Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минфина России от 26.09.2025 N 340

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 сентября 2025 г. N 340

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ

СУБСИДИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБСИДИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УЧРЕЖДЕНИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ

(МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ

КОРПОРАЦИЯМ (КОМПАНИЯМ), ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМ КОМПАНИЯМ,

ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРИЩЕСТВАМ И ОБЩЕСТВАМ С УЧАСТИЕМ

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ИХ УСТАВНЫХ (СКЛАДОЧНЫХ)

КАПИТАЛАХ, А ТАКЖЕ КОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С ДОЛЕЙ

(ВКЛАДОМ) ТАКИХ ТОВАРИЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ В ИХ УСТАВНЫХ

(СКЛАДОЧНЫХ) КАПИТАЛАХ), ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ,

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ,

А ТАКЖЕ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

И (ИЛИ) СОБЛЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ СОГЛАШЕНИЙ

(ДОГОВОРОВ) ОБ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

В соответствии с абзацем тридцать девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях методического обеспечения деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за предоставлением субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, хозяйственным товариществам и обществам с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческим организациям с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также грантов в форме субсидий физическим лицам и (или) соблюдением условий соглашений (договоров) об их предоставлении.

Министр

А.Г.СИЛУАНОВ

Утверждены

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 26.09.2025 г. N 340

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ

СУБСИДИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СУБСИДИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УЧРЕЖДЕНИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ

(МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ

КОРПОРАЦИЯМ (КОМПАНИЯМ), ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫМ КОМПАНИЯМ,

ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРИЩЕСТВАМ И ОБЩЕСТВАМ С УЧАСТИЕМ

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ИХ УСТАВНЫХ (СКЛАДОЧНЫХ)

КАПИТАЛАХ, А ТАКЖЕ КОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ С ДОЛЕЙ

(ВКЛАДОМ) ТАКИХ ТОВАРИЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ В ИХ УСТАВНЫХ

(СКЛАДОЧНЫХ) КАПИТАЛАХ), ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ,

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ,

А ТАКЖЕ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

И (ИЛИ) СОБЛЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ ДОГОВОРОВ (СОГЛАШЕНИЙ)

ОБ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за предоставлением из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, хозяйственным товариществам и обществам с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческим организациям с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) (далее - юридические лица), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также грантов в форме субсидий физическим лицам и (или) соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении (далее соответственно - Методические рекомендации, Субсидии) разработаны в целях обеспечения единого подхода к проведению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) проверок предоставления Субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обследований, назначенных в рамках указанных проверок (далее соответственно - проверка, обследование), оформлению результатов проверок в актах, оформлению результатов обследований в заключениях в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (далее - Стандарт N 1235), реализации результатов проверок в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1095 (далее - Стандарт N 1095).

2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи органам контроля, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер.

3. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при формировании ведомственных стандартов, утверждаемых органами контроля в соответствии с пунктом 19 Стандарта N 1235.

4. Положения Методических рекомендаций могут применяться при проведении проверок, обследований, оформлении и реализации их результатов.

5. Для целей Методических рекомендаций соблюдение объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) установленного нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами порядка предоставления Субсидий и (или) условий договоров (соглашений) о предоставлении Субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - Соглашение) рекомендуется рассматривать как предмет внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - предмет контроля).

6. Методические рекомендации могут применяться при проведении проверки, обследования в отношении следующих объектов контроля:

1) главные распорядители бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, предоставляющие из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Субсидии (далее - ГРБС);

2) юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также физические лица - производители товаров, работ, услуг:

получающие средства из соответствующего бюджета на основании Соглашений (далее - Получатели субсидии);

являющиеся исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения Соглашений (далее - Поставщики, подрядчики по договорам (соглашениям) (если в указанные договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по Соглашениям о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, включены условия о согласии Поставщиков, подрядчиков по договорам (соглашениям) на осуществление в отношении их органами контроля проверок <1>).

--------------------------------

<1> Пункт 5 статьи 78 и пункт 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

II. Формирование перечня основных вопросов, которые могут

быть изучены в ходе проведения проверки, обследования

7. Формирование должностными лицами органа контроля перечня основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется осуществлять по результатам подготовки к проведению проверки, обследования в соответствии с пунктами 3, 4 и 11 Стандарта N 1235.

8. В ходе подготовки к проведению проверки, обследования должностным лицам органа контроля рекомендуется провести изучение и анализ:

бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе пунктов 1 и 7 статьи 78, пунктов 2 и 4 статьи 78.1, статьи 78.5 БК РФ;

порядка, установленного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, при предоставлении Субсидий из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в случаях, указанных в пункте 2.1 статьи 78 и пункте 2.1 статьи 78.1 БК РФ <2>;

--------------------------------

<2> Правила предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780 (при проведении органом контроля проверок, обследований в отношении проверяемого периода начиная с 1 января 2024 г.) (далее - Единые правила предоставления субсидий).

порядка отбора Получателей субсидий <3>, предусмотренного абзацем первым пункта 4 статьи 78.5 БК РФ, порядка отбора Получателей субсидий <4>, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 78.5 БК РФ, и порядка отбора Получателей субсидий <5>, предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 78.5 БК РФ (далее - Порядок отбора Получателей субсидий);

--------------------------------

<3> Правила отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1781 (при проведении органом контроля проверок, обследований в отношении проверяемого периода начиная с 1 января 2024 г.).

<4> Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1782 (при проведении органом контроля проверок, обследований в отношении проверяемого периода начиная с 1 января 2024 г.) (далее - Общие требования).

<5> Общие требования (при проведении органом контроля проверок, обследований в отношении проверяемого периода начиная с 1 января 2024 г.).

Общих требований <6>;

--------------------------------

<6> При проведении органом контроля проверок, обследований в отношении проверяемого периода начиная с 1 января 2024 г.

До 1 января 2024 г. действовали положения постановлений Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" и от 18 сентября 2020 г. N 1492 "Об общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".

нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденных в соответствии с Общими требованиями (далее - Правила предоставления субсидий);

Соглашений.

9. Перечень основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования <7>, целесообразно определять на основе результатов изучения и анализа, предусмотренных пунктом 8 Методических рекомендаций, с учетом темы проверки, обследования, предмета контроля.

--------------------------------

<7> В соответствии с пунктом 12 Стандарта N 1235 перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки, обследования, указывается в решении о назначении проверки, обследования.

10. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении ГРБС, рекомендуется в том числе относить соблюдение при предоставлении Субсидии:

1) бюджетного законодательства Российской Федерации;

2) Единых правил предоставления субсидий;

3) Правил предоставления субсидий;

4) Порядка отбора Получателей субсидий;

5) условий Соглашения.

11. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении Получателей субсидии, рекомендуется в том числе относить соблюдение при использовании Субсидии:

1) Единых правил предоставления субсидий;

2) Правил предоставления субсидий;

3) условий Соглашения.

12. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении Поставщиков, подрядчиков по договорам (соглашениям), рекомендуется в том числе относить соблюдение условий указанных договоров (соглашений).

III. Проведение проверки

13. В ходе проведения проверки контрольные действия, указанные в пункте 19 Стандарта N 1235 (далее - контрольные действия), рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий <8> (далее - рекомендации по оценке действий объекта контроля).

--------------------------------

<8> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 532 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий".

14. В случае если Субсидия предоставляется в соответствии с Едиными правилами предоставления субсидий, помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении ГРБС также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):

1) соблюдения порядка принятия решения о порядке предоставления субсидии (далее - Решение), установленного Едиными правилами предоставления субсидий;

2) соответствия Решения требованиям Единых правил предоставления субсидий в части:

своевременности принятия Решения;

соответствия указанного в Решении результата предоставления Субсидии, его типа и характеристики (характеристик) информации о мероприятии (результате), типе мероприятия (результата) и его характеристиках, содержащихся в паспортах структурных элементов государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ (далее - ГМП), в случае если Субсидия предоставляется в целях реализации структурных элементов ГМП;

установления в Решении информации, обосновывающей размер Субсидии (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из результатов предоставления Субсидии) <9>;

--------------------------------

<9> Пункты 14 и 15 Единых правил предоставления субсидий.

установления в Решении направлений расходов <10>, а также при необходимости наименования затрат, произведенных Получателем субсидии за счет собственных средств, возмещаемых за счет Субсидии <11>, в случае предоставления Субсидии в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

--------------------------------

<10> Подпункт "а" пункта 25 Единых правил предоставления субсидий.

<11> Подпункт "ж" пункта 25 Единых правил предоставления субсидий.

