Рейтинг@Mail.ru

Приказ Генпрокуратуры России от 30.10.2025 N 747

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 октября 2025 г. N 747

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 11.03.2022 N 140/20 "ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН

В СВЯЗИ С ПРИНИМАЕМЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕРАМИ

ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, А ТАКЖЕ

В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В целях совершенствования работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, обеспечения законности при реализации органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Внести в указание Генерального прокурора Российской Федерации от 11.03.2022 N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности" следующие изменения:

1) пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Сосредоточить надзорную деятельность на соблюдении прав граждан, уделяя особое внимание социально уязвимым группам населения (ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям, малоимущим гражданам и др.), а также участникам специальной военной операции и членам их семей. Выявлять системные проблемы, влекущие нарушение прав и законных интересов граждан, принимать исчерпывающие меры к их устранению.";

2) абзац пятый пункта 2.2 изложить в следующей редакции:

"угроз национальной безопасности, связанных с преднамеренным и фиктивным банкротством, ухудшением финансово-экономического положения и закрытием градообразующих и системно значимых предприятий, прежде всего горно-металлургической промышленности, угольной и строительной отраслей, кредитных учреждений, совершением руководством таких организаций и лицами, их контролирующими, сделок и иных хозяйственных операций, влекущих вывод ликвидных активов, дестабилизацию финансового состояния субъектов предпринимательства и доведение их до банкротства;";

3) пункты 2.14 и 2.15 изложить в следующей редакции:

"2.14. Не снижать наступательности надзора за соблюдением прав предпринимателей. В целях оперативного выявления нарушений продолжить практику регулярных личных приемов и встреч с представителями делового сообщества. Своевременно реагировать на ущемление прав инвесторов, обеспечить надзорное сопровождение реализации федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Повысить результативность мероприятий по выявлению, учету и ликвидации задолженности перед хозяйствующими субъектами по контрактам, оплата которых финансируется за счет бюджетных средств. Особое внимание обратить на недопустимость сбоев при исполнении программ льготного кредитования бизнеса и предоставлении других преференций, гарантировать законность при оказании публичных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений.

2.15. Обеспечить соблюдение уполномоченными органами ограничений и особенностей осуществления контрольной (надзорной) деятельности, предусмотренных федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в том числе обязанности по согласованию с прокурором проведения внеплановых документарных проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) по индикаторам риска нарушения обязательных требований и в рамках контроля за исполнением ранее выданных предписаний, запрета на планирование КНМ в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, а также проверок в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Организовать действенный прокурорский надзор за реализацией органами контроля (надзора) полномочий по заключению соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований. Мерами прокурорского реагирования пресекать факты несоблюдения порядка заключения и исполнения таких соглашений.";

4) дополнить пунктом 2.15(1) следующего содержания:

"2.15(1). Акцентировать внимание на проверке соблюдения иностранными компаниями и российскими организациями с зарубежным участием законодательства в области контрсанкционных ограничений, в частности при совершении внешнеторговых сделок и валютных операций. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения указов Президента Российской Федерации, касающихся введения специального экономического режима, при наличии оснований осуществлять защиту публичных интересов посредством использования судебного механизма.";

5) пункт 2.16 изложить в следующей редакции:

"2.16. Вступать в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в имеющие особую экономическую и социальную значимость дела о банкротстве юридических лиц (стратегические и градообразующие предприятия, организации оборонно-промышленного комплекса, организации с задолженностью по заработной плате и др.).

Пресекать попытки использования судебных механизмов для легализации неправомерных доходов, уклонения от уплаты обязательных платежей в бюджет, вывода активов и иного неправомерного обогащения недобросовестных лиц.

В целях предотвращения причинения ущерба российской экономике и оттока капитала за рубеж обеспечить постоянный мониторинг рассмотрения споров с иностранным участием, в том числе по заявлениям о признании и приведении в исполнение постановлений судов недружественных юрисдикций, а также по требованиям российских компаний, связанным с обходом контрсанкционных ограничений.";

6) пункт 2.19 признать утратившим силу;

7) в пункте 2.20:

абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

"Принять дополнительные меры, в том числе межведомственного характера, направленные на осуществление надзорного сопровождения мероприятий по техническому перевооружению и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса для наращивания выпуска особо востребованных образцов вооружения, военной, специальной техники и средств поражения, своевременного исполнения планов-графиков их поставки, предупреждение (профилактику) противоправных проявлений в сфере оборонно-промышленного комплекса, соблюдение порядка ценообразования на оборонную продукцию, пресечение фактов изготовления и использования некачественных и контрафактных материалов (изделий) в оборонной продукции, обеспечение антитеррористической защищенности предприятий, разрешение социальных проблем работников оборонной отрасли.

При осуществлении прокурорского надзора в первую очередь руководствоваться необходимостью сохранения экономической устойчивости и финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса.";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Обеспечить соблюдение законности при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ, федеральных проектов, мероприятий кластерной инвестиционной платформы по производству приоритетной продукции, проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, проведение фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (включая вопросы соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности), развитие науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.".

2. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

А.В.ГУЦАН

Другие документы по теме
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2025 N 84055)
"Об утверждении предварительного национального стандарта Российской Федерации"
Ошибка на сайте