1. определение основных направлений и принципов государственной политики в сфере сохранения материальных культурных ценностей, форм, методов и механизмов ее реализации;
6.2. обеспечение государственной поддержки и создание условий для использования, сохранения и пополнения фондов музеев, организации и развития деятельности музеев, музеев-заповедников и цирков;
6.3. анализ действующей нормативно-правовой базы, подготовка нормативных правовых актов по направлению деятельности Департамента, включая подготовку нормативно-правовых актов, регулирующих сферу вывоза культурных ценностей из Российской Федерации и ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию, оборота культурных ценностей, оружия, имеющего культурную ценность и цирковой деятельности.
III. Основные функции Департамента
7. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
7.1. В части музеев и музейного фонда:
7.1.1. участвует в организации выставочной деятельности в Российской Федерации и за рубежом по направлениям деятельности Департамента;
7.1.2. обеспечивает реализацию от имени Российской Федерации имущественных и личных неимущественных прав и выполнение обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
7.1.3. обеспечивает в установленном порядке распределение перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей между учреждениями культуры в целях реального обращения этих ценностей на возмещение ущерба, понесенного этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их имущества войсками бывших неприятельских государств;
7.1.4. обеспечивает в установленном порядке реализацию от имени Российской Федерации преимущественного права приобретения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
7.1.5. осуществляет в установленном порядке подготовку решений о передаче на хранение оружия, которое по результатам экспертизы признано имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения;
7.1.6. обеспечивает включение в установленном порядке музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и исключение их из состава Музейного фонда;
7.1.7. осуществляет в установленном порядке подготовку решений о закреплении на праве оперативного управления за федеральными музеями, другими федеральными организациями, обеспечивающими хранение культурных ценностей, движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, переданного Министерству, а также о передаче данного движимого имущества в безвозмездное пользование организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям;
7.1.8. осуществляет подготовку решений о передаче в установленном порядке музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, в безвозмездное пользование религиозной организации на определенный срок или на период существования этой организации;
7.1.9. обеспечивает проведение мониторинга состояния и использования предметов Музейного фонда Российской Федерации;
7.1.10. обеспечивает ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации;
7.1.11. согласовывает положение и состав Экспертной фондово-закупочной комиссии музеев, в соответствии с положением о Музейном фонде Российской Федерации и Едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций;
7.1.12. согласовывает кандидатуры хранителей драгметаллов в соответствии с Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности;
7.1.13. согласовывает кандидатуры хранителей оружия в соответствии с Правилами приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными музеями;
7.1.14. осуществляет в установленном порядке подготовку решений по предоставлению статуса негосударственного музея федерального значения негосударственным музеям Российской Федерации;
7.1.15. осуществляет ведение в части информационного наполнения и предоставления права доступа:
7.1.15.1. электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей;
7.1.15.2. реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации культурных ценностей, предназначенных для обмена;
7.1.16. регистрирует культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными и другими правоохранительными органами, обеспечивает их временное хранение, проведение экспертизы;
7.1.17. обеспечивает в установленном порядке мероприятия по сохранению и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности;
7.1.18. осуществляет в установленном порядке подготовку решений о передаче культурных ценностей, в том числе религиозного назначения, обращенных в судебном порядке в собственность государства, в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозных организаций;
7.1.19. согласовывает концепцию комплектования собрания музеев подведомственных Министерству музеев;
7.1.20. осуществляет подготовку решений о замене переписки и внесения изменений в книге учета музейных предметов и специальной инвентарной книги учета;
7.1.21. осуществляет в установленном порядке подготовку решений о переводе музейных предметов во временное пользование (временное хранение) в пределах Российской федерации и продление сроков временного пользования (временного хранения);
7.1.22. утверждает планы-графики проверки наличия музейных предметов и сверки сведений с учетной документацией подведомственных Министерству музеев.
7.2. В части ввоза и вывоза культурных ценностей:
7.2.1. осуществляет выдачу:
7.2.1.1. заключений (разрешительных документов) на вывоз, временный вывоз культурных ценностей;
7.2.1.2. удостоверений экспертов по культурным ценностям;
7.2.1.3. паспортов на музыкальные инструменты и смычки;
7.2.2. организует проведение:
7.2.2.1. аттестации экспертов по культурным ценностям;
7.2.2.2. экспертизы культурных ценностей;
7.2.2.3. государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
7.2.3. осуществляет ведение в части информационного наполнения и предоставления права доступа:
7.2.3.1. реестра экспертов по культурным ценностям;
7.2.3.2. реестра экспертных заключений, составленных экспертами по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей;
7.2.3.3. реестра заключений (разрешительных документов) на вывоз, временный вывоз культурных ценностей;
7.2.3.4. реестра паспортов музыкальных инструментов и смычков;
7.2.3.5. единой базы данных о музыкальных инструментах и смычках;
7.2.3.6. реестра пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей;
7.2.4. регистрирует:
7.2.4.1. факты пропажи, утраты, хищения культурных ценностей, организует и обеспечивает оповещение государственных органов и общественности Российской Федерации и за ее пределами об этих фактах;
7.2.5. содействует возвращению этих культурных ценностей в Российскую Федерацию или собственнику культурных ценностей в случае хищения и вывоза культурных ценностей, оказывает содействие собственникам при предъявлении ими исков об истребовании культурных ценностей из незаконного владения судам иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств;
7.2.6. выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным муниципальным музеям и иным государственным и муниципальным организациям подтверждения соблюдения условий ввоза в Российскую Федерацию.
