Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 18.04.2025 N 523

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2025 г. N 523

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 15 АПРЕЛЯ 2014 Г. N 326

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2171; 2017, N 15, ст. 2228; 2018, N 15, ст. 2145; 2019, N 15, ст. 1745; 2020, N 15, ст. 2265; 2022, N 1, ст. 241; N 27, ст. 4831; N 42, ст. 7194; 2023, N 49, ст. 8750; 2024, N 53, ст. 8712; 2025, N 13, ст. 1457).

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 апреля 2025 г. N 523

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" изложить в следующей редакции:

"Стратегические приоритеты в сфере государственной программы

Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды

и экологической безопасности

На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения окружающей среды является одной из основных причин, вызывающих ухудшение состояния рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водных биологических ресурсах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Загрязнение сточными водами водных объектов приводит их к неудовлетворительному экологическому состоянию. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.

Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.

В рамках реализации федерального проекта "Сохранение озера Байкал" в 2019 - 2024 годах сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 32 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 214,13 гектара (47,7 процента).

В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2018 - 2024 годах проведены работы по ликвидации 87 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 185 несанкционированных свалок в границах городов.

В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019 - 2024 годах ликвидировано 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волгу и лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержания загрязняющих веществ.

В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2022 - 2024 годах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены мероприятия по обследованию и оценке воздействия 1002 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье граждан.

В 2023 году усовершенствован институт инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в котором особое значение придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет обследование и оценку выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде и подтверждает ликвидацию таких объектов.

Для обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, функционирует государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.

В 2023 году образовано ориентировочно 9,3 млрд, тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 47 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.

Более 55 процентов твердых коммунальных отходов в 2024 году было направлено на обработку. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному - большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.

Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов производства и потребления в мире, в связи с этим большинство прогрессивных стран ориентируется на сокращение образования отходов производства и потребления к 2030 году. Как в международной практике, так и в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов производства и потребления за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации. Так, к концу 2024 года показатели федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" достигли значений - "Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики" - 10,4 процента, "Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации" - 51,6 процента.

Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (гг. Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2024 года снижен на 21,3151 процента базового уровня 2017 года, в том числе опасных загрязняющих веществ на 20,2847 процента базового уровня 2017 года. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. в список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" включено 29 новых городов.

По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации регистрируется около 900 - 1000 опасных гидрометеорологических явлений (в 2024 году - 1234 опасных гидрометеорологических явления) и почти треть из них наносит значительный ущерб отраслям экономики - это в основном дожди, паводки, засуха, ветер и град. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера. По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать одного процента валового внутреннего продукта.

Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.

В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.

В настоящее время функционирует 239 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общая площадь которых более 75,26 млн. гектаров.

В 2012 - 2024 годах создано 48 особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общей площадью 17,73 млн. гектаров.

В 2014 - 2024 годах произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.

Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.

В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.

В целях обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах с 2023 года реализуется проект по строительству научно-экспедиционного судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в Антарктике и Арктике.

2. Описание приоритетов и целей государственной

политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей

среды и экологической безопасности

Настоящая Программа является инструментом реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности и направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, отраженных в следующих стратегических документах:

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года";

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;

Стратегия деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р;

Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р.

Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата, в том числе:

уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

снижение объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования, в том числе обработка 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья к 2030 году;

ликвидация не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года;

сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, устойчивое развитие системы особо охраняемых природных территорий, в том числе путем увеличения площади на 0,5 млн. гектаров, и создание условий для экологического туризма до 2030 года и на перспективу до 2036 года;

обеспечение потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, обеспечение к 2030 году уровня оправдываемое штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях не ниже 95 процентов, уровня оправдываемое суточных прогнозов погоды не ниже 97 процентов;

организация и обеспечение работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 3 экспедиций ежегодно и Антарктике - на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах;

повышение эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды;

снижение к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, и сохранение уникальной экологической системы озера Байкал за счет снижения к 2030 году негативного воздействия, оказываемого на центральную экологическую зону Байкальской природной территории, до уровня 54,7 процента и снижения объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в озеро Байкал.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности является составной частью государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:

синхронизации планов по охране окружающей среды и экологической безопасности субъектов Российской Федерации с приоритетами Российской Федерации в указанной сфере, а также механизмов реализации таких планов;

разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

отражения особенностей социально-экономического развития и состояния окружающей среды субъектов Российской Федерации.

Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

сохранение биологического разнообразия;

предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий настоящей Программы является необходимым условием ее эффективности.

Эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации способствует решению поставленных задач и достижению значений показателей настоящей Программы.

Реализацию настоящей Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по охране окружающей среды, на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные программы должны соответствовать целям и задачам настоящей Программы.

3. Задачи государственного управления и обеспечения

национальной безопасности Российской Федерации, способы

их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды

и экологической безопасности

Задачей государственного управления в рамках достижения цели по уменьшению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах путем поэтапного снижения к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха является снижение до конца 2036 года выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух не менее чем в 2 раза в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 1852-р, посредством реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по снижению объемов образования отходов производства и потребления, развитию индустрии их утилизации и вторичного использования, в том числе по обработке 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронению не более 50 процентов таких отходов и вовлечению в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья, к 2030 году являются:

строительство не менее 400 объектов обращения с твердыми коммунальными отходами и 8 экопромышленных парков для вовлечения в повторное использование отходов производства и потребления;

создание условий для стимулирования инвестиций в сфере внедрения экологически безопасных технологий и принципов экономики замкнутого цикла.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по ликвидации не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде до конца 2030 года являются:

инвентаризация и учет объектов накопленного вреда окружающей среде;

ликвидация опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, устойчивому развитию особо охраняемых природных территорий, в том числе путем увеличения площади на 0,5 млн. гектаров, и созданию условий для экологического туризма на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года являются:

сохранение природных комплексов и объектов, объектов животного и растительного мира, естественных экологических систем, в том числе за счет поддержки реализации основных направлений деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения;

сохранение и восстановление популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, включая разведение в питомниках и центрах реинтродукции;

организация и проведение научных исследований и государственного экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

создание туристической инфраструктуры на особо охраняемых природных территориях (визит-центры, научно-образовательные и демонстрационные объекты, экологические тропы и маршруты, объекты туристической инфраструктуры);

продвижение туристских продуктов на территории национальных парков;

содействие в подготовке кадров и специалистов в области заповедного дела.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по обеспечению потребности государства и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды на постоянной основе, в том числе по обеспечению уровня оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях не ниже 95 процентов и оправдываемое суточных прогнозов погоды не ниже 97 процентов, являются:

своевременное и качественное прогнозирование гидрометеорологических явлений и доведение гидрометеорологической продукции до потребителей;

повышение качества обеспечения метеорологической безопасности граждан Российской Федерации;

обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, а также системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической, гелиогеофизической информации и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

обеспечение проведения эффективного государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

В рамках реализации арктических мероприятий планируется модернизация 24 гидрометеорологических пунктов, 18 пунктов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, а также приобретение не менее 3 мобильных экологических лабораторий в Арктической зоне Российской Федерации.

В рамках настоящей Программы реализуется мероприятие по строительству объектов капитального строительства для восстановления и обеспечения функционирования государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в составе управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в соответствии с программой социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2023 г. N 1019-р.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по организации и обеспечению работы и научных исследований в Арктике путем проведения не менее 3 экспедиций ежегодно и Антарктике - на 10 зимовочных станциях и сезонных полевых базах являются:

организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике;

создание условий развития системы гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая мореплавание в акватории Северного морского пути;

увеличение возможностей системы "Север" по гидрометеорологическому обеспечению мореплавания в акватории Северного морского пути;

организация работ по созданию нового зимовочного комплекса на российской антарктической станции Восток;

строительство научно-экспедиционного судна "Иван Фролов" для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции.

Планируется поддерживать ежегодную деятельность экспедиционных работ и научных исследований в высокоширотной Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген, в количестве 3 экспедиций.

В Антарктиде планируется сохранить и поддерживать работоспособность до 2030 года 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по повышению эффективности комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды являются:

обеспечение эффективного государственного экологического контроля (надзора), а также общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);

проведение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования оценки нормативной очистки сточных вод на объектах негативного воздействия на окружающую среду после завершения строительства, реконструкции или модернизации указанных объектов в рамках реализации федерального проекта "Вода России", а также после внедрения наилучших доступных технологий;

проведение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" обследования и оценки воздействия объектов накопленного вреда на состояние окружающей среды;

осуществление внедрения механизма оперативного государственного экологического контроля (надзора) за счет обновления (приобретения) парка специализированной техники, автоматизации и модернизации лабораторной базы подведомственных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также за счет повышения оснащенности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в целях создания условий для усиления федерального государственного экологического контроля (надзора) на территориях городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, городов - участников федерального проекта "Чистый воздух";

реализация Федеральной службой по надзору в сфере природопользования мероприятия по поддержке центра реабилитации для травмированных и конфискованных диких животных;

поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации.

Задачами государственного управления в рамках достижения цели по снижению к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, и сохранению уникальной экологической системы озера Байкал за счет снижения к 2030 году негативного воздействия, оказываемого на центральную экологическую зону Байкальской природной территории, до уровня 54,7 процента и снижения неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, являются:

строительство (реконструкция) очистных сооружений, обеспечивающих снижение объема загрязненных сточных вод в озеро Байкал;

обеспечение мощностями по обработке 100 процентов твердых коммунальных отходов, образующихся в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

ликвидация несанкционированных свалок в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городских округах Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Шелехов, Зима, Свирск и Черемхово Иркутской области.

Кроме того, основными задачами государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности являются:

ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности;

сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;

реализация национальных интересов в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации, а также предотвращение (минимизация последствий) возможных угроз национальным интересам Российской Федерации в Арктике и Антарктике;

углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с учетом защиты национальных интересов Российской Федерации;

стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы путем их приобретения и дальнейшего использования для применения новых и совершенствования имеющихся методов учета, мониторинга, анализа состояния животного мира, их численности, среды обитания, для проведения обследований в предпаводковый период, мониторинга объектов в области обращения с отходами и объектов производства и использования вторичного сырья, применения в области мониторинга гидрометеорологических и геофизических процессов и проведения активных воздействий на указанные процессы;

минимизация ущерба, причиненного природным объектам на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, посредством направления экологических гуманитарных миссий, подготовки кадров в области охраны окружающей среды и природопользования, проведения природоохранных мероприятий, повышения экологического воспитания и просвещения населения;

создание и ввод в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды;

использование федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды для принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;

прогнозирование состояния компонентов окружающей среды на основании моделирования состояния окружающей среды с учетом различных сценариев ее изменения.

4. Задачи, определенные в соответствии с национальными

целями развития Российской Федерации

Настоящая Программа оказывает влияние на целевые показатели и задачи национальной цели развития "Экологическое благополучие", установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

В рамках национальной цели развития "Экологическое благополучие" настоящая Программа направлена на достижение следующих целевых показателей и задач:

формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году обработку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья;

ликвидация до конца 2030 года не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;

поэтапное снижение к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

снижение к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал;

сохранение биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма в национальных парках.

Достижение национальной цели развития "Экологическое благополучие" в рамках настоящей Программы будет обеспечено за счет решения задач федеральных проектов национального проекта "Экологическое благополучие".

В целях выполнения задачи по формированию экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году обработку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья, будет реализован федеральный проект "Экономика замкнутого цикла", результатами которого будут являться:

создание инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов, в том числе с мерами государственной поддержки, такими как финансирование проектов за счет средств, полученных от выпуска облигаций публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор", финансирование капитального гранта субъектам Российской Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью, субсидирование расходных обязательств отдельных субъектов Российской Федерации на создание мощностей по обращению с твердыми коммунальными отходами;

утверждение во всех субъектах Российской Федерации программ по переходу на экономику замкнутого цикла, отражающих региональную политику по вопросам построения экономики замкнутого цикла и вовлечения вторичных ресурсов и вторичного сырья в хозяйственный оборот;

продолжение реализации отраслевых программ по применению вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в сферах промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, а также сельского хозяйства.

Реализация федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" позволит снизить до 50 процентов долю захораниваемых твердых коммунальных отходов и повысить индекс использования вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов к 2025 году до 12 процентов, к 2030 году - 25 процентов и обработку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов.

В целях выполнения задачи по поэтапному снижению к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха путем реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет реализован федеральный проект "Чистый воздух", результатами которого будут являться:

перевод частных домовладений на экологичное отопление;

строительство, реконструкция котельных;

перевод транспортных средств на экологичные виды топлива;

рекультивация объектов размещения твердых коммунальных отходов;

реализация юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Достижение задачи по поэтапному снижению к 2036 году в 2 раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха обеспечивается путем реализации комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатываемых для каждого города - участника эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ.

В целях выполнения задач по ликвидации до конца 2030 года не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде будет реализован федеральный проект "Генеральная уборка", результатами которого будут являться:

ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории промышленной площадки г. Усолье-Сибирское Иркутской области, на полигоне промышленных отходов "Красный бор" в Ленинградской области и образовавшихся в результате деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (полигон "Бабхинский" и цех очистных сооружений);

инвентаризация, учет и ликвидация не менее 50 наиболее опасных объектов накопленного вреда.

В целях выполнения задач по снижению к 2036 году в 2 раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранению уникальной экологической системы озера Байкал будут реализованы федеральные проекты "Вода России", "Генеральная уборка", "Экономика замкнутого цикла" и "Чистый воздух", результатами которых будут являться:

снижение объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в озеро Байкал;

ликвидация 27 несанкционированных свалок и одного объекта накопленного вреда на окружающую среду в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в гг. Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирское, Шелехове, Зиме, Свирске и Черемхове Иркутской области;

строительство 13 объектов инфраструктуры для организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами на Байкальской природной территории.

В целях выполнения задач по сохранению биологического разнообразия, устойчивому развитию особо охраняемых природных территорий и созданию условий для экологического туризма в национальных парках будет реализован федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", результатами которого будут являться:

создание и обустройство до конца 2030 года не менее 20 объектов туристической инфраструктуры и обустройство не менее 20 туристических троп и маршрутов;

увеличение площади особо охраняемых природных территорий до конца 2030 года на 0,5 млн. гектаров;

сохранение и восстановление популяции редких видов животных за счет усиления эффективности охраны, учета и мониторинга, сохранения и разведения редких видов животных в питомниках.

5. Задачи обеспечения достижения показателей

социально-экономического развития субъектов Российской

Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,

уровень которых должен быть выше среднего уровня

по Российской Федерации, а также иные задачи

в сферах реализации комплексных программ

Реализация настоящей Программы направлена в том числе на социально-экономическое развитие приоритетных территорий, включающих в себя:

регионы Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, регионы, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь и Калининградскую область, путем реализации федеральных проектов "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Чистый воздух", "Генеральная уборка", "Экономика замкнутого цикла" и "Вода России";

территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, путем реализации федеральных проектов "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Генеральная уборка" и "Экономика замкнутого цикла".

В субъектах Российской Федерации выявлено 1432 объекта, являющихся объектами накопленного вреда окружающей среде или обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе в субъектах Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий. В отношении указанных объектов после завершения их обследования и оценки, в том числе с учетом их воздействия на жизнь и здоровье граждан, будет осуществлена их приоритизация на основании критериев определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке, и в дальнейшем их ликвидация.

В результате реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2025 - 2030 годах будет осуществлено также удаление не менее 103 объектов затонувшего имущества в Дальневосточном федеральном округе.

Будут разработаны проекты ликвидации накопленного вреда окружающей среде в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и восстановление численности обитающих на территории Дальневосточного федерального округа редких видов животных, таких как стерх, амурский тигр, дальневосточный леопард, монгольский дзерен, белый медведь.

В отношении особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области будут реализованы мероприятия по созданию федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление такими особо охраняемыми природными территориями, и формированию материально-технической базы таких учреждений, а также по созданию условий для туризма на указанных территориях.

В рамках реализации федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" проводятся:

мероприятия, оказывающие влияние на субъекты Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа, Дальневосточного федерального округа, регионы, входящие в Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь и Калининградскую область, по следующим направлениям:

реализация отраслевых программ, направленных на применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в различных отраслях экономики;

реализация мер по сокращению использования отдельных видов продукции, не подлежащей переработке, в целях минимизация образования отходов;

проведение информационно-просветительской кампании в целях популяризации принципов экономики замкнутого цикла;

утверждение документов в субъектах Российской Федерации по переходу к экономике замкнутого цикла;

ограничение или урегулирование использования отдельных видов продукции, не подлежащей утилизации, в целях минимизации образования отходов;

мероприятия, направленные на разработку проектной документации для объектов обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Донецкой Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в целях снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов в 2 раза к 2030 году.

В 2025 году запланирован ввод в эксплуатацию объекта обращения с твердыми коммунальными отходами в Республике Крым мощностью 860 тыс. тонн в год. До 2030 года запланировано создание 13 объектов инфраструктуры для организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами на Байкальской природной территории.

В рамках реализации федерального проекта "Вода России" на территориях субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа проводятся мероприятия по такому направлению, как строительство (реконструкция) очистных сооружений, обеспечивающих снижение объема сброса загрязненных сточных вод в озеро Байкал.

Федеральный проект "Чистый воздух" реализуется на территории Дальневосточного федерального округа в г. Чите Забайкальского края и на территории Арктической зоны в г. Норильске Красноярского края. В этих городах сформированы и реализуются комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающие к концу 2025 года снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух в г. Чите на 19,8 тыс. тонн, в том числе снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 19,1 тыс. тонн, снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух г. Норильска на 734,8 тыс. тонн, в том числе снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 734,5 тыс. тонн. Для городских поселений и городских округов, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (гг. Петровск-Забайкальский, Махачкала, Гусиноозерск, Селенгинск, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Чегдомын, Уссурийск), комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ будут сформированы в соответствии со сроками и этапами проведения эксперимента, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2022 г. N 1852-р.

Реализация федеральных проектов "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Чистый воздух", "Генеральная уборка", "Экономика замкнутого цикла" и "Вода России" оказывает влияние на комплексные государственные программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", "Социально-экономическое развитие Калининградской области", "Комплексное развитие сельских территорий", "Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области". Выполнение мероприятий настоящей Программы во взаимосвязи с мероприятиями указанных комплексных государственных программ Российской Федерации создаст условия для достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, превышающих средний уровень по Российской Федерации.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 6.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 24.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Сохранение озера Байкал", входящего в состав национального проекта "Экология", приведены в приложении N 25.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации природоохранных проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 26.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по удалению имущества, затонувшего во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 27.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по снижению доли направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 28.

Правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым по строительству объектов обработки, и (или) утилизации, и (или) размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 29.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистый воздух", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 30.

Правила предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан в целях софинансирования расходных обязательств Республики Татарстан, возникающих при реализации проектов по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде, представляющих угрозу реке Волге, обеспечивающих достижение результата федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 31.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по модернизации и строительству очистных сооружений для очистки загрязненных сточных вод, поступающих в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, для достижения целей и результатов федерального проекта "Вода России", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении N 32.".

Другие документы по теме
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
"Об изменении сроков уплаты отдельных платежей лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Краснодарского края, пострадавшим от последствий чрезвычайного происшествия, вызванного крушением танкеров в Керченском проливе 15 декабря 2024 г."
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 161"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2023 г. N 550"
Ошибка на сайте