Приказ Минкультуры России от 30.10.2020 N 1331
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 октября 2020 г. N 1331
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "НИКОНОВСКИЙ ПРИДЕЛ ТРОИЦКОГО СОБОРА", 1548 ГОД,
1623 - 1624 ГОДЫ, МАСТЕР Е. СТЕПАНОВ, 1826 ГОД, 1840 ГОДЫ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
Руководствуясь Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и подпунктом 5.3.6 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Никоновский придел Троицкого собора", 1548 год, 1623 - 1624 годы, мастер Е. Степанов, 1826 год, 1840 годы (Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, литера А 19), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад", XIV - середина XX века.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
С.Г.ОБРЫВАЛИН
Приложение
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 1331
ПРЕДМЕТ
ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "НИКОНОВСКИЙ ПРИДЕЛ ТРОИЦКОГО СОБОРА", 1548 ГОД,
1623 - 1624 ГОДЫ, МАСТЕР Е. СТЕПАНОВ, 1826 ГОД, 1840 ГОДЫ,
ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
В ГОРОДЕ СЕРГИЕВ ПОСАД", XIV - СЕРЕДИНА XX ВЕКА
- местоположение храма 1548, 1623 - 1624 гг., расположенного на вершине горы Маковец в примыкании к юго-восточному углу Троицкого собора, его роль в формировании композиционного и мемориального центра ансамбля монастыря;
- объемно-пространственная композиция кирпичного, облицованного белым камнем на 3/4 высоты, одноглавого, одноапсидного, с подвышением центральной части, бесстолпного храма 1548, 1623 - 1624 гг., с примыкающей к основному объему прямоугольной в плане южной папертью XVIII в., 1826, 1840 гг., включая высотные отметки по килевидным закомарам храма, венчающему карнизу и трем фигурным аттикам паперти (с учетом реставрационных работ 1939 - 1940 гг. и 1960 гг.);
- металлический каркас луковичной главы XVIII в., его конструкция, материал и техника изготовления (ковка), крест на растяжках, позакомарное покрытие основного четверика, посводное покрытие конхи, белокаменные водометы, скатная крыша над папертью, их конфигурация, высотные отметки по зениту и посводному покрытию, характер кровельного покрытия, в том числе, золочение (с учетом реставрационных работ 1960 годов);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление белокаменных фасадов храма 1548, 1623 - 1624 гг. и кирпичной паперти XVIII в., 1826, 1840 гг., включая деление на разновеликие прясла, белокаменный цоколь, размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, часто поставленные полуколонки аркатурного пояса, перевязанные тремя рядами бусинок и соединенные вверху стрельчатыми арочками, цепочку килевидных нишек под закомарами и на цилиндрическом основании барабана, белокаменный карниз, профили и живописные композиции в поле закомар, пилястры, сдвоенные арки заложенных "фонарных" окон с подвесными гирьками и фигурные фронтоны паперти;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей храма и паперти XVIII, XIX вв., в том числе кирпич усредненного размера 27 x 14,5 x 7 - 8 см и четырех-пятивершковые постелистые блоки белого камня, резные белокаменные детали декора, обмазка (с учетом реставрационных работ 1960 гг.);
- колористическое решение фасадов паперти XIX вв. уточняется по результатам реставрационных исследований;
- пространственно-планировочная структура интерьеров храма и южной паперти в пределах капитальных стен, дверных проемов, сводчатых перекрытий 1548, 1623 - 1624 гг. XIX вв.;
- капитальные стены, свод на подпружных арках с металлическими связями и световой барабан церкви 1548 и 1623 гг., капитальные стены и перекрытия паперти XVIII в., 1826, 1840 гг., их конструкция и материал (кирпич, четырех/пятивершковый белый камень), связи;
- фрагменты фресок 1635 г. (фигуры столпников в простенках барабана главы, композиция "Богоматерь с младенцем и святителями" в средней закомаре над апсидой).
- архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе откосы окон и дверных порталов 1623 г., иконостас, сень и рака преп. Никона с иконами, паникадило 1950 - 1960 гг.
- захоронение Преп. Никона Радонежского;
- материал и характер оформления столярных заполнений оконных и дверных проемов храма и притвора (с учетом реставрационных работ 1960-х гг.).