"Правила вида спорта "Керлинг"
Утверждено
Приказом
Минспорттуризма России
от 30 марта 2010 г. N 256
ПРАВИЛА
ВИДА СПОРТА "КЕРЛИНГ"
1. ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА
а) Длина площадки составляет 45,720 метра (150 футов). Максимальная ширина площадки между внутренними краями боковых линий составляет 5,000 метра (16 футов 5 дюймов). Эта область ограничена начерченными линиями или специальными разделителями, размещенными по ее периметру. Если существующая ледовая арена не позволяет использовать эти размеры, то длина может быть уменьшена до 44,501 метра (146 футов), а ширина до 4,420 метра (14 футов 6 дюймов).
б) С обеих сторон площадки между боковыми линиями проведены четкие, хорошо видимые параллельные линии на льду:
- "Ти" - линия (tee line), максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), расположенная таким образом, чтобы ее центр находился на расстоянии 17,375 метра (57 футов) от середины площадки.
- Задняя, или "бэк" - линия (back line), максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), расположенная таким образом, чтобы ее наружный край находился на расстоянии 1,829 метра (6 футов) от центра "ти" - линии.
- Зачетная, или "хог" - линия (hog line), шириной 10,16 см (4 дюйма), расположенная таким образом, чтобы расстояние между ее внутренним краем и центром "ти" - линии составляло 6,401 метра (21 фут).
в) Центральная линия (center line), максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), соединяет центры "ти" - линий и продолжается на 3,658 метра (12 футов) позади центров каждой из "ти" - линий.
г) Линия колодок (hack line), длиной 0,457 метра (1 фут 6 дюймов) и максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), наносится параллельно "ти" - линии, на каждом конце центральной линии.
д) Контрольная линия (courtesy line), длиной 15,24 см (6 дюймов) и максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), наносится на расстоянии 1,219 метра (4 фута) снаружи и параллельно зачетным линиям, на каждой стороне площадки.
е) Для соревнований по керлингу на колясках в конце каждой площадки параллельно центральной линии и на противоположных от нее сторонах располагаются 2 тонких линии для керлинга на колясках (wheelchair line), продолжающиеся от зачетной линии до внешнего края ближайшей окружности. Внешние края каждой линии располагаются на расстоянии 0,457 метра (18 дюймов) от центральной линии.
ж) Центр дома, или "ти", располагается на пересечении каждой "ти" - линии с центральной линией. С центом в этой точке на каждом конце площадки наносятся четыре окружности, с радиусами по внешнему краю 1,829 метра (6 футов), 1,219 метра (4 фута), 0,619 метра (2 фута) и минимальным радиусом внутреннего круга 15,24 см (6 дюймов).
з) На каждой линии колодок на противоположных сторонах от центральной линии устанавливаются две колодки. Расстояние от центральной линии до внутренней стороны каждой колодки составляет 7,62 см (3 дюйма). Ширина каждой колодки не должна превышать 15,24 см (6 дюймов). Длина колодки не должна выдвигаться за линию колодок более чем на 20,32 см (8 дюймов). Если колодки вмораживаются в лед, то глубина погружения не должна превышать 3,81 см (1,5 дюйма).
СХЕМА ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ КЕРЛИНГА
(все размеры в метрах, футах и дюймах)
2. КАМНИ ДЛЯ КЕРЛИНГА
а) Камень для игры в керлинг имеет округлую форму, при этом длина окружности камня не должна превышать 91,44 см (36 дюймов), а высота камня должна составлять не менее 11,43 см (4,5 дюйма). Масса камня, включая ручку и винт, не должна превышать 19,96 кг (44 фунта) и должна быть не менее 17,24 кг (38 фунтов).
б) Каждая команда использует комплект из 8 камней, имеющих ручки одинакового цвета и хорошо видимую индивидуальную маркировку. Если в результате повреждения камень становится непригодным для игры, то используется запасной камень. Если запасного камня нет, то в игру возвращаются ранее вышедшие из нее камни.
в) Если камень ломается в процессе игры, то запасной камень устанавливается на место, в котором остановился наибольший из обломков.
