Постановление Минтруда РФ от 23.10.2003 N 73
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2003 г. N 73
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ
ВРЕМЕНИ НА РАБОТЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения, разработанные Управлением нормативов по труду ФГУП "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2. Установить, что утвержденные настоящим Постановлением Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения, рекомендуются для определения численности специалистов, занятых назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК
НОРМЫ
ВРЕМЕНИ НА РАБОТЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И ВЫПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения, утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2003 г. N 73. Нормы времени разработаны Управлением нормативов по труду ФГУП "НИИ труда и социального страхования" при участии муниципальных органов социальной защиты населения Российской Федерации.
Нормы времени содержат установленные затраты рабочего времени по каждому виду работ, выполняемых специалистами, занятыми назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Нормы времени рекомендуются для определения и обоснования численности специалистов, занятых назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения, разработаны коллективом авторов в составе: к.э.н. Н.А. Софинского, к.э.н. М.Е. Кириченко, Ю.Ю. Джатдоевой, Л.М. Апухтиной, В.В. Фадеевой; Минтруд России: Е.И. Куприянова, Н.Ю. Щечилина.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Нормы времени на работы по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемые органами социальной защиты населения (далее - нормы времени), предназначены для расчета трудоемкости работ, установления нормированных заданий, а также для определения численности специалистов, занятых назначением и выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Нормы времени учитывают процедуры назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, - пособия по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячного пособия на ребенка (далее - государственные пособия) и компенсационной выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (далее - компенсационная выплата).
1.2. В основу разработки норм времени положены:
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; N 48, ст. 4566; 1996, N 26, ст. 3028; N 49, ст. 5489; 1997, N 1, ст. 3; 1998, N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3812; 1999, N 29, ст. 3692; 2000, N 29, ст. 3002; N 33, ст. 3348; 2001, N 23, ст. 2284, ст. 2285; N 53, ч. I, ст. 5017; 2002, N 30, ст. 3033);
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 37, ст. 3628; 1996, N 6, ст. 568; N 38, ст. 4434; 1997, N 8, ст. 950; N 36, ст. 4174; 1999, N 47, ст. 5705; 2000, N 19, ст. 2092; 2001, N 1, ч. II, ст. 130; 2002, N 7, ст. 698);
Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1096 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 41, ст. 4920; 2000, N 19, ст. 2091);
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1089 "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 36, ст. 4174);
Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 589; 2001, N 7, ст. 629; 2003, N 16, ст. 1508);
Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст. 3035);.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3167; 2002, N 10, ст. 998; 2003, N 7, ст. 650);
результаты анализа исследования затрат времени на работы по назначению и выплате государственных пособий и компенсационной выплаты, выполняемые в органах социальной защиты населения, и факторы, влияющие на затраты времени;
данные обобщения, изучения и оценки различных нормативных методических документов, относящихся к назначению и выплате государственных пособий и компенсационной выплаты;
фотографии (самофотографии) рабочего времени, моментные и хронометражные наблюдения;
результаты анализа трудовых процессов, действующей документации и организации рабочих мест.
1.3. Нормами времени охвачены основные направления деятельности органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий и компенсационной выплаты (назначение государственных пособий и компенсационной выплаты; ведение личных дел и лицевых счетов получателей государственных пособий и компенсационной выплаты; бухгалтерский учет и отчетность по выплате государственных пособий и компенсационной выплаты; контроль за правильностью назначения и выплаты государственных пособий и компенсационной выплаты).
1.4. Нормы времени установлены в часах на принятую единицу измерения объема работы: один комплект документов, одна проверка, одно личное дело и др.
1.5. В нормах времени учтено время на работы по обслуживанию рабочего места, отдых и личные потребности специалиста в размере 5% от общего рабочего времени специалиста (оперативного времени).
1.6. Время планируемой продолжительности командировок (включая местные командировки) на год при расчете численности персонала добавляется к суммарным нормативным затратам времени на объем работ по назначению и выплате государственных пособий и компенсационной выплаты, выполняемых специалистом органа социальной защиты населения за год.
