"СГА 311. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита"
Утвержден
постановлением Коллегии
Счетной палаты
Российской Федерации
от 14 июля 2025 г. N 7ПК
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА (КОНТРОЛЯ)
СГА 311 "ПРОВЕРКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА"
Общие сведения
1. РАЗРАБОТАН Департаментом финансового аудита аппарата Счетной палаты Российской Федерации.
2. ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ: 14 июля 2025 года.
3. ВЗАМЕН стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита", утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. N 4ПК.
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации") с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент Счетной палаты) и иных внутренних нормативных документов Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата).
1.2. Стандарт разработан с учетом положений документов Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) <1> и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты внутреннего финансового аудита).
--------------------------------
<1> INTOSAI-P 1 "Лимская декларация руководящих принципов аудита", ISSAI 2610 "Использование работы внутренних аудиторов".
1.3. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации функции Счетной палаты по проверке и анализу эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля), предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителями средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), получателями средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), администраторами доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - администраторы бюджетных средств).
1.4. Стандарт устанавливает требования, характеристики, правила и процедуры проведения проверки и анализа эффективности <2> внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита.
--------------------------------
<2> При проверке и анализе эффективности внутреннего финансового аудита методология аудита эффективности не применяется.
1.5. Стандарт предназначен для использования членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в пределах их компетенции при организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках:
комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, включающего внешнюю проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета;
самостоятельных тематических контрольных мероприятий, проводимых в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, программы проведения которых содержат цель и (или) вопросы, касающиеся проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита.
1.6. При организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита сотрудники Счетной палаты обязаны руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, Стандартом, а также другими внутренними нормативными документами Счетной палаты.
1.7. Порядок организации и проведения контрольных мероприятий регламентируется стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - СГА 101).
2. Термины и определения
Для целей Стандарта применяются следующие термины и определения:
аудиторская группа - группа, состоящая из не менее одного должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита и не менее одного привлеченного к проведению аудиторского мероприятия должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперта, или группа, состоящая из нескольких должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, которые являются членами аудиторской группы и проводят аудиторское мероприятие в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения указанного мероприятия;
аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций;
бюджетные процедуры - процедуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств;
внутренний финансовый контроль - внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий;
годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля;
заключение - подписанный руководителем субъекта внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий;
объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
план проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых указаны тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия;
проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита - проводимая Счетной палатой двухэтапная оценка состояния внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств в соответствии со Стандартом;
программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи аудиторского мероприятия, методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, методы внутреннего финансового аудита, которые будут применены при проведении аудиторского мероприятия, а также сведения о руководителе и членах аудиторской группы или об уполномоченном должностном лице;
рабочая документация аудиторского мероприятия - совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур);
руководитель аудиторской группы - входящее в состав аудиторской группы должностное лицо (работник) субъекта внутреннего финансового аудита, ответственное за подготовку, проведение и результаты аудиторского мероприятия;
субъект внутреннего финансового аудита - структурное подразделение или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий - структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия;
субъекты бюджетных процедур - руководитель (заместители руководителя), руководители и должностные лица (работники) структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры;
эксперт - физическое лицо, в том числе являющееся сотрудником экспертной (научной) или иной организации, обладающее специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками и опытом по вопросам, подлежащим исследованию в соответствии с целями и задачами аудиторского мероприятия.
Иные основные термины внутреннего финансового аудита и их определения, приведенные в Стандарте, соответствуют значениям, определенным федеральным стандартом внутреннего финансового аудита <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н.
3. Содержание внутреннего финансового аудита
3.1. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю администратора бюджетных средств:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
3.2. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств на основе принципа функциональной независимости в целях:
1) оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса;
3) повышения качества финансового менеджмента.
3.3. В случае передачи в соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса главным администратором бюджетных средств (администратором бюджетных средств) полномочий по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (централизуемые полномочия) уполномоченному органу (уполномоченной организации) внутренний финансовый аудит осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н.
4. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита
4.1. Предметом проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является деятельность субъекта внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
4.2. Целью проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, является оценка состояния внутреннего финансового аудита и определение целесообразности использования ее результатов при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, в том числе:
проверка соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита требований федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, регламентирующих осуществление внутреннего финансового аудита, а также методических рекомендаций и других методических документов;
выявление нарушений и недостатков в организации работы субъекта внутреннего финансового аудита и порядка реализации результатов внутреннего финансового аудита, а также выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита.
4.3. Задачами проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита являются:
оценка организации внутреннего финансового аудита, включая оценку организационной структуры субъекта внутреннего финансового аудита, его функциональной независимости, уровня его подотчетности, форм образования субъекта внутреннего финансового аудита, численности, укомплектованности и профессиональной квалификации;
оценка планирования внутреннего финансового аудита;
оценка осуществления внутреннего финансового аудита;
оценка достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;
оценка реализации результатов аудиторских мероприятий, целью которых в том числе является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, в том числе в случае передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
оценка взаимодействия субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой, а также с Федеральным казначейством;
оценка соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления заключений по результатам аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
оценка результатов проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских мероприятий, направленных на решение поставленных перед ним задач, в том числе проводимых по результатам проверок Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;
выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита.
5. Подготовка к проведению проверки и анализа
эффективности внутреннего финансового аудита
5.1. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств проводится в ходе подготовительного этапа контрольного мероприятия и начинается с изучения информации о соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, в том числе содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (подсистема финансового контроля по проведению анализа осуществления внутреннего финансового аудита), а также в модуле КПС "ККМ СП-АУДИТ" в составе комплекса программных средств "Цифровая платформа", включая информацию о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в соответствующих главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств, в том числе информацию о мерах, принимаемых объектами аудита (контроля) по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по реализации направленных предложений (рекомендаций), о планах и результатах осуществления внутреннего финансового аудита, осуществляемого объектами внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
5.2. По результатам предварительного изучения указанной в пункте 5.1 Стандарта информации подготавливается программа проведения контрольного мероприятия, содержащая цели и (или) вопросы, касающиеся проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (в рамках самостоятельных тематических контрольных мероприятий), отдельный раздел программы проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, включающего внешнюю проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета <5>.
--------------------------------
<5> В соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета" (далее - СГА 203) - примерная программа проведения контрольного мероприятия по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в главном администраторе средств федерального бюджета, включающая в себя вопросы по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в подведомственных главному администратору средств федерального бюджета учреждениях, организациях и территориальных органах.
5.3. Для проведения контрольных мероприятий в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита руководству соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств направляются запросы о предоставлении информации.
Включению в запросы подлежат:
решение руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об образовании субъекта внутреннего финансового аудита (приказ или распоряжение об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями);
ведомственный (внутренний) акт главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;
информация об укомплектованности и профессиональной квалификации субъекта внутреннего финансового аудита;
реестр бюджетных рисков главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
планы проведения субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских мероприятий и программы аудиторских мероприятий, решения о проведении (продлении, приостановлении) аудиторских мероприятий;
заключения по результатам проведения аудиторских мероприятий, а также копии промежуточных и предварительных результатов аудиторских мероприятий, направленных субъектам бюджетных процедур, в том числе в форме аналитических записок;
заключение субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации), которому переданы полномочия главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, о достоверности бюджетной отчетности (централизуемые полномочия);
годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, характеризующая достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;
информация о решениях, принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий, и о реализации указанных решений;
информация о мероприятиях по устранению нарушений и недостатков, повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков;
информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и Федеральным казначейством.
6. Содержание процедур проверки и анализа эффективности
внутреннего финансового аудита
6.1. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств осуществляется путем двухэтапной оценки организации внутреннего финансового аудита и результатов осуществления внутреннего финансового аудита.
6.2. На первом этапе осуществляется оценка организации внутреннего финансового аудита (подготовленность субъекта внутреннего финансового аудита к обеспечению выполнения поставленных перед ним задач), в рамках которого проверяется и анализируется:
1) наличие принятого руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств одного из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита:
об образовании субъекта внутреннего финансового аудита (приказ или распоряжение об образовании (создании, преобразовании, наделении полномочиями);
о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита) (приказ или распоряжение и (или) должностной регламент (должностная инструкция) руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств) и (или) служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств);
о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого находится администратор бюджетных средств, передающий полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств (документ о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита);
2) наличие и содержание ведомственного (внутреннего) акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита (может содержать положения, определяющие особенности применения федеральных стандартов внутреннего финансового аудита);
3) закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита ведомственным (внутренним) актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, утверждение должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит (в случае принятия решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита - закрепление соответствующих полномочий в должностном регламенте (должностной инструкции) руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств) и (или) служебном контракте (трудовом договоре), заключенном с руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств);
4) соответствие решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита требованиям к способам его оформления (согласования), предусмотренным федеральным стандартом внутреннего финансового аудита <6>;
--------------------------------
<6> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н.
5) укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита должностными лицами (работниками) с учетом требований к профессиональному уровню, необходимому для исполнения должностных обязанностей по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;
6) использование прикладных программных средств и информационных систем субъектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита;
7) планирование аудиторских мероприятий, включающее:
составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, внесение в него изменений, а также подготовка и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
формирование и утверждение программ проведения аудиторских мероприятий, внесение в них изменений;
проведение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских мероприятий;
учет субъектом внутреннего финансового аудита результатов проверок главного администратора бюджетных средств Счетной палатой и Федеральным казначейством при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;
организация планирования внутреннего финансового аудита в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие деятельности субъекта внутреннего финансового аудита по планированию внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <7>, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств;
--------------------------------
<7> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
8) осуществление внутреннего финансового аудита, включающее:
проведение аудиторских мероприятий (продление, приостановление);
выполнение программ аудиторских мероприятий;
проведение аудиторского мероприятия в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие осуществления внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <8>;
--------------------------------
<8> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 160н.
9) реализация результатов внутреннего финансового аудита, включающая:
составление и представление заключений по результатам аудиторских мероприятий;
составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;
полнота отражения в заключениях по результатам аудиторских мероприятий результатов проведенных аудиторских мероприятий;
реализация выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, по повышению качества финансового менеджмента, по минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков;
реализация результатов внутреннего финансового аудита в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
соответствие реализации результатов внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита <9>;
--------------------------------
<9> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н.
взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и Федеральным казначейством, включая анализ информации субъектом внутреннего финансового аудита о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и Федеральным казначейством.
6.3. Для формализованной оценки организации внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов N 1 (далее - перечень N 1), приведенный в приложении N 1 к Стандарту, а также заполняется таблица "Численность и кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита", приведенная в приложении N 2 к Стандарту.
В перечне N 1 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень организации внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (0), последний ответ - самая высокая оценка (6).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 1, отражаются в таблице, приведенной в приложении N 3 к Стандарту. Последняя графа таблицы характеризует оценку организации внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 1.
Организация внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения оценивается как:
высокая - при оценке от 4 до 6 баллов;
средняя - при оценке от более чем 1 до менее чем 4 баллов;
низкая - при оценке от 0 до 1 балла.
При низкой оценке организации внутреннего финансового аудита второй этап оценки эффективности внутреннего финансового аудита не проводится.
При высокой и средней оценке организации внутреннего финансового аудита проводится ее второй этап.
6.4. На втором этапе проводятся проверка и анализ результатов осуществления внутреннего финансового аудита.
6.4.1. Проверяется и анализируется соответствие выполняемых субъектом внутреннего финансового аудита задач положениям федеральных стандартов <10> по достижению целей внутреннего финансового аудита, предусмотренных пунктом 3.2 Стандарта, в том числе:
--------------------------------
<10> Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н) и "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N 120н).
1) в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, а также подготовки предложений по его организации:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур;
б) изучение организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе по организации внутреннего финансового контроля и др.;
2) в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов субъекта учета, устанавливающих учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также подтверждение соответствия указанных актов субъекта учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение полноты формирования первичных учетных документов и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
в) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита, отражающего вывод о достоверности бюджетной отчетности:
о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
об отсутствии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета при осуществлении внутреннего финансового аудита в случае передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации);
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению (устранению) нарушений и недостатков при ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности и др.;
3) в целях повышения качества финансового менеджмента:
а) оценка исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента;
б) оценка исполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
в) формирование предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
г) оценка экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств и др.
Также на данном этапе проверяется и анализируется соответствие осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита положениям федеральных стандартов в части:
выявления нарушений и (или) недостатков по результатам проведения аудиторских мероприятий;
наличия обоснованных, достаточных и надежных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам проведения аудиторских мероприятий;
проведения оценки бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков;
наличия предложений и рекомендаций о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, принятых мер по устранению нарушений и недостатков, минимизации (устранению) выявленных бюджетных рисков;
проведения мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
формирования информации о результатах исполнения решений руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направленных на устранение нарушений и недостатков, повышение качества финансового менеджмента и др.
6.4.2. Проверяется и анализируется соответствие результатов осуществления внутреннего финансового аудита положениям федерального стандарта <11>:
--------------------------------
<11> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н.
1) заключений субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторских мероприятий;
2) заключений субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) при осуществлении внутреннего финансового аудита в случае передачи централизуемых полномочий;
3) наличие решений, принимаемых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по результатам рассмотрения заключения субъекта внутреннего финансового аудита по результатам аудиторских мероприятий;
4) составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
6.4.3. В целях формализованной оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на втором этапе используется перечень вопросов N 2 (далее - перечень N 2), приведенный в приложении N 4 к Стандарту.
В перечне N 2 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок (в диапазоне от 0 до 6), характеризующих степень оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита по данному признаку.
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 2, отражаются в таблице, приведенной в приложении N 5 к Стандарту. Последняя графа таблицы характеризует оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 2.
Оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения является:
высокой - при оценке от 3 до 6 баллов;
средней - при оценке от более чем 2 до менее чем 3 баллов;
низкой - при оценке от 0 до 2 баллов.
6.5. По итогам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита с применением профессионального суждения делается обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в соответствии с матрицей, приведенной в таблице согласно приложению N 6 к Стандарту.
7. Заключительные положения
7.1. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита могут использоваться при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств с учетом применения риск-ориентированного подхода:
при низком уровне эффективности внутреннего финансового аудита результаты внутреннего финансового аудита не учитываются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств;
при среднем уровне эффективности внутреннего финансового аудита в программы проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут быть включены цели и (или) вопросы, которые были охвачены внутренним финансовым аудитом с учетом его результатов;
при высоком уровне эффективности внутреннего финансового аудита в программы проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует включать цели и (или) вопросы, которые не были охвачены внутренним финансовым аудитом.
7.2. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита включаются в акты по результатам контрольных мероприятий. Содержащаяся в актах информация используется при подготовке отчетов по результатам контрольных мероприятий в соответствии с требованиями СГА 101, а также при подготовке заключений Счетной палаты по главным администраторам бюджетных средств, заключений Счетной палаты на годовой отчет об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с требованиями СГА 203.
Приложение N 1
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ N 1
ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Отметьте галочкой (v) соответствующий ответ:
1. Управление и структура внутреннего финансового аудита
1.1. Наличие ведомственного (внутреннего) акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита
___0 Отсутствие ведомственного (внутреннего) акта об организации внутреннего финансового аудита.
___6 Наличие правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита.
1.2. Наличие решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об образовании субъекта внутреннего финансового аудита <*>
--------------------------------
<*> В соответствии с пунктом 5 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н, субъект внутреннего финансового аудита может быть образован в одной из следующих форм:
с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем наделения или создания и наделения структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;
без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
___0 Отсутствие решения (полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств не закреплены).
___2 Отсутствие решения (полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств закреплены в отдельных должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наряду с основными функциями (обязанностями).
