Приказ Генпрокуратуры России от 24.10.2024 N 800
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 октября 2024 г. N 800
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ
ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
В целях совершенствования надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, повышения его эффективности и результативности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур":
1.1. Рассматривать надзор за соблюдением законов, регламентирующих порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, при исполнении уголовных наказаний, о пробации, а также при осуществлении контроля за поведением условно осужденных и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания; за исполнением установленной судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лиц, отбывающих основное наказание (в том числе штраф), применении к осужденным принудительных мер медицинского характера в соответствии с частью 2.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации; за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания, возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых применены меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога; за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением им возложенных судом запретов, одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
1.2. Обеспечить эффективное участие при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров, предусмотренных пунктами 2 - 11, 12 (в отношении лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и отбывающих наказание в виде лишения свободы), 13 - 18.1 и 20 - 23 статьи 397, статьями 398, 400 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, проверку законности и обоснованности состоявшихся судебных решений, оспаривание неправосудных судебных актов и принесение возражений на жалобы иных участников процесса.
1.3. Реализовывать комплексный подход, всесторонне оценивать состояние законности в указанных сферах, особое внимание уделяя вопросам соблюдения прав осужденных и заключенных под стражу, в том числе на личную безопасность и охрану здоровья. Одновременно учитывать, что при осуществлении надзора не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
1.4. Своевременно принимать меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законов, привлечению к ответственности виновных лиц.
При оценке вскрытых фактов отступлений от требований законодательства давать оценку на предмет наличия коррупционной составляющей с учетом терминологии, содержащейся в статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Исходя из указанного:
1.5. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гауптвахтах, систематически, не реже одного раза в месяц, проверять состояние законности в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.
Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.6. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных и других воинских частях, на гауптвахтах первостепенное внимание уделять фактам применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами дисциплинарных и других воинских частей, гауптвахт, сотрудниками отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; использования недозволенных мер воздействия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей, перевода в строгие условия содержания; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; применения мер поощрения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.
1.7. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов, дисциплинарных воинских частей и гауптвахт в нерабочее время, при производстве в них обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы. Активно использовать возможности системы охранного телевидения.
Пресекать случаи представления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот, передачи им полномочий администрации пенитенциарных учреждений.
Учитывать, что установленная Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.
Регулярно проверять соблюдение трудовых прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не допускать привлечения их к неоплачиваемым работам и сверх установленного законом времени в отсутствие предусмотренных законодательством оснований.
Иметь в виду, что производственная деятельность не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулированию правопослушного поведения.
В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных, осуществляя его в случае необходимости без присутствия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Отдельное внимание уделять соблюдению должностными лицами уголовно-исполнительной системы требований законодательства при посещении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе выданных Российской Федерации, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений.
1.8. Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об оперативно-разыскной деятельности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, территориальных органах уголовно-исполнительной системы является законность проводимых мероприятий по обеспечению личной безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, персонала и иных лиц; по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений внутреннего распорядка указанных учреждений и органов; по розыску в установленном порядке подозреваемых, обвиняемых и осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; по содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными до прибытия в соответствующее учреждение.
Пресекать факты неправомерного осуществления оперативно-разыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
1.9. В случаях возникновения в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах, на гауптвахтах, в дисциплинарных воинских частях происшествий, носящих чрезвычайный характер либо влекущих широкий общественный резонанс, руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки их обстоятельств, выяснения и устранения их причин и условий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
По каждому случаю смерти заключенных под стражу и осужденных, причинения телесных повреждений, объявления голодовок и совершения иных протестных действий организовывать проведение всесторонних проверок обстоятельств данных событий, причин и условий, им способствовавших.
По их результатам при наличии оснований выносить в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
1.10. Особое внимание уделять исполнению требований закона о незамедлительном уведомлении прокурора о каждом случае причинения заключенному под стражу, осужденному или иному лицу телесных повреждений либо наступления их смерти в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с последующим направлением прокурору соответствующих материалов в течение 24 часов с момента их применения. Ежеквартально производить сверку данных о соответствии количества случаев применения к лицам указанной категории физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия и направленных прокурору по данным фактам уведомлений и материалов.
