Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.11.2005 N 25
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2005 г. N 25
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИММУНИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел с иммунизацией населения и состояние заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, установил, что в результате проведения организационных и практических мероприятий в Российской Федерации достигнут высокий уровень охвата населения прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок.
В настоящее время охват прививками детей раннего возраста составляет 95 - 98%. Принимаются меры по созданию надлежащих условий транспортировки, хранения и использования медицинских иммунобиологических препаратов. Повысилась эффективность информационно-разъяснительной работы с населением о необходимости проведения профилактических прививок в установленные сроки.
Все это позволило добиться снижения или стабилизации уровней заболеваемости по указанной группе инфекционных заболеваний. В 2004 году имело место снижение заболеваемости населения дифтерией на 40,1%, коклюшем - на 11,5%, корью - на 26,1%, эпидемическим паротитом - в 2,0 раза, вирусным гепатитом В - на 20,0%. С 1997 года в стране не регистрируются заболевания полиомиелитом, обусловленные диким штаммом полиовируса.
Вместе с тем в профилактике заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, остаются нерешенные вопросы. При этом одной из основных проблем является недостаточное выделение ассигнований из федерального и региональных бюджетов на приобретение вакцин.
Введенная в 1998 году в национальный календарь профилактических прививок иммунизация против вирусного гепатита В осуществляется в недостаточном объеме, так как необходимые ассигнования для закупки вакцины из федерального бюджета выделены лишь в текущем году. В связи с эти накопилась значительная когорта детей и лиц молодого возраста, не привитых против гепатита типа В в рамках национального календаря профилактических прививок. Заболеваемость вирусным гепатитом В остается высокой и составила в 2004 году 10,0 на 100 тысяч населения.
До сих пор в стране не организовано производство вакцины против краснухи, закупки зарубежного препарата проводятся не в полном объеме. Недостаточный охват детей профилактическими прививками способствовал росту заболеваемости краснухой в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 15,8%, тенденция к снижению заболеваемости не отмечается и в текущем году.
С 2002 года в стране реализуются мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе. В целях обеспечения высокого охвата прививками против полиомиелита всех детей, в том числе с хронической патологией, первичными и вторичными иммунодефицитами требуется инактивированная полиомиелитная вакцина, которая в стране не производится, средства для ее закупки из федерального бюджета не выделяются.
Несмотря на большой ущерб для здоровья людей и значительные экономические потери от гриппа, уровень охвата населения иммунизацией против этой инфекции в последние годы снизился, что является недопустимым в преддверии возможной пандемии гриппа.
До 2002 г. закупки вакцины финансировались из федерального бюджета и достигали 18 - 20 млн. доз, что обеспечивало защиту населения из групп повышенного риска заражения и неблагоприятных последствий заболевания гриппом. В связи с прекращением централизованного финансирования в 2003 г. было закуплено только 14,5 млн. доз противогриппозных вакцин, в 2004 г. - 17,3 млн. доз, что позволило вакцинировать только 11,5% населения. Органы исполнительной власти многих субъектов Российской Федерации выделяют ассигнования на закупку вакцин в минимальных объемах. По этой причине остаются практически не привитыми лица старшего возраста, больные хроническими соматическими заболеваниями, дети, заболеваемость которых во время эпидемии значительно превышает средний уровень.
Для повышения эффективности системы иммунизации наряду с обеспечением высокого уровня охвата населения профилактическими прививками необходимо обеспечить надлежащие условия на всех этапах транспортировки и хранения вакцин, улучшить подготовку медицинских работников в области организации и проведения иммунизации населения, осуществлять постоянную разъяснительную работу в средствах массовой информации о необходимости и целях вакцинопрофилактики.
В целях дальнейшего снижения заболеваемости вирусным гепатитом В, краснухой, гриппом, поддержания свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736) постановляю:
1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Организовать и провести в 2006 году дополнительную иммунизацию населения против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа и полиомиелита, в том числе:
1.1.1. Против вирусного гепатита В детей в возрасте до 17 лет, не привитых ранее.
1.1.2. Против краснухи детей в возрасте 5 - 7 лет и девочек в возрасте 14 - 17 лет, не болевших и не привитых ранее.
1.1.3. Против полиомиелита инактивированной вакциной детей раннего возраста, часто и длительно болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, с онкологическими заболеваниями, первичными иммунодефицитными состояниями и заболеваниями крови.
1.1.4. Против гриппа медицинских работников, работников образовательных учреждений, взрослых старше 60 лет, детей, посещающих дошкольные учреждения, и учащихся 1 - 4 классов.
1.2. Оказать всестороннюю поддержку и помощь органам и учреждениям здравоохранения в организации и проведении дополнительной иммунизации населения.
1.3. Обеспечить осуществление в средствах массовой информации постоянной пропаганды о необходимости и целях иммунизации населения.
1.4. Рассмотреть вопрос о выделении ассигнований для обеспечения эффективной "холодовой" цепи на всех этапах транспортировки и хранения вакцин.
1.5. Проанализировать региональные программы по вакцинопрофилактике, перераспределить ассигнования с учетом средств, выделенных из федерального бюджета на закупку вакцин, и направить их на осуществление организационных мероприятий (подготовка кадров, закупка холодильного оборудования, информационно-пропагандистская работа среди населения и др.).
2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию рекомендовать:
2.1. Обеспечить в 2006 году формирование государственного заказа на вакцины против гепатита В и гриппа на предприятиях Российской Федерации, своевременное объявление и проведение конкурсов на закупки вакцины против краснухи и инактивированной вакцины против полиомиелита.
2.2. Организовать доставку вакцин в субъекты Российской Федерации для проведения дополнительной иммунизации в соответствии с утвержденным графиком и соблюдением условий транспортировки, регламентируемых санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2003 года, регистрационный N 4410.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
3.1. Определить численность контингентов детского и взрослого населения, подлежащих дополнительной иммунизации против гепатита В, краснухи, гриппа и полиомиелита и представить сведения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2005 года.
3.2. Сформировать заявки на вакцины против вирусного гепатита В, краснухи, гриппа, полиомиелита и представить их в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2005 года.
3.3. Провести подготовку медицинских работников по вопросам организации вакцинопрофилактики населения.
4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Обеспечить необходимое оснащение лечебно-профилактических учреждений для проведения дополнительной иммунизации населения, создать при необходимости прививочные бригады.
4.2. Принять дополнительные меры по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин.
4.3. Организовать ведение ежемесячной отчетности о проведенной дополнительной иммунизации и расходе вакцин, создать информационную базу данных о профилактических прививках, обеспечить выдачу населению сертификатов профилактических прививок.
5. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
5.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за проведением дополнительной иммунизации населения.
5.2. Обеспечить ежемесячное представление информации о ходе дополнительной иммунизации населения в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Руководителям средств массовой информации рекомендовать проведение постоянной пропаганды о необходимости и целях иммунизации населения.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО