Постановление Правительства РФ от 03.04.2015 N 324
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. N 324
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И ФОРМЫ ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной миграционной службы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2015 г. N 324
ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, правообладателями которых являются Федеральная миграционная служба, ее территориальные органы и подведомственные Службе организации, а также организации, относящиеся к сфере деятельности Службы (далее - объекты (территории), включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов (территорий).
2. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов и организаций, входящих в систему Федеральной миграционной службы, в ведении которых находятся объекты (территории), а также на должностных лиц таких органов и организаций, осуществляющих руководство деятельностью сотрудников (работников) на объектах (территориях) (далее - руководитель объекта).
II. Категорирование объектов (территорий)
3. В целях установления дифференцированных требований в отношении обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
4. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий его совершения.
5. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).
6. Для осуществления категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию объекта (территории) (далее - комиссия).
7. В состав комиссии включаются:
а) руководитель объекта или уполномоченное им лицо (председатель комиссии);
б) сотрудники органа (организации), входящего в систему Федеральной миграционной службы, в ведении которого находится объект (территория), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническую укрепленность объекта (территории), секретное делопроизводство, решение задач в области гражданской обороны;
в) представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных территориальных органов;
г) представители других организаций (при необходимости).
8. В ходе работы комиссией:
а) изучаются конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организация его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
б) определяются степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, а также значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
в) определяются потенциально опасные участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
9. По результатам работы комиссии составляется акт с указанием присвоенной объекту (территории) категории и определяются меры для обеспечения его антитеррористической защищенности.
Акт о присвоении объекту (территории) категории составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
10. В зависимости от степени угрозы совершения на объектах (территориях) террористических актов и возможных последствий их совершения, а также с учетом оценки состояния защищенности объектов (территорий) устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, при этом прогнозируемое количество пострадавших в результате такого террористического акта составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба - более 5 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет от 10 до 50 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба - от 100 тыс. рублей до 5 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 10 человек и (или) прогнозируемый размер материального ущерба - менее 100 тыс. рублей.
III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов (территорий)
11. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
установления и осуществления на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
оснащения объектов (территорий) современными эффективными инженерно-техническими средствами и системами охраны;
организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях), и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и принятия соответствующих мер (дисциплинарного или административного характера) к нарушителям;
контроля за соблюдением лицами, находящимися на объектах (территориях), требований антитеррористической защищенности;
периодической проверки помещений, зданий и сооружений, а также критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок личного транспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории), на их потенциально опасные участки и к критическим элементам объектов (территорий);
обмена информацией между органами (организациями), входящими в систему Федеральной миграционной службы, и территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия подготовке и совершению террористического акта на объектах (территориях);
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
организации и осуществления профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий совершения террористических актов на объектах (территориях);
выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения посторонних транспортных средств, в том числе на прилегающей территории;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
обеспечения обхода и осмотра объектов (территорий), а также периодической проверки подсобных помещений;
контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
обеспечения достаточного уровня подготовки сотрудников и работников органов (организаций), входящих в систему Федеральной миграционной службы, к действиям по пресечению попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз совершения террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
оперативного оповещения и проведения эвакуации людей в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объектах (территориях);
своевременного информирования территориальных органов безопасности и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
обеспечения достаточного уровня подготовки сотрудников и работников органов (организаций), входящих в систему Федеральной миграционной службы, по вопросам проведения эвакуации, способам защиты и действиям в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объектах (территориях);
проведения учений и тренировок с сотрудниками и работниками органов (организаций), входящих в систему Федеральной миграционной службы, по их безопасной и своевременной эвакуации из зданий (сооружений);
создания резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий совершения террористического акта.
12. На объектах (территориях) первой и второй категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 11 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам защиты объектов (территорий) от террористических угроз;
б) проведение учений и тренировок, направленных на защиту объектов (территорий) при угрозе совершения или совершении террористического акта и ликвидацию его последствий с привлечением подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
13. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 11 и 12 настоящих требований, устанавливается особый порядок доступа на эти объекты (территории) и разрабатываются организационно-распорядительные документы по особому порядку доступа на объекты (территории).
14. На объектах (территориях) в интересах обеспечения их антитеррористической защищенности размещаются наглядные пособия с информацией о порядке действий сотрудников (работников) при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях).
15. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).
16. Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
По решению руководителя объекта объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.
17. Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории), на трудно просматриваемых участках периметра и уязвимых местах объекта (территории).
18. При получении информации об угрозе совершения террористического акта руководителями объекта осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий).
19. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, определенных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
IV. Порядок информирования об угрозе
совершения или о совершении террористического акта
на объекте (территории)
20. Сотрудники (работники) объекта (территории) при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в том числе анонимной, обязаны незамедлительно сообщить указанную информацию руководителю объекта (лицу, его замещающему).
Руководитель объекта (лицо, его замещающее) при получении указанной информации незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и руководителя вышестоящей организации.
21. При представлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта с помощью средств телефонной связи или радиосвязи руководитель объекта (лицо, его замещающее) фиксирует факт передачи, дату и время передачи информации, называет фамилию, имя и отчество, должность, наименование и адрес объекта (территории), а также фиксирует фамилии, имена и отчества, должности лиц, принявших сообщение.
При представлении указанной информации по средствам факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет ее своей подписью.
22. Руководитель объекта (лицо, его замещающее) при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории):
а) обеспечивает оповещение людей, находящихся на объекте (территории), и организовывает их эвакуацию;
б) обеспечивает усиление охраны и пропускного режима;
в) организовывает беспрепятственный доступ на объект (территорию) сотрудников органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
V. Контроль за выполнением требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
23. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов и организаций, входящих в систему Федеральной миграционной службы, в ведении которых находятся объекты (территории), или иными должностными лицами, уполномоченными руководителем Службы, посредством проведения плановых и внеплановых проверок.
24. Плановые проверки проводятся не реже одного раза в год в форме документарного контроля и выездного обследования объекта (территории) на предмет его антитеррористической защищенности. Основанием плановой проверки является ежегодный план-график проведения плановых проверок, утверждаемый руководителем Федеральной миграционной службы.
Внеплановые проверки проводятся при истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований либо поступлении в Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и организации информации о фактах возникновения террористической угрозы, а также после проведения процедуры актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
25. В отношении одного объекта (территории) срок проведения проверки не может превышать 7 рабочих дней.
26. По результатам проверки составляется акт проверки, в котором отмечаются недостатки и предлагаемые меры по их устранению.
VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
27. На каждый объект (территорию) после проведения его обследования и категорирования руководителем объекта или уполномоченным им лицом составляется паспорт безопасности объекта (территории), который в течение 30 дней со дня его разработки согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем Федеральной миграционной службы или уполномоченным им лицом.
28. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в Федеральную миграционную службу.
Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
30. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки, не реже одного раза в 3 года, а также в течение одного месяца со дня изменения:
а) основного предназначения объекта (территории);
б) общей площади и периметра объекта (территории);
в) количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
г) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
д) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
31. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения.
32. В случае ликвидации объекта (территории) хранение паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 5 лет после ликвидации объекта (территории).
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2015 г. N 324
ФОРМА ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ
МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
Срок действия паспорта
до "__" ___________ 20__ г.
______________________
(пометка или гриф)
Экз. N _____
УТВЕРЖДАЮ
____________________________________
(руководитель ФМС России либо лицо, уполномоченное руководителем ФМС России)
____________________
(подпись)
_________________
(ф.и.о.)
"__" ______________ 20__ г.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
_____________________________________
(руководитель территориального органа безопасности)
____________________________________
(руководитель территориального органа МВД России)
____________
(подпись)
_______________
(ф.и.о.)
_______________
(подпись)
_______________
(ф.и.о.)
"__" _______________ 20__ г.
"__" _______________ 20__ г.
N п/п
Тип
Количество, кг
Наименование элемента объекта (территории)
Класс опасности
N п/п
Наименование
Численность работающих, человек
Привлекательность для совершения террористического акта
Характер возможных последствий
N п/п
Наименование
Численность работающих, человек
Привлекательность для совершения террористического акта
Характер возможных последствий
N п/п
Наименование критического элемента
Численность лиц, пострадавших в результате террористического акта
Численность лиц, условия жизнедеятельности которых нарушены
Масштаб последствий террористического акта
персонал организации
персонал охраны
жители
N п/п
Наименование критического элемента
Собственный экономический ущерб, тыс. рублей
Сторонний экономический ущерб, тыс. рублей
Общий экономический ущерб, тыс. рублей
Масштаб последствий террористического акта
N
п/п
Наименование должности
Численность, человек
Всего
Вид наряда
Количество
постов
человек
Внешний пост
Внутренний пост
Суточный пост
12-часовой пост
8-часовой пост
Всего