Приказ ФСИН России от 28.03.2022 N 162
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ПРИКАЗ
от 28 марта 2022 г. N 162
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА,
ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ И ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
И НАУЧНОЙ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСИН РОССИИ
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2021, N 1 (ч. 1), ст. 56), подпунктом 9.1 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2021, N 27 (ч. 2), ст. 5352), приказываю:
1. Утвердить:
особенности организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России (приложение N 1);
особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России (приложение N 2).
2. Признать утратившим силу приказ ФСИН России от 11 августа 2020 г. N 548 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и подведомственных ФСИН России" (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2020 г., регистрационный N 60483).
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России, осуществляющего руководство, координацию и контроль направлений деятельности управления кадров ФСИН России в соответствии с распределением обязанностей.
Директор
генерал-полковник
внутренней службы
А.А.ГОСТЕВ
Приложение N 1
Утверждено
приказом ФСИН России
от 28 марта 2022 г. N 162
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА, ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА,
ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ И ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСИН РОССИИ
1. Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и подведомственные ФСИН России (далее - образовательные организации), осуществляют подготовку кадров для замещения должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС) путем реализации основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительных профессиональных образовательных программ.
2. Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
3. Основными документами для организации образовательной деятельности являются:
учебный план;
календарный учебный график;
графики последовательности прохождения дисциплин (модулей);
перечень аудиторного фонда;
расстановка преподавателей по потокам (при наличии) и учебным группам;
расписание занятий.
Образовательная организация может устанавливать иные документы, регламентирующие организацию образовательной деятельности.
4. Учебный план разрабатывается учебным отделом (факультетом, учебной частью) образовательной организации. Учебный план включает перечень дисциплин (модулей), практик, государственных аттестационных испытаний (государственной итоговой аттестации) обучающихся, других видов учебной деятельности с указанием их объема, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (контактная работа обучающихся с педагогическим работником) (по видам занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и (или) практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.
5. Календарный учебный график разрабатывается учебным отделом (факультетом, учебной частью) образовательной организации. В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул (при наличии).
6. График последовательности прохождения дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой (циклом). В нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры (цикла) об особенностях планирования учебных занятий по каждой дисциплине (модулю).
7. Перечень аудиторного фонда разрабатывается учебным отделом (факультетом, учебной частью) образовательной организации. Закрепление аудиторного фонда за структурными подразделениями образовательной организации осуществляется учебным отделом (учебной частью) образовательной организации до начала учебного года и оформляется приказом образовательной организации.
8. Расстановка преподавателей по лекционным потокам (при наличии) и учебным группам осуществляется кафедрой (циклом) на основании приказа образовательной организации о закреплении дисциплин (модулей) и (или) практик за структурными подразделениями.
9. Расписание занятий формируется учебным отделом (факультетом, учебной частью) образовательной организации в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и содержит информацию о времени, месте и виде учебных занятий с указанием преподавателей и дисциплин (модулей).
10. Расписание занятий (промежуточной аттестации) составляется учебным отделом (факультетом, учебной частью) образовательной организации на период обучения (учебный год, семестр, промежуточная аттестация) не позднее чем за 10 дней до его начала и утверждается заместителем начальника образовательной организации, курирующим учебную работу.
Изменения в расписании учебных занятий допускаются с разрешения должностного лица, его утвердившего.
Расписание занятий размещается на информационных стендах и в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации (при наличии).
11. Реализация образовательных программ при проведении учебных занятий должна предусматривать применение инновационных форм (проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов проводимых научных исследований, в том числе с учетом особенностей профессиональной (служебной) деятельности выпускников и потребностей учреждений и органов УИС, и другие), развивающих у обучающихся навыки командной работы, принятия решений, межличностной коммуникации, лидерские качества.
12. В целях реализации образовательных программ в образовательных организациях создается учебно-материальная база.
13. Учебно-материальная база образовательной организации включает учебно-лабораторную базу, тренажерную базу, полевую учебную базу, базу для выполнения научных исследований, базу для профессиональной служебной и физической подготовки, базу и средства информационного обеспечения, базу для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса, а также оружие, боеприпасы, специальные средства и специальную технику, подлежащие изучению (освоению) и (или) используемые в процессе обучения.
К учебно-лабораторной базе относятся здания и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными аудиториями, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
К тренажерной базе относятся учебно-криминалистические, учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы, оснащенные тренажерами, учебным вооружением и специальной техникой, другими тренировочными средствами.
К полевой учебной базе относятся учебные центры (базы), стрельбища, полигоны, городки служебного собаководства, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) специальной подготовки, обеспеченные вооружением и техникой, тренажерами и оснащенные полигонным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля.
К базе для выполнения научных исследований относятся специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности.
К базе для профессиональной служебной и физической подготовки относятся строевые плацы, полосы препятствий, городки специальной подготовки, загородные учебные центры (базы), стрелковые тиры и другие объекты, а также спортивные комплексы, спортивные залы (помещения) для занятий по рукопашному бою и физической подготовке, оборудованные и оснащенные спортивным инвентарем, и другие спортивные сооружения.
К базе и средствам информационного обеспечения относятся библиотеки, читальные залы, типографии, электронно-библиотечные системы, печатные и (или) электронные учебные издания (учебники, учебные пособия и другие учебные издания), научная и справочная литература, методические и периодические издания по дисциплинам (курсам, модулям), уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, компьютерные программы и другие электронные образовательные и научные ресурсы, кино-, фото- и видеоматериалы.
К базе для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса относятся специализированные классы, кабинеты, лаборатории, оснащенные средствами психодиагностики, информационной и вычислительной техники.
14. Развитие и совершенствование учебно-материальной базы осуществляются в соответствии с требованиями к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, установленными федеральными государственными образовательными стандартами <1>.
--------------------------------
<1> Статья 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2019, N 49 (ч. 5), ст. 6962).
Приложение N 2
Утверждено
приказом ФСИН России
от 28 марта 2022 г. N 162
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА,
А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФСИН РОССИИ
I. Особенности организации и осуществления
методической деятельности
1. Методическая деятельность осуществляется с целью повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, совершенствования методики преподавания, педагогического мастерства профессорско-преподавательского (преподавательского) состава.
2. Центром методической деятельности является кафедра (цикл).
3. Планирование и организация методической деятельности, а также контроль за ее осуществлением обеспечиваются заместителем начальника федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и подведомственной ФСИН России (далее - образовательная организация), курирующим учебную работу, начальником учебного отдела (части), начальниками факультетов (кафедр, циклов).
4. Основными формами методической деятельности являются:
заседания методического совета образовательной организации (при наличии);
научно-методические конференции, совещания и семинары;
учебно-методические сборы;
работа предметно-методических секций кафедр (для образовательных организаций высшего образования);
открытые и пробные занятия;
работа кабинета педагогического мастерства;
работа учебно-методических кабинетов (учебных лабораторий) кафедр (для образовательных организаций высшего образования).
5. Методический совет образовательной организации является постоянно действующим органом управления, создающимся в целях повышения качества образовательного процесса, уровня его методического обеспечения, укрепления связи обучения с практикой, совершенствования педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.
Деятельность методического совета осуществляется на основании локального акта образовательной организации.
6. Научно-методические конференции, совещания и семинары проводятся по общим вопросам методики образовательного процесса, частным методикам преподавания дисциплин, проблемам организации труда педагогических работников и обучающихся в целях обобщения положительного опыта педагогической деятельности и повышения эффективности образовательного процесса.
На научно-методических конференциях, совещаниях и семинарах рассматриваются также результаты научных исследований по тематике профессионального образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки кадров для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).
7. Учебно-методические сборы в каждой образовательной организации проводятся не менее одного раза в учебный год со всеми категориями руководящего, профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и обеспечивающего персонала с целью обсуждения итогов учебной и методической работы за прошедший учебный год, постановки задач на текущий учебный год.
8. Межвузовские учебно-методические сборы проводятся ежегодно с участием представителей ФСИН России и территориальных органов ФСИН России, научных и образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России и иных образовательных организаций.
Межвузовские учебно-методические сборы проводятся в целях формирования единых подходов к развитию системы подготовки кадров для УИС, интенсификации обмена передовым опытом в сфере образования, совершенствования механизмов интеграции образования, науки и практики.
9. Предметно-методические секции кафедр образовательных организаций создаются в целях совершенствования методического обеспечения преподаваемых дисциплин, повышения уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, качества обучения и воспитания обучающихся.
Порядок организации деятельности предметно-методических секций кафедр определяется локальным актом образовательной организации.
10. Открытые занятия проводятся с целью изучения и обобщения опыта преподавания, а также оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся в целях определения уровня подготовленности к педагогической деятельности преподавателей, имеющих стаж педагогической деятельности менее трех лет, рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам, дисциплинам.
Порядок проведения открытых и пробных занятий определяется локальным актом образовательной организации.
11. Кабинет педагогического мастерства организуется с целью создания условий для совершенствования профессионального мастерства профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и учебно-вспомогательного персонала, обмена передовым опытом организации и реализации образовательной деятельности. Кабинет педагогического мастерства обеспечивает реализацию решений коллегиальных органов управления образовательной организации, связанных с содержанием и организацией методической работы, повышением научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского (преподавательского) состава, развитием психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Порядок организации деятельности кабинета педагогического мастерства определяется локальным актом образовательной организации.
12. Учебно-методический кабинет (учебная лаборатория) кафедры создается по решению образовательной организации в целях оказания методической помощи профессорско-преподавательскому (преподавательскому) составу в организации учебно-методической, научно-исследовательской работы, а также обучающимся в организации самостоятельной учебной, научно-исследовательской работы.
Порядок организации деятельности учебно-методических кабинетов (учебных лабораторий) кафедр определяется локальным актом образовательной организации.
II. Особенности научной (научно-исследовательской)
деятельности образовательной организации
13. Научная (научно-исследовательская) деятельность образовательной организации осуществляется в целях повышения эффективности деятельности УИС на основе результатов исследования актуальных правовых, организационно-управленческих, оперативно-технических, финансово-экономических, трудовых, производственно-технических, психолого-педагогических и иных проблем, а также научно-методического обеспечения образовательного процесса образовательной организации.
14. Основными задачами научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации являются определение актуальных и практически значимых научно-исследовательских работ, создание условий для научной (научно-исследовательской) деятельности, рационального использования и развития научного потенциала образовательной организации, повышения качества и результативности исследований, внедрения их результатов в практику, подготовки и повышения квалификации научных работников.
15. Научная (научно-исследовательская) деятельность образовательной организации осуществляется научными подразделениями, факультетами, кафедрами, иными подразделениями образовательной организации, научно-педагогическими работниками, обучающимися (курсантами, адъюнктами).
16. Научная работа курсантов и адъюнктов является составной частью научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации и проводится как в учебное, так и внеучебное время.
17. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая в учебное время, осуществляется в следующих формах:
выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
выполнение заданий исследовательского характера в период учебной или производственной практики.
18. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая во внеучебное время, осуществляется в следующих формах:
участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;
подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам пенитенциарной науки и практики, а также выступление с ними на круглых столах, научных семинарах и конференциях;
участие в подготовке научных статей и других научных публикаций;
участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;
участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки.
19. Научная работа курсантов и адъюнктов, выполняемая во внеучебное время, организуется в научных кружках, создаваемых на кафедрах и в научных подразделениях образовательной организации.
Порядок организации деятельности научных кружков определяется локальным актом образовательной организации.
20. Общее руководство научной работой курсантов и адъюнктов возлагается на заместителя начальника образовательной организации, курирующего научную работу.
21. Результаты научной работы курсантов и адъюнктов отражаются в отчетах о работе кафедр, научных (научно-исследовательских) структурных подразделений образовательных организаций.