Постановление Совета судей РФ от 26.05.2016 N 379
СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N 379
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ,
УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВО ВНЕСЛУЖЕБНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ И ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЬЯМИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ
Заслушав доклад председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, председателя Тамбовского областного суда Соседова Е.А. о работе комиссии, Совет судей Российской Федерации отмечает следующее.
Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий (далее - Положение) утверждено постановлением Совета судей Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 324.
Одним из полномочий комиссии в соответствии с пунктом 4 Положения является проверка по поручению председателя Совета судей Российской Федерации обращения (сообщения) о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и коррупционных проявлениях в судейской среде.
В некоторых обращениях приводятся серьезные доводы о наличии у конкретных судей конфликта интересов в связи с работой их близких родственников в регионе или районе осуществления ими правосудия, о фактах коррупционных проявлений. Такие доводы необходимо проверять с выездом в соответствующий регион для дачи аргументированного ответа заявителю и представления развернутой информации Совету судей Российской Федерации.
Согласно сложившейся практике такие проверки проводятся совместно с работниками Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. При этом председателем рабочей группы (комиссии) и лицом, подписывающим заключение по результатам проверки, является член комиссии Совета судей Российской Федерации или судья, участвовавший в проверке.
Между тем вопрос о работе образуемой рабочей группы (комиссии) по проверке доводов обращений граждан и организаций, ее составе, полномочиях, сроках проверки, составления заключения и т.п. не определены. На практике ее работа зачастую вызывает непонимание целей и задач.
Для урегулирования вопросов о правомочности и работе указанной совместной рабочей группы (комиссии) необходимо внести дополнения в Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, что в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" относится к компетенции Совета судей Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Совет судей Российской Федерации
постановляет:
Внести изменения в Положение о комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, утвержденное постановлением Совета судей Российской Федерации от 22 мая 2014 г. N 324, дополнив его пунктами 16 - 16.4.5, регулирующими порядок взаимодействия комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации при проведении совместных проверок обращений, заявлений, жалоб, сообщений о возможных коррупционных проявлениях, конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и при внесении предложений в форме заключения.
Председатель Совета
Д.А.КРАСНОВ
Утверждено
Постановлением Совета судей
Российской Федерации
от 22 мая 2014 г. N 324
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ,
УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ВО ВНЕСЛУЖЕБНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ И ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЬЯМИ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ
(с изменениями и дополнениями, внесенными
постановлением Совета судей Российской Федерации
от 26 мая 2016 года N 379)
1. Настоящее Положение определяет задачи, порядок формирования и деятельности комиссии по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий (далее - комиссия).
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом судейской этики, настоящим Положением и Регламентом Совета судей Российской Федерации.
3. Основной задачей комиссии является участие в реализации государственной антикоррупционной политики, содействие в соблюдении судьями ограничений и запретов, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также вовлечение их в активное участие в осуществление мер по предупреждению коррупции.
4. В целях выполнения возложенных на нее задач комиссия:
осуществляет сбор, анализ информации и готовит предложения, направленные на реализацию мероприятий по предупреждению коррупции, пресечению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в судейском сообществе;
изучает практику применения законодательства в области противодействия коррупции в судебной системе и вносит предложения по его совершенствованию в целях правового обеспечения противодействия коррупции;
по поручению председателя Совета судей Российской Федерации проверяет обращения (сообщения) о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и вносит предложения в форме заключения или разъяснения по их устранению, которые направляются председателю Совета судей Российской Федерации.
Названные акты комиссии носят рекомендательный характер.
5. Персональный и количественный состав комиссии утверждается и может быть изменен Советом судей Российской Федерации.
Комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.
Председатель комиссии избирается открытым голосованием Советом судей Российской Федерации. Заместитель председателя комиссии и секретарь избираются из числа членов комиссии открытым голосованием на организационном заседании.
В состав комиссии могут входить судьи, в том числе пребывающие в отставке, не являющиеся членами Совета судей Российской Федерации.
Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами.
6. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год в период проведения пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации. Заседания комиссии могут быть как открытыми, так и закрытыми.
Проект повестки дня заседания комиссии формируется на основании предложений председателя Совета судей Российской Федерации, членов комиссии.
7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Члены комиссии обязаны присутствовать на заседании комиссии. О невозможности участия в заседании комиссии по уважительной причине член комиссии заблаговременно информирует председателя комиссии.
В работе комиссии и ее заседаниях могут принимать участие члены Совета судей Российской Федерации, не являющиеся членами комиссии, представители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
К работе комиссии с правом совещательного голоса могут быть привлечены специалисты, эксперты и другие лица.
В открытых заседаниях комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.
8. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании комиссии.
9. Председатель комиссии:
организует работу комиссии;
назначает, ведет заседания комиссии, подписывает протокол заседания комиссии;
организует подготовку материалов к рассмотрению на заседаниях комиссии, Президиуме Совета судей Российской Федерации, пленарном заседании Совета судей Российской Федерации;
дает поручения членам комиссии и контролирует их выполнение;
информирует членов комиссии о реализации решений комиссии;
информирует Совет судей Российской Федерации о работе комиссии.
10. Заместитель председателя комиссии:
выполняет функции председателя комиссии в его отсутствие;
выполняет другие поручения председателя комиссии.
11. Секретарь комиссии:
готовит предложения о дате, времени и месте проведения заседания комиссии;
готовит предложения о приглашении на заседание комиссии членов комиссии и иных лиц по поручению председателя комиссии;
знакомит членов комиссии с материалами по вопросам, включенным в повестку дня заседания комиссии;
ведет протокол заседания комиссии, подписывает его;
осуществляет технический контроль за выполнением решений комиссии и поручений председателя комиссии;
выполняет иные поручения председателя комиссии.
12. Члены комиссии:
вносят предложения по вопросам деятельности комиссии и Совета судей Российской Федерации;
по поручению председателя комиссии готовят вопросы к рассмотрению на заседании комиссии и в других органах судейского сообщества;
принимают участие в заседании комиссии с правом решающего голоса;
получают информацию, необходимую для подготовки вопросов комиссии.
13. Члены комиссии и лица, участвовавшие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе закрытого заседания комиссии, и допускаются к персональным данным судьи в объеме, необходимом для рассмотрения соответствующего вопроса. Такой объем определяется секретарем комиссии по согласованию с председателем комиссии.
14. Комиссия при подготовке к рассмотрению материалов имеет право запрашивать и получать необходимую информацию. Судья вправе давать пояснения в письменной форме по существу обращения о конфликте интересов и представлять дополнительные материалы.
15. Комиссия проводит свою работу при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
16. О порядке взаимодействия комиссии Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликтов интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий с Управлением по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
16.1. Общие положения.
16.1.1. Порядок взаимодействия комиссии и Управления по вопросам противодействия коррупции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Управление) осуществляется в соответствии с федеральными законами от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", постановлением Совета судей Российской Федерации от 22.05.2014 N 324.
16.1.2. Порядок взаимодействия комиссии и Управления осуществляется при проведении совместных проверок обращений, заявлений, жалоб, сообщений (далее - обращения) о возможных коррупционных проявлениях, конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и внесении предложений в форме заключения или разъяснения по их устранению, которые направляются председателю Совета судей Российской Федерации.
16.1.3. Основной задачей является определение практического взаимодействия комиссии и Управления, направленного на реализацию положений антикоррупционного законодательства и соблюдение судьями требований, установленных Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.
16.1.4. Целями взаимодействия являются:
закрепление правового статуса совместного участия членов комиссии (или привлекаемых к проверкам судей) и работников Управления в связи с проведением проверок;
определение порядка совместного участия комиссии и Управления в реализации государственной антикоррупционной политики;
организация всестороннего, объективного и полного рассмотрения поступивших обращений о возможных проявлениях коррупции, конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий и внесение соответствующих предложений.
