Приказ Евразийской экономической комиссии от 25.04.2023 N 108
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2023 г. N 108
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ
ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
На основании подпункта 14 пункта 51 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии.
2. Признать утратившими силу:
приказ Председателя Коллегии от 25 мая 2016 г. N 128 "Об утверждении Положения о Департаменте функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии";
приказ Председателя Коллегии от 8 мая 2020 г. N 138 "О внесении изменений в приказ Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 мая 2016 г. N 128".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Коллегии
М.В.МЯСНИКОВИЧ
Утверждено
приказом Председателя Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 апреля 2023 г. N 108
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ
ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
I. Общие положения
1. Департамент функционирования внутренних рынков (далее - Департамент) является структурным подразделением Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), обеспечивающим деятельность Комиссии в сфере функционирования внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Евразийского экономического союза (далее соответственно - внутренний рынок, Союз).
2. Департамент в своей деятельности руководствуется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), иными международными договорами, входящими в право Союза, Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, актами органов Союза и настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность самостоятельно и (или) во взаимодействии с другими структурными подразделениями Комиссии, а также в пределах своей компетенции с органами государственной власти государств - членов Союза (далее - государства-члены), международными организациями, представителями иностранных государств и интеграционных объединений, а также с консультативными органами при Коллегии Комиссии (далее - консультативные органы), общественными и иными организациями.
4. Департамент подчиняется члену Коллегии Комиссии, осуществляющему курирование Департамента в соответствии с установленным Высшим Евразийским экономическим советом распределением обязанностей между членами Коллегии Комиссии (далее - курирующий член Коллегии Комиссии).
5. Департамент осуществляет свою деятельность в сферах, предусмотренных Договором, международными договорами, входящими в право Союза, и актами органов Союза, регулирующими вопросы функционирования внутреннего рынка.
6. Департамент состоит из следующих отделов:
1) отдел мониторинга и информационного взаимодействия;
2) отдел планирования и анализа функционирования внутренних рынков;
3) отдел экспертизы и медиации;
4) отдел стратегического развития внутреннего рынка.
II. Задачи Департамента
7. Основными задачами Департамента являются:
1) участие в подготовке проектов международных договоров, в разработке проектов иных нормативных актов органов Союза в части, относящейся к компетенции Департамента;
2) разработка предложений по созданию механизмов выявления препятствий на внутреннем рынке и мониторинга их устранения (включая механизмы, предусматривающие применение информационных технологий), в том числе во взаимодействии с государственными органами, органами местного управления (самоуправления), бизнес-сообществами, общественными объединениями, физическими лицами государств-членов, а также с консультативными органами и структурными подразделениями Комиссии (далее - заинтересованные лица);
3) выявление препятствий на внутреннем рынке и мониторинг их устранения с использованием механизмов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) разработка совместно с заинтересованными лицами предложений, направленных на устранение, сокращение и (или) минимизацию выявленных препятствий на внутреннем рынке;
5) подготовка предложений по решению системных проблем функционирования внутреннего рынка;
6) разработка документов стратегического характера в сфере функционирования внутреннего рынка;
7) анализ развития внутреннего рынка и выработка предложений по его дальнейшему стратегическому развитию;
8) обеспечение обмена информацией с заинтересованными лицами по вопросам выявления и мониторинга устранения препятствий на внутреннем рынке;
9) выработка предложений по установлению двустороннего и многостороннего сотрудничества в сфере функционирования внутреннего рынка с международными и региональными организациями, интеграционными объединениями;
10) выработка предложений по совершенствованию процедур разрешения споров (медиации).