1.7. На работы, не предусмотренные настоящими нормами времени, а также при внедрении в органах социальной защиты населения более совершенной организации труда, рекомендуется разрабатывать местные нормы времени, вводимые в установленном порядке.
1.8. Пример расчета нормативной численности специалистов органов социальной защиты населения, занятых назначением и выплатой государственных пособий и компенсационной выплаты, предусмотрен в приложении к настоящим нормам времени.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
2.1. Деятельность специалистов органов социальной защиты населения, занятых назначением и выплатой государственных пособий и компенсационной выплаты, регламентируется должностными инструкциями.
2.2. Организационно-техническими условиями труда являются:
рациональная организация рабочих мест специалистов;
своевременное получение специалистами необходимой информации;
соблюдение специалистами рационального режима труда и отдыха.
2.3. Рабочее место оснащается столом с расположенными слева выдвижными ящиками. Столы следует располагать перпендикулярно к окну, при этом лучшим положением считается, когда окно расположено слева.
На рабочем столе размещаются минимально необходимое количество документов, связанных с оперативной работой специалиста, перекидной календарь, средства оргтехники, канцелярские принадлежности.
Все необходимые для работы предметы должны иметь определенное место. Чем чаще используется в работе какой-либо предмет, тем ближе к работающему специалисту он должен располагаться.
Телефонный аппарат и ПЭВМ должны находиться в зоне рабочего места специалиста на столе-приставке. Если телефонным аппаратом пользуются несколько специалистов, то он устанавливается стационарно в специально отведенном месте.
Наиболее удобными для оборудования рабочего места являются стулья с металлической основой и подъемно-поворотным механизмом. Для опоры ног применяются подставки.
Для хранения документов и справочной литературы, необходимых для работы специалиста, рекомендуется шкаф или стеллаж.
2.4. Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.
Специалистам, выполняющим работу на ПЭВМ, рекомендуется руководствоваться Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. N 14.
3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Назначение государственных пособий
и компенсационной выплаты
Таблица 1
3.2. Выплата и учет операций по выплате пособия
по беременности и родам; единовременного пособия женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности; единовременного пособия при рождении
ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
ежемесячного пособия на ребенка, компенсационная выплата
женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет
Таблица 2
3.3. Контроль за правильностью назначения и выплаты
государственных пособий и компенсационной выплаты
Таблица 3
3.4. Массовый перерасчет ежемесячного пособия
на период отпуска по уходу за ребенком до достижения
им возраста полутора лет; компенсационной выплаты женщинам,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения
им возраста трех лет, ежемесячного пособия на ребенка
Таблица 4
3.5. Планирование и организация работ по назначению
и выплате государственных пособий и компенсационной выплаты
Таблица 5
3.6. Информационное обеспечение
Таблица 6
3.7. Консультативно-правовая работа по обеспечению
назначения и выплаты государственных пособий
и компенсационной выплаты
Таблица 7
3.8. Справочно-архивное обеспечение назначения и выплаты
государственных пособий и компенсационной выплаты
Таблица 8
Приложение
к Нормам времени на работы
по назначению и выплате
государственных пособий гражданам,
имеющим детей, выполняемые
органами социальной защиты
населения, утвержденным
Постановлением Минтруда России
от 23 октября 2003 г. N 73
ПРИМЕР
РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ НАЗНАЧЕНИЕМ
И ВЫПЛАТОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ
И КОМПЕНСАЦИОННОЙ ВЫПЛАТЫ
Расчет нормативной численности специалистов, необходимой для выполнения работ по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, выполняемых в органах социальной защиты населения, осуществляется по формуле:
Нормативные затраты времени на определенный вид работ рассчитываются по формуле:
Диапазон изменений от 1 до i - это количество нормируемых операций в определенном виде работ.
Таблица 9
Нормативные затраты времени на объем работ за год составляют:
Нормативная численность работников составляет: