Постановление Минтруда РФ от 29.04.2003 N 23
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2003 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПОДГОТОВКИ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КВОТЫ НА ВЫДАЧУ ИНОСТРАННЫМ
ГРАЖДАНАМ ПРИГЛАШЕНИЙ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4394) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
Приложение
к Постановлению Министерства
труда и социального развития
Российской Федерации
от 29 апреля 2003 г. N 23
ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КВОТЫ НА ВЫДАЧУ ИНОСТРАННЫМ
ГРАЖДАНАМ ПРИГЛАШЕНИЙ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Настоящий Порядок устанавливает в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2002 г. N 782 "Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" механизм подготовки и рассмотрения предложений по определению вышеуказанной квоты.
I. Подготовка органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации предложений
по определению квоты на выдачу иностранным гражданам
приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях
осуществления трудовой деятельности
1. В целях организации работы по подготовке предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (далее - квота) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создается Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников или определяется уполномоченный орган управления (далее - Межведомственная комиссия), осуществляющая координацию данной работы.
2. Межведомственная комиссия ежегодно информирует соответствующую региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, региональные объединения работодателей, отраслевые подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления о начале работы по подготовке предложений по определению квоты.
С целью информирования работодателей, заказчиков работ (услуг), иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели <*>), Межведомственная комиссия, региональные объединения работодателей, органы местного самоуправления освещают в средствах массовой информации порядок проведения работы по подготовке предложений по определению квоты.
--------------------------------
<*> В качестве работодателя может выступать как российское, так и иностранное физическое или юридическое лицо.
3. Работодатели, предусматривающие в предстоящем году привлечение иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности (далее - иностранные работники), подготавливают и представляют ежегодно, до 1 июня, в Межведомственную комиссию заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и вновь создаваемых рабочих мест за счет привлечения иностранных работников (далее - заявки работодателей) в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.
4. Заявки работодателей направляются Межведомственной комиссией на рассмотрение в соответствующие структурные подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в территориальный орган МВД России и территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения.
5. Соответствующие структурные подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривают в пределах своей компетенции заявки работодателей с учетом:
прогноза демографической ситуации;
перспектив изменения численности занятых в экономике субъекта Российской Федерации, в том числе по отраслям экономики;
перспектив развития городов и районов, отраслей экономики субъекта Российской Федерации в целом, а также градообразующих предприятий и малого бизнеса;
предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития;
ожидаемого высвобождения работников;
дополнительной потребности экономики субъекта Российской Федерации в рабочей силе в целом, по отраслям экономики, городам и районам с учетом соответствующих социально-экономических условий, способствующих развитию производства и реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, а также внедрения прогрессивных зарубежных технологий;
наличия свободных рабочих мест и вакансий по соответствующим отраслям экономики;
анализа спроса и предложения рабочей силы по профессиям, городам, районам (неудовлетворенный спрос работодателей и избыточное предложение рабочей силы);
прогноза общей численности безработных граждан;
ожидаемого количества выпускников из профессиональных образовательных учреждений по профессиям, специальностям, по которым работодатели предполагают привлечение иностранных работников;
возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри данного субъекта Российской Федерации, а также из других субъектов Российской Федерации;
сложившихся тенденций в привлечении и использовании иностранных работников, в том числе из государств Ближнего и Дальнего зарубежья;
динамики отношения численности иностранных работников к общей численности занятых в экономике субъекта Российской Федерации в целом, а также по отраслям экономики и к общей численности безработных граждан в году, следующему за текущим, а также по сравнению с годом, предшествующим текущему, и текущим годом;
возможности субъекта Российской Федерации по обустройству привлекаемых иностранных граждан.
По итогам рассмотрения заявок работодателей соответствующими структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Межведомственную комиссию представляется заключение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников и предложения по определению квоты.
6. Территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения рассматривает поступившие из Межведомственной комиссии заявки работодателей на основе анализа:
наличия вакансий и свободных рабочих мест в целом по субъекту Российской Федерации, в отраслях экономики и населенных пунктах, где предполагается привлечение иностранных работников;
числа и доли длительно не заполняемых вакансий и свободных рабочих мест в их общем числе;
наличия заявок от работодателей на заполнение вакансий и свободных рабочих мест, на которые предусматривается трудоустройство иностранных работников, в центрах занятости населения соответствующего субъекта Российской Федерации, общероссийском банке данных вакансий, а также длительности и причин незаполнения этих вакансий, в том числе и безработными гражданами;
наличия возможностей переобучения и повышения квалификации безработных граждан для трудоустройства на рабочие места, где предполагается использование труда иностранных работников;
численности зарегистрированных безработных граждан, имеющих профессии, специальности, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
доли длительно безработных граждан в общей численности безработных;
уровня напряженности на региональном рынке труда на одну заявленную вакансию по конкретной профессии (специальности) для выявления профессий (специальностей), по которым необходимо ограничить привлечение иностранной рабочей силы;
возможности привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
По итогам рассмотрения заявок работодателей в Межведомственную комиссию представляются предложения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранной рабочей силы и по определению квоты.
7. Территориальный орган МВД России рассматривает поступившие из Межведомственной комиссии заявки работодателей с учетом имеющейся у него дополнительной информации о:
выполнении установленной квоты в текущем году;
сложившихся тенденциях в привлечении и использовании иностранных работников;
государствах, из которых предусматривается привлечение иностранных работников;
численности иностранных работников, которые продолжат работу в субъекте Российской Федерации в предстоящем году на основании заключенных трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (услуг);
международных соглашениях, предусматривающих привлечение в Российскую Федерацию иностранных работников;
миграционных трудовых потоках, в том числе иностранных граждан.
По итогам рассмотрения заявок работодателей в Межведомственную комиссию представляются предложения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников и по определению квоты.
8. Межведомственная комиссия рассматривает на своем заседании с учетом мнения объединений работодателей, объединений профсоюзов, осуществляющих свою деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации, предложения о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов привлечения иностранных работников и по определению квоты и принимает соответствующее решение.
Предложения по предусматриваемым объемам привлечения иностранных работников и определению квоты формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда и демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также возможностей субъекта Российской Федерации по обустройству иностранных работников.
При определении предусматриваемых объемов привлечения иностранных работников и размера квоты необходимо учитывать возможность:
удовлетворения спроса на рабочую силу за счет местных трудовых ресурсов, в том числе выпускников профессиональных образовательных учреждений;
подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям, специальностям, по которым предполагается привлечение и использование иностранных работников;
привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
В квоту включаются и иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию, в том числе и на сезонные работы.
Квота на предстоящий год не распространяется на иностранных работников, временно пребывающих в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности в рамках квоты текущего года, а также иностранных граждан из государств - участников СНГ (кроме Грузии и Туркменистана), с которыми у Российской Федерации на основе международных договоров установлен безвизовый порядок въезда-выезда.
9. Межведомственная комиссия направляет принятые предложения о целесообразных объемах привлечения иностранных работников и определении квоты на рассмотрение и утверждение руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
10. Ежегодно, до 1 августа, Межведомственная комиссия представляет за подписью руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Минтруд России предложения по определению квоты на следующий год с ее обоснованием в соответствии с приложениями N 2 - 5 к настоящему Порядку.
II. Рассмотрение Минтрудом России предложений
субъектов Российской Федерации по определению квоты
11. Минтруд России ежегодно, до 1 сентября, рассматривает представленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по определению квоты на следующий год с учетом ситуации на российском рынке труда, демографической ситуации, принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
12. При рассмотрении предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению на следующий год квоты Минтруд России использует:
показатели отношения численности планируемых к привлечению иностранных работников к численности населения, численности занятого населения, общей численности безработных граждан субъекта Российской Федерации;
динамику изменения квоты в предстоящем году по сравнению с текущим годом;
показатели напряженности на рынке труда по субъектам Российской Федерации.
В случае, если в отдельных субъектах Российской Федерации предусматривается резкое увеличение численности иностранных работников, привлекаемых в соответствии с квотой, Минтруд России может запросить у соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительную информацию для подготовки предложений по определению их квоты.
13. Квота по Российской Федерации в целом формируется как сумма квот по субъектам Российской Федерации и устанавливается на календарный год в абсолютных величинах для Российской Федерации в целом и отдельно для каждого субъекта Российской Федерации.
14. В целях возможности осуществления корректировки устанавливаемой квоты по предложениям субъектов Российской Федерации в соответствии с их обоснованными заявками Минтруд России совместно с МВД России и Минэкономразвития России с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, возможностей реализации инвестиционных проектов с зарубежными инвестициями или с их участием предусматривает установление резерва квоты на уровне Российской Федерации, который составляет не более 10% от предложенной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации квоты.
15. На основе обобщения и анализа предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно Минтруд России совместно с МВД России и Минэкономразвития России подготавливает проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении на предстоящий год общероссийской квоты и вносит его в сентябре месяце на рассмотрение Правительственной комиссии по миграционной политике.
При подготовке указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации проводятся консультации с общероссийскими объединениями профсоюзов, представляющих интересы соответствующих категорий работников.
После обсуждения на заседании Правительственной комиссии по миграционной политике доработанный проект постановления согласовывается в установленном порядке с МВД России и Минэкономразвития России и до 15 октября вносится в Правительство Российской Федерации.
16. Минтруд России совместно с МВД России и Минэкономразвития России ежегодно, до 1 декабря, распределяет утвержденную Правительством Российской Федерации общероссийскую квоту по субъектам Российской Федерации и до 15 декабря доводит ее до их сведения.
III. Взаимосогласованное перераспределение квоты
по субъектам Российской Федерации
17. В случае необходимости Минтруд России совместно с МВД России и Минэкономразвития России по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляет взаимосогласованное перераспределение квоты по субъектам Российской Федерации с учетом предусмотренного ее резерва.
18. В случае, если предложения по увеличению размера квоты превышают предусмотренный резерв, Минтруд России совместно с МВД России и Минэкономразвития России вносит на рассмотрение Правительственной комиссии по миграционной политике предложения по изменению установленного размера квоты и проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
19. МВД России, территориальные органы МВД России, Минтруд России и территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения ежеквартально анализируют информацию о прибытии иностранных граждан к месту работы и об их убытии с места работы и учитывают ее при рассмотрении предложений об установлении квоты и ее корректировке.
IV. Информационное обеспечение подготовки
и рассмотрения предложений по определению квоты
20. В целях информационного обеспечения механизма определения квоты и осуществления контроля за ее выполнением Минтруд России создает банк данных работодателей, использующих иностранных работников.
21. Банк данных работодателей, использующих иностранных работников, создается на основе обобщения территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заявок работодателей.
22. Ежегодно, до 1 октября, обобщенные территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заявки работодателей.
23. Минтруд России использует банк данных работодателей, использующих иностранных работников, для анализа хода выполнения квоты (проведения мониторинга выполнения установленной квоты), а также при рассмотрении предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении размера квоты на предстоящий год.
24. Территориальные органы государственной статистики обеспечивают территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения необходимой для анализа ситуации на рынке труда статистической информацией, разрабатываемой в рамках Федеральной программы статистических работ.
25. МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ведут учет иностранных работников, временно пребывающих в Российской Федерации, и представляют информацию в территориальные органы Минтруда России по вопросам занятости населения о прибытии иностранных граждан к месту работы и об их убытии с места работы.
Приложение N 1
к Порядку подготовки
и рассмотрения предложений
по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам
приглашений на въезд
в Российскую Федерацию
в целях осуществления
трудовой деятельности,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 29 апреля 2003 г. N 23
ЗАЯВКА
О ПОТРЕБНОСТИ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ
ВАКАНТНЫХ И ВНОВЬ СОЗДАВАЕМЫХ РАБОЧИХ МЕСТ ЗА СЧЕТ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ НА 200_ ГОД
Приложение N 2
к Порядку подготовки
и рассмотрения предложений
по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам
приглашений на въезд
в Российскую Федерацию
в целях осуществления
трудовой деятельности,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 29 апреля 2003 г. N 23
--------------------------------
<*> Иностранным работникам из данных стран требуется оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Приложение N 3
к Порядку подготовки
и рассмотрения предложений
по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам
приглашений на въезд
в Российскую Федерацию
в целях осуществления
трудовой деятельности,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 29 апреля 2003 г. N 23
--------------------------------
<*> ИР - иностранные работники.
Приложение N 4
к Порядку подготовки
и рассмотрения предложений
по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам
приглашений на въезд
в Российскую Федерацию
в целях осуществления
трудовой деятельности,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 29 апреля 2003 г. N 23
Приложение N 5
к Порядку подготовки
и рассмотрения предложений
по определению квоты на выдачу
иностранным гражданам
приглашений на въезд
в Российскую Федерацию
в целях осуществления
трудовой деятельности,
утвержденному Постановлением
Минтруда России
от 29 апреля 2003 г. N 23
Справочно:
численность иностранных работников на 1 июня _____ человек ____% от общей численности занятых в экономике субъекта Российской Федерации;
численность иностранных работников, которые продолжат работу в следующем году в рамках ранее заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров, _____ человек.