III. Функции Департамента
8. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции реализует следующие функции:
1) осуществляет подготовку материалов, проектов актов органов Союза по вопросам функционирования внутреннего рынка для рассмотрения членами Коллегии Комиссии;
2) осуществляет подготовку предложений о заключении международных договоров и о внесении в них изменений, обеспечивает разработку проектов международных договоров, регулирование которых направлено на обеспечение функционирования внутреннего рынка без препятствий;
3) формирует и ведет в электронном виде информационные системы, позволяющие совместно с заинтересованными лицами формировать базы данных о препятствиях, обеспечивает их функционирование и использование Комиссией и заинтересованными лицами;
4) обеспечивает рассмотрения поступивших обращений в соответствии с установленным в Комиссии порядком рассмотрения обращений о препятствиях;
5) обеспечивает ведение информационного портала "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" (далее - информационный портал), предоставляющего возможность субъектам экономической деятельности и иным заинтересованным лицам сообщать в Комиссию информацию о препятствиях;
6) при необходимости разрабатывает и применяет инструменты анализа внутреннего рынка;
7) осуществляет мониторинг функционирования внутреннего рынка с целью выявления препятствий;
8) осуществляет подготовку проектов актов органов Союза, регламентирующих работу по выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке, и предложения по их совершенствованию;
9) готовит заключения о наличии либо об отсутствии признаков препятствий на внутреннем рынке во взаимодействии с государствами-членами, структурными подразделениями Комиссии, а также с иными заинтересованными лицами;
10) осуществляет подготовку предложений по устранению препятствий на внутреннем рынке на основании информации о результатах мониторинга функционирования внутреннего рынка, в том числе по разработке планов мероприятий ("дорожных карт") по устранению препятствий на внутреннем рынке во взаимодействии с заинтересованными лицами;
11) координирует реализацию и осуществляет мониторинг исполнения мероприятий, предусмотренных планами мероприятий ("дорожными картами") по устранению препятствий на внутреннем рынке;
12) осуществляет подготовку аналитических материалов по системным проблемам функционирования внутреннего рынка;
13) разрабатывает принципы, методы, механизмы, а также формирует нормативную базу для разрешения споров (медиации), возникающих при обеспечении функционирования внутреннего рынка, а также при выявлении конкретных фактов (случаев) существования препятствий на внутреннем рынке;
14) осуществляет подготовку материалов для урегулирования споров, указанных в подпункте 13 настоящего пункта, в досудебном порядке путем проведения консультаций и переговоров, а также иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза;
15) обеспечивает разработку документов стратегического характера в сфере функционирования внутреннего рынка;
16) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию, гармонизации и (или) унификации законодательства государств-членов по вопросам, связанным с функционированием внутреннего рынка и созданием условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
17) обеспечивает разработку рекомендаций в отношении правоприменительной практики государств-членов;
18) обеспечивает проведение информационно-разъяснительной работы органам государственной власти государств-членов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
19) участвует в проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов решений Комиссии и оценки фактического воздействия принятых решений Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
20) осуществляет подготовку предложений по обеспечению свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов Союза;
21) осуществляет мониторинг исполнения государствами-членами положений Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, а также мониторинг соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, с целью выявления препятствий самостоятельно в инициативном порядке либо в связи с имеющимися сведениями о препятствиях, поступившими от государств-членов, структурных подразделений Комиссии, юридических и физических лиц;
22) осуществляет подготовку предложений для уведомления государств-членов о выявленных препятствиях и осуществляет мониторинг деятельности, направленной на их устранение;
23) при наличии необходимой информации осуществляет анализ экономического влияния препятствий;
24) осуществляет подготовку отчетов, докладов и иных информационных материалов по направлениям деятельности Департамента для рассмотрения на заседаниях органов Союза;
25) обеспечивает информирование заинтересованных лиц об устранении препятствий;
26) осуществляет подготовку предложений о создании консультативных органов;
27) осуществляет организационное обеспечение деятельности консультативного органа (органов) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
28) разрабатывает и представляет предложения для включения в план научно-исследовательских работ Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
29) организует процесс выполнения научно-исследовательских работ по вопросам выявления препятствий с применением различных методов анализа (исследований, опросов, механизмов контрольных закупок и других методов);
30) осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Комиссии, органами государственной власти государств-членов по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
31) принимает участие в организации и работе конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
32) осуществляет подготовку аналитических и справочных материалов для рассмотрения членами Коллегии Комиссии и Совета Комиссии;
33) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
IV. Функции отделов Департамента
9. Все отделы Департамента осуществляют общие функции, определенные в подпунктах 1 - 3 пункта 8 раздела III настоящего Положения.
