Постановление Правительства РФ от 16.10.2014 N 1055
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 1055
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ПЛАНИРУЕМЫХ К РЕАЛИЗАЦИИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую методику отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 октября 2014 г. N 1055
МЕТОДИКА
ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ПЛАНИРУЕМЫХ К РЕАЛИЗАЦИИ
НА ТЕРРИТОРИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА
I. Общие положения
1. Настоящая методика устанавливает:
а) порядок отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, с привлечением средств из федерального бюджета (далее - отбор инвестиционных проектов);
б) порядок признания приоритетными инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, в целях их финансирования за счет средств акционерного общества "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - Фонд), финансовым обеспечением которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета и направленные на оплату дополнительной эмиссии акций Фонда (далее - средства Фонда);
в) порядок отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, в целях их включения в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - государственная программа), и оказания государственной поддержки.
2. Отбор инвестиционных проектов осуществляется с учетом следующих принципов:
а) обеспечение равных условий доступа к получению мер государственной поддержки;
б) сбалансированность государственных и частных интересов участников инвестиционного проекта;
в) соблюдение условий добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок опубликования информации о проведении отбора инвестиционных проектов, а также методические рекомендации по порядку оформления и подачи документов, указанных в пункте 7 настоящей методики.
4. Для целей настоящей методики используемые термины означают следующее:
"инвестиционный проект" - ограниченный по времени и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов;
"инвестор инвестиционного проекта" - российское и (или) иностранное юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект, осуществляющее вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в форме капитальных вложений в рамках инвестиционного проекта и претендующее на получение мер государственной поддержки в целях реализации инвестиционного проекта;
"государственная поддержка инвестиционного проекта" - комплекс организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях повышения инвестиционной активности инвестора инвестиционного проекта, создания для него благоприятных условий (в том числе совершенствование нормативной правовой базы) и увеличения социально-экономических эффектов от реализации инвестиционного проекта;
"чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта" - текущая стоимость будущих денежных потоков инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования, за вычетом инвестиций;
"ответственный исполнитель" - главный распорядитель средств соответствующего бюджета и (или) государственный заказчик объектов капитального строительства, являющихся объектами инфраструктуры;
"объекты инфраструктуры" - объекты транспортной, инженерной, энергетической и (или) социальной инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта;
"уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" - Министерство экономического развития Российской Федерации (в части, касающейся инвестиционных проектов, подлежащих реализации в Байкальском регионе), Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (в части, касающейся инвестиционных проектов, подлежащих реализации на Дальнем Востоке);
"частные инвестиции" - инвестиции российских и иностранных физических и юридических лиц.
II. Требования к инвестиционным проектам и представляемым
инвесторами инвестиционных проектов документам
5. К отбору допускаются инвестиционные проекты, соответствующие следующим требованиям:
а) цели инвестиционного проекта соответствуют целям стратегических документов, определяющих направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
б) производство товаров, работ и (или) оказание услуг в результате реализации инвестиционного проекта осуществляется в субъектах Российской Федерации, расположенных на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона;
в) государственная поддержка (в форме бюджетных инвестиций и субсидий) требуется для создания и (или) модернизации объектов инфраструктуры;
г) сумма частных инвестиций в рамках реализации инвестиционного проекта составляет не менее одного млрд. рублей;
д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 09.07.2015 N 692;
е) чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта отрицательна при отсутствии государственной поддержки (в форме бюджетных инвестиций и субсидий) инвестиционного проекта и больше либо равна нулю в случае предоставления государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры (при условии, что инвестор претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры). Анализ инвестиционного проекта на предмет соответствия такому условию приводится в заключении, указанном в подпункте "б" пункта 7 настоящей методики;
ж) инвестор инвестиционного проекта соответствует требованиям, указанным в пункте 6 настоящей методики.
6. Инвестор инвестиционного проекта должен соответствовать следующим требованиям:
а) инвестор инвестиционного проекта либо участники (акционеры), доля которых в уставном капитале инвестора инвестиционного проекта составляет 10 и более процентов, либо единоличный исполнительный орган инвестора инвестиционного проекта и (или) его заместители, а также привлекаемые к реализации проекта подрядчики имеют опыт реализации инвестиционных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость и обеспечению достижения запланированных показателей экономической эффективности;
б) у инвестора инвестиционного проекта отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) в отношении инвестора инвестиционного проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
7. Инвестор инвестиционного проекта представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти следующие документы:
а) бизнес-план, финансово-экономическая модель инвестиционного проекта, справка-обоснование по объектам инфраструктуры (при условии, что инвестор инвестиционного проекта претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций и субсидий в объекты инфраструктуры);
б) заключение, подтверждающее обоснованность расчетов бизнес-плана и финансово-экономической модели, содержащее оценку рисков инвестиционного проекта и его бюджетной эффективности.
Заключение, предусмотренное подпунктом "б" настоящего пункта, должно быть подготовлено банком в случае принятия таким банком решения о кредитовании инвестора инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта. В случае если на момент подачи документов на рассмотрение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в отношении инвестиционного проекта таким банком не принято решение о кредитовании инвестора инвестиционного проекта в размере не менее 20 процентов общей величины частных инвестиций инвестиционного проекта, то заключение представляется уполномоченным финансовым консультантом или Фондом. Уполномоченный финансовый консультант должен соответствовать не менее чем одному из следующих критериев:
уполномоченный финансовый консультант по числу и (или) объему заключенных сделок по сопровождению проектного финансирования за предшествующий год должен входить в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов таких международных агентств и печатных изданий, как "Диалоджик" (Dealogic) и "Прожект Финанс Мегазин" (Project Finance Magazine);
наличие опыта работы в качестве финансового консультанта по проектам в сфере транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и промышленной инфраструктуры стоимостью не менее 5 млрд. рублей каждый в течение 3 предшествующих лет (в том числе в качестве исполнителя);
наличие сделок проектного финансирования с суммой кредита не менее 2,5 млрд. рублей каждая, по которым уполномоченный финансовый консультант выступал в качестве кредитора или финансового консультанта по привлечению проектного финансирования и которые достигли финансового закрытия в течение последних 12 месяцев, количество их составило не менее 2, а за последние 36 месяцев - не менее 6;
уполномоченный финансовый консультант по числу и (или) объему заключенных сделок по сопровождению проектного финансирования за предшествующий год должен входить в рейтинг 10 крупнейших финансовых консультантов рейтинговых агентств, аккредитованных Министерством финансов Российской Федерации;
в) обоснование бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционного проекта (паспорт инвестиционного проекта) по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (при условии, что инвестор инвестиционного проекта претендует на оказание государственной поддержки в форме бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры);
г) расчет сметной стоимости объектов инфраструктуры;
д) письменная гарантия инвестора инвестиционного проекта о готовности подписания инвестиционного соглашения;
е) документальное подтверждение со стороны соинвестора (соинвесторов) инвестиционного проекта и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли полной стоимости инвестиционного проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами инвестора инвестиционного проекта.
Документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" настоящего пункта, представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в одном экземпляре на бумажном носителе и в одном экземпляре на электронном носителе, за исключением финансово-экономической модели инвестиционного проекта, которая представляется в одном экземпляре на электронном носителе.
III. Отбор инвестиционных проектов
8. Отбор инвестиционных проектов осуществляется по следующим критериям:
а) отношение объема частных инвестиций к объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
б) отношение объема осуществленных частных инвестиций к объему планируемых частных инвестиций, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
в) отношение объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период реализации инвестиционного проекта в течение 10 лет после проведения отбора к объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию инвестиционного проекта, приведенных к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов;
г) добавленная стоимость, приведенная к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования, которая будет создана за второй год после выхода инвестиционного проекта на проектную мощность. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов.
9. Отбор инвестиционных проектов включает следующие этапы:
а) определение значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев, предусмотренных пунктом 8 настоящей методики;
б) нормирование значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей методики;
в) расчет средневзвешенной величины - итогового балла каждого из инвестиционных проектов по формуле, предусмотренной пунктом 11 настоящей методики;
г) ранжирование инвестиционных проектов по величине итогового балла.
10. Нормирование значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев проводится в следующем порядке:
а) по каждому из критериев в качестве нормативного значения принимается максимальное значение показателя критерия среди рассматриваемых инвестиционных проектов (в выборку включаются инвестиционные проекты, принимающие участие в отборе в течение всего периода с начала первого отбора);
б) значение показателя инвестиционного проекта по критерию определяется как отношение значения показателя инвестиционного проекта по критерию к нормативному значению критерия.
11. Расчет средневзвешенной величины - итогового балла i-го инвестиционного проекта () определяется по формуле:
,
где:
- значение н-ного критерия отбора для i-го инвестиционного проекта;
- максимальное значение н-ного критерия отбора для всех инвестиционных проектов, участвующих в отборе;
- удельный вес н-ного критерия отбора;
н - номер критерия;
Н - количество критериев.
12. Ранжирование инвестиционных проектов по величине итогового балла осуществляется путем присваивания порядкового номера в порядке убывания значений итогового балла инвестиционного проекта.
13. По результатам ранжирования инвестиционных проектов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти представляет для рассмотрения и согласования подкомиссией по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (далее - подкомиссия) сформированный проект перечня инвестиционных проектов с обосновывающими материалами по каждому из них.
14. Подкомиссия осуществляет рассмотрение и согласование каждого из представленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти инвестиционных проектов.
Решением подкомиссии к итоговому баллу i-го инвестиционного проекта могут быть применены поправочные коэффициенты (приоритетности отрасли (вида экономической деятельности) и (приоритетности территории), максимальное значение каждого из которых равно 2.
15. По рассмотренным и согласованным подкомиссией инвестиционным проектам (с учетом коэффициентов и , а также предельных объемов бюджетного финансирования) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти подготавливается проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставление субсидий юридическим лицам, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, а также технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям предусматриваются в рамках государственной программы.
16. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерную форму инвестиционного соглашения между инвестором инвестиционного проекта, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и ответственным исполнителем.
17. В инвестиционное соглашение могут включаться дополнительные целевые показатели инвестиционного проекта по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
IV. Порядок признания приоритетными инвестиционных
проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего
Востока и Байкальского региона, в целях их финансирования
за счет средств Фонда
18. Фондом осуществляются отбор инвестиционных проектов в целях финансирования за счет средств Фонда их подготовки и реализации, участие в таких инвестиционных проектах и управление такими инвестиционными проектами.
19. Прошедшие отбор инвестиционные проекты направляются Фондом для рассмотрения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, если соответствуют следующим критериям:
а) цели инвестиционного проекта соответствуют целям документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, Дальнего Востока или Байкальского региона и (или) инвестиционный проект направлен на развитие транспортной, энергетической и промышленной инфраструктуры;
б) производство товаров, работ и (или) оказание услуг в результате реализации инвестиционного проекта осуществляются в субъектах Российской Федерации, расположенных на территориях Дальнего Востока или Байкальского региона;
в) чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта больше либо равна нулю;
г) общая стоимость инвестиционного проекта более 250 миллионов рублей;
д) максимизация отношения объема частных инвестиций при реализации инвестиционного проекта и (или) взаимосвязанных инвестиционных проектов к объему инвестиций Фонда.
20. Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти бизнес-план, финансово-экономическую модель инвестиционного проекта, соответствующие методическим рекомендациям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и иные материалы, подтверждающие соответствие инвестиционного проекта Фонда критериям, установленным пунктом 19 настоящей методики.
21. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает документы, представленные Фондом, и принимает решение о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта критериям, установленным пунктом 19 настоящей методики. Мотивированное решение уполномоченного органа направляется в Фонд не позднее 15 рабочих дней со дня представления Фондом документов, указанных в пункте 20 настоящей методики.
22. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит инвестиционный проект, представленный Фондом, на рассмотрение подкомиссии с приложением документов, указанных в пункте 20 настоящей методики, а также представляет свое заключение о соответствии инвестиционного проекта критериям, установленным пунктом 19 настоящей методики.
23. Подкомиссия рассматривает внесенный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти инвестиционный проект, представленный Фондом, и принимает решение о признании его приоритетным в целях финансирования за счет средств Фонда или об отказе в таком признании.
24. Инвестиционный проект, включенный в перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, признается приоритетным в целях финансирования за счет средств Фонда, при этом порядок, предусмотренный настоящим разделом, в отношении таких инвестиционных проектов не применяется.
V. Порядок отбора инвестиционных проектов, планируемых
к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского
региона, в целях их включения в государственную программу
и оказания государственной поддержки
25. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, в целях их включения в государственную программу и оказания государственной поддержки (далее - отбор для государственной программы).
26. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок опубликования информации о проведении отбора для государственной программы, а также методические рекомендации по порядку оформления и подачи документов, указанных в пункте 29 настоящей методики.
27. К отбору для государственной программы допускаются инвестиционные проекты, соответствующие следующим требованиям:
а) производство товаров, работ и (или) оказание услуг в результате реализации инвестиционного проекта осуществляется в субъектах Российской Федерации, расположенных на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона;
б) сумма частных инвестиций в рамках реализации инвестиционного проекта составляет не менее 50 млн. рублей;
в) чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта больше либо равна нулю;
г) для реализации инвестиционного проекта инвестору не требуется предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, предусмотренных государственной программой.
28. На инвесторов инвестиционных проектов распространяются требования, установленные подпунктами "б" и "в" пункта 6 настоящей методики.
29. Инвестор инвестиционного проекта представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти бизнес-план, финансово-экономическую модель инвестиционного проекта и заключение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 7 настоящей методики.
Указанные документы представляются в одном экземпляре на бумажном носителе и в одном экземпляре на электронном носителе, за исключением финансово-экономической модели инвестиционного проекта, которая представляется в одном экземпляре на электронном носителе.
30. Отбор для государственной программы осуществляется по следующим критериям:
а) объем частных инвестиций, приведенный к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
б) количество рабочих мест, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта. Удельный вес этого критерия составляет 15 процентов;
в) объем поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в период реализации инвестиционного проекта в течение 10 лет после проведения отбора, приведенный к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов;
г) добавленная стоимость, приведенная к моменту отбора инвестиционного проекта путем дисконтирования, которая будет создана за второй год после выхода инвестиционного проекта на проектную мощность. Удельный вес этого критерия составляет 35 процентов.
31. Отбор для государственной программы включает следующие этапы:
а) определение значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев, предусмотренных пунктом 30 настоящей методики;
б) нормирование значений показателей инвестиционных проектов по каждому из критериев в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей методики;
в) расчет средневзвешенной величины - итогового балла каждого из инвестиционных проектов по формуле, предусмотренной пунктом 11 настоящей методики;
г) ранжирование инвестиционных проектов по величине итогового балла в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей методики.
32. По результатам ранжирования инвестиционных проектов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти представляет для рассмотрения и согласования подкомиссией сформированный проект перечня инвестиционных проектов с обосновывающими материалами по каждому из них.
33. Подкомиссия осуществляет рассмотрение и согласование каждого из представленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти инвестиционных проектов.
34. Согласованные подкомиссией инвестиционные проекты включаются в перечень инвестиционных проектов, предусмотренный абзацем первым пункта 15 настоящей методики, а основные показатели их реализации отражаются в составе показателей (индикаторов) государственной программы.
35. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заключает с инвесторами согласованных подкомиссией инвестиционных проектов инвестиционные соглашения.
Типовая форма инвестиционного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
36. По согласованным подкомиссией инвестиционным проектам уполномоченный федеральный орган исполнительной власти может при необходимости разрабатывать и представлять на утверждение подкомиссии планы мероприятий ("дорожные карты") по поддержке и содействию реализации таких инвестиционных проектов.