г) Если камень переворачивается во время движения, то он немедленно удаляется из игры.
д) Если во время выполнения броска ручка полностью отделяется от камня, то игрок, выполняющий бросок, имеет возможность либо продолжить игру, либо выполнить бросок повторно, после возвращения всех сдвинутых камней на их прежние позиции.
е) Камень, который полностью не пересекает внутренний край зачетной линии в игровой зоне, немедленно удаляется из игры, кроме случаев столкновения с другим камнем: тогда он остается в игре.
ж) Камень, который полностью пересек внешний край задней линии, немедленно удаляется из игры.
з) Камень, который касается бортика или боковой линии, немедленно удаляется из игры.
и) Расположение камней относительно центра дома определяется только визуально, до тех пор пока не будет выполнен последний камень в энде. Исключение составляют случаи, когда нужно определить, находится ли камень в игре, или до выполнения второго, третьего или четвертого камня в энде, чтобы определить, находится ли камень в зоне свободных защитников.
к) Команды не должны вносить изменения в конструкцию камня и помещать на камни какие-либо предметы.
3. КОМАНДЫ
а) Команда состоит из 4 игроков. Каждый игрок выполняет по два броска в каждом энде в определенной последовательности, чередуясь с соперником.
б) До начала игры команда устанавливает очередность выполнения бросков и позиции скипа и вице-скипа и сохраняет эту очередность на протяжении всего матча.
в) Если один из игроков отсутствует к моменту начала игры, команда может:
- Начать игру в составе трех игроков, при этом первые 2 игрока будут выполнять по 3 броска, а третий игрок - 2 броска в каждом энде. В этом случае отсутствующий игрок может войти в игру под заявленным номером в начале любого энда.
- Начать игру с заявленным запасным игроком.
г) Если игрок не в состоянии продолжить игру, команда может:
- Продолжить игру в составе трех человек. В этом случае выбывший игрок может вернуться в любое время, при условии, что в текущем энде выполнены оба броска возвращающегося игрока. Игрок может покинуть игру и вернуться в нее только один раз за матч.
- Ввести в игру заявленного запасного игрока в начале следующего энда. В этом случае очередность выполнения бросков и позиции скипа и вице-скипа могут быть изменены (пересмотренная очередность выполнения бросков сохраняется до конца игры), а замененный игрок не имеет права вернуться в игру.
д) Команда не может вести игру в составе менее 3 человек. Каждый игрок должен выполнить все свои броски в каждом энде.
е) Команда не может использовать более одного запасного игрока за игру.
ж) Если игрок выполняет бросок своего первого камня в энде и не в состоянии выполнить бросок своего второго камня, используется следующий порядок выполнения бросков до конца энда:
- Если первый игрок не в состоянии выполнить свой второй бросок, его выполняет второй игрок.
- Если второй игрок не в состоянии выполнить свой второй бросок, его выполняет первый игрок.
- Если третий игрок не в состоянии выполнить свой второй бросок, его выполняет второй игрок.
- Если четвертый игрок не в состоянии выполнить свой второй бросок, его выполняет третий игрок.
з) Если игрок, чья очередь выполнять броски, не в состоянии их выполнить, используется следующий порядок выполнения бросков до конца энда:
- Если первый игрок не в состоянии выполнить свои броски, второй игрок выполняет три броска, третий игрок выполняет три броска, затем четвертый игрок выполняет оставшиеся два броска.
- Если второй игрок не в состоянии выполнить свои броски, первый игрок выполняет три броска, третий игрок выполняет три броска, затем четвертый игрок выполняет оставшиеся два броска.
- Если третий игрок не в состоянии выполнить свои броски, первый игрок выполняет его первый бросок, второй игрок выполняет его второй бросок, затем четвертый игрок выполняет оставшиеся два броска.
- Если четвертый игрок не в состоянии выполнить свои броски, второй игрок выполняет его первый бросок, а третий игрок выполняет его второй бросок.