10. Отдел мониторинга и информационного взаимодействия осуществляет следующие функции:
1) осуществляет мониторинг соответствия проектов нормативных правовых актов государств-членов положениям Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, с целью выявления препятствий на внутреннем рынке;
2) осуществляет мониторинг исполнения государствами-членами положений Договора, международных договоров и актов, составляющих право Союза, с целью выявления препятствий на внутреннем рынке;
3) проводит первичный анализ сведений и обращений на предмет наличия признаков препятствий на внутреннем рынке;
4) проводит работу по выявлению и признанию ограничений устраненными;
5) обеспечивает работу по формированию и ведению реестра ограничений;
6) участвует в разработке методологических основ по работе с ограничениями;
7) обеспечивает информирование заинтересованных лиц об устранении ограничений;
8) осуществляет разработку планов мероприятий ("дорожных карт") по устранению препятствий на внутреннем рынке;
9) осуществляет мониторинг исполнения мероприятий, предусмотренных планами мероприятий ("дорожными картами") по устранению препятствий на внутреннем рынке;
10) осуществляет организационное обеспечение деятельности консультативного органа (органов) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
11) обеспечивает формирование и ведение информационного портала;
12) осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Комиссии, органами государственной власти государств-членов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
11. Отдел планирования и анализа функционирования внутренних рынков осуществляет следующие функции:
1) проводит работу по выявлению и устранению изъятий на внутреннем рынке;
2) обеспечивает работу по формированию и ведению реестра изъятий и реестра ограничений во взаимной торговле товарами, действующих на внутреннем рынке;
3) участвует в разработке методологических основ по работе с изъятиями;
4) обеспечивает информирование заинтересованных лиц об устранении изъятий;
5) проводит экономический анализ воздействия препятствий на функционирование внутреннего рынка;
6) осуществляет организационное обеспечение деятельности рабочих (экспертных) групп по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
7) разрабатывает и представляет предложения для включения в план научно-исследовательских работ Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
8) организует процесс выполнения научно-исследовательских работ по вопросам выявления препятствий с применением различных методов анализа;
9) осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Комиссии, органами государственной власти государств-членов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
10) организует взаимодействие с бизнес-сообществом по вопросам функционирования внутреннего рынка;
11) осуществляет сводную и отчетную работу по вопросам функционирования внутреннего рынка.
12. Отдел экспертизы и медиации осуществляет следующие функции:
1) осуществляет экспертизу результатов мониторинга и рассмотрения обращений на предмет наличия признаков барьеров;
2) проводит работу по выявлению и признанию барьеров устраненными;
3) обеспечивает работу по формированию и ведению реестра барьеров;
4) участвует в разработке методологических основ по работе с барьерами;
5) обеспечивает информирование заинтересованных лиц об устранении барьеров;
6) проводит мониторинг принятых решений Коллегии Комиссии по квалифицированным барьерам;
7) участвует в формировании нормативной базы для разрешения споров (медиации), возникающих при обеспечении функционирования внутреннего рынка, а также при выявлении конкретных фактов (случаев) существования препятствий на внутреннем рынке;
8) обеспечивает подготовку материалов для обращения Коллегии Комиссии в Суд Союза по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
9) осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Комиссии, органами государственной власти государств-членов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
13. Отдел стратегического развития внутреннего рынка осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает разработку документов стратегического характера в сфере функционирования внутреннего рынка;
2) осуществляет подготовку аналитических материалов по системным проблемам функционирования внутреннего рынка;
3) осуществляет разработку предложений и комплекса мер по решению системных проблем функционирования внутреннего рынка;
4) осуществляет методологическую разработку основ по работе с препятствиями;
5) осуществляет подготовку проектов актов органов Союза, регламентирующих работу по выявлению и устранению препятствий на внутреннем рынке, и предложения по их совершенствованию;
6) участвует в работе по развитию и оптимизации информационного портала;
7) осуществляет подготовку ежегодных аналитических докладов о результатах работы по устранению государствами-членами барьеров и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка;
8) подготавливает справки, обоснования и иные аналитические материалы по проектам международных договоров, решений Высшего Евразийского экономического совета и Комиссии, а также по иным вопросам в рамках своей компетенции;
9) при необходимости участвует в заседаниях рабочих и экспертных групп, консультативных органов Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
V. Права Департамента
14. В целях осуществления своих функций Департамент имеет право:
1) вносить на рассмотрение курирующего члена Коллегии Комиссии предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
2) запрашивать в установленном порядке у органов государственной власти, юридических и физических лиц государств-членов, структурных подразделений Комиссии информацию и материалы, необходимые для осуществления Департаментом своих функций;
3) взаимодействовать с международными организациями, органами государственной власти, общественными и научно-исследовательскими организациями, а также субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами государств-членов;
4) принимать участие в разработке и (или) согласовании межгосударственных программ и проектов;
5) проводить рабочие встречи и совещания, в том числе с участием представителей органов государственной власти государств-членов и бизнес-сообщества государств-членов, а также должностных лиц и сотрудников структурных подразделений Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
6) привлекать к работе экспертов, в том числе в рамках консультативных органов и рабочих (экспертных) групп;
7) принимать участие в работе консультативных органов и рабочих (экспертных) групп, созданных при Коллегии Комиссии;
8) созывать и проводить рабочие (экспертные) совещания;
9) подготавливать рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
10) принимать участие в семинарах, конференциях, форумах, круглых столах и в иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
11) взаимодействовать с научными организациями, инициировать проведение научных исследований и консультаций в пределах своей компетенции;
12) пользоваться в установленном порядке информационными банками и базами данных Комиссии;
13) проводить с органами государственной власти и заинтересованными структурными подразделениями Комиссии консультации по вопросам разделения препятствий на внутреннем рынке Союза на барьеры, изъятия и ограничения;
14) подготавливать и направлять в установленном порядке ответы на запросы юридических и физических лиц, в том числе поступившие посредством информационного портала "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза", по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
VI. Организация деятельности Департамента
15. Структура и штатная численность Департамента утверждаются Советом Комиссии по представлению Председателя Коллегии Комиссии.
16. В состав Департамента входят должностные лица и сотрудники Комиссии.
17. Департамент возглавляет директор, который непосредственно подчиняется курирующему члену Коллегии Комиссии.
18. Директор Департамента имеет заместителей.
19. Директор Департамента и его заместители не могут быть гражданами одного и того же государства.
20. Директор Департамента и его заместители являются должностными лицами Комиссии.
21. Директор, заместители директора, сотрудники Департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Коллегии Комиссии.
22. Директор Департамента:
1) руководит деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за организацию выполнения возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций;
2) обеспечивает организацию выполнения в установленные сроки поручений Коллегии Комиссии, Председателя Коллегии Комиссии и курирующего члена Коллегии Комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
3) в установленном порядке участвует в заседаниях Коллегии Комиссии, в совещаниях, проводимых Председателем Коллегии Комиссии и членами Коллегии Комиссии;
4) представляет Комиссию по поручению курирующего члена Коллегии Комиссии в органах государственной власти государств-членов, учреждениях и организациях третьих стран и международных организациях;
5) дает в пределах своей компетенции поручения, обязательные для исполнения должностными лицами и сотрудниками Департамента;
6) ведет переписку по вопросам, связанным с осуществлением деятельности Департамента;
7) подписывает и визирует документы, связанные с осуществлением деятельности Департамента;
8) обеспечивает исполнение должностными лицами и сотрудниками Департамента поручений и соблюдение правил трудового распорядка;
9) обеспечивает организацию в Департаменте работы по защите информации ограниченного распространения (конфиденциальной и для служебного пользования) в соответствии с установленной в Комиссии процедурой;
10) обеспечивает организацию работы отделов Департамента и распределяет обязанности между своими заместителями и начальниками отделов;
11) утверждает должностные обязанности сотрудников Департамента;
12) представляет Председателю Коллегии Комиссии одобренные курирующим членом Коллегии Комиссии предложения о поощрениях и наложении взысканий на сотрудников Департамента;
13) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия, необходимые для выполнения Департаментом возложенных на него задач и осуществления им своих функций.
23. Заместитель директора Департамента:
1) в соответствии с распределением обязанностей обеспечивает выполнение возложенных на Департамент задач и функций, руководит порученными ему участками работ, координирует деятельность отделов Департамента, выполняет функции, делегированные ему директором Департамента;
2) в период отсутствия директора Департамента руководит деятельностью Департамента, обеспечивает выполнение возложенных на Департамент задач и функций, несет ответственность за деятельность Департамента.
24. Отделы Департамента осуществляют деятельность на основании настоящего Положения с учетом функций, возложенных на Департамент, поручений руководства Департамента. Руководство деятельностью отделов осуществляется начальниками отделов.