Приказ ГУСП от 31.10.2014 N 68
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 октября 2014 г. N 68
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
ПРОВЕДЕНИЯ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД
В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" <2> приказываю:
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30 (ч. I), ст. 4225.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 7, ст. 683; N 12, ст. 1290.
1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Главного управления
В.В.МЕНЬЩИКОВ
Утвержден
приказом Главного управления
специальных программ Президента
Российской Федерации
от 31 октября 2014 г. N 68
РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НУЖД
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок осуществления Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - ведомственный контроль) за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) в отношении заказывающих управлений ГУСПа, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации (далее - Заказчики), а также 4 управления ГУСПа.
2. Предметом ведомственного контроля является соблюдение Заказчиками, в том числе работниками ГУСПа, выполняющими отдельные функции контрактной службы, а также комиссиями по осуществлению закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в рамках реализации процедуры внутреннего финансового аудита.
4. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
5. В плановом порядке ведомственный контроль осуществляется в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План), составляемым субъектом внутреннего финансового аудита (контрольно-ревизионным отделом 3 управления ГУСПа) до начала очередного финансового года и утверждаемым начальником ГУСПа не позднее 30 декабря текущего финансового года.
6. Внеплановые проверки проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля, на основании решения начальника ГУСПа или иного уполномоченного им лица.
7. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок.
II. Содержание ведомственного контроля
8. При осуществлении ведомственного контроля проверяющие производят проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
б) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;
в) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
д) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
е) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
ж) обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
з) применения Заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
и) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
к) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
л) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
III. Организация ведомственного контроля
9. Выездные или документарные проверки проводятся на основании решения начальника ГУСПа или иного уполномоченного им лица.
10. Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной начальником контрольно-ревизионного отдела 3 управления ГУСПа. Программа аудиторской проверки должна содержать:
тему аудиторской проверки;
наименование объектов аудита;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
11. При составлении программы проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих проверку. Состав аудиторской группы определяется начальником ГУСПа или уполномоченным им лицом на основании предложения контрольно-ревизионного отдела 3 управления ГУСПа.
В аудиторскую группу включаются работники контрольно-ревизионного отдела 3 управления ГУСПа и структурных подразделений ГУСПа, компетентные в изучаемой области, в зависимости от тематики проверки.
12. Срок проведения проверки не может составлять более 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по решению начальника ГУСПа или иного уполномоченного им лица на основании мотивированного доклада начальника контрольно-ревизионного отдела 3 управления ГУСПа.
13. Решение о продлении срока проведения аудиторской проверки доводится до сведения руководителя аудиторской группы (проверяющего) и руководителя Заказчика, а также руководителей структурных подразделений ГУСПа, представители которых включены в аудиторскую группу.
14. Контрольно-ревизионный отдел 3 управления ГУСПа не позднее чем за пять рабочих дней до начала проверки информирует Заказчика о проведении проверки путем направления уведомления о проведении проверки (далее - уведомление).
Уведомление должно содержать следующую информацию:
а) наименование Заказчика, которому адресовано уведомление;
б) предмет проверки (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность Заказчика;
в) вид проверки (выездная или документарная);
г) дата начала и дата окончания проведения проверки;
д) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление проверки;
е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления проверки;
ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездной проверки, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такой проверки.
15. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) при прибытии на объект проверки должен предъявить руководителю Заказчика предписание на проведение проверки, справку о форме допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и ознакомить его с программой проверки, представить участников аудиторской группы, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.
16. При проведении проверки должны быть получены достаточные, надлежащие, надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на документации о закупках, первичных учетных документах и иных документах, подтверждающих наличие допущенных Заказчиком нарушений и недостатков <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 48 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290).
17. При проведении проверки проверяющие имеют право:
а) в случае осуществления выездной проверки - на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания Заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и предписания на проверку (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны);
б) на истребование необходимых для проведения проверки документов (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны);
в) на привлечение независимых экспертов (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны);
г) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимой проверки.
18. Проверяющие при проведении проверки обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого Заказчика;
знакомить руководителя, иных должностных лиц или уполномоченного представителя Заказчика с результатами проверки;
соблюдать установленные сроки проведения проверки;
не требовать от Заказчика документы и иные сведения, не связанные с предметом проверки;
осуществлять ведомственный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, а также настоящим Регламентом, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых.
19. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, имеет право:
получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке и ходе проверки;
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать необходимые объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме по вопросам проводимой проверки;
знакомиться с результатами проверки.
20. Заказчик, в отношении которого осуществляется проверка, обязан:
создать условия для работы аудиторской группы (проверяющего):
предоставить служебное помещение (служебные помещения), оборудованное организационно-техническими средствами, средствами связи и гарантирующее сохранность документов, обеспечить транспортом;
представлять проверяющим по их мотивированному требованию в установленный срок необходимые для проведения проверки документы, пояснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны), включая акты, договоры, справки, корреспонденцию, иные документы и материалы, в том числе выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
оказывать содействие в проведении проверки;
принимать меры к устранению выявленных в процессе проверочных мероприятий недостатков, предупреждению или прекращению нарушений и злоупотреблений;
готовить предложения для принятия решения о возмещении причиненного ущерба и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
21. Датой окончания проверки считается день вручения акта проверки полномочному представителю Заказчика.
IV. Документирование материалов проверки
22. Результаты проверки оформляются актом проверки (приложение к настоящему Регламенту).
Акт проверки должен иметь следующую структуру:
наименование Заказчика;
состав аудиторской группы;
тема проверки;
основание для проведения проверки;
предмет проверки;
проверяемый период деятельности Заказчика;
срок проведения проверки;
должностные лица, ответственные за организацию закупочной деятельности;
результаты проверочных действий по каждому вопросу программы проверки;
выводы и предложения по результатам проверки.
23. Акт проверки составляется в двух, а при необходимости - и в большем количестве экземпляров. Первый экземпляр акта проверки прилагается к отчету о результатах аудиторской проверки, второй - вручается представителю Заказчика, уполномоченному на получение акта проверки. Каждый экземпляр акта проверки подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим). К акту проверки прилагаются:
составленные и подписанные участниками аудиторской группы справки по результатам осуществленных ими проверочных действий по вопросам программы проверки;
другие оправдательные документы, в том числе подлинные письменные объяснения должностных лиц Заказчика, подтверждающие наличие выявленных недостатков и нарушений в использовании государственных средств и деятельности Заказчика.
24. О получении акта проверки представитель Заказчика делает запись в экземпляре, который остается у руководителя аудиторской группы (проверяющего), содержащую дату получения акта проверки, номер полученного экземпляра, количество листов в экземпляре, подпись и расшифровку этой подписи.
При несогласии с изложенными в акте проверки сведениями Заказчик вправе представить письменные возражения по акту проверки. В этом случае представитель Заказчика обязан подписать акт проверки и одновременно рядом со своей подписью сделать отметку "С возражениями по акту проверки на __ листах" и представить руководителю аудиторской группы возражения в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов, которые приобщаются к материалам проверки.
Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее 5 рабочих дней рассматривает представленные представителем Заказчика возражения и по результатам их рассмотрения составляет заключение, в котором указываются вносимые в акт проверки изменения (при наличии оснований).
25. Руководитель Заказчика обеспечивает выполнение внесенных аудиторской группой (проверяющим) предложений. В течение 5 рабочих дней после получения акта проверки Заказчик разрабатывает план устранения выявленных недостатков с указанием сроков и должностных лиц, ответственных за устранение нарушений. План и материалы о ходе устранения недостатков в установленный срок, указанный в акте проверки, представляются начальнику ГУСПа или иному уполномоченному им лицу.
26. Контроль за своевременным и полным выполнением предложений по актам проверок осуществляется контрольно-ревизионным отделом 3 управления ГУСПа.
27. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки по решению начальника ГУСПа подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.
28. На основании акта проверки руководителем аудиторской группы составляется отчет о результатах проверки, содержащий информацию об итогах проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе проверки недостатках и нарушениях, об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков.
29. Отчет о результатах проверки с приложением акта проверки, а при наличии возражений Заказчика, - и заключения по результатам их рассмотрения представляется начальнику ГУСПа.
По результатам рассмотрения указанного отчета начальник ГУСПа вправе принять одно или несколько из решений:
о необходимости реализации выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
30. Материалы по результатам ведомственного контроля хранятся в ГУСПе не менее 5 лет.
Приложение
к Регламенту проведения Главным
управлением специальных программ
Президента Российской Федерации
ведомственного контроля в сфере
закупок для обеспечения
федеральных нужд
Рекомендуемый образец