Постановление Правительства РФ от 03.07.1998 N 697
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 1998 г. N 697
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 1999 ГОДЫ
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
3. Направить Программу на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев выделение средств на эти цели из соответствующих бюджетов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июля 1998 г. N 697
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
Паспорт
Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы
1. Состояние проблемы
Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
В Российской Федерации, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 1 октября 1997 г., функционировало около 844 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живет примерно 27 млн. россиян. За январь - сентябрь 1997 г. малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 188,8 трлн. рублей, что составило почти 7 процентов выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и услуг. Выручка от реализации продукции, товаров и услуг составила 289,9 трлн. рублей. Малые предприятия создают около 12 процентов внутреннего валового продукта. По объемам прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.
Вместе с тем в малом предпринимательстве усилилась тенденция ухода в "теневой" сектор, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства включает Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, другие федеральные органы исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово - промышленную палату Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.
Более чем в 70 субъектах Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. В 74 регионах Российской Федерации организованы фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, инновационно - технологические центры, технопарки. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры.
В то же время сохраняются административные барьеры при создании и функционировании малых предприятий. Нечеткая согласованность действий исполнителей мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы и недостаток ресурсов позволили выполнить Программу только наполовину.
В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, гарантийных фондов, специализированных банков, обществ взаимного кредитования, страховых, аудиторских и консалтинговых компаний; сертификации и аккредитации при органах исполнительной власти объектов инфраструктуры малого предпринимательства и юридических компаний.
Система государственной поддержки малого предпринимательства должна обеспечивать:
создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
адресную поддержку малых предприятий на основе сотрудничества государственных органов на федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей.
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (далее именуется - Программа) предусматривает реализацию мероприятий по трем основным направлениям.
Первое направление включает подготовку законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; обеспечение качества и конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предприятий; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий; преодоление административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства (далее именуются - РЦПП) на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и бюрократия", информационных кампаний.
Третье направление включает создание действенных финансово - кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера на федеральном уровне, а также организация в регионах сети специализированных финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого предпринимательства.
2. Основные цели и задачи Программы.
Сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно - правовой базы, развития инфраструктуры, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.
Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:
преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности малого предпринимательства;
ускоренное освоение новых кредитно - инвестиционных механизмов - франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;
поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно - инвестиционных и гарантийно - инвестиционных организаций;
создание РЦПП;
стимулирование малого предпринимательства в сфере инновационной деятельности;
активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг;
разработка программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей;
развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей;
создание условий для привлечения регионов к решению проблем малого предпринимательства.
Решение этих задач уже в ближайшие годы приведет к значительным изменениям в секторе малого предпринимательства, будет способствовать экономическому росту.
Мероприятия Программы будут осуществляться в основном на региональном уровне. В соответствии с Основными направлениями региональной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, одобренными Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам, с учетом уровня развития малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки первая группа регионов - регионов - лидеров - характеризуется достаточно высоким уровнем плотности малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов, сформированной нормативной базой. Вторая группа - наиболее значительная часть регионов среднего уровня - характеризуется пока еще невысоким уровнем развития малого предпринимательства и системы его государственной поддержки (формирование комитетов, фондов, агентств, ассоциаций), наличием отдельных элементов инфраструктуры. В третью группу регионов - регионов с низким уровнем развития малого предпринимательства - входят регионы со сложными общеэкономическими и социальными условиями, низкими показателями развития сферы малого предпринимательства. В них отсутствуют организационная структура и финансовые ресурсы для подкрепления региональных программ поддержки малого предпринимательства.
Реализация Программы будет осуществляться в 1998 - 1999 годах.
3. Система программных мероприятий
В Программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:
нормативно - правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово - кредитных и гарантийно - инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно - аналитических материалов, совершенствование информационной политики;
интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;
выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно - коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Кроме того, Программа содержит приложение N 2 "Финансовая поддержка и реализация мероприятий за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".
4. Ресурсное обеспечение Программы
На финансирование Программы в 1998 году предусматриваются ассигнования из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей.
Из средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере предусматривается выделить на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов 20 млн. рублей в 1998 году и 25 млн. рублей в 1999 году.
Расходы Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на цели содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан составят в 1998 году 80 млн. рублей.
Намечается следующая структура распределения средств из федерального бюджета по блокам программных мероприятий на 1998 год:
нормативно - правовое обеспечение - 6,7 процента;
инфраструктура поддержки - 90,3 процента;
интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество - 3 процента.
Средства, направляемые на реализацию мероприятий региональных программ, распределяются на конкурсной основе в зависимости от уровня развития малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки. В регионах с наиболее высоким уровнем развития малого предпринимательства финансируются проекты развития сети объектов инфраструктуры поддержки при долевом участии федерального бюджета в размере не более 20 процентов. В регионах со средним уровнем поддерживается создание базовых (предназначенных для формирования региональной сети) объектов при долевом участии федерального бюджета в размере не более 30 процентов. В регионах с низким уровнем развития малого предпринимательства доля средств из федерального бюджета на создание РЦПП составит не более 60 процентов. В результате на 1 рубль средств федерального бюджета может быть привлечено примерно 3,2 рубля средств региональных бюджетов.
Средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в объеме 30 млн. рублей (в 1998 и 1999 годах соответственно 14 и 16 млн. рублей) направляются на оказание финансовой помощи в формировании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на основе соглашений и договоров по результатам конкурсного отбора проектов реализации мероприятий Программы.
5. Организация управления Программой.
Механизм реализации Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Ход выполнения Программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Отбор исполнителей и эффективных проектов реализации мероприятий Программы, финансируемых из средств федерального бюджета, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров.
Предусматривается долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения финансовыми средствами из региональных бюджетов.
Условия конкурсного отбора исполнителей и эффективных проектов дифференцируются для каждой из трех групп регионов.
Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию Программы.
6. Оценка эффективности мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить численность работников, занятых в малом предпринимательстве, до 13,5 - 14,5 млн. человек, число малых предприятий до 900 - 950 тыс., создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах);
расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота в сфере малого предпринимательства;
увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13 - 14 процентов.
Масштабы и возможности сферы малого предпринимательства значительно шире, чем результаты реализации мероприятий Программы. С учетом выполнения региональных, муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, а также различных федеральных программ число малых предприятий и численность занятых в них работников, а также вклад малого предпринимательства во внутренний валовой продукт в 1998 - 1999 годах могут быть значительно больше, чем предусмотрено в Программе.
Приложение N 1
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
--------------------------------
<*> Прогноз (подлежит уточнению после принятия федерального бюджета на 1999 год).
-------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
<**> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
<***> В число ответственных за исполнение мероприятий подраздела входят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по соответствующим соглашениям).
-------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
--------------------------------
<*> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
IV. ПОДПРОГРАММЫ
1. Привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство (подпункты I.2. - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2. - II.3.10, III.2).
2. Поддержка малого предпринимательства в жилищно - коммунальном хозяйстве (подпункты I.2. - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2 - II.3.10, III.2).
3. Поддержка малого предпринимательства в сельской местности (подпункты I.2 - I.8; II.1.2 - II.1.10, II.2.1, II.2.3, II.3.2 - II.3.10, III.2).
4. Использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий (подпункты II.3.3, II.3.4, II.3.5).
Примечание. Мероприятия подпрограмм реализуются в составе основных разделов Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы.
--------------------------------
<*> Средства ФСМПНТС - на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов.
<**> Средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - на мероприятия содействия развитию самозанятости и поддержки предпринимательских инициатив безработных и незанятых граждан.
Приложение N 2
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФФПМП
--------------------------------
<*> В случае дополнительных поступлений средств ФФПМП за 1998 - 1999 годы объемы затрат средств ФФПМП увеличиваются в каждом году пропорционально по каждому мероприятию.
Приложение N 3
к Федеральной программе
государственной поддержки
малого предпринимательства
в Российской Федерации
на 1998 - 1999 годы
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОГРАММЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОМУ ФИНАНСИРОВАНИЮ
В 1998 ГОДУ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
--------------------------------
<*> Мероприятия выполняются также за счет средств ФСМПНТС на поддержку развития инновационной инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов в размере 20 млн. рублей.