Постановление Правительства РФ от 27.10.2025 N 1663
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2025 г. N 1663
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 9 НОЯБРЯ 2023 Г. N 1874
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 46, ст. 8265).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 октября 2025 г. N 1663
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2023 Г. N 1874
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"ОБ УСТАНОВЛЕНИИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕСПИЛОТНЫХ
АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ, САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕВРЕЙСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ".
2. В преамбуле слова "В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" исключить.
3. В пункте 1:
1) после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
2) слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области".
4. В пункте 2:
1) после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
2) слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области".
5. В Программе экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области, утвержденной указанным постановлением:
1) в наименовании:
после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
2) наименование раздела I после слов "внедрения цифровых" дополнить словами "и технологических";
3) пункт 1 после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
4) наименование раздела II после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
5) в пункте 2:
абзац третий после слов "в сфере цифровых" дополнить словами "и технологических";
после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо" - цифровая экосистема, предназначенная для комплексного решения задач, связанных с организацией деятельности в опытном районе, обеспечивающая автоматизацию процессов, интеграцию данных и взаимодействие участников экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области (далее - экспериментальный правовой режим);";
в абзаце восьмом слова "в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области (далее - экспериментальный правовой режим)" исключить;
после абзаца девятого дополнить абзацами следующего содержания:
"сельскохозяйственная беспилотная авиационная система" беспилотная авиационная система, включающая в себя одно беспилотное воздушное судно или более и предназначенная для выполнения авиационно-химических работ, в том числе работ, связанных с внесением распыляемых жидких, гранулированных, порошкообразных, газообразных веществ и биологических объектов;
"финансово-экономическая модель применения беспилотных авиационных систем" - структурированное описание процессов и операций, выполняемых с применением беспилотных авиационных систем, включающее в себя совокупность параметров, определяющих экономическую эффективность, рентабельность и целесообразность применения беспилотных авиационных систем в различных сферах деятельности;";
после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
"цифровые полеты" - полеты, выполняемые высокоавтоматизированными беспилотными воздушными судами, обеспечивающие автоматизированное эшелонирование беспилотных воздушных судов относительно других воздушных судов, расширенную ситуационную осведомленность пользователей воздушного пространства о планах и маршрутах полетов, о запретах и ограничениях использования воздушного пространства, земной и водной поверхности и о метеорологических условиях, а также реализацию иных функций, направленных на повышение безопасности и эффективности полетов воздушных судов;";
6) абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции:
"введения в эксплуатацию системы управления опытным районом, включающей применение интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.";
7) пункт 4 дополнить словами "и апробации финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем в различных отраслях экономики и сферах деятельности, включая сельское хозяйство, аэрологистику, электронную коммерцию, топографию и картографию";
8) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:
"В целях апробации технологий обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в рамках экспериментального правового режима планируется выполнение цифровых полетов. Мероприятия по их выполнению будут проведены в 2 этапа. На 1-м этапе будет использовано имитационное моделирование применения беспилотных авиационных систем в виртуальной среде перед последующим проведением реальных испытаний. Это позволит снизить затраты эксплуатантов, повысить безопасность полетов и ускорить интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Имитационное моделирование предоставит возможность прогнозировать функционирование беспилотных авиационных систем в разных условиях эксплуатации, а также оценивать эффективность алгоритмов управления, технологий искусственного интеллекта и систем предотвращения столкновений. Кроме того, имитационное моделирование обеспечит отработку сценариев взаимодействия беспилотных авиационных систем с инфраструктурой опытного района, включая интеграцию данных интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", получаемых от оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также наземных и бортовых программно-аппаратных комплексов (радиолокации и автономной навигации с использованием элементов технологий искусственного интеллекта). На 2-м этапе будут проведены испытательные полеты беспилотных воздушных судов в сегрегированном воздушном пространстве с постепенным увеличением сложности сценариев, включая совместные полеты с пилотируемыми воздушными судами.
В период реализации экспериментального правового режима, но не позднее чем за 3 месяца до его завершения оператором опытного района будут подготовлены и направлены в Федеральное агентство воздушного транспорта предложения по проведению цифровых полетов.";
9) пункт 6 после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:
"При выполнении функциональных сервисов будут учитываться показатели их экономической эффективности. Сбор и анализ данных о составе задачи, ходе ее выполнения, условиях эксплуатации и результатах применения беспилотных авиационных систем позволят разработать финансово-экономические модели применения беспилотных авиационных систем, адаптированные к потребностям рынка.
