<Письмо> ФАДН России от 21.10.2022 N 33509-01.1-23-ИБ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ПИСЬМО
от 21 октября 2022 г. N 33509-01.1-23-ИБ
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В рамках реализации пункта 5.11 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, ФАДН России направляет для руководства в работе и практического применения Методические рекомендации по основным направлениям взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере государственной национальной политики, с религиозными объединениями (далее - методические рекомендации), утвержденные приказом ФАДН России от 14 октября 2022 г. N 164.
Просим направить методические рекомендации органам местного самоуправления, а информацию об итогах их применения просим направлять в ФАДН России ежегодно, не позднее 25 декабря.
И.В.БАРИНОВ
Приложение
Утверждены
приказом Федерального агентства
по делам национальностей
от 14 октября 2022 г. N 164
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ В СФЕРЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,
С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по основным направлениям взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере государственной национальной политики, с религиозными объединениями (далее - Методические рекомендации, рекомендации) подготовлены Федеральным агентством по делам национальностей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере государственной национальной политики (далее - органы государственной власти и органы местного самоуправления), в соответствии с пунктом 5.11 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, в целях руководства при осуществлении ими взаимодействия с религиозными объединениями.
1.2. Рекомендации подготовлены с учетом практики, сложившейся в органах государственной власти по осуществлению такого взаимодействия, и направлены на обеспечение единых подходов к вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и вопросам деятельности религиозных объединений.
1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие понятия:
религиозное объединение в Российской Федерации - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей);
религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица;
религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
1.4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по взаимодействию с религиозными объединениями основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Федеральных законов Российской Федерации от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", иных нормативных правовых актах по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений.
При взаимодействии с религиозными объединениями органам государственной власти, уполномоченным в сфере государственной национальной политики, рекомендуется руководствоваться:
методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по актуальным вопросам реализации государственной национальной политики, содействия социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации, а также профилактике экстремизма с примерными алгоритмами действий по ликвидации конфликтных ситуаций и их последствий, утвержденными приказом ФАДН России от 6 августа 2020 г. N 114;
методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", утвержденными приказом ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142;
методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по проведению профилактической работы в среде мигрантов из Центрально-Азиатского региона с привлечением к ней представителей национальных общественных организаций народов Центральной Азии и мусульманского духовенства, утвержденными приказом ФАДН России от 22 марта 2021 г. N 24;
методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по основным направлениям профилактики экстремизма среди иностранных граждан, утвержденными приказом ФАДН России от 25 октября 2021 г. N 134;
рекомендациями по итогам Всероссийского семинара-совещания с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации государственной национальной политики от 30 ноября 2020 г., направленными в субъекты Российской Федерации письмом ФАДН России от 18 января 2021 г. N 122-01.1-23-ИБ;
рекомендациями Федерального агентства по делам национальностей при осуществлении профилактической работы среди беженцев, прибывающих в Российскую Федерацию из Украины и Донбасса, направленными в субъекты Российской Федерации письмом ФАДН России от 5 мая 2022 г. N 12732-01.1-23-ИБ;
перечнем общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
перечнем общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", размещенными на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
II. Основные направления взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления
с религиозными объединениями
2.1. Учитывая полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления и правовые основы, регулирующие их взаимодействие с религиозными объединениями, к основным направлениям взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными объединениями должны быть отнесены:
осуществление на постоянной основе диалога власти и религиозных объединений по актуальным вопросам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
государственная поддержка социально значимой деятельности религиозных объединений (финансовая, имущественная, методическая, консультативная, информационная и организационная);
совместное проведение массовых просветительских, общественно значимых, этнокультурных и научно-образовательных мероприятий с участием религиозных объединений;
проведение научно-исследовательских работ, направленных на изучение состояния межконфессиональных отношений.
2.2. Системной диалоговой площадкой власти и общества в сфере межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации должны быть консультативно-совещательные органы по взаимодействию с религиозными объединениями при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации и уполномоченном должностном лице органа местного самоуправления в форме советов, координационных советов и профильных рабочих групп (далее - консультативно-совещательные, совещательные органы). Для этого необходимо:
активизировать деятельность совещательных органов по вопросам межконфессиональных отношений. В случае отсутствия таких органов - организовать их работу;
губернаторам (главам) субъектов Российской Федерации и должностным лицам органов местного самоуправления лично возглавить совещательные органы по вопросам межконфессиональных отношений, предусмотрев периодичность их заседаний не реже двух раз в год;
определить в субъектах Российской Федерации и во всех муниципальных образованиях ответственных должностных лиц, курирующих вопросы межконфессиональных отношений;
включить в состав совещательных органов в обязательном порядке представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей основных традиционных религий, руководителей религиозных объединений, представителей научного и экспертного сообществ, лидеров общественного мнения;
приглашать на заседания совещательных органов в качестве докладчиков и экспертов представителей правоохранительных органов, в том числе подразделений центров по противодействию экстремизму и вопросам миграции МВД России, органов прокуратуры;
выстроить с такими органами порядок обмена оперативной информацией, требующей контроля и неотложного реагирования на потенциальные угрозы, вести ее учет. Результаты работы отражать в протоколах заседаний консультативно-совещательных органов;
инициировать работу членов совещательных органов по пропаганде взаимоуважительных отношений и диалога представителей религиозных объединений с привлечением средств массовой информации;
ориентировать основную деятельность указанных органов на повышение их роли в осуществлении конкретных мер, касающихся профилактики религиозного экстремизма, противодействия идеологии терроризма, а также недопущения дискриминации по расовому, национальному и религиозному признакам;
обеспечить в рамках заседаний консультативно-совещательных органов оперативное реагирование на конфликтные ситуации, возникающие в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе выявленные государственной информационной системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
принимать по результатам работы совещательных органов необходимые решения и выработать рекомендации по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями, в том числе с целью координации совместной деятельности с органами местного самоуправления;
отражать в протокольных поручениях губернаторов (глав) субъектов Российской Федерации органам государственной власти и органам местного самоуправления принятые и реализованные инициативы религиозных объединений, их результаты;
осуществлять в рамках консультативно-совещательных органов экспертную оценку влияния межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации на ситуацию в сфере профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма;
подводить итоги состояния межконфессиональных отношений в регионе на одном из ежегодных заседаний консультативно-совещательных органов, освещать содержательные аспекты их деятельности;
размещать информацию о создании совещательных органов, содержательном аспекте их деятельности и итогах работы на официальных сайтах (порталах) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в средствах массовой информации;
обеспечить направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере реализации государственной национальной политики, копий решений (протоколов) заседаний совещательных органов и результаты их исполнения по полугодиям.
Ввиду взаимосвязи вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений целесообразно обеспечить их рассмотрение в рамках единого консультативно-совещательного органа (совета, координационного совета, рабочей группы) при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации и должностном лице органа местного самоуправления, ответственном за реализацию Стратегии государственной национальной политики.
В качестве диалоговых площадок власти и религиозных объединений по актуальным вопросам в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в регионах необходимо задействовать дома дружбы и дома национальностей, функционирующие в регионе.
Целесообразно использовать возможности домов дружбы, домов национальностей, центров социально-культурной адаптации мигрантов и детей мигрантов в целях проведения с представителями религиозных объединений, землячеств и диаспор, представляющих интересы различных этнических и религиозных групп, работы по вопросам изучения норм законодательства Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и современной религиозной ситуации, в том числе проблем и жизненных ситуаций с точки зрения нравственных, моральных и духовных аспектов.
Предусмотреть также задействование возможностей домов дружбы и домов национальностей для формирования у представителей религиозных объединений неприятия идеологии терроризма:
- путем создания видео-, аудио-, печатных материалов информационно-пропагандистской направленности и распространения их по популярным у религиозных объединений каналам;
- при проведении собраний, форумов (конференций), семинаров, выставок с включением тем (вопросов) по профилактике экстремизма и противодействию идеологии терроризма.
Продолжить практику заключения органами государственной власти и органами местного самоуправления соглашений с религиозными объединениями, осуществляющими свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе с высокой миграционной активностью, с большим притоком беженцев, прибывающих в Российскую Федерацию из Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, а также со сложным этническим и религиозным составом населения), о взаимодействии для достижения межконфессионального согласия.
Предметом таких соглашений должно стать сотрудничество в области гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики межрелигиозного экстремизма и противодействия идеологии терроризма и предупреждение конфликтов на религиозной почве. Для осуществления данного сотрудничества на региональном и местном уровнях необходимо:
содействовать решению задач по развитию межконфессионального сотрудничества и взаимодействия представителей религиозных организаций на территории субъекта Российской Федерации;
участвовать в разработке государственных региональных программ (подпрограмм) стратегий, планов по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов;
совершенствовать работу по пропаганде взаимоуважительных отношений и диалога представителей различных конфессий с активным привлечением лидеров общественного мнения, руководителей религиозных организаций, средств массовой информации;
содействовать развитию и поддержке общественно значимых инициатив, социальных, просветительских и благотворительных проектов религиозных объединений, направленных на укрепление межрелигиозных отношений;
непосредственно взаимодействовать с религиозными объединениями на территории субъекта Российской Федерации.
Активизировать в регионах деятельность экспертных советов по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений с участием представителей науки, образования, экспертных учреждений, национальных объединений и религиозных организаций. В случае отсутствия таких органов - создать их и организовать работу.
Основными задачами экспертных советов должны быть:
обеспечение взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с экспертным сообществом и выработка на ее основе соответствующих предложений;
осуществление экспертной оценки влияния межнациональных и межконфессиональных отношений в субъекте Российской Федерации на ситуацию в сфере профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма, а также по иным вопросам, относящимся к полномочиям субъекта Российской Федерации и выработка на ее основе соответствующих предложений;
осуществление экспертной оценки влияния миграционных процессов на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в субъекте Российской Федерации и выработка на ее основе соответствующих предложений;
осуществление экспертной оценки внешнего влияния на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в субъекте Российской Федерации и выработка на ее основе соответствующих предложений.
2.3. В рамках совместного проведения массовых просветительских, общественно значимых, этнокультурных и научно-образовательных мероприятий с участием религиозных объединений необходимо:
оказывать содействие в проведении массовых праздничных религиозных и религиозно-культурных мероприятий. При проведении таких мероприятий тщательно планировать их организацию (включать в перечень только те, которые реализуются во взаимодействии с религиозными объединениями и/или направлены на помощь им);
обеспечить деятельное участие религиозных объединений в проведении общественно значимых массовых, праздничных и памятных мероприятий (например, День народного единства, День России, День Победы, День солидарности в борьбе с терроризмом, День славянской письменности и культуры и др.), а также в проведении семинаров, совещаний, "круглых столов", рабочих встреч, форумов по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики. Данные мероприятия должны носить содержательный характер, иметь повестку дня, желательно - рекомендации (решения) по итогам проведения. Возможна разработка плана таких мероприятий, его обсуждение и принятие решений по каждому из мероприятий, в том числе на заседаниях совещательных органов либо профильных рабочих групп.
Перечень мероприятий по взаимодействию с религиозными объединениями должен быть ориентирован прежде всего на качество мероприятий, событий, а не на их количество. Мероприятия должны иметь прямое отношение к рассматриваемой проблематике.
При взаимодействии с иностранными гражданами, прибывающими в Российскую Федерацию из освобожденных территорий Украины и Донбасса, учитывать особенности взаимоотношений между представителями Русской православной церкви (Московский Патриархат), Украинской православной церкви (Киевский патриархат) и православной церкви Украины (ПЦУ).
2.4. В целях государственной поддержки социально значимой деятельности религиозных объединений (финансовой, имущественной, консультативной, информационной и организационной) рекомендуется:
содействовать развитию практик и реализации проектов религиозных организаций, направленных на развитие межконфессионального диалога, достижение общественного согласия, укрепление духовно-нравственных ценностей, патриотическое воспитание, противодействие ксенофобии, русофобии, распространению идей национальной и религиозной исключительности;
обеспечить информационное сопровождение реализации таких проектов, акцентируя внимание на позитивном эффекте достигнутых результатов и общественной реакции в публичном пространстве;
рекомендовать религиозным организациям участвовать в конкурсных процедурах по предоставлению субсидий и грантов, которые организует Фонд президентских грантов по развитию гражданского общества;
содействовать деятельности некоммерческих организаций, оказывающих методическую, консультативную, а также ресурсную поддержку религиозным организациям, в том числе при подготовке заявок на получение субсидий и грантов;
осуществлять информационную поддержку деятельности религиозных организаций, направленную на гармонизацию межнациональных, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений, в том числе путем организации интервью и выступлений в средствах массовой информации руководителей и членов религиозных организаций, размещения информации о деятельности религиозных организаций на официальных сайтах, информационных порталах регионов и социальных сетях;
организовать проведение обучающих семинаров (курсов) для представителей муниципальных образований и религиозных организаций. Темами таких семинаров (курсов) могут быть: оформление пакета документов, необходимого для участия в указанных выше конкурсных процедурах; правоприменительная практика в реализации федерального законодательства в сфере религиозных отношений; роль религиозных организаций в реализации Стратегии государственной национальной политики; вопросы взаимодействия с религиозными организациями; государственно-конфессиональные отношения и профилактика межэтнической конфликтности; предотвращение попыток перевода бытовых конфликтных ситуаций в межнациональную либо религиозную плоскость; вопросы противодействия идеологии терроризма.
2.5. Для оценки состояния межконфессиональных отношений в субъекте Российской Федерации, раннего предупреждения конфликтных ситуаций на религиозной почве, принятия управленческих решений, направленных на гармонизацию межконфессиональных отношений, рекомендуется проводить социологические исследования.
Ежегодные массовые опросы, репрезентативные для субъекта Российской Федерации, позволяют контролировать динамику оценок состояния межконфессиональных отношений в субъекте, а также фиксировать изменение доли граждан, испытывающих в свой адрес дискриминацию по религиозному признаку. Рекомендуется проводить опросы методом индивидуального интервью по месту жительства респондента (с использованием бумажной анкеты либо планшета) или методом телефонного интервью.
В зонах повышенного социального напряжения рекомендуется также оперативно проводить качественные исследования в конкретных муниципальных образованиях, которые являются зоной потенциального конфликта. Такие исследования могут проводиться методом фокус-групповых дискуссий с представителями целевой аудитории либо методом экспертных интервью.