4. ПОЗИЦИИ ИГРОКОВ НА ПЛОЩАДКЕ
а) Игроки команды, не выполняющей бросок:
- В процессе выполнения броска игроки стоят неподвижно вдоль боковых линий площадки между контрольными линиями. Исключение составляют следующие случаи:
1) Скип и/или вице-скип могут неподвижно стоять за задней линией игровой зоны площадки, не мешая при этом скипу и вице-скипу команды, выполняющей бросок.
2) Игрок, который готовится выполнить следующий бросок, может неподвижно стоять сбоку площадки за колодками.
- Игроки команды, не выполняющие бросок, не могут совершать движения и занимать положения, которые могут помешать, отвлечь или напугать игрока, выполняющего бросок. Если были совершены подобные действия или какая-либо внешняя сила помешала игроку выполнить бросок, он имеет возможность либо продолжить игру, либо выполнить бросок повторно, после возвращения всех сдвинутых камней на их прежние позиции.
б) Игроки команды, выполняющей бросок:
- В доме находится скип, а когда скип выполняет свои броски - вице-скип.
- Во время выполнения броска командой игрок, находящийся в доме, не должен выходить за пределы зачетной линии и должен находиться на льду игровой зоны площадки.
- Игроки, которые не находятся в доме и не выполняют бросок, занимают позиции свиперов.
5. ВЫПОЛНЕНИЕ БРОСКА
а) Команда, выполняющая первый бросок в первом энде, определяется с помощью жребия, если очередность не определена заранее или с помощью выполнения тестовых бросков. Команда, выигравшая энд, выполняет первый бросок в следующем энде.
б) Команда, выполняющая первый бросок в первом энде, выбирает цвет камней на игру, если это не определено заранее.
в) Игрок, выполняющий бросок правой рукой, выполняет его с колодки, расположенной слева от центральной линии. Игрок, выполняющий бросок левой рукой, выполняет его с колодки, расположенной справа от центральной линии. В случае выполнения броска с неправильной колодки, камень изымается из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на их прежние позиции командой, не нарушавшей правило.
г) Камень должен быть полностью выпущен из руки до ближней зачетной линии. Если игрок не выпустил камень до зачетной линии, камень немедленно изымается из игры командой, выполняющей бросок.
д) Если камень, не выпущенный до зачетной линии, не был немедленно изъят из игры и сдвинул другие камни на площадке, этот камень изымается из игры командой, выполняющей бросок, а все сдвинутые камни возвращаются на их прежние позиции командой, не нарушавшей правило.
е) Бросок считается выполненным, если камень коснулся ближней "ти" - линии. Камень, не коснувшийся ближней "ти" - линии, может быть возвращен к колодке, а бросок выполнен снова.
ж) Игрок должен быть готов выполнить бросок, когда подошла его очередь. Не допускается чрезмерное затягивание игры.
з) Если игрок выполнил бросок камня, принадлежащего другой команде, то после его остановки этот камень заменяется камнем, принадлежащим команде, выполнявшей бросок.
и) Если игрок выполняет бросок вне очереди, энд продолжается без учета данной ошибки. Игрок, который пропустил свой бросок, выполняет последний бросок в энде. Если нельзя определить, какой из игроков пропустил очередь, то последний бросок команды в этом энде выполняет игрок, выполнявший первый бросок в энде.
к) Если игрок случайно выполнил больше двух бросков в одном энде, энд продолжается без учета данной ошибки, а количество бросков у последнего игрока команды, нарушившей правило, должно быть соответственно снижено.
л) Если команда выполнила два броска подряд в одном и том же энде:
- Второй камень удаляется из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на их прежние позиции командой, не нарушавшей правило. Игрок, нарушивший правило, выполняет последний бросок своей команды в этом энде.
- Если ошибка не была обнаружена до выполнения следующего броска, энд переигрывается.
6. ЗОНА СВОБОДНЫХ ЗАЩИТНИКОВ
а) Камень, остановившийся между "ти" - линией и зачетной линией в игровой зоне площадки, не включающей дом, считается находящимся в зоне, обозначенной как Зона свободных защитников (Free Guard Zone). Находящимся в Зоне свободных защитников считается также камень, который находится в игре и расположен до или на зачетной линии после соударения с другим камнем, находящимся в Зоне свободных защитников.
б) Если до выполнения пятого броска в энде выпущенный камень напрямую или опосредованно выбивает камень соперника, находящийся в Зоне свободных защитников, за пределы площадки, выпущенный камень удаляется из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на их прежние позиции командой, не нарушавшей правило.
7. СВИПИНГ
а) Движение при свипинге происходит из стороны в сторону (необязательно пересекать всю ширину камня), не оставляет никакого мусора на пути движущегося камня и завершается на какой-либо из сторон камня.
б) Свиповать можно только движущийся камень. Камень, приведенный в движение выпущенным камнем напрямую или опосредованно, могут свиповать как один, так и несколько членов команды, которой он принадлежит, в любом месте игровой зоны до "ти" - линии.
в) Выпущенный камень могут свиповать как один, так и несколько игроков команды, выполняющей бросок, в любом месте до "ти" - линии в игровой зоне площадки.
г) Ни один игрок не может свиповать камень команды соперника до касания им "ти" - линии в игровой зоне площадки.
д) За "ти" - линией в игровой зоне площадки камень можно свиповать только одному игроку из каждой команды. Это может быть любой игрок из команды, выполняющей бросок, и только скип или вице-скип команды, не выполняющей бросок.
е) За "ти" - линией команда имеет преимущество в свипинге своего камня, однако это не должно мешать выполнять свипинг команде соперника.
ж) Если произошло нарушение при свипинге, команда, не нарушившая правило, может либо оставить все как есть, либо поместить камень, а также все камни, которые были бы вовлечены в розыгрыш, туда, где бы они остановились, если бы нарушения не было.
8. КАСАНИЕ ДВИЖУЩЕГОСЯ КАМНЯ
а) Между "ти" - линией в зоне выполнения броска и зачетной линией в игровой зоне:
- Если движущийся камень был задет командой, которой он принадлежит, или ее экипировкой, он удаляется из игры этой командой.
- Если движущийся камень был задет командой соперника или его экипировкой, а также под воздействием какой-либо внешней силы:
1) Если этим камнем производился бросок, то бросок выполняется повторно.
2) Если бросок этим камнем был уже произведен, то он помещается туда, где бы он остановился, если бы его не коснулись, по обоснованному мнению команды, которой он принадлежал.
б) За зачетной линией в игровой зоне площадки:
- Если движущийся камень был задет командой, которой он принадлежит, или ее экипировкой, движение камня не прерывается, а после его остановки команда соперника имеет выбор:
1) Удалить этот камень из игры, а все сдвинутые камни вернуть на их прежние позиции.
2) Оставить все камни на своих местах.
3) Поместить все камни туда, где бы они остановились, если бы касания не произошло.
- Если движущийся камень был задет командой соперника или ее экипировкой, движение камня не прерывается, после чего команда, не нарушившая правило, помещает камень туда, где бы он остановился, если бы его не коснулись.
- Если движущийся камень был задет какой-либо внешней силой, движение камня не прерывается, после чего все камни, вовлеченные в розыгрыш, помещаются туда, где бы они остановились, если бы инцидента не произошло. Если команды не могут прийти к соглашению, бросок выполняется повторно после того, как все смещенные камни возвращены на исходные позиции. Если команды не могут прийти к соглашению относительно исходного положения камней, энд переигрывается.
в) При выполнении тестовых бросков:
- Если движущийся камень был задет командой, выполняющей бросок, камень удаляется, а результат за бросок составляет 185,4 см (6 футов 1 дюйм).
- Если движущийся камень был задет командой, не выполняющей бросок, бросок выполняется повторно.
- Если движущийся камень был задет каким-либо внешним объектом, бросок выполняется повторно.
9. СМЕЩЕНИЕ НЕПОДВИЖНЫХ КАМНЕЙ
а) Если неподвижный камень, у которого не было касания с движущимся камнем, был смещен игроком, то он возвращается на исходную позицию командой, не нарушившей правило.
б) Если неподвижный камень, у которого не было касания с движущимся камнем, был смещен внешней силой, то он возвращается на исходную позицию по взаимному соглашению команд.
в) Если неподвижный камень, стоящий на пути движущегося камня, был смещен игроком, то движение камня не прерывается, после чего команда, не нарушившая правило, имеет выбор:
- Оставить все камни на своих местах.
- Удалить из игры движущийся камень, путь которого был бы изменен смещенным камнем, и восстановить исходные позиции всех камней, которые были смещены после нарушения правила.
- Разместить камни так, как бы они располагались, если бы камень не был смещен.
г) Если неподвижный камень, стоящий на пути движущегося камня, был смещен внешней силой, то движение камня не прерывается. Камни затем размещаются так, как они бы располагались, если бы камень не был смещен. Если команды не могут прийти к соглашению, то бросок выполняется заново после того, как все смещенные камни возвращены на исходные позиции. Если команды не могут прийти к соглашению относительно исходных позиций камней, энд переигрывается.
д) Если смещение камней произошло в результате столкновения с камнем, отскочившим от бортика, камни возвращаются на исходные позиции командой, не выполняющей бросок.
е) При выполнении тестовых бросков:
- Если камень смещается игроком команды, выполняющей бросок, до того как судья закончил измерение, то камень удаляется, а результат за бросок составляет 185,4 см (6 футов 1 дюйм).
- Если камень смещается игроком команды, не выполняющей бросок, до того как судья закончил измерение, то камень возвращается на исходную позицию командой, выполнявшей бросок.
- Если камень смещается какой-либо внешней силой до того как судья закончил измерение, то камень возвращается на исходную позицию командой, выполнявшей бросок.
10. ЭКИПИРОВКА
а) Ни один игрок не должен портить ледовую поверхность посредством экипировки, а также оставляя на льду следы от рук или тела.
б) Команды не должны использовать во время игры электронные переговорные устройства и приборы, изменяющие голос.
в) В случае использования должным образом функционирующего электронного прибора для определения правила зачетной линии:
- Ручка камня должна быть активирована до выполнения броска, иначе будет зафиксировано нарушение правила зачетной линии.
- Во время выполнения броска рука, которой он выполняется, не должна быть в перчатке или варежке.
г) Игрок может менять тип щетки в любое время игры, если это не вызывает ее задержки. Игрок, выбравший для свипинга метлу, должен использовать ее в течение всего матча.
д) Использование приспособления для выпуска камня ограничивается следующим:
- Приспособление для выпуска камня не может быть использовано в каких-либо соревнованиях, проводимых Всемирной федерацией керлинга, за исключением соревнований по керлингу на колясках.
- Игрок, выбравший для выполнения броска приспособление для выпуска камня, должен использовать его для выполнения всех своих бросков в течение всей игры.
- Камень должен быть выпущен по прямой линии от колодки к предполагаемой цели.
- Камень должен быть полностью выпущен из приспособления для выпуска камня до момента касания какой-либо ногой игрока "ти" - линии в зоне выпуска камня.
- Приспособление для выпуска камня не должно содержать никаких механических преимуществ, кроме действия в качестве продолжения руки.
11. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА
а) Результат матча определяется большинством полученных очков после завершения всех эндов игры или в случае, когда команда признает победу соперника или когда одна из команд математически не имеет шанса выиграть. Если по окончании игры счет равный, играется дополнительный энд (энды), и выигрывает команда, первой набравшая очки.
б) По окончании энда команда набирает одно очко за каждый из ее камней, находящихся в доме или касающихся его и находящихся ближе к центру, чем камни соперника.
в) Счет в энде определяется после того, как скип или вице-скип, находящиеся в доме, договорятся о счете. Если камни, которые могли бы повлиять на счет, были сдвинуты до принятия решения, команда, не нарушившая правило, получает преимущество, которое могло возникнуть в результате измерения.
г) При определении счета в энде, если команды не могут визуально определить, чей камень находится ближе к центру или касается ли камень дома, применяется измерительный прибор. Измерения проводятся от центра дома до ближайшего к нему края камня.
д) Если два и более камня находятся так близко к центру дома, что невозможно использовать измерительный прибор, определение проводится визуально.