Оператор опытного района утверждает финансово-экономические модели применения беспилотных авиационных систем в период реализации экспериментального правового режима, но не позднее чем за 3 месяца до его завершения, и направляет копии утвержденных финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов и подписей) на адрес электронной почты Министерства экономического развития Российской Федерации (epr@economy.gov.ru), а также в виде электронного обращения, формируемого на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mintrans.gov.ru/appeals/forms/reception-legal), или в виде документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство транспорта Российской Федерации (109992, г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, строение 1).
Тестирование финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем позволит повысить эффективность предоставления функциональных сервисов.";
10) абзацы третий - шестой пункта 7 заменить текстом следующего содержания:
"После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2025 г. N 1663 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874" планируется к реализации проект по созданию интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", которая включает в себя цифровую платформу "Небосвод" и цифровой сервис "Ранавиа", а также другие цифровые платформы и сервисы, предложенные организациями, которые присоединяются к экспериментальному правовому режиму в порядке, установленном пунктом 37 настоящей Программы.
Целями внедрения интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" являются:
координация взаимодействия субъектов экспериментального правового режима в целях осуществления полетов беспилотных воздушных судов (планирование и согласование полетов), которая обеспечивается с использованием данных навигации и наблюдения, метеорологической информации, аэронавигационной информации и геопространственных данных;
сбор, обработка, консолидация и отображение данных наблюдения из различных источников за воздушным пространством в границах опытного района и на прилегающих территориях;
получение оперативной информации о техническом состоянии беспилотной авиационной системы и оборудования, используемого в опытном районе, в целях наблюдения за воздушным пространством;
обмен данными с оборудованием наблюдения и системами радиоэлектронной борьбы, установленными в опытном районе, для изменения режимов его работы.
В состав интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" войдут системные модули, реализующие следующие цифровые сервисы:
сервис по контролю за техническим состоянием объектов наземной инфраструктуры, который включает в себя:
визуальное определение характеристик опытного района (границы опытного района, места установки оборудования и зоны его действия), а также близлежащих инфраструктурных объектов;
мониторинг технического состояния оборудования опытного района, включая системы видеонаблюдения, радиолокационные станции и устройства подавления беспилотных воздушных судов, с последующей консолидацией данных для отображения у оператора опытного района, который осуществляет управление таким оборудованием, в том числе в целях отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных воздушных судов;
формирование оператором опытного района управляющих команд оборудованию наблюдения и системам радиоэлектронной борьбы, установленным в опытном районе, в том числе в целях отслеживания и пресечения несанкционированных полетов беспилотных воздушных судов в составе беспилотных авиационных систем;
сервис по наблюдению за воздушным пространством, который включает в себя:
обмен данными с наземными системами наблюдения, которые обеспечивают сбор оперативной информации о воздушном пространстве (автоматическое зависимое наблюдение - вещание, спутниковая навигация);
визуальное представление воздушного пространства в режиме реального времени с использованием картографической подложки;
идентификацию беспилотных авиационных систем и выявление нарушений условий полетов беспилотных воздушных судов;
визуальное представление детальной информации о воздушном объекте, обнаруженном средствами наблюдения, с привязкой траектории его полета к согласованному плану полета беспилотных воздушных судов;
сервис планирования полетов беспилотных воздушных судов, который включает в себя:
загрузку актуальной аэронавигационной и справочной информации для дальнейшего отображения в виде информационных слоев на картографической подложке;
отображение контактных данных оператора опытного района и координат посадочной площадки в опытном районе;
планирование полетов беспилотных воздушных судов через визуальный интерфейс;
автоматическое определение согласующих инстанций для полетов беспилотных воздушных судов;
согласование полетов беспилотных воздушных судов с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
согласование полетов беспилотных воздушных судов в опытном районе (заявки на полеты) для формирования суточных планов их полетов;
обеспечение оперативной связи с эксплуатантами беспилотных авиационных систем для повышения безопасности их полетов в опытном районе и предотвращения опасных сближений и аварийных ситуаций;
визуальное представление согласованных в рамках экспериментального правового режима планов полетов беспилотных воздушных судов на будущие периоды;
получение данных по налету и техническому состоянию беспилотных воздушных судов, а также по отказам бортовых компонентов беспилотных воздушных судов в течение эксплуатации беспилотных воздушных судов для контроля безопасности их полетов.
В состав интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" также войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях.
Посредством интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов с органами, осуществляющими контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, указанными в пункте 49 настоящей Программы.
Интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо":
обладает возможностями для интеграции и взаимодействия с другими цифровыми платформами, такими как "Небосвод" и "Ранавиа", эксплуатируемыми в опытном районе, обеспечивая обмен данными и координацию функций в рамках единой информационной среды;
обеспечивает интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;
позволяет обеспечить, помимо отслеживания технического состояния беспилотного воздушного судна и его комплектующих (с учетом истории налета беспилотных воздушных судов), непрерывное управление, наблюдение и эффективный контроль за полетом беспилотных воздушных судов, выполняющих задания по предоставлению функциональных сервисов.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников (в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима) воздушного движения "бесшовное цифровое небо" - единой интеллектуальной цифровой среды взаимодействия, основанной на передовых цифровых технологиях, обеспечивающей автоматизированное и безопасное взаимодействие пилотируемых воздушных судов и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации и в рамках единого правового поля.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение для эффективного и целостного взаимодействия. Интеллектуальная цифровая платформа "Цифровое небо" позволит объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем на всех этапах - от планирования сервисов до приемки результатов заказчиком, а также обеспечить автоматизированный контроль за выполнением соответствующих мероприятий.
Интеграция сервисов, реализующихся в рамках интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо", обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит эффективное развитие функциональных сервисов.
Внедрение интеллектуальной цифровой платформы "Цифровое небо" будет осуществляться оператором опытного района. Расширение ее функционала будет осуществляться поэтапно.";
11) пункт 8 дополнить подпунктами "д" и "е" следующего содержания:
"д) отраслевые цифровые технологии, направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг), а также технологий взаимодействия с контрагентами;
е) технологии искусственного интеллекта.";
12) в пункте 12 слова "на территории Самарской области" заменить словами "на территориях Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
13) абзац пятый подпункта "а" пункта 13 дополнить словами "(далее - Правила проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов)";
14) абзац первый подпункта "б" пункта 14 изложить в следующей редакции:
"б) беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, имеющие действительный сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, полученный в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, либо на основании сертификата типа, полученного в порядке, установленном Правилами проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, или акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. При отсутствии действительного сертификата летной годности беспилотного воздушного судна, полученного в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, либо на основании сертификата типа, полученного в порядке, установленном Правилами проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима оформляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, с учетом следующих особенностей:";
15) дополнить пунктом 14(1) следующего содержания:
"14(1). Сельскохозяйственные беспилотные авиационные системы допускаются к эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима с учетом следующих особенностей:
а) на экземпляры сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем, выпускаемых серийно, допускается оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима на основании ранее выданного акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы идентичной модели. В этом случае заявитель направляет заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы в адрес субъекта экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы. К указанной заявке прилагаются заверенные:
копии документов, подтверждающих право собственности на сельскохозяйственную беспилотную авиационную систему или право владения сельскохозяйственной беспилотной авиационной системой на ином законном основании;
копия свидетельства о государственной регистрации беспилотного воздушного судна в составе сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;
копия ранее выданного акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы идентичной модели;
б) при оценке годности сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима на основании ранее выданного акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы организация, выбранная заявителем и указанная в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы, проверяет:
соответствие сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы серийному образцу, на который ранее был выдан акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы;
наличие на беспилотном воздушном судне в составе сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы государственных, регистрационных и учетных опознавательных знаков гражданских воздушных судов;
техническую готовность к эксплуатации сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы путем проведения контрольного полета (облета) оцениваемого экземпляра беспилотного воздушного судна в составе сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы.";
16) подпункт "в" пункта 15 изложить в следующей редакции:
"в) в отношении эксплуатантов беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой более 30 килограммов при отсутствии действительного сертификата летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренного частью 3 приложения N 2 к Правилам, определяющим требования к лицам, выполняющим авиационные работы, указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;";
17) в пункте 16:
абзац первый и подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"16. К эксплуатации беспилотных авиационных систем допускаются специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской авиации, или свидетельством внешнего пилота гражданской авиации, или свидетельством летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя) экспериментальной авиации, прошедшие практическую подготовку и проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой, а также лица, не обладающие указанными свидетельствами, прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой, с учетом следующих особенностей:
а) в части теоретической подготовки лиц, не обладающих свидетельством пилота гражданской авиации, или свидетельством внешнего пилота гражданской авиации, или свидетельством летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя) экспериментальной авиации и претендующих на получение временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), применяются требования в объеме требований к частному пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147, или в объеме требований к внешнему пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 20.1 указанных Федеральных авиационных правил;";
дополнить подпунктами "а(1)" и "а(2)" следующего содержания:
"а(1)) теоретическая подготовка лиц, не обладающих свидетельством пилота гражданской авиации, или свидетельством внешнего пилота гражданской авиации, или свидетельством летчика-испытателя (внешнего пилота-испытателя) экспериментальной авиации и претендующих на получение временного свидетельства внешнего пилота (экспериментальный правовой режим) для выполнения функций внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы, проводится по программе, включающей в себя:
общие сведения о воздушном законодательстве Российской Федерации (продолжительностью не менее 2 часов);
положения об использовании воздушного пространства, особенностях применения сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима (продолжительностью не менее 2 часов);
положения о транспортной безопасности и безопасности выполнения полетов (продолжительностью не менее 2 часов);
общие сведения об авиационной метеорологии (продолжительностью не менее 2 часов);
основы аэродинамики и динамики полета воздушных судов вертикального взлета и посадки (продолжительностью не менее 2 часов);
сведения об устройстве беспилотного воздушного судна, станции внешнего пилота, навесного оборудования, программного обеспечения для полета и выполнения операций по защите растений (продолжительностью не менее 4 часов);
сведения об авиационных силовых установках и источниках энергии (продолжительностью не менее 4 часов);
сведения о технологиях выполнения авиационно-химических работ (продолжительностью не менее 4 часов);
положения о требованиях безопасности при выполнении авиационно-химических работ (продолжительностью не менее 2 часов);
а(2)) организации, указанные в подпункте "г" пункта 34 настоящей Программы, имеют право для лиц, выполняющих функции внешнего пилота сельскохозяйственной беспилотной авиационной системы, учесть результаты аттестации по итогам пройденного обучения в рамках действующих иных экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в различных субъектах Российской Федерации после проведения экспертизы документов, подтверждающих прохождение обучения;";
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) проверку практических навыков управления беспилотной авиационной системой и выдачу временных свидетельств внешнего пилота (экспериментальный правовой режим) по форме согласно приложению N 2 осуществляют субъекты экспериментального правового режима организации, выполняющие обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала беспилотных авиационных систем, указанные в подпункте "г" пункта 34 настоящей Программы, которые несут ответственность за соблюдение порядка выдачи таких свидетельств (в целях настоящей Программы к указанным организациям не применяется требование о наличии сертификата авиационного учебного центра, предусмотренного пунктом 5 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 289). Указанная проверка практических навыков проводится только на беспилотных авиационных системах в составе с беспилотными воздушными судами, имеющими уведомление об их постановке на государственный учет или действительный сертификат летной годности, полученный в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов, либо на основании сертификата типа, полученного в порядке, установленном Правилами проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, или имеющих акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима либо успешно прошедших этап проведения контрольных полетов (облетов) в соответствии с программой проведения работ по оценке соответствия беспилотных воздушных судов установленным требованиям организациями, указанными в подпункте "д" пункта 34 настоящей Программы;";
18) в пункте 17:
абзац первый после слов "беспилотного воздушного судна" дополнить словами "(за исключением сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем)";
после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"При медицинском освидетельствовании внешних пилотов для допуска к выполнению функций членов экипажа сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем подлежат применению порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами и форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 1092н.
К выполнению функций членов экипажа сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем допускаются лица, соответствующие по состоянию здоровья требованиям, предъявляемым к водителям транспортных средств категории "В".";
абзац второй дополнить предложением следующего содержания: "К выполнению функций членов экипажа сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем без прохождения медицинского освидетельствования допускаются лица, имеющие действующее медицинское свидетельство авиационного персонала гражданской авиации, выданное в соответствии с Федеральными авиационными правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.";
19) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19. Использование воздушного пространства беспилотными воздушными судами, выполняющими полеты в рамках настоящей Программы, осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Допускается для организации полетов входящих в состав сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в рамках настоящей Программы, представление планов полетов в оперативный орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации не позднее чем за 3 часа до начала выполнения полета, если меньший срок не установлен табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.";
20) подпункт "а" пункта 20 изложить в следующей редакции:
"а) выполняемые в опытном районе:
работы по мониторингу пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем осуществляются на основании решений соответственно министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, министерства природных ресурсов и экологии Самарской области, агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области и департамента природных ресурсов правительства Еврейской автономной области;
работы по тушению лесных пожаров с использованием беспилотных авиационных систем осуществляются на основании решений соответственно комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Оренбургской области, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарской области, агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Еврейской автономной области;";
21) в пункте 37:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) лицо, претендующее на присоединение к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима, направляет оператору опытного района заявку на присоединение к экспериментальному правовому режиму по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 754. К лицам, претендующим на присоединение к экспериментальному правовому режиму в качестве субъекта экспериментального правового режима, могут относиться в том числе:
организации - эксплуатанты беспилотных авиационных систем;
организации, выполняющие функции обучения, аттестации и допуска к осуществлению деятельности персонала (внешних пилотов и специалистов по техническому обслуживанию) беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима в соответствии с положениями, определенными подпунктом "е" пункта 16 настоящей Программы (авиационные учебные центры или образовательные учреждения высшего образования и профессиональные образовательные организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности);
организации, выполняющие функции по оценке годности беспилотных авиационных систем к эксплуатации и выдающие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;
организации, выполняющие функции по организации и обеспечению полетов беспилотных воздушных судов;
организации, выполняющие функции по оценке надежности и информационному сопровождению поддержания годности беспилотных авиационных систем к эксплуатации;";
в подпункте "в" слова "15 рабочих дней" заменить словами "10 рабочих дней";
абзац второй подпункта "д" дополнить словами "и включает в перечень субъектов экспериментального правового режима претендента согласно выполняемой им функции";
абзац пятый подпункта "ж" изложить в следующей редакции:
"Отчет направляется в виде электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов и подписей) на адрес электронной почты (epr@economy.gov.ru), а также в виде электронного обращения, формируемого на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mintrans.gov.ru/appeals/forms/reception-legal), или в виде документа на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство транспорта Российской Федерации (109992, г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, строение 1) не позднее 10-го рабочего дня со дня принятия соответствующего решения о присоединении к экспериментальному правовому режиму;";
подпункт "з" изложить в следующей редакции:
"з) информацию о новых субъектах экспериментального правового режима оператор опытного района размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.epr-samara.ru) не позднее 5-го рабочего дня после направления отчета в соответствии с подпунктом "ж" настоящего пункта.";
22) раздел XXII изложить в следующей редакции:
"XXII. Порядок и условия использования
продукции, произведенной и апробируемой при реализации
экспериментального правового режима
47. Порядок и условия использования продукции, произведенной и апробируемой при реализации экспериментального правового режима, настоящей Программой не устанавливаются.";
23) раздел XXIV изложить в следующей редакции:
"XXIV. Орган, осуществляющий государственный
контроль (надзор), и иные органы, осуществляющие контроль
(надзор) в рамках экспериментального правового режима,
а также указание на порядок осуществления государственного
контроля (надзора) и (или) иного контроля (надзора),
в том числе на порядок проведения соответствующих
контрольных (надзорных) мероприятий на предмет
соблюдения положений настоящей Программы
49. Оценка соблюдения положений настоящей Программы осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках:
а) федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации";
б) федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в порядке, установленном Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2025 г. N 1380 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности";
в) федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в порядке, установленном Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)";
г) федерального государственного лесного контроля (надзора) в порядке, установленном Положением о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)";
д) контроля (надзора) за соблюдением порядка использования радиочастотного спектра, установленного Федеральным законом "О связи".";
24) по тексту пункта 51 слова "общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций" заменить словами "общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и подготовки предложения о внесении изменений в общее регулирование";
25) в пункте 54 слова "по адресу www.hi-fly.ru" заменить словами "(www.epr-samara.ru)";
26) по тексту пункта 56 слова "Самарской области" заменить словами "Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
27) наименование раздела XXVIII изложить в следующей редакции:
"XXVIII. Положения о страховании гражданской
ответственности участников экспериментального правового
режима, являющихся юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями, за причинение вреда жизни, здоровью
или имуществу других лиц при реализации экспериментального
правового режима, требования к условиям такого страхования,
в том числе минимальному размеру страховой суммы,
а также об ином страховании";
28) дополнить разделами XXXI и XXXII следующего содержания:
"XXXI. Перечень лиц из предусмотренных настоящей Программой
участников экспериментального правового режима, к которым
в рамках экспериментального правового режима предъявляется
требование об отсутствии судимости
64. Требование об отсутствии судимости предъявляется к субъектам экспериментального правового режима - индивидуальным предпринимателям и лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа субъекта экспериментального правового режима - юридического лица.