При поступлении в прокуратуру из учреждений уголовно-исполнительной системы указанных материалов, неотъемлемой частью которых являются видеозаписи, проверять законность применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Практиковать опрос заключенных под стражу, осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы. В каждом случае непредставления вместе с материалами видеозаписи выяснять причины и рассматривать вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.
При наличии установленных законом оснований безотлагательно направлять материалы проведенных прокурорскими работниками проверок в следственный орган в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Обеспечивать взаимодействие между работниками, осуществляющими надзор за соблюдением законов при содержании под стражей и исполнении уголовных наказаний, а также за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия, наладив между ними обмен информацией о материалах, направленных в следственные органы, и принятых по ним процессуальных решениях.
1.11. Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству правовых актов, связанных с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями следственных изоляторов, учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, органами военного управления, командованием дисциплинарных и других воинских частей, органами местного самоуправления, опротестовывать их в случае противоречия закону.
1.12. При проведении проверок в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы отдельное внимание уделять исполнению норм федеральных законов "О пробации в Российской Федерации", "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации".
1.13. Обеспечить надзор за осуществлением территориальными органами уголовно-исполнительной системы и функционирующими на их территории медико-санитарными частями Федеральной службы исполнения наказаний ведомственного и внутреннего контроля за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей в соответствии с Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", со статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Не реже одного раза в полугодие организовывать проверки исполнения контрольных (надзорных) полномочий территориальными органами уголовно-исполнительной системы и медико-санитарными частями ФСИН России.
1.14. Осуществлять на систематической основе надзор за соблюдением требований, установленных статьей 75.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при самостоятельном следовании осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в колониях-поселениях.
В этих целях организовать истребование информации о направленных судами и поступивших в территориальные органы ФСИН России для исполнения судебных решениях, которыми осужденным определено в качестве наказания лишение свободы в колонии-поселении и самостоятельное следование к месту отбывания наказания.
При проверках уделять пристальное внимание своевременности регистрации и принятия к исполнению судебных актов, соблюдению сроков вручения предписаний, обеспечению лиц, следующих самостоятельно для отбывания наказания в колониях-поселениях, питанием, денежными средствами на проезд либо соответствующими проездными документами, а также вопросам инициирования розыска в случаях уклонения от получения ими предписания и неприбытия к месту отбытия наказания.
1.15. Регулярно проверять исполнение требований закона при применении к осужденным условно-досрочного освобождения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении в связи с тяжелой болезнью, изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания осужденными, их переводе из одного исправительного учреждения в другое.
Обеспечить квалифицированное участие прокуроров в судебных заседаниях, указанных в пункте 1.2 настоящего приказа.
При рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в судебных заседаниях участвовать прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. В случае их отсутствия или значительной удаленности от судов участие принимать прокурорским работникам соответствующих территориальных прокуратур.
Иметь в виду, что организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах (в том числе и в случаях участия в судебных заседаниях территориальных прокуроров), а также рассмотрение обращений на судебные решения данной категории возложены на прокуроров и подразделения, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.
В случаях участия в судебных заседаниях работников территориальных прокуратур в целях выработки единой позиции учитывать информацию, представляемую специализированными прокурорами по результатам проведенных проверок.
Участие в судебных разбирательствах при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных к штрафу, принимать сотрудникам территориальных прокуратур, на которых в соответствии с распределением обязанностей возложен надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.
Заключение прокурора в судебном разбирательстве должно быть основано на материалах, представленных суду, и содержать обоснование по всем вопросам, подлежащим разрешению судом.
Участвующий в судебном заседании прокурор обязан обеспечить проверку законности и обоснованности состоявшихся судебных решений. Не позднее дня, следующего за днем провозглашения постановления, рапортом докладывать о нем прокурору, поручившему принять участие в заседании, отразив мнение о его законности и обоснованности. При наличии оснований приносить апелляционные представления. Если незаконное и необоснованное постановление по каким-либо причинам не оспорено участвующим в судебном заседании прокурором, это необходимо сделать вышестоящему по отношению к нему прокурору. Последовательно отстаивать позицию в суде кассационной инстанции.
1.16. При осуществлении надзорной деятельности обращать особое внимание на вопросы применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера.
Работу на данном направлении организовать таким образом, чтобы обеспечить своевременную проверку полноты и достоверности материалов, представляемых в суд администрациями пенитенциарных учреждений и содержащих выводы о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба. Позицию о наличии оснований для заключения прокурора в суде о возможности удовлетворения соответствующего ходатайства или представления согласовывать с аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации.