установления в Решении направлений недополученных доходов (затрат), на возмещение которых предоставляется Субсидия, и перечня документов, подтверждающих фактически недополученные доходы (затраты) <12>;

--------------------------------

<12> Подпункты "а" и "б" пункта 26 Единых правил предоставления субсидий.

установления в Решении порядка (отличного от порядка, установленного пунктами 37 - 39 Единых правил предоставления субсидий) расчета размера средств Субсидии, подлежащих возврату в бюджет, из которого предоставлена Субсидия, в случае недостижения значений результата предоставления Субсидии (при необходимости) <13>;

--------------------------------

<13> Подпункт "х" пункта 9 Единых правил предоставления субсидий.

установления в Решении штрафных санкций (при необходимости) <14>;

--------------------------------

<14> Подпункт "ц" пункта 9 Единых правил предоставления субсидий.

3) заключения Соглашения в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования) <15>;

--------------------------------

<15> Пункты 10 и 11 Единых правил предоставления субсидий.

4) соответствия содержания Соглашения требованиям Единых правил предоставления субсидий <16>;

--------------------------------

<16> Пункт 13 Единых правил предоставления субсидий.

5) соблюдения условий Соглашения, в том числе:

осуществления проверки и принятия отчета о достижении значений результатов предоставления Субсидии и отчета об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является Субсидия (далее - Отчеты), представленных Получателем субсидии;

проведения ГРБС проверки соблюдения Получателем субсидии условий и порядка предоставления Субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления Субсидии, применения мер ответственности и штрафных санкций (при наличии) за их несоблюдение;

включения в Соглашение условия о согласовании с Получателем субсидии новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидии, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном Соглашением;

порядка заключения дополнительного соглашения к Соглашению;

проведения мониторинга достижения Получателем субсидии значений результатов предоставления Субсидии, определенных Соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления Субсидии (контрольная точка).

15. В случае если Субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении ГРБС также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):

1) соблюдения соответствия Правил предоставления субсидий Общим требованиям;

2) соблюдения положений Правил предоставления субсидий в части:

условий и порядка заключения между ГРБС и Получателем субсидии, а также иной организацией (при необходимости) Соглашения, дополнительного соглашения к Соглашению в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования) <17>;

--------------------------------

<17> Подпункты "ж" и "и" пункта 3 Общих требований.

порядка и сроков проверки и принятия Отчетов, представляемых Получателем субсидии;

сроков (периодичности) перечисления Субсидии;

требования о проверке ГРБС соблюдения Получателем субсидии условий и порядка предоставления Субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления Субсидии;

требования о применении штрафных санкций к Получателю субсидии в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при предоставлении Субсидии (при необходимости);

требования о соблюдении порядка расчета размера средств Субсидии, подлежащих возврату в бюджет, из которого предоставлена Субсидия, в случае нарушения условий и порядка предоставления Субсидий, в том числе недостижения результатов предоставления Субсидий, установленного Правилами предоставления субсидий;

3) соблюдения условий Соглашения, в том числе требования о включении условий о согласовании новых условий Соглашения в случае уменьшения ГРБС ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном в Соглашении, или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям (при наличии указанного требования в Соглашении).

16. Помимо установленных пунктами 14 и 15 Методических рекомендаций и рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении ГРБС также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки) соблюдения положений Порядка отбора Получателей субсидий, в том числе:

порядка взаимодействия участников отбора Получателей субсидий и ГРБС;

порядка формирования и размещения объявления о проведении отбора Получателей субсидий;

порядка отклонения заявок об участии в отборе Получателей субсидий;

порядка рассмотрения, оценки заявок об участии в отборе Получателей субсидий и определения победителей отбора Получателей субсидий (в том числе порядка взаимодействия с победителями отбора Получателей субсидий).

17. Помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении Получателей субсидии также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):

1) соответствия Получателя субсидии требованиям, установленным Едиными правилами предоставления субсидий <18> или Правилами предоставления субсидий;

--------------------------------

<18> Пункты 18 и 19 Единых правил предоставления субсидий.

