Постановление Правительства РФ от 22.09.2018 N 1128
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2018 г. N 1128
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОРМЫ ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и подведомственных ей организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и подведомственных ей организаций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 сентября 2018 г. N 1128
ТРЕБОВАНИЯ
К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА
И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, ее территориальные органы и подведомственные ей организации (далее соответственно - органы (организации), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В настоящих требованиях под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающие к ним территории, правообладателями которых являются органы (организации).
2. Персональная ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее - руководители объектов).
Для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) приказом руководителя объекта назначается соответствующее должностное лицо (далее - ответственное лицо).
3. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за их оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.
II. Категорирование объектов (территорий)
4. В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта осуществляются обследование и категорирование объектов (территорий).
5. Для проведения категорирования объекта (территории) в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований (окончания мероприятий по вводу в эксплуатацию нового объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).
6. В состав комиссии включаются специалисты по основному технологическому оборудованию и пожарной безопасности объекта (территории), представители охраны объекта (территории), а также (по согласованию) представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории).
Комиссию возглавляет руководитель объекта или ответственное лицо (далее - председатель комиссии).
7. В ходе своей работы комиссия в месячный срок:
а) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
б) определяет степень угрозы совершения террористического акта на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах;
в) определяет возможные последствия совершения террористического акта на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде;
г) выявляет критические элементы объекта, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта, его повреждению или аварии на объекте;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию.
8. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории, удовлетворяющие следующим критериям:
объекты (территории), располагающиеся в районах, в которых ранее имелись случаи совершения и (или) предотвращения террористических актов;
объекты (территории), на которых одновременно пребывают от 200 и более человек;
объекты (территории), на которых в результате совершения террористического акта возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит более 50 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории, удовлетворяющие следующим критериям:
объекты (территории), располагающиеся в районах, в которых не имелось случаев совершения и (или) предотвращения террористических актов;
объекты (территории), на которых одновременно пребывает менее 200 человек;
объекты (территории), на которых в результате совершения террористического акта возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составит менее 50 млн. рублей.
9. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 8 настоящих требований.
10. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) (далее - акт), который подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
В случае возникновения разногласий между членами комиссии решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории).
В течение месяца со дня составления акта руководителем объекта утверждается план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), сроки завершения которых не могут превышать 18 месяцев со дня утверждения акта.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности
объектов (территорий)
11. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) первой и второй категорий обеспечивается путем осуществления следующих мероприятий:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
обеспечения пропускного режима работников, санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
разработки и реализации мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории);
оснащения при необходимости объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами, обеспечивающими недопущение бесконтрольного проникновения на объекты (территории);
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
б) выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
выявления потенциальных нарушителей установленного на объектах (территориях) пропускного режима;
сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокации охраны на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), размещения посторонними лицами вещей и автомобилей, беспричинно оставленных вблизи объектов (территорий);
принятия к нарушителям пропускного режима мер дисциплинарного характера;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий);
проведения периодических проверок чердачных помещений, проходных дворов, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта на предмет наличия бесхозных вещей и признаков подготовки террористического акта;
информирования территориальных органов внутренних дел Российской Федерации о нахождении неизвестных транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
в) пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц;
взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
г) минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористического акта на объекте (территории), что достигается посредством:
своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
разработки порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;
обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений);
своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации;
эвакуации работников объектов (территорий), а также посетителей объектов (территорий) в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объектах (территориях);
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), что достигается посредством:
ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий);
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий);
осуществления мер по выявлению и предупреждению возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий);
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
12. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 11 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) обеспечение охраны объектов (территорий) техническими средствами охраны, тревожной сигнализацией и (или) постами охраны;
б) ежедневный обход и профилактический осмотр помещений, проходных дворов, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта на предмет наличия бесхозных вещей и признаков подготовки террористического акта;
в) оснащение контрольно-пропускных пунктов стационарными или ручными металлодетекторами;
г) оборудование системой видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии периметра и территории, охраняемых зон и критических элементов объектов (территорий);
д) оборудование техническими средствами оповещения, обеспечивающими трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
е) оборудование турникетами или системами контроля и управления доступом контрольно-пропускных пунктов на въездах (входах) на объекты (территории).
13. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) разрабатывается и утверждается инструкция по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с указанием:
а) порядка осуществления пропускного режима;
б) порядка проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны;
в) порядка взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам противодействия терроризму;
г) порядка действий работников объекта (территории) в чрезвычайных ситуациях, включая оповещение и эвакуацию;
д) порядка действий службы охраны и работников при обнаружении подозрительных предметов, а также при возникновении и ликвидации последствий террористических актов.
IV. Порядок информирования об угрозе совершения
или о совершении террористического акта на объектах
(территориях) и реагирования на полученную информацию
14. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) руководитель объекта (ответственное лицо) либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий любыми доступными средствами связи.
15. При направлении в соответствии с пунктом 14 настоящих требований информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте (территории) с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность;
б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;
в) дату и время обнаружения угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получения информации об угрозе совершения террористического акта или совершения террористического акта;
г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;
д) количество находящихся на объекте (территории) людей;
е) другие сведения по запросу территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения или о совершении террористического акта, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.
При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.
17. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) или получении информации об угрозе совершения террористического акта руководитель объекта обеспечивает:
а) оповещение находящихся на объекте (территории) лиц о возможной угрозе совершения террористического акта;
б) эвакуацию людей;
в) усиление охраны и пропускного режима;
г) ограничение доступа посторонних лиц на объект (территорию);
д) организацию доступа подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на объект (территорию).
V. Контроль за выполнением требований
к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
18. Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется уполномоченными представителями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в форме плановых и внеплановых проверок выполнения требований нормативных документов по вопросам выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также оценки эффективности реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
19. Плановые проверки осуществляются в форме документального контроля и выездного обследования с периодичностью не реже одного раза в 4 года. Продолжительность проверки объекта (территории) не должна превышать 3 рабочих дня.
20. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), а также в целях контроля за устранением недостатков, выявленных в ходе плановых проверок.
21. В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), руководителем объекта составляется план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку.
22. Информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), руководителем объекта в течение 5 рабочих дней направляется в орган (организацию), проводивший проверку.
VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
23. На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).
24. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется руководителем объекта или ответственным лицом, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка или уполномоченным им должностным лицом.
25. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.
Один экземпляр хранится на объекте (территории), другой экземпляр направляется в структурное подразделение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, выполняющее функции в области противодействия терроризму.
Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
27. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также в течение 30 дней со дня изменения:
а) основного предназначения объекта (территории);
б) общей площади объекта (территории);
в) количества критических элементов объекта (территории).
28. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 сентября 2018 г. N 1128
ФОРМА ПАСПОРТА
БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
ЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
N п/п
Наименование критического элемента
Количество человек, пострадавших в результате террористического акта
Количество человек, условия жизнедеятельности которых нарушены
Масштаб последствий террористического акта
работники
жители
N п/п
Наименование критического элемента
Собственный экономический ущерб (тыс. рублей)
Сторонний экономический ущерб (тыс. рублей)
Общий экономический ущерб (тыс. рублей)
Масштаб последствий террористического акта
Орган
Вид и способ связи
При повседневной деятельности
Территориальные органы безопасности
Территориальные органы МВД России
Территориальные органы Росгвардии
Территориальные органы МЧС России
При возникновении угрозы совершения (совершении) террористического акта
Территориальные органы безопасности
Территориальные органы МВД России
Территориальные органы Росгвардии
Территориальные органы МЧС России
При ликвидации последствий террористического акта, чрезвычайной ситуации
Территориальные органы безопасности
Территориальные органы МВД России
Территориальные органы Росгвардии
Территориальные органы МЧС России