Обеспечить согласно компетенции незамедлительную проверку силами аппаратов соответствующих прокуратур субъектов Российской Федерации и военных прокуратур окружного звена каждого судебного решения, которым удовлетворено ходатайство либо представление указанной категории. В случае согласия с принятым постановлением в 5-дневный срок с момента его вынесения направлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации (военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру) заключение вместе с постановлением суда и документами, представленными в суд администрациями учреждений уголовно-исполнительной системы (командованием дисциплинарных воинских частей).
Ежеквартально обобщать практику рассмотрения судами ходатайств и представлений об условно-досрочном освобождении, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение указанных преступлений, а также внесенных в связи с этим апелляционных и кассационных представлениях и результатах их рассмотрения. Об итогах обобщения не позднее 15 апреля и 15 октября, а также отдельным разделом в докладной записке, представляемой в соответствии с пунктом 2.3 настоящего приказа, информировать управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации (военным прокурорам окружного звена - Главную военную прокуратуру).
1.17. Обеспечить надзор за соблюдением администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, воинскими должностными лицами требований Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
1.18. Проводить регулярные проверки соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных при их направлении соответственно к месту производства следственных действий, отбывании наказания и перемещении из одного места отбывания наказания в другое под конвоем сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы или военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом.
1.19. Обеспечить надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также при осуществлении контроля за поведением условно осужденных и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания; за исполнением установленной судом обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии со статьей 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лиц, отбывающих основное наказание (в том числе штраф), применении к осужденным принудительных мер медицинского характера в соответствии с частью 2.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации; за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания; за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых применены меры пресечения в виде запрета определенных действий, залога; за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и соблюдением им возложенных судом запретов.
Не реже одного раза в квартал проверять соблюдение законности в указанной сфере сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, полиции, командованием воинских частей, работниками органов, правомочных согласно закону аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, органов местного самоуправления и организаций, в которых работают осужденные.
При проверках акцентировать внимание на исполнении требований закона о постановке осужденных, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на учет, порядке направления для отбывания наказания и об обеспечении контроля за их поведением; о постановке на учет освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и контроле за их поведением, профилактике нарушений установленного порядка отбывания наказания и привлечении к ответственности за уклонение от отбывания наказания, применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля; проведении с осужденными воспитательной работы, выполнении разыскных мероприятий; об участии сотрудников полиции (командования воинских частей) в осуществлении контроля за поведением осужденных (условно осужденных военнослужащих); исполнении требований приговора администрациями организаций, командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие, и органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным.
Проверки соблюдения законов администрациями исправительных центров и изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, осуществлять не реже одного раза в месяц. При этом обращать внимание на вопросы направления осужденных к месту отбывания наказания и перевода в исправительные центры, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации; надлежащего материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных; исчисления срока принудительных работ; обеспечения установленного порядка отбывания наказания; трудоустройства осужденных, соблюдения надлежащих условий труда, осуществления удержаний из заработной платы; воспитательной работы с отбывающими наказание лицами, осуществления за ними надзора.
Добиваться от соответствующих органов принятия мер к повышению эффективности уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а также осуществления контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и условно осужденных.
1.20. Обеспечить проведение всесторонних проверок по фактам совершения преступлений подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и иными лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры.
Учитывать, что установление их причастности к особо тяжким уголовно наказуемым деяниям против личности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, террористического характера, а также вызвавших широкий общественный резонанс является основанием для незамедлительной организации проверочных мероприятий.
В каждом случае совершения указанных деяний лицами, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы досрочно и в связи с тяжелым заболеванием, либо которым неотбытая часть наказания заменена более мягким его видом, давать принципиальную оценку законности действий сотрудников администраций пенитенциарных учреждений, создавших условия для вынесения положительных судебных решений.
1.21. Работу с обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных граждан подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при содержании под стражей и исполнении уголовных наказаний.
При рассмотрении обращений решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
С учетом требований законодательства по каждому обращению подозреваемых, обвиняемых и осужденных опрашивать их и проводить тщательную всестороннюю проверку, в случаях необходимости - с участием заявителя, предоставив ему возможность знакомиться с информацией, касающейся изложенных в обращении доводов, данной лицами, чьи действия (бездействие) им обжалуются, и давать пояснения.