2) соблюдения условий Соглашения, в том числе:

соблюдения направлений расходов, предусмотренных Соглашением, при осуществлении расходов за счет средств Субсидии;

соблюдения направлений недополученных доходов (затрат), предусмотренных Соглашением, на возмещение которых предоставляется Субсидия, и содержания перечня документов, подтверждающих фактически недополученные доходы (затраты);

достижения значений результатов предоставления Субсидии, характеристик результатов предоставления Субсидии с соблюдением сроков их достижения;

обеспечения достоверности и соблюдения сроков представления Отчетов и отчета о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольных точек).

18. Помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении Поставщиков, подрядчиков по договорам (соглашениям) также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки) соблюдения условий указанных договоров (соглашений).

IV. Оформление результатов проверки в акте

19. По результатам проведения проверки оформляется акт в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" <19> (далее - Приказ N 340н).

--------------------------------

<19> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63713.

20. Отражение в акте информации о результатах проверки рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных рекомендациями по оценке действий объекта контроля.

21. По результатам проведения проверки в отношении ГРБС в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

1) нарушении сроков принятия Решения;

2) несоответствии указанного в Решении результата предоставления Субсидии, его типа и характеристики (характеристик) информации о мероприятии (результате), типе мероприятия (результата) и его характеристиках, содержащихся в паспортах структурных элементов ГМП, в случае если Субсидия предоставляется в целях реализации структурных элементов ГМП;

3) отсутствии в Решении информации, обосновывающей размер Субсидии (формулы расчета и порядка их применения, нормативов затрат, статистических данных и иной информации, исходя из результатов предоставления Субсидии);

4) несоответствии указанных в Решении направлений расходов, а также при необходимости наименования затрат, произведенных Получателем субсидии за счет собственных средств, возмещаемых за счет Субсидии, в случае предоставления Субсидии в порядке финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, требованиям Единых правил предоставления субсидий;

5) несоответствии указанных в Решении направлений недополученных доходов (затрат), на возмещение которых предоставляется Субсидия, и перечня документов, подтверждающих фактически недополученные доходы (затраты), требованиям Единых правил предоставления субсидий;

6) несоблюдении порядка расчета размера средств Субсидии, подлежащих возврату в бюджет, из которого предоставлена Субсидия, в случае:

недостижения значений результата предоставления Субсидии, установленного пунктами 37 - 39 Единых правил предоставления субсидий (или отличного от порядка, установленного пунктами 37 - 39 Единых правил предоставления субсидий);

нарушения условий и порядка предоставления Субсидий, в том числе недостижения результатов предоставления Субсидий, установленных Правилами предоставления субсидий;

7) неприменении штрафных санкций к Получателям субсидии в случае их установления в Решении;

8) несоответствии содержания Соглашения требованиям Единых правил предоставления субсидий;

9) несоблюдении условий Соглашения, в том числе:

несоблюдении порядка и сроков проверки и принятия Отчетов, представляемых Получателем субсидии;

непроведении ГРБС проверки соблюдения Получателем субсидии условий и порядка предоставления Субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления Субсидии, применения мер ответственности и штрафных санкций (при необходимости) за их несоблюдение;

невключении в Соглашение условия о согласовании с Получателем субсидии новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидии, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном Соглашением;

несоблюдении порядка заключения дополнительного соглашения к Соглашению;

непроведении мониторинга достижения Получателем субсидии значений результатов предоставления Субсидии, определенных Соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления Субсидии (контрольная точка);

10) несоответствии Правил предоставления субсидий Общим требованиям;

11) несоблюдении положений Правил предоставления субсидий в части:

условий и порядка заключения между ГРБС и Получателем субсидии, а также иной организацией (при необходимости) Соглашения, дополнительного соглашения к Соглашению в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования);

порядка и сроков проверки и принятия Отчетов, представляемых Получателем субсидии;

сроков (периодичности) перечисления Субсидии;

требования о проверке ГРБС соблюдения Получателем субсидии условий и порядка предоставления Субсидии, в том числе в части достижения результатов предоставления Субсидии;

требования о применении штрафных санкций к Получателю субсидии в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при предоставлении Субсидии (при необходимости);

12) несоблюдении условий Соглашения, в том числе требования о включении условий о согласовании новых условий Соглашения в случае уменьшения ГРБС ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления Субсидии в размере, определенном в Соглашении, или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям (при наличии указанного требования в Соглашении);

13) нарушении порядка проведения проверки участника отбора Получателей субсидий на соответствие требованиям Правил отбора Получателей субсидий;