XXXII. Порядок и условия использования результатов
интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе
с применением технологий искусственного интеллекта
при реализации экспериментального правового режима
65. Порядок и условия использования результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в том числе с применением технологий искусственного интеллекта при реализации экспериментального правового режима, настоящей Программой не устанавливаются.";
29) в приложении N 1 к указанной Программе:
в нумерационном заголовке и пунктах 6 и 7 слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
30) в приложении N 2 к указанной Программе:
в нумерационном заголовке слова "в Самарской области" заменить словами "в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
слова "в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области" заменить словами "в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
слова "установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области" заменить словами "установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2023 г. N 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых и технологических инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Оренбургской области, Самарской области, Сахалинской области и Еврейской автономной области";
31) приложение N 3 изложить в следующей редакции:
"Приложение N 3
к Программе экспериментального
правового режима в сфере цифровых
и технологических инноваций
по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в Оренбургской
области, Самарской области,
Сахалинской области и Еврейской
автономной области
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 октября 2025 г. N 1663)
ПОКАЗАТЕЛИ,
В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ ПРОВОДИТСЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА
В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ,
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕВРЕЙСКОЙ
АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Показатели эффективности
Единица измерения
1-й год действия экспериментального правового режима
2-й год действия экспериментального правового режима
3-й год действия экспериментального правового режима
Итого за период действия экспериментального правового режима
первое полугодие
второе полугодие
итого
первое полугодие
второе полугодие
итого
первое полугодие
второе полугодие
итого
1.
Количество полетов с использованием беспилотных авиационных систем,
полетов
180
1140
1320
2220
3708
5928
4332
6396
10728
17976
в том числе:
количество цифровых полетов с использованием беспилотных авиационных систем
полетов
-
-
-
-
-
-
120
240
360
360
количество полетов для перевозки грузов с использованием беспилотных авиационных систем
полетов
-
-
-
100
500
600
1000
2000
3000
3600
количество полетов в рамках выполнения авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем, за исключением полетов с использованием сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
полетов
180
1140
1320
120
240
360
200
400
600
2280
количество полетов с использованием сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
полетов
-
-
-
2000
2968
4968
3012
3756
6768
11736
2.
Количество производителей беспилотных авиационных систем
единиц
1
-
1
-
-
-
1
-
1
2
3.
Количество эксплуатантов беспилотных авиационных систем
единиц
1
-
1
-
-
-
1
-
1
2
4.
Количество беспилотных авиационных систем, допущенных к работе в рамках экспериментального правового режима
единиц
8
24
32
24
24
1
24
24
48
128
5.
Количество подготовленных специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем
человек
4
12
16
4
20
24
8
16
24
64
6.
Количество населенных пунктов (удаленных объектов), обслуживаемых с использованием беспилотных авиационных систем
единиц
2
6
8
6
6
12
6
6
12
32
7.
Площадь обработки сельскохозяйственных земель с применением сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
тыс. гектаров
-
-
-
-
160
160
-
500
500
660
8.
Количество апробированных финансово-экономических моделей применения беспилотных авиационных систем
единиц
-
-
-
-
-
-
-
4
4
4".