Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 03.03.1999 N 170пв-98пв
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 1999 г. N 170пв-98пв
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председателя - В.И. Радченко,
членов Президиума - Н.Ю. Сергеевой, В.М. Жуйкова, А.Е. Меркушова, В.П. Верина, Р.М. Смакова, Н.А. Петухова, В.К. Вячеславова, Ю.А. Свиридова, Г.Н. Попова, В.В. Кузнецова и М.А. Каримова с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Колмогорова
рассмотрел по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 1998 г. дело по заявлению Е.Ю. Котельниковой о признании незаконным пункта 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации В.И. Нечаева, заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Колмогорова, полагавшего оставить протест без удовлетворения, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
пунктом 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, установлено, что плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования являются: организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно - правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями; иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью), - адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы; граждане, использующие труд наемных работников; лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.
Е.Ю. Котельникова обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать пункт 1 данной Инструкции в части включения в нее нотариусов как плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования незаконным в связи с его противоречием в этой части ст. ст. 1, 6 и 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Заявление обосновано тем, что нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора и устанавливаются в процентах по отношению к начисленной оплате труда. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, ни с кем в трудовых отношениях не состоят и какой-либо заработной платы за свой труд не получают. Поэтому частные нотариусы неправомерно включены в указанной Инструкции в перечень плательщиков этого вида взноса.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 1998 г. Е.Ю. Котельниковой в удовлетворении заявления отказано.
В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене указанного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум находит решение суда подлежащим отмене.
Отказывая Е.Ю. Котельниковой в удовлетворении заявления, суд указал на то, что в ст. 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" дано общее понятие плательщиков - страхователей страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Частнопрактикующих нотариусов можно отнести к иным хозяйствующим субъектам и к лицам свободных профессий. В обжалуемом пункте 1 Инструкции конкретизировано, кто является плательщиком этого вида страховых взносов, в частности, ими являются и нотариусы.
Однако с выводами суда нельзя согласиться, так как суд неправильно истолковал нормы материального права.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопления средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Согласно ст. 2 настоящего Закона в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, местная администрация; для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или предприятия, представляющие интересы граждан.
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (ч. 2 ст. 6 и ч. 4 ст. 17 названного Закона).
По смыслу приведенных норм права, страхователи по обязательному медицинскому страхованию выплачивают взносы не за себя, а за других лиц, нуждающихся в социальной защите: за неработающих граждан и за работающих.
Поэтому частный нотариус, если он имеет наемных работников, обязан делать взносы по обязательному медицинскому страхованию за них. За себя - только по добровольному медицинскому страхованию.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Исходя из содержания этой статьи Конституции России, нотариусы должны быть плательщиками страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования только в случае прямого указания в законе. Между тем такого указания в законе нет.
Ссылка в решении суда на то, что Федеральными законами "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996, 1997, 1998 годы" нотариусы, занимающиеся частной практикой, отнесены к плательщикам страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, противоречит содержанию этих Законов. В данных Законах нотариусы указаны в статье 1, устанавливающей тарифы в Пенсионный фонд Российской Федерации; в статьях, устанавливающих тарифы страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, нотариусы в качестве плательщиков страховых взносов в эти фонды не указаны.
Вывод суда о том, что статьей 2 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" работающее население отнесено к категории плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, не соответствует содержанию этой статьи. Из содержания названной статьи следует, что плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования для работающего населения являются предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий, а для неработающего населения - Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга, местная администрация.
Таким образом, Правительство Российской Федерации не вправе было расширять установленный законом перечень плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования путем включения в этот перечень нотариусов.
Поскольку судом допущена ошибка в толковании норм материального права, надлежит отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 1998 г. и вынести новое решение: признать незаконным пункт 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, в части включения нотариусов в перечень плательщиков страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования.
Председатель
В.И.РАДЧЕНКО