Результаты разрешения жалоб на незаконное применение насилия и недозволенные меры воздействия, а также поступивших в ходе личного приема прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей брать под личный контроль.
Исключить случаи направления для разрешения в территориальные органы ФСИН России обращений о грубых и системных нарушениях прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных и действующего законодательства, а также тех, на которые заместителями начальников территориальных органов ФСИН России ранее уже давались ответы о безосновательности жалоб.
По результатам рассмотрения обращений принимать основанное на законе решение. При наличии оснований согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
1.22. Обеспечить контроль за фактическим устранением выявленных нарушений законов.
В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, привлечения к ответственности должностных лиц за невыполнение законных требований прокурора.
1.23. Не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнении уголовных наказаний, иных мер пресечения и мер уголовно-правового характера, пробации, осуществлении контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно; обеспечении участия прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судами материалов, указанных в пункте 1.2 настоящего приказа; итоги работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан в данной сфере деятельности; качество внесенных подчиненными прокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения. Отдельное внимание уделять вопросам обеспечения личной безопасности, оказания медицинской помощи, смертности, трудоиспользования, повторной преступности.
Выводы обобщений использовать для совершенствования надзорной деятельности, а также при планировании своей работы на соответствующие периоды.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур":
2.1. В соответствии с компетенцией не реже одного раза в квартал лично проводить проверку исполнения законов администрациями следственных изоляторов, исправительных центров, изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, командованием дисциплинарных воинских частей, а также личный прием заключенных под стражу лиц и осужденных.
2.2. Обеспечить проведение заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации, заместителями военных прокуроров окружного звена, курирующими вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, проверок учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также личного приема заключенных под стражу лиц и осужденных с указанной в пункте 2.1 настоящего приказа периодичностью, подчиненными прокурорами - проверок исправительных и лечебно-профилактических учреждений, дисциплинарных воинских частей, гауптвахт - не реже одного раза в месяц, а учреждений и иных мест содержания под стражей, расположенных в труднодоступных местностях, - не реже одного раза в квартал. Контролировать качество и результативность проводимых проверок, при необходимости их итоги обсуждать на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.
2.3. По итогам работы за полугодие и год не позднее 20 июля и 20 января докладной запиской по прилагаемой форме информировать управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, военным прокурорам окружного звена - Главную военную прокуратуру о результатах осуществления надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах, на гауптвахтах, а также о наиболее серьезных нарушениях законов и возникающих проблемах правоприменительной практики.
Копии внесенных руководством прокуратур субъектов Российской Федерации актов прокурорского реагирования и ответов на них представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации (военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру) вместе с указанной докладной запиской.
2.4. Осуществление надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, дислоцированных в региональных центрах субъектов Российской Федерации, включая непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний, возложить на прокурорских работников прокуратур субъектов Российской Федерации.
В тех случаях, когда дислокация следственного изолятора, расположенного вне пределов административного центра субъекта Российской Федерации, совпадает с дислокацией специализированной прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в этом учреждении возлагать на специализированного либо территориального прокурора исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективной организации прокурорского надзора.
В этих же целях к полномочиям специализированных прокуратур может быть отнесен надзор за соблюдением законов в исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры. При разграничении компетенции подчиненных прокуроров в отношении указанных учреждений определяющим фактором является их территориальное расположение.
2.5. Исключить факты возложения на прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов администрациями исправительных и лечебно-профилактических учреждений, следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктов, командованием дисциплинарных и других воинских частей, гауптвахт, а также начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров субъектов Российской Федерации, осуществляющих контроль за организацией надзора и надзор в данной сфере, обязанностей по другим направлениям надзорной деятельности.
2.6. Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, транзитно-пересыльных пунктах, исправительных центрах, изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах, участием при рассмотрении судами вопросов исполнения приговоров, и состояние прокурорского надзора обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных, координационных и межведомственных совещаниях.
Использовать возможности средств массовой информации, общественных наблюдательных комиссий, общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для обеспечения гласности в работе прокуратур и пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах.
3. Управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
3.1. Систематически анализировать состояние надзора и законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также органах внутренних дел в части компетенции, оказывать нижестоящим прокуратурам практическую и методическую помощь, распространять положительный опыт работы.
