Приказ Генпрокуратуры России от 07.07.2025 N 464
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 июля 2025 г. N 464
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10.10.2022 N 581 "ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРАМИ ИНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ"
В целях совершенствования организации прокурорского надзора в области противодействия коррупции, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции" следующие изменения:
а) пункт 2.6 дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"Принимать меры к установлению имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы, в том числе оформленного на аффилированных лиц, а также полученного в результате должностных злоупотреблений или несоблюдения антикоррупционных запретов. Выявлять доходы от него, включая превращенные или преобразованные в иные активы или приобщенные к имуществу, приобретенному из законных источников. В каждом таком случае обращаться с заявлениями в суд на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и добиваться обращения неправомерно нажитого имущества в доход Российской Федерации по решению суда.
При рассмотрении вопроса о направлении иска в суд учитывать судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации, исходить из отсутствия в законодательстве срока, ограничивающего возможность подачи иска прокурором.";
б) пункты 2.7 - 2.20 изложить в следующей редакции:
"2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить принятие органами и организациями нормативных правовых актов (нормативных актов и локальных нормативных актов), регламентирующих порядок и сроки представления служащими (работниками) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий).
2.8. В ходе проведения надзорных проверок оценивать деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц по исполнению обязанностей, в том числе возложенных на них статьями 8.2, 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
2.9. При поступлении материалов в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8.2, частью 3 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частями 3 и 6 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, давать оценку соблюдению установленного порядка и срока их направления. При выявлении фактов неисполнения требований закона принимать меры прокурорского реагирования, по результатам которых ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
2.10. При наличии оснований для передачи материалов, указанных в пункте 2.9 настоящего приказа, согласно компетенции принимать соответствующее решение не позднее двух рабочих дней со дня их поступления. Материалы, поступившие из другой прокуратуры с нарушением компетенции, в течение 3 рабочих дней перенаправлять соответствующему прокурору по согласованию с вышестоящим, а прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам - с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
2.11. По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 2.9 настоящего приказа, решение о проведении проверки, предусмотренной частью 4 статьи 8.2, частью 4 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, либо об осуществлении контроля за расходами в соответствии с Федеральным законом N 230-ФЗ принимать не позднее 10 рабочих дней со дня получения данных материалов.
Учитывать, что решение о проведении проверки, об осуществлении контроля за расходами по материалам, указанным в пункте 2.9 настоящего приказа, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации либо уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, в Главной военной прокуратуре - Главным военным прокурором либо его заместителем, в иных органах прокуратуры - руководителем соответствующей прокуратуры.
О принятом решении уведомлять проверяемое лицо в сроки, предусмотренные частью 5 статьи 8.2, частью 5 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частью 3 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, а также разъяснять ему его права и обязанности.
2.12. При проведении проверки в соответствии с частью 4 статьи 8.2, частью 4 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, осуществлении контроля за расходами своевременно принимать меры к установлению всех значимых для проверки, контроля за расходами обстоятельств, сбору подтверждающих их сведений и материалов, используя полномочия, предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и другими федеральными законами.
В случае необходимости направления запросов организаторам и иным организациям - участникам оборота цифровых валют, цифровых финансовых активов, иных цифровых прав (криптобиржи, финансовые организации и т.д.), находящимся за пределами юрисдикции Российской Федерации, материалы для подготовки соответствующего запроса представлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
При проведении бесед по ходатайствам лиц, в отношении которых проводятся такие проверки или осуществляется контроль за расходами, предоставлять им разъяснения по интересующим вопросам. Результаты проведенной беседы оформлять в письменном виде.
2.13. При рассмотрении вопроса о необходимости изменения основания и формулировки увольнения лица оценивать тяжесть совершенного им проступка, исковое заявление в суд направлять только в случаях установления нарушений, влекущих в соответствии с законодательством увольнение в связи с утратой доверия.
2.14. По результатам рассмотрения материалов, поступивших на основании части 2 статьи 8.2, части 1 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, части 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, в срок не позднее двух месяцев со дня их получения готовить заключение, а при наличии оснований для предъявления искового заявления - его проект.
Данный срок может быть продлен до даты не позднее чем за месяц до истечения четырех месяцев со дня первичной регистрации материалов в органах прокуратуры.
При необходимости передачи материалов вышестоящему прокурору для принятия мер реагирования докладывать с проектом заключения и при наличии оснований - с проектом искового заявления в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. При этом итоговые заключение и проект искового заявления направлять вышестоящему прокурору не позднее чем за месяц до истечения четырехмесячного срока со дня первичной регистрации материалов в органах прокуратуры.
2.15. При завершении проверки, предусмотренной частью 3 статьи 8.2 или частью 2 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, контроля за расходами в срок не позднее четырех месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица готовить заключение о результатах проверки, а при наличии оснований для предъявления искового заявления - его проект.
Данный срок может быть продлен до даты не позднее чем за месяц до истечения шести месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
При необходимости передачи материалов проверки вышестоящему прокурору для принятия мер реагирования докладывать с проектом заключения о результатах проверки, контроля за расходами и при наличии оснований - с проектом искового заявления в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта. При этом итоговые заключение и проект искового заявления направлять вышестоящему прокурору не позднее срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Не позднее одного месяца со дня завершения проверки, контроля за расходами (рассмотрения материала) информировать о результатах должностное лицо, направившее в орган прокуратуры указанные материалы, и проверяемое лицо.
Учитывать, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации соответствующие уведомления направляются за подписью первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, иного уполномоченного им лица, в Главной военной прокуратуре - Главным военным прокурором, его заместителем, в иных органах прокуратуры - соответствующим прокурором или уполномоченным им лицом.
2.16. Организовать ведение реестра материалов, поступивших в порядке частей 2 и 3 статьи 8.2, части 3 статьи 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, частей 3 и 6 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ, и принятых по ним решений, включая информацию о направленных в суд заявлениях и об отсутствии оснований для обращения в суд.
2.17. В каждом случае установления (в том числе в рамках реализации надзорных полномочий, включая полномочия в уголовно-процессуальной сфере) имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, доходов от этого имущества, а также имущества и денежных средств, полученных в результате преобразования такого имущества или доходов от него, обращаться с заявлениями в суд об обращении такого имущества в доход Российской Федерации.
2.18. Одновременно с заявлением об обращении в доход государства имущества и (или) денежных средств инициировать принятие судом мер по обеспечению иска и осуществлять контроль за незамедлительным исполнением судебных актов по таким ходатайствам.
2.19. В десятидневный срок направлять информацию о результатах рассмотрения судами исковых заявлений в орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, в которых лицо, в отношении которого осуществлялись проверка или контроль за расходами, замещает или замещало должность.
2.20. Инициировать в рамках предоставленных полномочий выработку механизма взаимодействия между органами (организациями) в ходе осуществления проверок, предусмотренных статьями 8.2 и 13.5 Федерального закона N 273-ФЗ, статьей 16 Федерального закона N 230-ФЗ, в том числе в случае выявления признаков преступления, административного или иного правонарушения.
Регулярно проверять исполнение правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами обязанности информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами (требований к служебному поведению).
Обеспечить оперативное и полное представление имеющейся информации при получении запросов в порядке пункта 4 части 2 статьи 11 Федерального закона N 230-ФЗ.";
в) пункт 2.36 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Иметь в виду, что правовая судьба предмета преступления коррупционной направленности, не определенная судом в уголовно-процессуальном порядке, либо когда совершенное деяние не получало уголовно-правовой квалификации, может быть установлена в рамках гражданского судопроизводства.";
г) абзац первый пункта 2.40 после слов "приобретение на законные доходы" дополнить словами ", а также об обращении в доход Российской Федерации денежных средств, законность происхождения которых не подтверждена";
д) в пункте 3.2 слова "пятым и шестым" заменить словами "пятым, шестым и восьмым";
е) в пункте 4.6:
абзац первый после слов "своевременной проверки" дополнить словами "постановлений нижестоящих прокуроров об отмене решений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, а также", после слов "по реабилитирующим основаниям" дополнить словами "об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста либо изменении ее на более мягкую меру, изменении квалификации особо тяжкого преступления на менее тяжкое";
в абзаце втором слова "о таком процессуальном решении" заменить словами "о таких процессуальных решениях", после слов "материалов уголовного дела" дополнить словами "процессуальной проверки";
ж) пункт 4.7 дополнить абзацами следующего содержания:
"При постановлении судом оправдательного приговора, а также иного реабилитирующего решения (по всем пунктам обвинения) по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности либо назначении осужденному за совершение особо тяжкого коррупционного деяния наказания, не связанного с реальным лишением свободы, не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, кратким рапортом сообщать в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции предварительное мнение о наличии перспективы апелляционного пересмотра уголовного дела. Не позднее дня, следующего за днем вручения копии итогового судебного решения, докладывать подробным рапортом, содержащим окончательное заключение о его законности и обоснованности с мотивированным мнением относительно наличия оснований для принесения апелляционного представления.
Военным прокурорам указанную информацию направлять в Главную военную прокуратуру в установленном порядке.";
з) абзац третий пункта 5 после слов "за отчетным периодом" дополнить словами ", а по итогам года - до 30 января".
2. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