16.2. Основания проведения проверочных мероприятий.
16.2.1. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде (обращение) в установленном порядке в Совет судей Российской Федерации:
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
в) Общественной палатой Российской Федерации;
г) общероссийскими средствами массовой информации;
д) гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
16.2.2. Поступившее в Совет судей Российской Федерации обращение по решению его председателя передается в комиссию для проверки и дачи ответа заявителю и в Совет судей Российской Федерации. Необходимость проведения совместной проверки определяется председателем комиссии.
16.3. Порядок поступления обращения и его рассмотрения.
16.3.1. Обращения, содержащие информацию о возможных коррупционных проявлениях в деятельности судей, о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях, а также при исполнении судьями своих полномочий, поступившие непосредственно в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации или Управление, направляются в Совет судей Российской Федерации для определения исполнителя.
В случае передачи этого обращения в комиссию и признания необходимости проверки его доводов с выездом в соответствующий регион председатель комиссии направляет его в Управление.
16.3.2. Обращения, содержащие информацию о возможных коррупционных проявлениях в деятельности судей, о конфликтах интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, поступившие в Совет судей Российской Федерации, проверка по которым поручается комиссии, направляются ее председателю.
16.3.3. При необходимости проведения проверки с выездом в регион с учетом характера поставленных в обращении вопросов председатель Комиссии принимает решение о совместной с Управлением проверке в отношении судьи (руководителя суда), определяет для ее проведения члена Комиссии (или по договоренности представителя органа судейского сообщества субъекта Российской Федерации, иного судьи) и направляет соответствующее письменное представление на имя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которое регистрируется в соответствии с Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации.
16.3.4. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по поступлении и регистрации письменного представления председателя комиссии поручает Управлению организацию и проведение проверки с выездом в регион.
16.3.5. Поступившее в Управление обращение комиссии проверяется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, включая срок составления заключения или другого итогового документа.
В исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
16.3.6. Осуществляя проверку информации, изложенной в обращении, лица, проводящие проверку, взаимодействуют в пределах своей компетенции с:
Советом судей Российской Федерации;
Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерацией;
председателем суда субъекта;
органами судейского сообщества в субъектах Российской Федерации;
управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;
правоохранительными и иными органами.
16.3.7. В рамках данного взаимодействия лица, осуществляющие проверку обращений, вправе запрашивать необходимую информацию из соответствующих государственных и судебных органов, а также органов судейского сообщества субъектов. Суды и органы судейского сообщества в пределах своей компетенции должны оказывать поддержку лицам, проводящим проверку обращений по поручению Совета судей Российской Федерации.
16.3.8. Лица, осуществляющие проверку, вправе получать объяснения от судей, работников аппаратов судов, заявителей и иных лиц по фактам, изложенным в обращениях.
16.3.9. Расходы по проведению совместной проверки членов Комиссии относятся за счет средств, выделяемых управлениям Судебного департамента в субъектах для обеспечения деятельности органов судейского сообщества, работников Управления - лимитов, выделяемых Управлению.
16.4. Порядок подготовки заключения и передачи его в Комиссию.
16.4.1. По результатам проведенной проверки членом Комиссии, осуществляющим проверку, по согласованию с Управлением в течение не более пяти рабочих дней с момента ее окончания составляется заключение.
16.4.2. Заключение составляется в одном экземпляре с присвоением грифа "Для служебного пользования" и подписывается лицами, проводившими проверку.
16.4.3. Заключение в течение трех суток со дня подписания вместе с материалами проверки спецсвязью направляется председателю Комиссии для подготовки ответа Совету судей Российской Федерации и автору обращения.
16.4.4. Заключение с материалами проверки находятся в Комиссии, впоследствии передаются Совету судей Российской Федерации для архивного хранения.
16.4.5. Ознакомление с проверочными материалами допускается лишь с разрешения председателя Совета судей Российской Федерации.