14) нарушении порядка взаимодействия с участниками отбора Получателей субсидий;

15) нарушении порядка формирования и размещения объявления о проведении отбора Получателей субсидий;

16) нарушении порядка отклонения заявок об участии в отборе Получателей субсидий;

17) нарушении порядка рассмотрения, оценки заявок об участии в отборе Получателей субсидий и определения победителей отбора Получателей субсидий (в том числе порядка взаимодействия с победителями отбора Получателей субсидий);

18) неэффективном использовании бюджетных средств, выражающемся в предоставлении Субсидии, за счет которой в том числе осуществляется финансовое обеспечение выполнения контрольной точки, в отношении которой уже предоставляются средства из того же бюджета при условии, что общий объем средств на финансовое обеспечение выполнения контрольной точки больше необходимого объема затрат на ее выполнение.

22. По результатам проведения проверки в отношении Получателя субсидии в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

1) несоответствии Получателя субсидии требованиям, установленным Едиными правилами предоставления субсидий или Правилами предоставления субсидий;

2) несоблюдении условий использования средств Субсидии, установленных Соглашением, в том числе:

несоблюдении осуществления направлений расходов за счет средств Субсидии;

несоблюдении направлений недополученных доходов (затрат), на возмещение которых предоставляется Субсидия, и отсутствии перечня документов, подтверждающих фактически недополученные доходы (затраты);

недостижении значений результатов предоставления Субсидии, характеристик результатов предоставления Субсидии или несоблюдении сроков их достижения;

необеспечении достоверности Отчетов и отчета о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления Субсидии (контрольных точек) и нарушении сроков их представления ГРБС.

23. По результатам проведения проверки в отношении Поставщиков, подрядчиков по договорам (соглашениям) в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в несоблюдении условий указанных договоров (соглашений).

V. Проведение обследований, оформление их результатов

24. При проведении обследования в рамках проведения проверки объектов контроля, указанных в пункте 6 Методических рекомендаций, рекомендуется проводить исследования, осмотры, инвентаризации и другие действия для определения состояния сферы деятельности указанных объектов контроля, связанной с предоставлением Субсидии и (или) соблюдением условий Соглашения (далее - сфера деятельности объекта контроля).

25. Действия, указанные в пункте 24 Методических рекомендаций, проводимые в ходе проведения обследования, могут быть направлены на:

1) анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, указанного в подпункте 1 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе:

нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля;

реализации сферы деятельности объекта контроля;

2) анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, указанного в подпункте 2 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

26. По результатам проведения обследования оформляется заключение в соответствии с требованиями раздела IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 2 к Приказу N 340н, в котором отражается информация с учетом подходов и особенностей, установленных рекомендациями по оценке действий объекта контроля.

VI. Реализация результатов проверки

27. Реализация результатов проверки осуществляется в соответствии со Стандартом N 1095.

28. Реализация результатов проверки может предусматривать подготовку органами контроля документов для применения мер ответственности, соответствующих выявленным нарушениям, в том числе:

1) в случае нарушения ГРБС условий предоставления Субсидии органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);

2) в случае нарушения Получателем субсидий условий предоставления Субсидии органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 КоАП;

3) в случае нецелевого использования бюджетных средств ГРБС или нецелевого использования средств, предоставленных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации в форме Субсидии, Получателем субсидии, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии со статьей 15.14 КоАП.

29. Выявленные по результатам проверки нарушения, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются органами контроля в представлениях, направляемых объектам контроля <20>, в том числе нарушения по неприменению ГРБС к Получателям субсидии и Поставщикам, подрядчикам по договорам (соглашениям) мер ответственности (в том числе штрафных санкций), установленных Соглашением и указанными договорами (соглашениями).

--------------------------------

<20> Пункт 2 статьи 270.2 БК РФ.

30. Выявленные по результатам проверки нарушения (в случае невозможности их устранения либо их неустранения в установленный в представлении срок при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения) отражаются органами контроля в предписаниях, которые содержат обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию <21>.

--------------------------------

<21> Пункт 3 статьи 270.2 БК РФ.

31. В случае выявления органами контроля обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <22>.

--------------------------------

<22> Пункт 7 Стандарта N 1095.

Другие документы по теме
"О введении в действие межгосударственного стандарта"
"Об утверждении предварительного национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении официальных статистических методологий"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте