Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФАДН России от 21.10.2025 N 195

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ПРИКАЗ

от 21 октября 2025 г. N 195

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ

АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

В соответствии с пунктом 5.11 Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими полномочий по осуществлению мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности по созданию инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - Методические рекомендации).

2. Управлению анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами (И.А. Власов) направить Методические рекомендации в заинтересованные высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

3. Управлению делами (Е.В. Полежаев) разместить Методические рекомендации на официальном сайте Федерального агентства по делам национальностей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей С.А. Бедкина.

Врио руководителя

С.А.БЕДКИН

Утверждены

приказом Федерального агентства

по делам национальностей

от 21.10.2025 N 195

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЗДАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ

АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации деятельности по созданию инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532.

2. Методические рекомендации разработаны с целью оказания содействия исполнительным органам субъектов Российской Федерации в реализации мер по созданию инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

3. Методические рекомендации направлены на формирование единого стандарта, принципов и механизмов организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, организации деятельности указанной инфраструктуры, а также предоставлению отчетности о ее функционировании в адрес Федерального агентства по делам национальностей.

4. Методические рекомендации носят методический, разъяснительный характер, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм.

5. Методические рекомендации разработаны с учетом следующих положений:

Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ);

Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г." (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации);

Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" (далее - Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации);

постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (далее - государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики");

приказа ФАДН России от 29 декабря 2022 г. N 199 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по повышению эффективности реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории Российской Федерации;

иных нормативных правовых актов.

II. Инфраструктура в сфере социальной и культурной адаптации

иностранных граждан. Основные направления деятельности

центров социальной и культурной адаптации

иностранных граждан

6. Формирование инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан осуществляется в рамках исполнения указания Президента Российской Федерации от 1 августа 2022 г. N Пр-1358 и основывается на типовой модели адаптационного центра, содержащейся в приложении к указанию.

7. В соответствии с пунктом 43 статьи 44 Федерального закона N 414-ФЗ осуществление мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, относится к полномочиям по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

8. Формирование инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан может осуществляться субъектами Российской Федерации в качестве одной из возможных мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

9. Инфраструктура в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 1 августа 2022 г. N Пр-1358 формируется посредством создания в субъектах Российской Федерации центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан (далее - адаптационные центры), реализующих мероприятия по социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

10. Формирование инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан может осуществляться на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. В рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" субъектам Российской Федерации предусмотрена единая субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан.

11. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Правил предоставления и распределения единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателей государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" в рамках единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан могут быть предусмотрены следующие расходы:

оплата труда работников центра социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в том числе выплаты пособий (кроме пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), расходы на уплату налога на доходы физических лиц и обязательных страховых взносов;

выплаты, связанные с командированием сотрудников;

арендная плата и оплата договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, эксплуатацией, обслуживанием, текущим ремонтом арендуемых помещений, основных средств, в том числе оплата услуг по страхованию имущества;

приобретение основных средств, товарно-материальных ценностей, лицензий на программное обеспечение, прочих работ и услуг;

оплата иных товаров, работ и услуг, необходимых для создания и обеспечения деятельности центра.

12. Мероприятия по социальной и культурной адаптации иностранных граждан могут быть реализованы адаптационными центрами в отношении следующих категорий иностранных граждан:

иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности;

иностранные студенты;

иностранные граждане, заключившие контракт о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

иностранные граждане, претендующие на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства Российской Федерации;

иностранные граждане, переезжающие в Россию в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 702 "Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности";

участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

беженцы;

члены семей указанных категорий иностранных граждан.

13. Под мероприятиями по социальной и культурной адаптации иностранных граждан рекомендуется понимать мероприятия, реализуемые адаптационными центрами и направленные на формирование конструктивного взаимодействия иностранных граждан с принимающим сообществом, уважительного отношения к гражданам Российской Федерации и государству, профилактику антиобщественного поведения иностранных граждан и совершения ими противоправных действий, содействие в реализации иностранными гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации своих прав и обязанностей.

14. В качестве основной цели мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан рекомендуется определять создание условий, способствующих:

успешному освоению ими русского языка;

усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они пребывают (проживают);

формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;

приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.

15. Мероприятия по социальной и культурной адаптации иностранных граждан могут быть реализованы адаптационными центрами в следующих формах:

лекции адаптационного курса для иностранных граждан;

индивидуальные консультации для иностранных граждан в отношении различных жизненных ситуаций;

информационные кампании, обеспечивающие максимальную правовую информированность иностранных граждан о правовых нормах Российской Федерации и укладе жизни в российском обществе;

занятия по обучению русскому языку как иностранному.

16. Лекции адаптационного курса для иностранных граждан рекомендуется реализовывать на основе материалов адаптационного курса "Содействие адаптации трудящихся-мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также для граждан государств - участников ЕАЭС", разработанных ФАДН России (далее - материалы адаптационного курса).

17. При реализации лекций адаптационного курса для иностранных граждан рекомендуется учитывать, что материалы адаптационного курса содержат следующие основные разделы:

"Основы миграционного законодательства Российской Федерации";

"Основы трудового законодательства Российской Федерации";

"Отдельные аспекты жизни в России" (включая вопросы получения сим-карт);

"Обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей в России";

"Основы неформального поведения в России";

"Ответственность за несоблюдение законодательства Российской Федерации" (включая административное и уголовное законодательство);

"Профилактика экстремизма и распространения идеологии терроризма";

"История отношений России и стран Центральной Азии".

18. Разделы материалов адаптационного курса "Основы неформального поведения в России", "Ответственность за несоблюдение законодательства Российской Федерации" и "Профилактика экстремизма и распространения идеологии терроризма" рекомендуются для обязательного включения в лекции адаптационного курса, реализуемые адаптационными центрами среди всех категорий совершеннолетних иностранных граждан.

19. Мероприятия по социальной и культурной адаптации иностранных граждан могут быть реализованы адаптационными центрами во взаимодействии с заинтересованными исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, привлекающими иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации, социально ориентированными некоммерческими организациями, национально-культурными автономиями, общественными объединениями и образовательными организациями.

III. Оценка эффективности деятельности адаптационных центров

20. Эффективность деятельности центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан может оцениваться:

достижением показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

результатами социологических мониторингов и замеров, проводимых среди иностранных граждан, охваченных мероприятиями адаптационных центров;

результатами комплексного мониторинга реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемого уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

21. Показатель "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" рассчитывается ФАДН России в 2025 году в соответствии с Методикой расчета показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" перечня общественно значимых результатов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной приказом ФАДН России от 11 апреля 2024 г. N 59, с 2026 года в соответствии с Методикой расчета показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" перечня общественно значимых результатов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной приказом ФАДН России от 11 августа 2025 г. N 154.

22. Целевое значение показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" устанавливается ФАДН России ежегодно для каждого субъекта Российской Федерации, участвующего в проекте по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан, с учетом стоимости создания адаптационного центра в субъекте Российской Федерации, объемов федерального софинансирования и расчета примерной стоимости адаптации 1 иностранного гражданина на основании сведений о числе иностранных граждан и лиц без гражданства, поставленных на миграционный учет в субъекте Российской Федерации, в календарном году предшествующем году для которого устанавливается целевое значение.

23. Социологические мониторинги и замеры, проводимые среди иностранных граждан, могут быть реализованы ФАДН России в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, в том числе с привлечением иных организаций, и включают в себя социологические замеры, отражающие результативность реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан, мониторинг востребованности иностранными гражданами адаптационного курса "Содействие адаптации трудящихся-мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также для граждан государств - участников ЕАЭС" и другие.

24. Комплексный мониторинг реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации, может осуществляться уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации и включать в себя:

анализ деятельности адаптационного центра на предмет ее соответствия настоящим Методическим рекомендациям;

мониторинг сведений о числе иностранных граждан, охваченных мероприятиями по доведению до иностранных граждан материалов адаптационного курса;

мониторинг сведений о числе иностранных граждан, получивших индивидуальные консультации в отношении различных жизненных ситуаций;

регулярный мониторинг динамики показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" с целью обеспечения достижения адаптационным центром установленного целевого значения;

анализ содержания обращений граждан о деятельности адаптационного центра, в том числе опубликованных в публичном пространстве;

анализ ответов на обращения граждан, данных сотрудниками адаптационного центра, в том числе в публичном пространстве, на предмет их своевременности, корректности и точности;

мониторинг общественного мнения о деятельности адаптационного центра в регионе;

мониторинг уровня интереса аудитории к содержанию лекций адаптационного курса, в том числе оценки иностранными гражданами его информативности и практической значимости;

анализ миграционной ситуации в субъекте Российской Федерации, в том числе территориального распределения иностранных граждан, сфер их занятости, уровня преступности и т.д.;

мониторинг отношения населения к мигрантам в субъекте Российской Федерации;

мониторинг полноты и достоверности сведений о реализации адаптационным центром мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, предоставляемых в ФАДН России;

мониторинг и анализ иных показателей и факторов, влияющих на реализацию проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации.

IV. Рекомендации органам государственной власти субъектов

Российской Федерации по формированию инфраструктуры в сфере

социальной и культурной адаптации иностранных граждан

25. С целью обеспечения координации деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации при реализации полномочий по осуществлению мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан (мигрантов), высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации рекомендуется:

а) при необходимости принять меры по приведению конституции (устава) субъекта Российской Федерации в соответствие с пунктом 4 статьи 33 Федерального закона N 414-ФЗ, определяющим, что осуществление мер по социальной и культурной адаптации иностранных граждан относится к основным полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;

б) определить заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, курирующего вопросы реализации в рамках компетенции субъекта Российской Федерации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, в том числе вопросы формирования инфраструктуры в указанной сфере;

в) сформировать систему исполнительных органов субъекта Российской Федерации, осуществляющих в рамках своей компетенции меры, направленные на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан (мигрантов), с учетом направлений работы в данной сфере, определенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а также категорий иностранных граждан, в отношении которых принимаются данные меры;

г) определить исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в том числе вопросы формирования инфраструктуры в указанной сфере;

д) обеспечить заключение соглашений о взаимодействии по вопросам работы с иностранными гражданами, в том числе осуществляемой адаптационными центрами, и информационном обмене с территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной миграционной политики.

26. С целью формирования инфраструктуры в сфере социальной и культурной адаптации иностранных граждан исполнительному органу субъекта Российской Федерации, осуществляющему меры, направленные на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, рекомендуется:

а) обеспечить создание или определение некоммерческой организации, учредителем которой является субъект Российской Федерации, исполняющей функции центра социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

б) обеспечить разработку устава организации, исполняющей функции адаптационного центра, или внесение изменений в устав действующей организации, направленных на обеспечение ее функционирования в качестве адаптационного центра;

в) обеспечить определение в уставе организации, исполняющей функции адаптационного центра, в качестве цели ее деятельности осуществление мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан;

г) при разработке устава организации, исполняющей функции адаптационного центра, в качестве ее наименования использовать наименование "Центр социальной и культурной адаптации иностранных граждан" с включением в него указания на соответствующий субъект Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий меры, направленные на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, включая формирование инфраструктуры в указанной сфере;

д) в уставе организации, исполняющей функции адаптационного центра, в качестве ее сокращенного наименования использовать наименование "Центр социальной и культурной адаптации" с включением в него указания на соответствующий субъект Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий меры, направленные на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, включая формирование инфраструктуры в указанной сфере;

е) обеспечить согласование проекта устава организации, исполняющей функции адаптационного центра, с ФАДН России;

ж) обеспечить формирование штатной численности адаптационного центра исходя из потребности обеспечить реализацию им комплекса мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, изложенного в пункте 15 Методических рекомендаций, в объеме, соответствующем потребностям субъекта Российской Федерации и достаточном для достижения целевого показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

з) при формировании штата сотрудников адаптационного центра с учетом региональной потребности предусмотреть при необходимости должности руководителя организации, специалистов-консультантов по работе с иностранными гражданами, лекторов адаптационного курса, методистов, преподавателей русского языка как иностранного, специалистов по информационной работе и взаимодействию со средствами массовой информации, специалистов в финансово-экономической и материально-технической сферах;

и) обеспечить подбор кандидатуры на должность руководителя адаптационного центра с учетом соответствующего опыта работы;

й) обеспечить подбор помещений для размещения адаптационного центра, его структурных подразделений и филиалов, в том числе с учетом потребности в обеспечении аудиторий для проведения лекций и размещения в них иностранных граждан группами численностью не менее 10 человек, а также необходимости организации деятельности адаптационных центров в непосредственной близости от оформления иностранными гражданами документов, необходимых для их легализации на территории Российской Федерации;

к) сформировать план деятельности адаптационного центра по реализации им мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан с целью достижения целевого значения показателя "Доля иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их адаптации в Российской Федерации" в отчетном периоде (календарный год);

л) осуществлять общую координацию деятельности адаптационного центра на территории субъекта Российской Федерации;

м) обеспечить при необходимости привлечение представителей национально-культурных организаций и переводчиков к проведению мероприятий по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, реализуемых адаптационным центром среди отдельных категорий иностранных граждан;

н) обеспечить содействие адаптационному центру в заключении соглашений о взаимодействии с работодателями, привлекающими иностранных граждан к трудовой деятельности на территории региона, по вопросам системного сотрудничества в сфере социальной и культурной адаптации, в том числе содержащих положения о содействии в проведении сотрудниками адаптационного центра лекций адаптационного курса для иностранных граждан на площадках их работодателей;

о) обеспечить взаимодействие с иными заинтересованными исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам содействия адаптационному центру в реализации мероприятий социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

п) обеспечить взаимодействие адаптационного центра с ФАДН России по вопросам реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан;

р) обеспечить контроль за деятельностью адаптационного центра на предмет ее соответствия указанию Президента Российской Федерации от 1 августа 2022 г. N Пр-1358 и настоящим Методическим рекомендациям;

с) обеспечить комплексный мониторинг реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации;

т) с учетом региональной специфики проработать вопросы введения дополнительных критериев для оценки практической значимости и эффективности пилотного проекта как для иностранных граждан, так и для субъекта Российской Федерации;

у) оперативно информировать ФАДН России о системных проблемах или внештатных ситуациях, возникших в ходе реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на территории субъекта Российской Федерации, для решения которых требуется непосредственное участие федерального органа исполнительной власти;

ф) обеспечить регулярное рассмотрение вопросов о реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан на совещаниях с участием высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и/или заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, курирующего вопросы реализации в рамках компетенции субъекта Российской Федерации мер, направленных на социальную и культурную адаптацию иностранных граждан, и исполнительных органов субъекта Российской Федерации.

V. Рекомендации по организации деятельности

адаптационных центров

27. С целью обеспечения проведения лекций адаптационного курса для иностранных граждан в рамках деятельности адаптационного центра рекомендуется:

а) обеспечить заключение адаптационным центром соглашений о взаимодействии с работодателями, привлекающими иностранных граждан к трудовой деятельности на территории региона, по вопросам системного сотрудничества в сфере социальной и культурной адаптации;

б) обеспечить разработку и включение в материалы адаптационного курса регионального компонента, отражающего исторические, социальные и национально-культурные особенности территории пребывания (проживания) иностранных граждан;

в) обеспечить согласование содержания регионального компонента с ФАДН России;

г) сформировать перечень примеров, актуальных для субъекта Российской Федерации, для иллюстрации тезисов, приведенных в материалах адаптационного курса;

д) обеспечить визуальное сопровождение лекций адаптационного курса в формате презентации, в том числе с переводом на иностранные языки (киргизский, таджикский, узбекский и т.д.);

е) обеспечить разработку и распространение в ходе проведения лекций печатных информационных материалов для иностранных граждан (буклетов, памяток и т.д.) по темам адаптационного курса, в том числе с переводом на иностранные языки;

ж) обеспечить выдержку визуального стиля презентаций и печатных информационных материалов в единой цветовой и графической концепции адаптационного центра;

з) обеспечить подбор квалифицированных специалистов для проведения лекций адаптационного курса для иностранных граждан с наличием высшего образования по направлениям подготовки: "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Социальная работа", "Психология", "Социология" и т.д.;

и) обеспечить подготовку специалистов (лекторов), проводящих лекции адаптационного курса для иностранных граждан, по всем разделам, включенным в материалы адаптационного курса;

й) обеспечить проведение лекций адаптационного курса для совершеннолетних иностранных граждан, прибывающих на территорию региона, в том числе в местах оформления документов, необходимых для легализации на территории Российской Федерации, или в непосредственной близости от них, в местах обучения совершеннолетних иностранных граждан при взаимодействии с образовательными организациями в которых они обучаются, а также в местах осуществления ими трудовой деятельности при взаимодействии с их работодателями;

к) обеспечить подготовку помещения для проведения лекций адаптационного курса для иностранных граждан, оснастив его столами, стульями, пишущими инструментами, бумагой для письма, а также техническим оборудованием, необходимым сотруднику адаптационного центра для демонстрации презентационных материалов и учета лиц, принявших участие в мероприятии (компьютером, ноутбуком, экраном, проектором и т.д.);

л) обеспечить ведение списка лиц, прошедших адаптационный курс, в соответствии с рекомендуемой формой, представленной в приложении к настоящим Методическим рекомендациям, предусмотрев подписание иностранными гражданами согласия на обработку персональных данных;

м) в случае невозможности получения согласия иностранного гражданина на обработку его персональных данных обеспечить учет прохождения им адаптационного курса без указания персональных данных с целью подсчета общего количества иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их социальной и культурной адаптации, реализуемых адаптационным центром;

н) обеспечить фотовидеофиксацию мероприятий по проведению лекций адаптационного курса с целью обеспечения предоставления достоверных сведений, подтверждающих количество иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их социальной и культурной адаптации, реализуемых адаптационным центром;

о) обеспечить ведение списка реализованных адаптационным центром мероприятий по доведению до иностранных граждан материалов адаптационного курса с указанием даты и места проведения мероприятия, категории и количестве иностранных граждан, принявших в нем участие, а также ключевых сведений о проведенном мероприятии;

п) организовать систематический сбор сведений об уровне интереса аудитории к содержанию лекций адаптационного курса, оценке иностранными гражданами его информативности и практической значимости;

р) при необходимости обеспечить входной/выходной контроль знаний, усвоенных в ходе лекции адаптационного курса, иностранными гражданами.

28. С целью обеспечения проведения индивидуальных консультаций для иностранных граждан в отношении различных жизненных ситуаций в рамках деятельности адаптационного центра рекомендуется:

а) сформировать перечень тем для проведения консультаций с иностранными гражданами по различным жизненным ситуациям основываясь на материалах адаптационного курса и запросах иностранных граждан, включая список конкретных вопросов и ответов на них (за исключением вопросов, касающихся получения услуг в сфере миграции и оказываемых ФГУП "ПВС" МВД России, таких как оформление заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, разрешений на работу и т.д.);

б) обеспечить согласование сформированного перечня тем для проведения консультаций с иностранными гражданами по различным жизненным ситуациям, включая список конкретных вопросов и ответов на них, с ФАДН России;

в) обеспечить подбор квалифицированных специалистов для проведения консультации для иностранных граждан с наличием высшего образования по направлениям подготовки: "Юриспруденция", "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Социальная работа", "Психология", "Социология" и т.д.;

г) обеспечить подготовку специалистов, осуществляющих консультации иностранных граждан, по вопросам, включенным в перечень тем для проведения консультаций с иностранными гражданами по различным жизненным ситуациям;

д) обеспечить возможность получения иностранными гражданами консультаций на базе адаптационного центра и его филиалов, а также непосредственно после прохождения ими адаптационного курса в местах его проведения;

е) обеспечить подготовку помещения для проведения консультаций для иностранных граждан, оснастив его столами, стульями, пишущими инструментами, бумагой для письма, а также техническим оборудованием, необходимым специалисту центра для оказания консультации и ведения учета лиц, ее получивших (компьютер, ноутбук и т.д.);

ж) организовать мероприятия по проведению консультаций для иностранных граждан по вопросам их трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации, в том числе с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" и возможностей региональных центров занятости населения;

з) обеспечить распространение в ходе проведения индивидуальных консультаций информационных материалов для иностранных граждан (буклетов, памяток и т.д.), разработанных в соответствии с подпунктом "е" пункта 27 настоящих Методических рекомендаций;

и) обеспечить ведение списка лиц, получивших индивидуальные консультации, в соответствии с рекомендуемой формой, представленной в приложении к настоящим Методическим рекомендациям, предусмотрев подписание иностранными гражданами согласия на обработку персональных данных;

й) в случае невозможности получения согласия иностранного гражданина на обработку его персональных данных обеспечить учет получения им индивидуальной консультации без указания персональных данных с целью подсчета общего количества иностранных граждан, охваченных мероприятиями по содействию их социальной и культурной адаптации, реализуемых адаптационным центром, в соответствии с рекомендуемой формой, представленной в приложении к настоящим Методическим рекомендациям;

к) обеспечить мониторинг и анализ вопросов, поступающих от иностранных граждан в ходе индивидуальных консультаций;

л) на основании результатов мониторинга и анализа вопросов, поступающих от иностранных граждан в ходе индивидуальных консультаций, обеспечить при необходимости корректировку перечня тем для проведения консультаций с иностранными гражданами по различным жизненным ситуациям.

29. С целью обеспечения проведения информационных кампаний, обеспечивающих максимальную правовую информированность иностранных граждан о правовых нормах Российской Федерации и укладе российского общества, в рамках деятельности адаптационного центра рекомендуется:

а) обеспечить непрерывное и систематическое информационное сопровождение деятельности адаптационного центра посредством создания и ведения страниц в социальных сетях;

б) определить социальные сети для ведения официальных страниц адаптационного центра на основании положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. N 2523-р, а также их востребованности среди иностранных граждан;

в) обеспечить систематичность ведения официальных страниц: не менее 3 - 5 публикаций в неделю в каждой социальной сети;

г) в оперативных случаях (значимые заявления, кризисные ситуации и т.д.) предусмотреть возможность выпуска дополнительных внеплановых публикаций;

д) установить единый график выхода публикаций (контент-план) с учетом особенностей аудитории каждой платформы;

е) обеспечить отражение в публикациях: основных направлений деятельности адаптационного центра, официальных заявлений и разъяснений, анонсов и итогов мероприятий, реализуемых адаптационным центром, информационно-просветительских материалов для иностранных граждан;

ж) при распространении информационно-просветительских материалов для иностранных граждан допускается их дублирование на иностранном языке;

з) поддерживать официальную тональность публикаций и корректность коммуникации в публичном поле на уровне, соответствующем статусу адаптационного центра;

и) при публикации контента не допускать использование непроверенных сведений, а также оценочных суждений, способных нанести ущерб репутации адаптационного центра или его сотрудников;

й) обеспечить сопровождение публикаций качественным визуальным контентом: фотографиями, инфографикой, видеороликами, адаптированными для конкретной социальной сети;

к) обеспечить выдержку визуального стиля публикаций в единой цветовой и графической концепции адаптационного центра;

л) обеспечить информативность, лаконичность и легкость восприятия аудиторией инфографики и иллюстративных материалов;

м) в случае использования фотографий для сопровождения публикаций обеспечить их официальный характер, демонстрацию на них участия руководителя и сотрудников адаптационного центра в мероприятиях, а также отражение деятельности адаптационного центра в динамике;

н) предусмотреть системную работу с комментариями и сообщениями пользователей в социальных сетях, обеспечив своевременность и корректность ответов;

о) не допускать публичного игнорирования значимых обращений;

п) осуществлять мониторинг активности и вовлеченности аудитории с использованием официальных инструментов аналитики социальных сетей;

р) обеспечить подготовку систематических кратких аналитических отчетов, включающих данные о количестве публикаций, уровне охвата, динамике подписчиков и наиболее востребованных темах;

с) обеспечить при необходимости по результатам мониторинга корректировку контент-плана.

30. С целью обеспечения обучения отдельных категорий иностранных граждан русскому языку как иностранному в рамках деятельности адаптационного центра рекомендуется:

а) определить категории иностранных граждан для участия в образовательных программах обучения русскому языку как иностранному на базе адаптационного центра;

б) категории иностранных граждан, являющихся целевой аудиторией адаптационного центра для отбора с целью участия в образовательных программах обучения русскому языку как иностранному, определяются на основании их возраста, цели пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, статуса пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, оценки субъектом Российской Федерации целесообразности в языковой адаптации данной категории иностранных граждан, а также методических писем ФАДН России;

в) обеспечить в штате адаптационного центра наличие сотрудников (педагогов) с квалификацией, достаточной для преподавания русского языка как иностранного;

г) обеспечить подготовку помещения для проведения занятий по русскому языку как иностранному для иностранных граждан, оснастив его столами, стульями, пишущими инструментами, бумагой для письма, а также техническим оборудованием, необходимым преподавателю центра для проведения занятия и ведения учета лиц, принявших в нем участие (компьютер, ноутбук и т.д.);

д) обеспечить подбор образовательной программы по обучению русскому языку как иностранному с учетом особенностей и потребностей категории иностранных граждан, определенной для обучения;

е) при организации обучения русскому языку как иностранному руководствоваться иными рекомендациями, разработанными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей и взрослых, исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление аналогичных функций, а также научных учреждений.

31. Иные рекомендации по отдельным вопросам организации деятельности адаптационных центров могут направляться в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации методическими письмами ФАДН России.

V. Предоставление сведений о ходе и результатах реализации

проекта по созданию центров социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

32. Сведения о ходе и результатах реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 1 августа 2022 г. N Пр-1358, поручением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2024 г. N ТГ-П44-50пр, поручением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2024 г. N ТГ-П44-34282, поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N ТГ-П44-91пр (далее - поручения) предоставляются ФАДН России в адрес Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с установленной поручениями периодичностью.

33. С целью обеспечения своевременной подготовки ФАДН России докладов об исполнении поручений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить ежеквартальное предоставление сведений о ходе и результатах реализации проекта по созданию центров социальной и культурной адаптации иностранных граждан, в том числе согласно рекомендуемым формам, содержащимися в приложении к настоящим Методическим рекомендациям, на основании запроса ФАДН России до 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом.

Приложение N 1

к Методическим рекомендациям

по организации в субъектах

Российской Федерации

деятельности по созданию

инфраструктуры в сфере

социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА

ВЕДЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ПРОШЕДШИХ АДАПТАЦИОННЫЙ КУРС,

РЕАЛИЗОВАННЫЙ АДАПТАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ В СУБЪЕКТЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сведения об иностранных гражданах, прошедших адаптационный курс

N

Фамилия

Имя

Отчество (при наличии)

Пол

Дата рождения

Гражданство

Место работы/учебы/пребывания/проживания

Номер телефона

1

2

3

...

Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по организации в субъектах

Российской Федерации

деятельности по созданию

инфраструктуры в сфере

социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА

СБОРА СВЕДЕНИЙ О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДОВЕДЕНИЮ ДО ИНОСТРАННЫХ

ГРАЖДАН МАТЕРИАЛОВ АДАПТАЦИОННОГО КУРСА, РЕАЛИЗОВАННЫХ

АДАПТАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сведения о мероприятиях по доведению до иностранных граждан материалов адаптационного курса

N

Ключевые сведения о проведенном мероприятии

Дата

Место проведения

Число иностранных граждан, прошедших адаптационный курс, чел.

Категория иностранных граждан

1

2

...

II квартал

1

2

...

III квартал

1

2

...

IV квартал

1

2

...

Приложение N 3

к Методическим рекомендациям

по организации в субъектах

Российской Федерации

деятельности по созданию

инфраструктуры в сфере

социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА

ВЕДЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ПОЛУЧИВШИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

ПО РАЗЛИЧНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ

Сведения об иностранных гражданах, получивших индивидуальные консультации по различным жизненным ситуациям

N

Фамилия

Имя

Отчество (при наличии)

Пол

Дата рождения

Гражданство

Место работы/учебы/пребывания/проживания

Номер телефона

Предмет обращения

1

2

3

...

Приложение N 4

к Методическим рекомендациям

по организации в субъектах

Российской Федерации

деятельности по созданию

инфраструктуры в сфере

социальной и культурной

адаптации иностранных граждан

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА

СБОРА СВЕДЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЯХ ПО РАЗЛИЧНЫМ

ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ, ОКАЗАННЫХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ

АДАПТАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сведения об индивидуальных консультациях по различным жизненным ситуациям, оказанным иностранным гражданам

N

Ключевые сведения о консультации

Предмет обращения/вопросы, поступившие от иностранных граждан

Дата

Место проведения

Число иностранных граждан, получивших индивидуальные консультации, чел.

Категория иностранных граждан

1

2

...

II квартал

1

2

...

III квартал

1

2

...

IV квартал

1

2

...

Другие документы по теме
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 11 июля 2024 г. N 169" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2025 N 84082)
"Об утверждении национального стандарта Российской Федерации"
"Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "акробатический рок-н-ролл" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2025 N 84041)
Ошибка на сайте