При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.
3.2. В пределах установленных полномочий обеспечивать надзор за исполнением законов Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации, в том числе при издании правовых актов, добиваясь фактического устранения нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, создания подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.
3.3. Осуществлять надзор за исполнением законов в федеральных казенных учреждениях - следственных изоляторах N 1 и N 2 ФСИН России, за исключением вопросов, связанных с надзором за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Проверки названных учреждений проводить не реже одного раза в месяц.
3.4. В рамках контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров в 5-дневный срок с момента поступления изучать заключения и материалы, представляемые в соответствии с абзацем 3 пункта 1.16 настоящего приказа. При наличии оснований инициировать обжалование судебных актов.
3.5. Докладывать курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации результаты обобщения:
информаций прокуратур субъектов Российской Федерации, поступающих в порядке абзаца 4 пункта 1.16 данного приказа - до 25 апреля и 25 октября;
докладных записок, направляемых нижестоящими прокурорами по итогам работы за полугодие и год, - не позднее 30 июля и 30 января.
3.6. Во взаимодействии с Университетом прокуратуры Российской Федерации обеспечить своевременную подготовку и направление на места необходимых документов информационно-методического и аналитического характера по вопросам осуществления надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей.
4. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору своим организационно-распорядительным документом определить порядок исполнения настоящего приказа в органах военной прокуратуры с учетом особенностей реализации военными прокурорами надзорных полномочий за исполнением законов при содержании подозреваемых и обвиняемых на гауптвахтах, в том числе созданных в полевых условиях, в условиях военного положения, вооруженного конфликта, ведения боевых действий.
5. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
6. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
Приложение
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 24.10.2024 N 800
ТИПОВАЯ ФОРМА ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ
1. Надзорная деятельность органов прокуратуры региона.
1.1. Сведения о количестве и видах пенитенциарных учреждений, поднадзорных прокуратуре региона, и об их наполняемости.
1.2. Информация в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (далее - АППГ) о результатах надзорной деятельности: количество проведенных проверок, в том числе прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителями, выявленных нарушений и внесенных актов прокурорского реагирования (представлений, протестов, исков, постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, предостережений, постановлений, вынесенных в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), результаты их рассмотрения.
1.3. Практика проведения проверок следственных изоляторов (далее - СИЗО), помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - ПФРСИ), исправительных (далее - ИУ) и лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и СИЗО в нерабочее время, при производстве в них обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС).
1.4. Оценка эффективности надзорных мероприятий нижестоящих прокуратур: соотношение количества проведенных проверок, выявленных нарушений, принятых мер прокурорского реагирования, их влияние на состояние законности.
1.5. Содержание информационно-аналитической работы в прокуратуре региона: подготовленные информационные письма, обзоры, методические рекомендации, семинарские занятия.
1.6. Проведенные заседания коллегий, межведомственные и координационные совещания.
2. Состояние законности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях.
2.1. Сведения о преступности в СИЗО, ПФРСИ, ИУ, ЛПУ (в сравнении с АППГ).
2.2. Указать количество побегов из мест лишения свободы (в сравнении с АППГ), результаты прокурорских проверок, принятые меры и их эффективность.
2.3. Отразить количество смертей осужденных и заключенных под стражу лиц в результате суицидальных действий (в сравнении с АППГ), результаты прокурорских проверок, принятые меры и их эффективность.
2.4. Обеспечение личной безопасности:
количество поступивших в территориальный орган ФСИН России и подведомственные учреждения заявлений по вопросам личной безопасности, а также в органы прокуратуры - о применении недозволенных мер воздействия (в сравнении с АППГ), результаты их рассмотрения, принятые меры;
количество, результаты процессуальных проверок и уголовных дел по обозначенной тематике (в сравнении с АППГ);
законность применения к изолированным гражданам физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия;
итоги проведенных сверок данных о соответствии количества случаев применения к лицам указанной категории физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия и направленных прокурору по данным фактам уведомлений и материалов.
2.5. Обеспечение соблюдения требований закона о режиме:
сведения о результатах надзорной деятельности, а также оценка влияния прокурорского надзора на состояние законности и правопорядка на данном направлении;
оценка реализации сотрудниками УИС полномочий по обеспечению охраны и изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, выполнения возложенных на них обязанностей, а также раздельного содержания разных категорий осужденных;
количество изъятых у подозреваемых, обвиняемых и осужденных запрещенных предметов, в том числе наркотиков, колюще-режущих предметов, алкогольных напитков и средств мобильной связи (в сравнении с АППГ);
итоги изучения материалов, в том числе служебных проверок, по фактам изъятия у подозреваемых, обвиняемых и осужденных запрещенных предметов;
практика принятия руководителем территориального органа ФСИН России решений о прекращении оказания услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи (соблюдение требований части 6 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2021 N 1751);
выявленные факты передачи сотрудниками УИС своих полномочий заключенным и осужденным, предоставления им не предусмотренных законом льгот, а также принятые меры по пресечению таких фактов;
количество эксплуатируемых стационарных камер видеонаблюдения и переносных видеорегистраторов, а также подлежащих ремонту и списанию (в сравнении с АППГ).
2.6. Соблюдение требований законодательства при организации воспитательной и профилактической работы:
сведения о результатах надзорной деятельности в сферах воспитательной работы, профилактики преступлений и правонарушений, а также оценка влияния прокурорского надзора на состояние законности и правопорядка;
итоги изучения материалов по применению к заключенным под стражу лицам и осужденным мер поощрения и дисциплинарного воздействия, в том числе при водворении в карцеры, штрафные изоляторы, одиночные камеры, переводе в помещения камерного типа и тюрьму;
количество выявленных сотрудниками УИС нарушений установленного порядка содержания и отбывания наказаний, в том числе злостных (в сравнении с АППГ);
оценка качества проводимой администрациями пенитенциарных учреждений работы с гражданами, состоящими на различных видах профилактического учета;
законность изменения условий отбывания наказания, в частности перевод на облегченные и строгие условия отбывания наказаний.
2.7. Состояние законности в сфере материально-бытового обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей:
соблюдение лимита наполняемости СИЗО, ПФРСИ и ИУ;
результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и инвалидов;
при наличии проблемы переполнения СИЗО и ПФРСИ отдельно отразить сведения за анализируемый период: о поступивших гражданах, арестованных за преступления небольшой и средней тяжести, применении к обвиняемым мер пресечения, альтернативных заключению под стражу (домашний арест, запрет определенных действий, залог), лицах, освобожденных из-под стражи в связи с изменением в ходе предварительного расследования меры пресечения, числящихся свыше 6 месяцев и более 1 года за судами первой и второй инстанций гражданах (в сравнении с АППГ);
сведения о ходе строительства СИЗО, отдельных режимных корпусов и ПФРСИ. Имеющиеся при их реализации проблемы, в том числе связанные с нарушением сроков выполнения государственного контракта либо его этапов. Информирование о таких фактах подразделения прокуратуры субъекта Российской Федерации, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, в частности о государственном оборонном заказе;
сведения о результатах надзорной деятельности в сфере материально-бытового обеспечения граждан, а также оценка влияния прокурорского надзора на состояние законности на данном направлении.
2.8. Медико-санитарное обеспечение:
общий уровень смертности содержащихся в пенитенциарных учреждениях лиц, в том числе от заболеваний (отдельно указывать - от туберкулеза и ВИЧ, а также вследствие неоказания квалифицированной медицинской помощи);
сведения о результатах надзорной деятельности в сфере медико-санитарного обеспечения, а также оценка влияния прокурорского надзора на состояние законности на данном направлении.
2.9. Трудозанятость:
уровень трудозанятости среди отбывающих лишение свободы лиц (в сравнении с АППГ). Динамика изменения количества рабочих мест для спецконтингента, принимаемые в этой сфере меры;
имеющаяся у осужденных задолженность по исковым обязательствам и размер произведенных удержаний, в том числе в процентном соотношении (в сравнении с АППГ);
сведения о результатах надзорной деятельности в сфере привлечения осужденных к труду, влияние на состояние законности на данном направлении;
итоги проверок соответствия отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел;
результаты проверок соблюдения требований законодательства об охране труда.
2.10. Состояние законности в сфере пожарной безопасности:
указать сведения об имевшихся пожарах, а также об оснащенности пенитенциарных учреждений средствами пожарной безопасности (в сравнении с АППГ);
привести данные о результатах надзорной деятельности в обозначенной сфере, а также дать оценку влиянию прокурорского надзора на состояние законности на данном направлении (в сравнении с АППГ).
