Приказ МИД России от 03.10.2016 N 18936
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 2016 г. N 18936
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В целях реализации положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Министерством иностранных дел Российской Федерации внутреннего финансового аудита.
2. Предоставить полномочия на утверждение годового плана внутреннего финансового аудита, принятие решения о проведении аудиторской проверки и решения по результатам рассмотрения отчета о результатах аудиторской проверки генеральному директору Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на генерального директора Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Министр
С.ЛАВРОВ
Утверждено
приказом Министерства иностранных дел
Российской Федерации
от 3 октября 2016 г. N 18936
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Министерстве иностранных дел Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется структурным подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости (далее - субъект аудита).
Деятельность субъекта аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения центрального аппарата Министерства, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения), территориальные органы - представительства Министерства на территории Российской Федерации (далее - территориальные органы), подведомственные Министерству организации и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
4. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности объектов аудита и соответствия порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета методологии и стандартам бюджетного (бухгалтерского) учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
II. Организация внутреннего финансового аудита
5. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:
должностным лицом субъекта аудита (далее - проверяющий);
аудиторской группой, в состав которой включаются должностные лица субъекта аудита, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта аудита, назначенного распоряжением генерального директора Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).
6. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
7. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается генеральным директором Министерства до начала аудиторской проверки.
8. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объекта (объектов) аудита; сроки проведения аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.
9. Аудиторская группа (проверяющий) обязана (обязан):
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
10. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля (далее - документы, материалы, информация);
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов.
11. Независимые эксперты при необходимости их участия в аудиторской проверке привлекаются по согласованию с генеральным директором Министерства.
12. Руководители объектов аудита для работы аудиторской группы (проверяющего) предоставляют им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивают техническое обслуживание.
III. Планирование аудиторских проверок
13. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План), утверждаемым генеральным директором Министерства до начала очередного финансового года. Внеплановые аудиторские проверки осуществляются по решению Министра иностранных дел Российской Федерации или генерального директора Министерства.
14. Проект Плана представляется субъектом аудита на утверждение генеральному директору Министерства не позднее 30 декабря текущего года.
15. План составляется и ведется субъектом аудита.
16. В Плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указываются:
тема аудиторской проверки;
объекты внутреннего финансового аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
17. При составлении Плана и программы аудиторской проверки учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
18. Составление плана осуществляется с учетом результатов проведения субъектом аудита предварительного анализа данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
19. По мере необходимости в План вносятся изменения.
Решение о внесении изменений в План принимается генеральным директором Министерства на основании мотивированной докладной записки субъекта аудита.
20. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением генерального директора Министерства, в котором указываются наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки.
IV. Проведение аудиторской проверки
21. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного (бухгалтерского) учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета;
з) бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
22. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником субъекта аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
23. Документы, материалы, информация представляются по устному или письменному запросу руководителя аудиторской группы (проверяющего).
В случае непредставления документов, материалов, информации по устному запросу руководителя аудиторской группы (проверяющего) формируется письменный запрос и направляется объекту аудита или вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее одного рабочего дня до окончания срока проведения аудиторской проверки.
24. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в срок согласно запросу, в отсутствие такого срока - в течение трех рабочих дней со дня запроса.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита документов, материалов и информации руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.
Ответ на письменный запрос направляется объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.
Исполнение объектами аудита запроса осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита.
25. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
26. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, которая содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
27. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
Срок приостановления (продления) аудиторской проверки определяется в каждом конкретном случае исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления (продления) аудиторской проверки.
28. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки: в случае непредставления (неполного представления) объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
29. Проведение аудиторской проверки приостанавливается распоряжением генерального директора Министерства на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы (проверяющего).
30. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
31. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания распоряжения о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу):
а) копию распоряжения генерального директора Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
б) требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета, либо о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности, либо об устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки, составленное в письменной форме (далее - требование).
В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок приостановления аудиторской проверки.
32. После окончания срока приостановления аудиторской проверки аудиторская группа (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица).
33. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться генеральным директором Министерства, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы (проверяющего).
34. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
V. Оформление результатов аудиторской проверки
35. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, составленным по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящему Положению.
36. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах: первый - для субъекта аудита; второй - для объекта аудита.
При проведении аудиторской проверки объекта аудита, подотчетного вышестоящему учреждению, акт аудиторской проверки составляется в трех экземплярах: первый - для субъекта аудита; второй - для объекта аудита; третий - для вышестоящего учреждения.
37. Каждый экземпляр акта подписывается аудиторской группой (проверяющим).
38. Второй экземпляр акта аудиторской проверки вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.
О получении акта аудиторской проверки руководитель объекта аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в первом экземпляре акта, содержащую дату получения акта, подпись и расшифровку этой подписи.
39. В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить акт аудиторской проверки и (или) ознакомиться с ним руководитель аудиторской группы (проверяющий) в акте аудиторской проверки производит запись об отказе в получении акта аудиторской проверки и (или) ознакомлении с ним и информирует генерального директора Министерства о сложившейся ситуации для принятия соответствующего решения.
40. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с актом аудиторской проверки и его подписания, но не более суток со дня вручения акта аудиторской проверки.
Если у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и (или) возражения по акту аудиторской проверки, об этом делается отметка в акте аудиторской проверки.
41. Письменные замечания и (или) возражения по акту аудиторской проверки вправе представить:
структурные подразделения центрального аппарата Министерства, территориальные органы, подведомственные Министерству организации и получатели бюджетных средств - не позднее 10 рабочих дней с даты ознакомления с актом аудиторской проверки;
загранучреждения - не позднее 1 месяца с даты ознакомления с актом аудиторской проверки.
42. Руководитель аудиторской проверки (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных замечаний и (или) возражений по акту аудиторской проверки рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение).
Первый экземпляр заключения направляется объекту аудита либо вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись, второй экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
43. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - Отчет) в течение 30 календарных дней.
44. Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного (бухгалтерского) учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного (бухгалтерского) учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
45. Отчет, подписанный аудиторской группой (проверяющим), с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителем субъекта аудита генеральному директору Министерства.
46. По результатам рассмотрения Отчета генеральный директор Министерства принимает одно или несколько из следующих решений о:
а) необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
VI. Составление и представление годовой отчетности
о результатах внутреннего финансового аудита
47. Годовой отчет о результатах внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) составляется субъектом аудита до 20 февраля года, следующего за отчетным.
48. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, загранучреждениями, территориальными органами, подведомственными Министерству организациями и получателями бюджетных средств, достоверности сводной бюджетной (бухгалтерской) отчетности Министерства, бюджетной (бухгалтерской) отчетности загранучреждений, территориальных органов, подведомственных Министерству организаций и получателей бюджетных средств.
49. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются субъектом аудита генеральному директору Министерства.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения о:
недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок, в количественном и денежном выражении;
наличии значимых бюджетных рисков;
наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
степени надежности внутреннего финансового контроля достоверности представляемой объектами аудита бюджетной (бухгалтерской) отчетности;
соответствии ведения бюджетного (бухгалтерского) учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного (бухгалтерского) учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
передаче материалов аудиторских проверок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и правоохранительные органы;
привлечении к ответственности должностных лиц объектов аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
соответствии сроков проведения аудиторских проверок Плану;
проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения.
Приложение
к Положению об осуществлении
Министерством иностранных дел
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства иностранных
дел Российской Федерации
от "__" __________ 20__ г.
Рекомендуемый образец
--------------------------------
<1> Нужное подчеркнуть в случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) от получения экземпляра акта аудиторской проверки и (или) ознакомления с ним.