7.3. В части поддержки циркового искусства:
7.3.1. сохраняет и развивает все виды и жанры циркового искусства;
7.3.2. осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов в области циркового искусства в соответствии функциями и задачами, возложенными на Департамент;
7.3.3. обеспечивает осуществление полномочий учредителя (собственника) подведомственного Минкультуры России федерального казенного предприятия;
7.3.4. обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на поддержку развития цирковой деятельности (субсидии) подведомственного Минкультуры России федерального казенного предприятия;
7.3.5. обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на предоставление государственной поддержки (гранты в форме субсидии) творческой деятельности организаций отдельных видов искусств в целях развития циркового искусства;
7.3.6. обеспечивает реализацию мероприятий, направленных на предоставление государственной поддержки (субсидии) некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями для реализации творческих проектов, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей;
7.3.7. обеспечивает заключение соглашений о предоставлении субсидий, грантов в форме субсидий из федерального бюджета, а также сопровождение указанных соглашений, включая контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий, грантов в форме субсидий.
7.4. В части иных функций:
7.4.1. участвует в формировании и корректировке федеральных, ведомственных (отраслевых) целевых программ;
7.4.2. участвует в подготовке и рассмотрении предложений по формированию федерального бюджета в части, относящейся к компетенции Департамента;
7.4.3. осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по государственным контрактам, иным договорам по направлениям детальности Департамента, включая обеспечение подготовки документации на закупку товаров, работ, услуг, в том числе технических заданий, заключения государственных контрактов (договоров), контроля за ходом исполнения обязательств исполнителем (подрядчиком) по заключенным государственным контрактам (договорам), приемки выполненных работ (услуг), ведение досудебной (претензионной) работы;
7.4.4. обеспечивает по направлениям деятельности Департамента заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета, а также сопровождение указанных соглашений, включая контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий, ведение досудебной (претензионной) работы;
7.4.5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7.4.6. вносит на рассмотрение руководства Министерства предложения по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, участвует в их рассмотрении;
7.4.7. осуществляет координацию работы деятельности территориальных органов Министерства по вопросам деятельности Департамента;
7.4.8. знакомится с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Департамент задач и функций;
7.4.9. запрашивает и получает в установленном порядке от департаментов Министерства, его территориальных органов, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;
7.4.10. осуществляет координацию работы и анализ деятельности подведомственных Министерству организаций в установленной сфере деятельности;
7.4.11. принимает участие в пределах компетенции Департамента в проверках, проводимых в подведомственных Министерству учреждениях;
7.4.12. ведет переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
7.4.13. осуществляет рассмотрение обращений граждан и организаций в пределах компетенции Департамента;
7.4.14. принимает участие в конференциях, совещаниях, съездах и семинарах по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
7.4.15. разрабатывает и готовит для внесения в Правительство Российской Федерации совместно со структурными подразделениями Министерства проекты нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, обеспечивает их сопровождение;
7.4.16. осуществляет в пределах компетенции Департамента методическую и консультативную работу, организует издание справочно-информационной, методической, научно-исследовательской, учебной и другой литературы;
7.4.17. разрабатывает ведомственные акты нормативного и ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства, отнесенным к компетенции Департамента;
7.4.18. участвует в рамках компетенции Департамента в подготовке материалов к заседаниям Правительства Российской Федерации и комиссий Правительства Российской Федерации;
7.4.19. участвует в подготовке заключений на проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в части вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;
7.4.20. участвует в рамках компетенции Департамента в подготовке информации к ежегодному докладу о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования;
7.4.21. участвует в рамках компетенции Департамента в формировании стратегий, концепций, иных документов стратегического планирования по направлению деятельности Министерства;
7.4.22. участвует в подготовке информационно-аналитических материалов к ежегодным заседаниям Коллегии Министерства;
7.4.23. участвует в определении социально-значимых приоритетов развития сферы культуры и искусства с учетом целей социально-экономического развития страны, исходя из основных положений Конституции Российской Федерации, посланий Президента Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;
7.4.24. осуществляет подготовку совместно с другими структурными подразделениями Министерства различной статистической, аналитической, справочной информации;
7.4.25. принимает участие в мобилизационной подготовке Министерства в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
7.4.26. принимает участие в организации и проведении мероприятий в рамках государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
7.4.27. осуществляет координацию и контроль за реализацией требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в подведомственных Департаменту организациях и оказанием методической помощи в данной работе;
7.4.28. участвует в реализации мероприятий по противодействию терроризму в рамках компетенции Департамента, в том числе в исполнении мероприятий по противодействию идеологии терроризма в Российской Федерации;
7.4.29. реализует мероприятия по внедрению принципов клиентоцентричности в части, касающейся направления деятельности Департамента;
7.4.30. предоставляет государственные услуги гражданам и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
7.4.31. осуществляет в пределах компетенции Департамента подготовку проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг по направлениям деятельности Департамента, а также принимает участие в согласовании административных регламентов, подготовленных иными структурными подразделениями Министерства;
7.4.32. осуществляет иные функции по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и поручениями руководства Министерства.