2.11. Результаты изучения на предмет соответствия законодательству правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрациями СИЗО, учреждений, исполняющих уголовные наказания, и территориальными органами УИС, а также принятые меры по их опротестованию при наличии к тому оснований.
2.12. Информация об итогах проверок исполнения администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, СИЗО требований Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями.
2.13. Итоги проверок соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных при их направлении соответственно к месту производства следственных действий, отбывании наказания и перемещении из одного места отбывания наказания в другое под конвоем сотрудников специальных подразделений УИС железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом.
2.14. Оценка эффективности осуществляемого территориальным органом ФСИН России и медико-санитарной частью ФСИН России ведомственного контроля за соблюдением законов в учреждениях УИС при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей.
2.15. Состояние работы территориального органа по направлению осужденных, которым определено самостоятельное следование в колонию-поселение, а также число лиц, находящихся в розыске в связи с уклонением от получения предписания или неприбытием к месту отбывания наказания.
3. Исполнение наказаний, иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, и пробации.
3.1. Характеристика региона - численность лиц, состоящих на учете в УИИ и исправительных центрах, в том числе несовершеннолетних, ее динамика и причины. Количество учреждений, исполняющих наказания.
3.2. Статистические сведения, в целом характеризующие состояние законности (уровень повторной преступности, нарушений установленного порядка отбывания наказания, результативность мер, принимаемых к подучетным) и прокурорского надзора в их взаимосвязи.
3.3. Результаты проведенных проверок во исполнение пункта 1.20 приказа Генерального прокурора Российской Федерации "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний".
3.4. Сведения о состоянии законности и прокурорского надзора при исполнении следующих уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; принудительные работы; домашний арест; запрет определенных действий; залог; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременной женщине, осужденному, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет (статья 82 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (статья 82.1 УК РФ); условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; лечение от наркомании и медицинская и (или) социальная реабилитация в соответствии со статьей 72.1 УК РФ лиц, отбывших основное наказание (в том числе штраф); принудительные меры медицинского характера согласно части 2.1 статьи 102 УК РФ; исполнительная и постпенитенциарная пробация.
3.5. Проблемы прокурорского надзора и предложения по его совершенствованию. Коллизии, требующие разрешения на уровне Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. Обеспечение участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров.
4.1. Сведения об участии прокурора в судебных заседаниях по вопросам, связанным с исполнением приговоров, из них отдельно:
об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, отсрочке отбывания наказания, об освобождении в связи с болезнью;
об изменении вида ИУ, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со статьями 78 и 140 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;
по вопросам исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера.
Отразить факты принятия судом решения об удовлетворении ходатайств осужденных, их адвокатов и (или) законных представителей, а также представлений администраций пенитенциарных учреждений и органов в отсутствие прокуроров. Сообщить о причинах неучастия в судебных заседаниях, результаты обжалования таких решений.
4.2. Указать количество судебных решений, не совпавших с заключениями прокуроров, и основные причины этого. Сообщить об обжаловании таких решений прокурорами в апелляционном и кассационном порядке, а также его результатах. Привести положительные и отрицательные примеры.
4.3. Эффективность апелляционного и кассационного обжалования по представлениям прокуроров.
4.4. Сообщить о количестве и причинах отмены судебных решений по жалобам иных участников процесса, на которые приносились письменные возражения.
4.5. Итоги обобщения практики рассмотрения судами ходатайств и представлений об условно-досрочном освобождении, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера, а также внесенных в связи с этим апелляционных и кассационных представлениях и результатах их рассмотрения.
4.6. Количество поступивших в органы прокуратуры обращений на судебные решения, вынесенные по вопросам исполнения уголовных наказаний, результаты их рассмотрения, а также принятые меры по удовлетворенным жалобам.
4.7. Указать примеры эффективной организации работы на данном направлении, а также имеющиеся недостатки.
5. Анализ практики рассмотрения обращений:
количество поступивших, разрешенных и удовлетворенных обращений;
характер разрешенных и удовлетворенных жалоб. Привести положительные примеры принятых по ним мер;
число граждан, принятых на личном приеме.
Отдельно отражать сведения по жалобам на применение к подозреваемым, обвиняемым и осужденным недозволенных мер воздействия.
6. Предложения по изменению законодательства и совершенствованию надзорной деятельности.