___4 Наличие решения (полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, в администраторе бюджетных средств закреплены в положениях о структурных подразделениях главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств наряду с основными функциями (задачами), не относящимися к организации и осуществлению внутреннего финансового аудита).
___6 Наличие решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств (полномочия субъекта внутреннего финансового аудита в случаях образования структурного подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита, передачи полномочий закреплены решением руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, в том числе при соблюдении требования о его подчиненности исключительно и непосредственно руководителю главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и (или) установленных принципов внутреннего финансового аудита, включая принцип функциональной независимости). Кроме того, разработаны и утверждены должностные регламенты и инструкции должностных лиц (работников), осуществляющих внутренний финансовый аудит.
1.3. Укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита должностными лицами (работниками) с учетом профессионального уровня
___0 Укомплектованность с учетом профессионального уровня недостаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита (отсутствие у должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита дипломов о высшем профессиональном образовании по экономическим, финансовым, юридическим направлениям подготовки (специальностям).
___3 Укомплектованность с учетом профессионального уровня достаточная для реализации задач внутреннего финансового аудита (большинство должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита не имеют дипломов о высшем профессиональном образовании по экономическим, финансовым, юридическим направлениям подготовки (специальностям).
___5 Укомплектованность с учетом профессионального уровня достаточная (большинство должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы о высшем профессиональном образовании по экономическим, финансовым, юридическим направлениям подготовки (специальностям), но в должностных регламентах отсутствуют квалификационные требования к профессиональному уровню, необходимому для исполнения должностных обязанностей должностных лиц (работников), организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит; отсутствие свидетельств о повышении квалификации (переподготовке) по теме внутреннего финансового аудита).
___6 Укомплектованность с учетом профессионального уровня достаточная (большинство должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита имеют дипломы о высшем профессиональном образовании по экономическим, финансовым, юридическим направлениям подготовки (специальностям), а также наличие в должностных регламентах квалификационных требований к профессиональному уровню, необходимому для исполнения должностных обязанностей работников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит; наличие свидетельств о повышении квалификации (переподготовке) по теме внутреннего финансового аудита).
1.4. Использование прикладных программных средств и информационных систем субъектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита
___0 Не используются, доступ не предоставлен.
___3 Используются частично, доступ предоставлен не ко всем прикладным программным средствам и информационным системам.
___6 Используются в полной мере.
2. Организация планирования внутреннего финансового аудита
2.1. Планирование внутреннего финансового аудита и программы проведения аудиторских мероприятий, их соответствие положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита (соблюдение установленного порядка составления, утверждения и ведения плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, наличие плана и программ аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, в том числе аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, в том числе в условиях передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации)
___0 План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и программы проведения аудиторских мероприятий отсутствуют.
___3 План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и программы проведения аудиторских мероприятий имеются, но их составление, утверждение и ведение не соответствуют положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
___6 План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и программы проведения аудиторских мероприятий имеются, их составление, утверждение и ведение соответствуют положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
2.2. Степень учета субъектом внутреннего финансового аудита факторов, влияющих на качество составления плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год и программ проведения аудиторских мероприятий (значимость операций, факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования надежности внутреннего финансового контроля, степень обеспеченности субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами, возможность проведения аудиторских мероприятий в установленные сроки, наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских мероприятий)
___0 Указанные факторы не учитываются.
___3 Указанные факторы учитываются частично.
___6 Указанные факторы учитываются полностью.
2.3. Организация субъектом внутреннего финансового аудита планирования аудиторских мероприятий (составление плана и программ) с учетом результатов оценки бюджетных рисков
___0 Планирование аудиторских мероприятий организовано без учета результатов оценки бюджетных рисков, в том числе значимых бюджетных рисков, результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков при планировании аудиторских мероприятий.
___6 Планирование аудиторских мероприятий организовано с учетом результатов оценки бюджетных рисков, в том числе значимых бюджетных рисков, результатов мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
2.4. Проведение субъектом внутреннего финансового аудита предварительного анализа данных об объектах аудита и учет результатов такого анализа при формировании программы аудиторского мероприятия (в том числе сведений о результатах осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий анализу в ходе аудиторского мероприятия), сведений о результатах проведенных в анализируемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля)
___0 Не проводится.
___3 Проводится и учитывается частично.
___6 Проводится и учитывается в полной мере.
3. Организация осуществления внутреннего финансового аудита
3.1. Проведение аудиторских мероприятий
___0 Аудиторские мероприятия не проводятся.
___3 Аудиторские мероприятия проводятся, но процедуры их проведения не соответствуют положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
___6 Аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
3.2. Выполнение программ проведения аудиторских мероприятий
___0 Программы проведения аудиторских мероприятий не выполнены.
___3 Программы проведения аудиторских мероприятий выполнены частично.
___6 Программы проведения аудиторских мероприятий выполнены.
4. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита
порядка реализации результатов внутреннего финансового
аудита, включая составление и представление заключения
по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой
отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего
финансового аудита, анализ руководителем субъекта
внутреннего финансового аудита полноты отражения
в заключении результатов проведения аудиторских
мероприятий, результатов деятельности субъекта
внутреннего финансового аудита в годовой отчетности
4.1. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления заключения по результатам проведения аудиторских мероприятий в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита
___0 Не соблюдается.
___3 Соблюдается частично.
___6 Соблюдается в полной мере.
4.2. Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита
___0 Не соблюдается.
___3 Соблюдается частично.
___6 Соблюдается в полной мере.
4.3. Отражение в заключениях по результатам аудиторских мероприятий результатов проведения аудиторских мероприятий, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков
___0 Отражены частично.
___6 Отражены полностью.
4.4. Реализация главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств предложений и рекомендаций, в том числе предложений по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, содержащихся в заключении по результатам аудиторского мероприятия
___0 Реализация предложений и рекомендаций не осуществляется.
___3 Реализация предложений и рекомендаций осуществляется частично.
___6 Реализация предложений и рекомендаций осуществляется, формируется информация о результатах принятых мер.
5. Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита
с органами государственного финансового контроля
5.1. Осуществляется ли взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного финансового контроля?
___0 Не осуществляется.
___6 Субъектом внутреннего финансового аудита предоставляется информация, запрашиваемая органами государственного финансового контроля.
5.2. Анализируется ли субъектом внутреннего финансового аудита информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных органами государственного финансового контроля
___0 Не анализируется.
___4 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских мероприятий.
___6 Анализируется при составлении планов проведения аудиторских мероприятий, принимаются меры по устранению нарушений и недостатков, выявленных по результатам проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных органами государственного финансового контроля.
Приложение N 2
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
Численность
и кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита
(наименование главного администратора бюджетных средств,
администратора бюджетных средств)
Наличие субъекта внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств
Кадровый состав субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств
субъект внутреннего финансового аудита является самостоятельным структурным подразделением
субъект внутреннего финансового аудита находится в составе другого структурного подразделения
внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
численность субъекта внутреннего финансового аудита по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным (количество должностных лиц)
штатная
фактическая
штатная
фактическая
штатная
фактическая
численность сотрудников субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе:
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
в абсолютном значении
в % к предельной штатной численности сотрудников центрального аппарата
обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям)
обладающих дипломами высшего профессионального образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям), дипломами кандидата, доктора экономических наук, юридических наук
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Приложение N 3
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
Оценка организации внутреннего финансового аудита
Вопросы для оценки организации внутреннего финансового аудита
Оценка (графы 1 + 2 + ... 16) / количество заполненных граф)
управление и структура внутреннего финансового аудита
организация планирования внутреннего финансового аудита
организация осуществления внутреннего финансового аудита
соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка реализации результатов внутреннего финансового аудита
взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита с органами государственного финансового контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1.1
1.2
1.3
1.4
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
4.1
4.2
4.3
4.4
5.1
5.2
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов
Приложение N 4
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ N 2
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Отметьте галочкой (v) соответствующий ответ:
1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля в ходе аудиторского мероприятия
___0 Не осуществляется.
___6 Осуществляется.
2. Подготовка предложений и рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля
___0 Не осуществляется.
___2 Осуществляется не систематически.
___6 Осуществляется систематически.
3. Подтверждение субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств достоверности бюджетной отчетности (информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета) и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актом, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (при осуществлении внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора бюджетных средств) <1>
--------------------------------
<1> При ответе на вопрос 3 оценка по вопросу 4 в таблице, приведенной в приложении N 5 к Стандарту, не проставляется и в графе "Оценка (графы 1 + 2 + ... 8) / количество заполненных граф)" не учитывается.
___0 Не осуществляется.
___3 Осуществляется, но применяемые подходы не в полной мере соответствуют положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
___6 Осуществляется в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
4. Подтверждение уполномоченным органом (уполномоченной организацией) достоверности бюджетной отчетности (информация о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности, и порядок ведения бюджетного учета) и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актом, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (при осуществлении внутреннего финансового аудита в случае передачи централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации) <2>;
--------------------------------
<2> При ответе на вопрос 4 оценка по вопросу 3 в таблице, приведенной в приложении N 5 к Стандарту, не проставляется и в графе "Оценка (графы 1 + 2 + ... 8) / количество заполненных граф)" не учитывается.
___0 Не осуществляется.
___3 Осуществляется, но применяемые подходы не в полной мере соответствуют положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
___6 Осуществляется в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
5. Подготовка предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента, в том числе по мерам по минимизации бюджетных рисков
___0 Не осуществляется.
___2 Осуществляется не систематически.
___6 Осуществляется систематически.
6. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, включая информацию о реализованных (выполненных) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков)
___0 Не осуществляется.
___1 Осуществляется не систематически и (или) осуществляется при несоблюдении положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита <*>.
___3 Осуществляется систематически с соблюдением положений федерального стандарта внутреннего финансового аудита <*>.
--------------------------------
<*> Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н.
7. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков
___0 Не осуществляется.
___2 Осуществляется не систематически и (или) не включает все необходимые процедуры, соответствующие положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
___6 Осуществляется систематически и включает все необходимые процедуры в соответствии с положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
8. Принятие руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств решения, направленного на повышение качества финансового менеджмента по итогам рассмотрения заключения, содержащего аудиторские выводы, предложения и рекомендации, сделанные субъектом внутреннего финансового аудита
___0 Реализация аудиторских выводов не осуществляется.
___1 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по более чем 50% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
___2 Руководителем главного администратора бюджетных средств решение о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций принято по менее чем 50% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
___3 Руководителем главного администратора бюджетных средств принято решение о необходимости реализации 100% аудиторских выводов, предложений и рекомендаций.
Приложение N 5
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
Оценка
результатов осуществления внутреннего финансового аудита
Номера вопросов для оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита
Оценка (графы 1 + 2 + ... 8) / количество заполненных граф)
1
2
3
4
5
6
7
8
Проставляются оценки выбранных вариантов ответов
Приложение N 6
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности
внутреннего финансового аудита"
МАТРИЦА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА (ВФА)
Оценка организации ВФА
(I этап оценки)
Оценка результатов осуществления ВФА
(II этап оценки)
НИЗКАЯ
СРЕДНЯЯ
ВЫСОКАЯ
НИЗКАЯ
X
X
X
СРЕДНЯЯ
эффективность НИЗКАЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
ВЫСОКАЯ
эффективность НИЗКАЯ
эффективность СРЕДНЯЯ
эффективность ВЫСОКАЯ