Приказ ФНС России от 18.01.2018 N ММВ-7-6/24@
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 18 января 2018 г. N ММВ-7-6/24@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ
ФНС РОССИИ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ
В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
ФНС РОССИИ, С УЧЕТОМ ПЕРЕХОДА НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ И РЕШЕНИЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. N 1588-р приказываю:
1. Утвердить Стратегию ФНС России по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, применяемых в автоматизированных информационных системах ФНС России, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушину обеспечить ежегодное планирование мероприятий по импортозамещению ИТ-инфраструктуры и программного обеспечения, применяемых в автоматизированных информационных системах ФНС России, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей в соответствии с положениями Стратегии.
3. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя), начальникам (исполняющим обязанности начальника) территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы и руководителям учреждений, находящихся в ведении ФНС России, довести настоящий приказ до сотрудников и обеспечить руководство положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН
Утверждена
приказом ФНС России
от "__" _______ 201 г. N ____
СТРАТЕГИЯ
ФНС РОССИИ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ
И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ
В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
ФНС РОССИИ, С УЧЕТОМ ПЕРЕХОДА НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ И РЕШЕНИЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Стратегия ФНС России по импортозамещению ИТ-инфраструктуры, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности и программного обеспечения, применяемых в автоматизированных информационных системах ФНС России, с учетом перехода на преимущественное использование продуктов и решений отечественных производителей (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и принципы реализации развития ФНС России в ИТ сфере, направленные на обеспечение выполнения общегосударственной политики по импортозамещению.
1.2. Настоящая Стратегия основывается на положениях и требованиях документов, составляющих законодательную и нормативную базу в области импортозамещения, включая, но не ограничиваясь, следующие документы:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2016 N 392 "О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (ред. от 20.12.2017) "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 N 325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 (ред. от 15.11.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2602-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие отрасли информационных технологий";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.07.2016 N 1588-р "Об утверждении плана перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения";
- приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2016 г. N 134 "О внесении изменений в Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 N 621";
- приказ Минкомсвязи России от 29.06.2017 N 334 (ред. от 25.09.2017) "Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения";
- приказ ФНС России от 14.12.2017 N ММВ-7-1/1063@ "Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2018 - 2022 годы";
- приказ ФНС России от 25.10.2017 N ММВ-7-6/824@ "О переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения";
- распоряжение Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 219Р-АУ "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке корпоративных планов импортозамещения государственными корпорациями, государственными компаниями, акционерными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, организациями, реализующими инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов в соответствии с решением Правительственной комиссии по импортозамещению".
1.3. Область применения данной Стратегии распространяется на ИТ сферу, обеспечивающую деятельность ФНС России, включая программное обеспечение, вычислительное и сетевое оборудование, программно-аппаратные комплексы и иную ИТ инфраструктуру с учетом ИТ ландшафта ФНС России и разделения всего парка оборудования и ПО на уровни (федеральный, региональный) и классы.
1.4. Данная Стратегия определяет комплекс мероприятий, направленных на плановое и поэтапное замещение закупки иностранной продукции (работ, услуг) закупкой, эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам отечественной продукции (работ, услуг), исходя из принципов экономической целесообразности и технологической обоснованности; замену оборудования и программного обеспечения иностранного производства, находящихся в эксплуатации, отечественными аналогами, а также определяет перечень целевых показателей оценки реализации таких мероприятий.
2. Цели, задачи и принципы подготовки и проведения
мероприятий импортозамещения
2.1. Цели, определяемые настоящей Стратегией:
- реализация единой технической политики ФНС России по решению долгосрочных программ;
- обеспечение технологической безопасности и снижение рисков зависимости от иностранной продукции (работ, услуг) с учетом вложенных инвестиций;
- снижение издержек, связанных с использованием иностранной продукции (работ, услуг) при выполнении мероприятий, определенных в Стратегической карте ФНС России 2018 - 2022 гг.
2.2. Задачи, решаемые в рамках выполнения данной Стратегии:
- переориентация общего вектора развития ИТ сферы в сторону:
- отечественных продуктов (работ, услуг),
- разработок программного обеспечения, передаваемого в собственность государству,
- открытого программного обеспечения;
- организация мероприятий, направленных на поэтапную замену эксплуатируемых продуктов иностранного производства отечественными аналогами, с учетом:
- экономической целесообразности,
- обеспечения Политики ФНС России в области качества и результативности выполнения Миссии ФНС России,
- обеспечения успешности выполнения долгосрочных программ ФНС России;
- создание инструментов оценки рисков, связанных с закупками иностранной продукции (работ, услуг) и ее использования в рамках реализации проектов по развитию и осуществлению текущей деятельности ФНС России;
- определение состава мероприятий по нивелированию и минимизации рисков, связанных с использованием иностранной продукции (работ, услуг) в процессе деятельности ФНС России, в том числе на основе перечня типовых мероприятий;
- создание организационных механизмов и инструментов информационно-аналитического обеспечения процессов импортозамещения в ФНС России, включая системы мониторинга и оценки эффективности результатов реализации мероприятий.
2.3. Настоящая Стратегия определяет следующие принципы, которыми следует руководствоваться при выполнении мероприятий, направленных на импортозамещение:
- исключение ухудшения основных параметров и целевых показателей деятельности ФНС России;
- исключение рисков снижения уровня безопасности ИТ продуктов, включая информационную безопасность;
- сохранение (или повышение) уровня удобства использования программного обеспечения;
- сохранение функциональных характеристик ИТ продуктов;
- сохранение уровня обеспечения нефункциональных требований (производительность, надежность);
- экономическая целесообразность;
- использование взвешенного риск-ориентированного подхода при выборе продуктов (товаров, услуг).
2.4. Настоящая Стратегия определяет следующие подходы, применяемые при планировании и выполнении мероприятий по импортозамещению в ИТ сфере ФНС России:
- дифференцированный подход, который определяет разделение всей совокупности компонентов ИТ сферы ФНС России на типовые группы (кластеры) с возможностью проведения мероприятий импортозамещения в границах каждого кластера индивидуально;
- шаблонизированный подход, заключающийся в определении типовых паттернов (шаблонов) импортозамещения и их дальнейшее применение;
- инициативный подход, заключающийся в проактивной позиции, включающей формирование инициатив и предположений для Правительственной комиссии по имортозамещению, в том числе направленных на повышение качественных характеристик отечественных продуктов и услуг в ИТ сфере;
- экспертный подход, заключающийся в привлечении экспертных организаций к решению вопросов в рамках выполнения программы по импортозамещению;
- кооперативный подход, подразумевающий тесное взаимодействие с Российскими компаниями, производителями продуктов и поставщиками услуг в ИТ сфере;
- взвешенный подход, заключающийся во всесторонней оценке возможностей и рисков, включая следующие аспекты:
- правовой аспект,
- организационный аспект,
- экономический аспект,
- социальный аспект,
- технологический аспект.
3. Координация мероприятий по импортозамещению
3.1. Данная Стратегия определяет три уровня координации:
- стратегический уровень;
- тактический уровень;
- операционный уровень.
3.2. Координацию на стратегическом уровне обеспечивает Управление информационных технологий ФНС России. На этом уровне выполняются следующие функции:
- обеспечение организации и координация процессов актуализации и корректировки данной Стратегии с учетом предложений по изменению Стратегии;
- координация мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в ФНС России в свете выполнения мероприятий по импортозамещению;
- участие в согласовании документов, определяющих долгосрочные мероприятия (планы) по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы ФНС России в соответствии с данной Стратегией;
- рассмотрение результатов выполнения мероприятий в рамках данной Стратегии;
- координация взаимодействия ФНС России с регуляторами в области импортозамещения в ИТ сфере с экспертными организациями и отечественными компаниями (производителями товаров и поставщиками услуг).
3.3. На тактическом уровне координация возлагается на структурные подразделения Службы и подведомственные организации. На данном уровне выполняются следующие функции:
- формирование долгосрочных мероприятий с учетом Стратегии;
- формирование предложений по изменению Стратегии и их представление в Управление информационных технологий ФНС России;
- координация и реализация текущей деятельности в свете выполнения мероприятий по импортозамещению;
- контроль на операционном уровне мероприятий текущей деятельности с учетом Стратегии.
3.4. Операционный уровень обеспечивает выполнение мероприятий по импортозамещению, в том числе в рамках Государственных контрактов.
3.5. Для координации действий могут создаваться рабочие группы с привлечением внешних экспертов по решениям, принимаемым на тактическом уровне.
3.6. Функции, выполняемые на операционном уровне:
- оценка рисков, в частности:
- возможность остановки критичных технологических процессов в течение суток, месяца, года;
- возможность остановки некритичных технологических процессов;
- возможность снижения качества выполнения основных функций ФНС России;
- возможность роста затрат, связанных с модернизацией, развитием и эксплуатацией ИТ систем и отдельных компонентов;
- возможные юридические последствия неправомерного использования продукции;
- оценка возможного потенциального ущерба, как для отдельных технологических процессов, так и в целом при срабатывании рисков;
- проведение анализа планируемых закупок иностранной продукции (работ, услуг) в следующих разрезах:
- структура и стоимость закупок иностранной продукции (работ, услуг);
- анализ рисков, связанных с ограничением поставок иностранной продукции (работ, услуг);
- обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- изучение предложений и анализ наличия отечественных аналогов для замены иностранной продукции (работ, услуг), в том числе с учетом реализуемых отраслевых планов по импортозамещению, в том числе выполняются:
- сравнительный анализ технико-экономических показателей иностранной продукции (работ, услуг) и отечественных аналогов (показатели производительности, показатели качества, показатели потребления ресурсов, показатели надежности и режима обслуживания и т.д.);
- оценка экономического эффекта от использования;
- прогнозирование социального эффекта.
- проведение анализа экономической целесообразности замены иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги для закупаемой продукции (работ, услуг):
- в рамках исполнения Государственных контрактов оцениваются расходы на внедрение зарубежного технологического комплекса и отечественного аналога, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку оборудования и программного обеспечения, стоимость строительно-монтажных работ и другие. При этом оценивается и учитывается потенциальный ущерб от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);
- в рамках текущей деятельности проводится сравнительный анализ оценок экономического эффекта от использования (объем производства и реализации, переменные расходы на производство, постоянные расходы на эксплуатацию и ремонт и т.д.) иностранной продукции (работ, услуг) и отечественного аналога с учетом затрат на внедрение отечественного аналога и потенциального ущерба от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).
- проведение анализа зарубежных технологических комплексов и компонентов, используемых в текущей деятельности для осуществления технологических процессов, включающего:
- анализ технологической структуры ФНС России и выделение технологических процессов автоматизируемых с использованием зарубежных технологических комплексов и компонентов;
- анализ степени износа зарубежных технологических комплексов и компонентов;
- анализ рисков, связанных с возможным ограничением использования зарубежных технологических комплексов и компонентов;
- анализ наличия отечественных аналогов для замены зарубежных технологических комплексов и компонентов, в том числе с учетом реализуемых отраслевых и региональных программ импортозамещения;
- анализ экономической целесообразности замены зарубежных технологических комплексов и компонентов на отечественные аналоги.
- проведение анализа рисков использования зарубежных технологических компонентов, компонентов, устройств, и программного обеспечения для обеспечения информационной и экономической безопасности.
- разработка перечня мер по импортозамещению, которые могут относиться к одному из следующих типов:
- превентивные меры по замене иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги - в случае очень высоких рисков остановки основной деятельности, критичных технологических процессов, а также наличия рисков, связанных с угрозой жизни и здоровью людей;
- плановая замена иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги;
- переход от использования иностранной продукции (работ, услуг) на использование отечественных аналогов при наступлении ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);
- выработка предложений по локализация зарубежного решения;
- выработка кризис-планов реагирования на случай введения ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).
- непосредственное выполнение мероприятий по импортозамещению;
- формирование предложений для планирования мероприятий по импортозамещению.
4. Источники финансирования мероприятий по импортозамещению
4.1. Настоящая Стратегия определяет возможность использования следующих источников финансирования мероприятий по импортозамещению:
- Бюджеты на развитие и сопровождение ИТ сферы ФНС России;
- Целевые бюджеты по программе импортозамещения;
- Государственные дотации;
- Инвестиционные программы;
- Экономия от прекращения использования лицензий на иностранные продукты, включая затраты на сопровождение;
- Прочие экономии.
5. Участие в межведомственной и отраслевой (корпоративной)
работе по вопросам имортозамещения
5.1. Настоящая Стратегия предполагает возможность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и специализированными ИТ органами по вопросам имортозамещения.
5.2. В рамках исполнения настоящей Стратегии ФНС России при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и специализированными ИТ органами могут создаваться рабочие группы по вопросам имортозамещения, в том числе в части обмена опытом и переиспользования программного обеспечения, исходные коды и права на которое переданы Государству.
5.3. Настоящая Стратегия предполагает возможность участия в рабочих ИТ органах, создаваемых на базе инвестиционных инициатив крупных государственных и частных отечественных корпораций.
5.4. Участие в межведомственной и отраслевой (корпоративной) работе призвано обеспечивать решение следующих задач:
- получение информации о наличии отечественных аналогов для замены иностранной продукции (работ, услуг), в том числе с учетом реализуемых отраслевых и региональных программ импортозамещения;
- получение предложений по мероприятиям импортозамещения для реализации плана импортозамещения в ИТ сфере ФНС России;
- проработка вопросов возможности использования в ФНС России продукции (работ, услуг), производимых или планируемых к производству отечественным предприятиям в рамках реализации отраслевых планов импортозамещения;
- получение рекомендаций по взаимодействию с институтами развития и технологическими платформами при разработке и корректировке планов импортозамещения в ИТ сфере ФНС России.
6. Показатели оценки результатов реализации мероприятий
по импортозамещению
6.1. Настоящая Стратегия определяет перечень показателей для оценки результатов реализации соответствующих мероприятий по импортозамещению.
6.2. Показатели, определяемые данной Стратегией, содержат как количественные, так и качественные индикаторы.
6.3. Показатели оценки результатов реализации мероприятий планов импортозамещения рассчитываются на ежегодной основе.
6.4. Базовый перечень ключевых показателей приведен ниже:
- Доля иностранного оборудования в общем объеме закупок. Данный показатель рассчитывается в разрезе уровней (федеральный, региональный) и классов оборудования, как отдельно для каждого закупочного мероприятия, так и интегрально по всем произведенным мероприятиям.
- Доля иностранного программного обеспечения в общем объеме закупок. Данный показатель рассчитывается в разрезе уровней (федеральный, региональный) и классов ПО, как отдельно для каждого закупочного мероприятия, так и интегрально по всем произведенным мероприятиям.
- Доля иностранных работ, услуг в общем объеме работ, услуг. Данный показатель рассчитывается как отдельно для каждого закупочного мероприятия, так и интегрально по всем произведенным мероприятиям.
- Доля иностранного программного обеспечения и оборудования, находящегося в эксплуатации. Данный показатель рассчитывается как по кластерным группам программного обеспечения и оборудования, так и в совокупности.
- Перечень замещенного программного обеспечения, и (или) оборудования эксплуатируемого ранее. Данный показатель формируется в разрезе уровней (федеральный, региональный) и классов оборудования и (или) ПО, как нарастающим итогом, так и по итогам отчетного периода.
- Общий состав выполненных мероприятий по импортозамещению. Данный показатель носит качественный характер. Оценка данного показателя состоит в анализе успешности завершения запланированных и внеплановых мероприятий по импортозамещению.
7. Управление реализацией настоящей Стратегии
7.1. Согласованное планирование и реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляются в соответствии с Планом-графиком перехода Федеральной налоговой службы на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемым заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации АИС ФНС России, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности.
7.2. ФНС России, учреждения, находящиеся в ведении ФНС России включают в планы своей деятельности мероприятия по реализации настоящей Стратегии.
7.3. Ответственность за реализацию настоящей Стратегии несут руководители структурных подразделений ФНС России:
- начальники управлений центрального аппарата ФНС России;
- начальники (руководители) территориальных органов ФНС России;
- руководители подведомственных организаций ФНС России.