8. Департамент имеет право:
8.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений и подведомственных организаций Министерства информацию, необходимую для выполнения возложенных задач и функций;
8.2. привлекать структурные подразделения Министерства для подготовки проектов нормативных актов, а также разработки и осуществления мероприятий, проводимых Департаментом в рамках единой государственной политики, в соответствии с возложенными на него задачами и функциями;
8.3. пользоваться в работе банками данных Министерства;
8.4. участвовать в работе комиссий (межведомственных, балансовых и др.) координационных, общественных, экспертных советов, привлекать для осуществления на договорной основе экспертов и специалистов.
IV. Организация деятельности Департамента
9.1. Руководство Департаментом осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности приказом Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
9.2. Директор подчиняется Министру, а также заместителю Министра, курирующему Департамент в соответствии с распределением обязанностей.
9.3. Директор осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и реализацию полномочий, соблюдение федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) Департамента режима секретности, состояние служебной дисциплины.
9.4. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
9.5. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента. Отделы возглавляются начальниками отделов, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
9.6. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Департамент полномочий директор:
- представляет по доверенности или по поручению руководства Министерства интересы Министерства в органах государственной власти, общественных организациях и других органах, и организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- участвует в работе межведомственных комиссий органов государственной власти и иных комиссий по соответствующим направлениям деятельности Министерства;
- осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции Департамента рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Министерства и подписывает ответы на них;
- организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение гражданскими служащими Департамента обращений граждан и запросов, а также полноту и законность принятых по ним решений;
- взаимодействует (в том числе ведет переписку) с другими структурными подразделениями Министерства, а также со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными Министерству федеральными государственными учреждениями;
- обеспечивает подготовку в установленном порядке проектов актов и других документов Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну;
- распределяет обязанности между своими заместителями, а также определяет должностные обязанности иных гражданских служащих Департамента при подготовке должностных регламентов, дает им обязательные для исполнения указания и поручения;
- обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением гражданскими служащими Департамента федеральной государственной гражданской службы, в том числе вносит предложения о назначении на должности и включении в кадровый резерв, перемещении, освобождении от должности, увольнении, аттестации, о временном исполнении обязанностей, направлении на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку, в том числе за рубеж, присвоении гражданским служащим классных чинов, о награждении государственными и ведомственными наградами, их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе увольнении, включении их в состав рабочих групп, комиссий и о направлении в служебные командировки;
- привлекает при необходимости в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, научные и иные организации, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
- подписывает на основании выданных в установленном порядке доверенностей от имени Министерства договоры, соглашения и другие документы гражданско-правового характера;
- проводит совещания (в том числе с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций), семинары и иные организационно-методические мероприятия по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
- утверждает положения об отделах Департамента;
- вносит предложения об изменении структуры и штатного расписания центрального аппарата Министерства в части, касающейся Департамента;
- обеспечивает планирование, организацию и контроль деятельности Департамента, его эффективное взаимодействие с другими структурными подразделениями Министерства, территориальными органами и подведомственными федеральными государственными учреждениями, структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- вносит предложения в планы основных организационных мероприятий Министерства и работы коллегии Министерства;
- осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Министерства и поручениями Министра и заместителя Министра, курирующего Департамент (в соответствии с распределением обязанностей).
9.7. В случае отсутствия директора его обязанности исполняет один из его заместителей.
9.8. Заместители директора Департамента в соответствии с распределением обязанностей и по поручению директора Департамента:
- организуют, координируют и контролируют работу отделов Департамента;
- принимают в установленном порядке участие в совещаниях, проводимых в Департаменте, Министерстве и других ведомствах;
- обеспечивают своевременное выполнение поручений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Департамента.
9.9. Начальники отделов:
- осуществляют руководство отделами на основе единоначалия, несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отделы;
- по поручениям директора Департамента, заместителя директора Департамента принимают в установленном порядке участие в совещаниях, проводимых в Министерстве и других ведомствах, по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
- обеспечивают работу отделов, устанавливают круг вопросов, относящихся к компетенции заместителей и сотрудников отделов, организуют их взаимодействие, осуществляют контроль их деятельности;
- дают сотрудникам отдела обязательные для исполнения поручения по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, и требуют от них отчета об исполнении этих поручений.
9.10. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства.
9.11. Департаменту передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.