Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 N 36

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2000 г. N 36

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563) и усиления социальной поддержки инвалидов Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 2001 год и последующие годы необходимые финансовые средства на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации мероприятий Программы.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждена

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 января 2000 г. N 36

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

ИНВАЛИДОВ НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. - более 9,6 миллиона инвалидов.

На протяжении последних 5 лет наблюдается увеличение количества инвалидов трудоспособного возраста и детей - инвалидов. В 1998 году впервые признаны инвалидами свыше 1 млн. человек, причем более 80 процентов из них составляли инвалиды I и II групп. При этом показатели реабилитации инвалидов остаются на низком уровне и не превышают 2,3 процента при повторном освидетельствовании.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально - экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии. Лица, имеющие указанные болезни, составляют более половины в структуре больных, впервые признанных инвалидами. В последние годы отмечаются неблагоприятные тенденции в повышении уровня первичной инвалидности в связи с психическими расстройствами и туберкулезом.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

В Российской Федерации профессиональную подготовку инвалидов осуществляют 42 учебных заведения. Однако до настоящего времени в них не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Медленно решаются вопросы внедрения в систему профессионального образования инвалидов программ реабилитации (медицинской, профессиональной, социальной), новых подходов к осуществлению профессиональной ориентации и трудовой адаптации инвалидов; не создана система непрерывного образования с использованием интегрированного обучения и современных реабилитационно - образовательных технологий.

Недостаточно активно осуществляется медико - социальная реабилитация инвалидов в санаторно - курортных и оздоровительных учреждениях.

В 1998 году в субъектах Российской Федерации в основном завершилась реорганизация врачебно - трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы. На 1 января 1999 г. в стране функционировало 1573 бюро медико - социальной экспертизы и 274 состава главных бюро медико - социальной экспертизы.

Однако практика показывает, что учреждений медико - социальной экспертизы недостаточно. По предварительным расчетам, с учетом потребностей субъектов Российской Федерации дополнительно должно быть организовано 646 бюро с привлечением к их работе более 1300 врачей - экспертов.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В субъектах Российской Федерации продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует 161 реабилитационное учреждение для взрослых и 160 - для детей, 78 организаций по протезированию и протезостроению, свыше 200 предприятий занимаются производством технических средств реабилитации.

Несмотря на принятые меры, до настоящего времени отсутствуют системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности проведения реабилитационных мероприятий, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии, предусматривающий организацию нормативного обеспечения и системы контроля качества производства технических средств реабилитации инвалидов.

Остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, в 1998 году кресла - коляски получили 24,5 тыс. инвалидов, в то же время число нуждающихся составляло около 50 тыс. человек.

Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности. Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Эффективное решение важнейших проблем инвалидов, имеющих межведомственный характер, возможно только при активной государственной поддержке в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы" (далее именуется - Программа).

В ходе выполнения в 1995 - 1999 годах федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" обеспечены условия для коренной перестройки системы врачебно - трудовой экспертизы, разработана и документально закреплена новая идеология медико - социальной экспертизы, введены новые критерии определения инвалидности, определены требования к структуре и методологии экспертной диагностики, направленной на выявление потенциальных способностей инвалидов и определение для них мер социальной защиты.

Сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей свыше 200 предприятий - производителей технических средств реабилитации инвалидов.

Созданы условия для развития многопрофильной комплексной реабилитации, направленной на восстановление способности инвалидов заниматься различными видами деятельности.

Разработаны основы системы обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям, средствам транспорта, связи, информации и другим объектам социальной инфраструктуры.

Анализ выполненных в 1995 - 1999 годах мероприятий федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" позволил определить основные вопросы, требующие первоочередного решения в рамках Программы.

2. Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются снижение уровня инвалидности и предупреждение ее, максимально возможная социальная интеграция инвалидов в общество путем повышения качества медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития отечественного рынка реабилитационной индустрии.

Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:

создание современной научно - методической базы деятельности учреждений медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии;

развитие инфраструктуры учреждений государственных служб медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения;

обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально - экономических условиях;

создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов;

совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии;

усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов;

повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа будет выполняться поэтапно в 2000 - 2005 годах.

На первом этапе (2000 - 2002 годы) будет осуществляться разработка государственных стандартов и современных технологий деятельности учреждений медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, развитие инфраструктуры государственной службы медико - социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.

На втором этапе (2003 - 2005 годы) намечается внедрение новых медико - социальных и организационных технологий в практику работы государственной службы медико - социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.

4. Система программных мероприятий

Перечень мероприятий Программы (приложение N 1) предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях развития социальной поддержки инвалидов, включая научные исследования, капитальное строительство, материально - техническое, кадровое, информационное, нормативное и правовое обеспечение.

Программа предусматривает поэтапное решение проблемы развития государственной службы медико - социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии. При этом имеется в виду создание новых организационных структур, сохранение и развитие рабочих мест для инвалидов, внедрение современных медико - социальных технологий в работу учреждений указанных служб, методическое, информационное, кадровое обеспечение их деятельности, что в конечном итоге должно привести к усилению социальной защиты, улучшению качества жизни инвалидов и наиболее полной интеграции их в общество.

Планируется создание реабилитационных учреждений Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, развитие их материально - технической базы, организация и проведение фестивалей, конкурсов и спортивных мероприятий для инвалидов, создание специальных телевизионных программ и системы оказания услуг по сурдопереводу, что имеет значение для обеспечения доступа инвалидов к информации, более активного участия в культурной, спортивной и иных сферах жизни общества.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Объем финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета составит 1524,2 млн. рублей, в том числе на:

совершенствование нормативно - методического обеспечения, укрепление материально - технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы - 82,6 млн. рублей;

развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработку и внедрение современных реабилитационных технологий - 422,5 млн. рублей;

развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения - 671,46 млн. рублей;

информатизацию и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии - 65,5 млн. рублей;

государственную поддержку общественных объединений инвалидов - 282,14 млн. рублей.

Распределение расходов, финансируемых из федерального бюджета, представлено в бюджетной заявке (приложение N 2).

Для выполнения Программы планируется привлечь средства бюджетов субъектов Российской Федерации, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" и других внебюджетных источников (по согласованию).

Объемы финансирования Программы на 2001 - 2005 годы за счет средств федерального бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.

6. Реализация Программы и контроль

за ходом ее выполнения

К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.

Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, возглавляемой заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством труда и социального развития Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий.

Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.

Экологическая безопасность программных мероприятий будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

снизить уровень инвалидности в Российской Федерации примерно на 10 - 15 процентов и повысить качество жизни инвалидов;

создать сеть учреждений государственной службы медико - социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов (около 4 тыс. учреждений);

повысить качество медико - социальной экспертизы, реабилитации инвалидов в Российской Федерации и обеспечить ежегодно возврат к труду не менее 80 - 100 тыс. инвалидов;

сформировать рынок отечественных производителей реабилитационной техники и выйти на международный рынок товаров и реабилитационных услуг для инвалидов;

создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;

обеспечить государственные службы медико - социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятия реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами (около 20 тыс. специалистов различного профиля ежегодно).

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Социальная поддержка инвалидов

на 2000 - 2005 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Социальная поддержка инвалидов

на 2000 - 2005 годы"

БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА

НА АССИГНОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В 2000 - 2005 ГОДАХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

НА 2000 - 2005 ГОДЫ"

--------------------------------

<*> В скобках - объемы финансирования из дополнительных доходов.

Другие документы по теме
(ред. от 17.01.2011) "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329"
"О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
"Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, передаваемых для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти"
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Ошибка на сайте