е) Если решение не достигнуто ни при помощи измерительного прибора, ни визуально, камни считаются расположенными одинаково и:
- Если измерение могло определить счет в энде, фиксируется нулевой счет.
- Если измерение могло определить дополнительные очки, то засчитываются только камни, точно расположенные ближе к центру.
ж) Если внешняя сила вызвала смещение камней, которые могли повлиять на счет, до того как команды договорились о счете, применяется следующее:
- Если смещенные камни определяли результат энда, то этот энд переигрывается.
- Если команды уже договорились об определенном количестве очков, а смещенный камень мог принести дополнительные очки, команда имеет выбор: сохранить уже набранные очки или переиграть энд.
з) Команда может признать свое поражение, только когда ее очередь выполнять бросок. Если команда признает свое поражение до окончания энда, счет в энде определяется по положению камней на этот момент, за исключением случая, когда команда проигрывает математически. В этом случае очки не засчитываются, а счет на табло обозначается двумя X.
и) Если команда не начинает игру в назначенное время, применяется следующее:
1) Если задержка начала игры составляет 1 - 15 минут, команда, не опоздавшая к началу игры, получает 1 очко и право на последний камень в первом играемом энде данного матча; один энд считается завершенным.
2) Если задержка начала игры составляет 15 - 30 минут, тогда команда, не опоздавшая к началу игры, получает 1 дополнительное очко и право на последний камень в первом играемом энде; два энда считаются завершенными.
3) Если игра не началась после 30 минут задержки, то неопоздавшая команда признается победителем матча. Счет данной игры записывается как "W - L" (победа - поражение).
12. ПРЕРВАННЫЕ ИГРЫ
Если игра была прервана по каким-либо причинам, она возобновляется с момента остановки.
13. СОРЕВНОВАНИЯ ПО КЕРЛИНГУ НА КОЛЯСКАХ
а) Камни выпускаются с неподвижно стоящей коляски.
б) При выпуске камня в зоне между колодками и внешним краем начала дома коляска должна быть установлена таким образом, чтобы в момент начала выполнения броска камень находился на центральной линии. При выпуске камня в зоне между внешним краем начала дома и зачетной линией коляска должна быть установлена таким образом, чтобы в момент начала выполнения броска камень полностью находился внутри линий для керлинга на колясках.
в) Во время выполнения броска ноги игрока, выполняющего бросок, не должны касаться льда. Колеса коляски при этом должны иметь прямой контакт со льдом.
г) Выполнение броска производится либо рукой, либо с помощью утвержденного приспособления для выпуска камня. Камень должен быть выпущен из руки или приспособления для выпуска камня до того, как он пересечет зачетную линию в зоне выполнения броска.
д) Бросок считается выполненным, если камень коснулся зачетной линии в зоне выпуска камня. Камень, не пересекший зачетную линию, может быть возвращен к игроку, а бросок выполнен снова.
е) Свипинг не разрешается.
ж) В соревнованиях, проводимых Всемирной федерацией керлинга, команда, непосредственно находящаяся на льду, должна состоять из 4 игроков обоих полов на протяжении всех играемых матчей.
з) Игра состоит из 8 эндов.
и) Каждая команда получает 68 минут игрового времени. Если команда задерживает начало матча, игровое время каждой команды уменьшается на 8 минут за каждый энд, считающийся завершенным (пункт 11 (и) правил керлинга).
к) Если требуется дополнительный энд, то время команд сбрасывается и каждая команда получает по 10 минут игрового времени на каждый дополнительный энд.
14. СОРЕВНОВАНИЯ СРЕДИ СМЕШАННЫХ ПАР
а) Команда состоит из двух игроков - 1 мужчины и 1 женщины. Запасные игроки не допускаются. Оба игрока должны принимать участие в игре на протяжении всего матча, в противном случае команда проигрывает матч. У каждой команды может быть один тренер.
б) Счет игры ведется так же, как и в обычном керлинге. Стационарные камни, устанавливаемые перед началом каждого энда, могут приносить очки.
в) Игра состоит из 8 эндов.
г) Каждая команда получает 46 минут игрового времени. Если команда задерживает начало матча, игровое время каждой команды уменьшается на 6 минут за каждый энд, считающийся завершенным (пункт 11 (и) правил керлинга).
д) Если требуются дополнительные энды, время команд сбрасывается, и каждая команда получает по 8 минут игрового времени на каждый дополнительный энд.
е) Каждая команда выполняет 5 бросков за энд. Игрок, выполняющий первый бросок, выполняет также и последний бросок в энде. Другой игрок команды выполняет второй, третий и четвертый броски в этом энде. Игрок, выполняющий первый бросок, может меняться от энда к энду.
ж) Ни один камень, включая стационарные камни и те, что находятся в доме, не может быть выбит за пределы площадки до выполнения четвертого броска в энде (четвертый выпущенный камень является первым камнем, которым можно выбивать какой-либо камень за пределы площадки). При нарушении этого правила, выпущенный камень удаляется из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на свои прежние позиции командой, не нарушавшей правило.
з) Перед началом каждого энда одна из команд должна сообщить судье о положении "A" или "B" своего стационарного камня в игровой зоне площадки. Камень соперника устанавливается судьей в положение, оставшееся свободным. Положения стационарных камней должны быть следующими:
- Положение "A": камень располагается на центральной линии либо непосредственно перед, либо непосредственно после одной из 3 обозначенных на центральной линии точек:
1) Посередине между зачетной линией и внешним краем ближайшей окружности.
2) На расстоянии 0,915 метра (3 фута) от первого положения ближе к дому.
3) На расстоянии 0,915 метра (3 фута) от первого положения ближе к зачетной линии
Принимая во внимание состояние льда, главный судья должен определить положение "A", которое будет использовано до начала предматчевой разминки. Это положение должно быть использовано на протяжении всего матча.
- Положение "B": камень располагается на центральной линии и за "ти" - линией, при этом касаясь ее внешнего края.
и) Порядок определения команды, принимающей решение о положении стационарных камней:
- Команды, встречающиеся между собой, определяют, какая из них будет принимать решение о положении стационарных камней в первом энде, при помощи тестовых бросков. Решение принимает команда с меньшим результатом тестового броска.
- В процессе игры решение о положении стационарных камней принимает команда, проигравшая предыдущий энд.
- Если энд закончился с нулевым счетом, решение о положении стационарных камней принимает команда, начинавшая данный энд.
к) Команда, чей стационарный камень находится в положении "A" (перед домом), выполняет первый бросок в этом энде. Команда, чей стационарный камень находится в положении "B" (в доме), выполняет второй бросок в данном энде.
л) В то время, пока один из игроков команды находится в процессе выполнения броска, другой игрок должен находиться на льду игровой зоны площадки. После того, как игрок, выполняющий бросок, выпустил камень, оба игрока могут свиповать выпущенный камень, а также любые свои камни, пришедшие в движение, в любом месте площадки до "ти" - линии. Данное правило применяется ко всем броскам команды, включая тестовые броски.
м) Если игрок выполняет бросок вне очереди, камень возвращается к колодке, и бросок выполняется по правилам, после того как все сдвинутые камни возвращаются на свои прежние позиции командой, не нарушавшей правило. Если нарушение не было обнаружено до выполнения следующего броска, игра продолжается так, как если бы нарушения не было.
15. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА
Применение допинга умышленно или ненамеренно неэтично и запрещено.
16. НЕКОРРЕКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Несоответствующее поведение, нецензурные и агрессивные выражения, порча экипировки, применение физической силы по отношению к какому-либо игроку запрещено. Любые нарушения могут привести к отстранению виновника от игр организацией, имеющей такие полномочия.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Вице-скип
Игрок, который руководит игрой команды во время выполнения скипом своих бросков или когда скипа нет на площадке.
Внешняя сила
Действие, возникновение которого не связано ни с одной из команд.
Выполнение броска
Действие по выпуску камня в противоположную сторону площадки (игровую зону).
Движущийся камень
Камень, находящийся в движении, вызванном либо действием игрока, выполняющего бросок, либо соударением с другим камнем.
Дом
Зона внутри концентрических окружностей на каждой стороне площадки.
Дополнительный энд
Энд, определяющий победителя при ничейном результате основной игры.
Запасной игрок
Заявленный в команду игрок, который может заменить одного из находящихся на площадке.
Зачетная линия
Линия, проходящая через всю ширину площадки, параллельно и на расстоянии 6,40 метра (21 фут) от каждой "ти" - линии. Чтобы остаться в игре, камень должен быть выпущен до ближайшей зачетной линии и пересечь дальнюю зачетную линию.
Зона выполнения броска
Часть площадки, из которой выполняются броски.
Зона свободных защитников
Область между "ти" - линией и зачетной линией в игровой зоне площадки, не включающей в себя дом.
Игра
Две команды, играющие определенное количество эндов с целью определения победителя.
Игровая зона
Часть площадки, в сторону которой выполняются броски.
Игровая площадка
Ледовая поверхность, на которой происходит игра.
Измерительный прибор
Инструмент, который определяет, какой из камней ближе к центру дома или находится ли камень в доме.
Камень
Снаряд для игры, состоящий из плотной, однородной гранитной основы и ручки, имеющий стандартные размеры и максимальный вес 19,96 кг (44 фунта).
Камень, вышедший из игры
Камень, коснувшийся боковой линии или пересекший заднюю линию.
Колодка
Приспособление для отталкивания, используемое игроком, выполняющим бросок.
Команда
Четыре игрока, играющих вместе в соответствии с данными правилами. Команда может включать также пятого игрока, выступающего в качестве запасного, и тренера. В соревновании смешанных пар команда состоит из одного мужчины и одной женщины и также может включать тренера.
Команда, выполняющая бросок
Команда, которая в данный момент контролирует игровую площадку и чья очередь выполнять бросок.
Конец дома
Зона внутри дома, расположенная между "ти" - линией и "бэк" - линией.
Контрольная линия
Линия, определяющая позиции, на которых разрешено находиться игрокам команды, не выполняющей бросок, чтобы не мешать обзору зачетной линии судьей и не отвлекать игрока, выполняющего бросок.
Круговой турнир
Соревнование, в котором каждая из команд играет со всеми остальными командами.
Начало дома
Зона внутри дома, расположенная между зачетной линией и "ти" - линией.
Нулевой энд
Энд, в котором ни одна из команд не набрала очков.
Определение счета
В каждом энде только одна команда получает очки. Команда получает 1 очко за каждый камень, находящийся в доме и расположенный ближе к центру дома, чем камень соперника.
Первоначальное положение камня
Положение на льду, в котором находился камень до момента его смещения.
Поражение в результате математического подсчета
Статус команды, при котором общее количество камней, оставшихся в игре, меньше, чем количество очков, необходимых для победы или сравнивания счета.
Приспособление для выпуска камня
Приспособление, которое надевается на ручку камня и действует как продолжение руки в процессе выполнения броска.
Процесс выполнения броска
Часть игры, которая начинается, когда игрок, выполняющий бросок, находится в колодках, и заканчивается, когда он выпускает камень.
Разделитель
Материал (например, поролон или дерево), используемый для отделения игровых площадок друг от друга.
Ручка камня
Часть камня для керлинга, за которую держится игрок при выполнении броска.
Свипинг
Использование щетки или метлы для натирания ледовой поверхности.
Скип
Игрок, который руководит игрой команды.
Соревнование
Какое-либо количество команд, играющих между собой с целью определения победителя.
Стационарный камень
Камень в игровой зоне, который не находится в движении.
Судья
Человек, ответственный за проведение игры в соответствии с данными правилами.
Счет
Количество очков, полученное командой в энде.
Тайм-аут
Перерыв в игре, взятый игроками или судьей.
Тестовые броски
Соревнование, проводимое по окончании предматчевой разминки, в котором каждая команда выполняет бросок одного камня в центр дома. Расстояние камня от центра дома измеряется и используется для определения команды, выполняющей первый бросок в первом энде.
"Ти"
Центр дома.
Энд
Часть игры, в которой каждая из соревнующихся команд выполняет по очереди восемь бросков с последующим определением счета.