"Межотраслевые нормы выработки и времени на вывозку леса автомобилями-лесовозами"
Утверждены
Постановлением Минтруда России
от 27 января 1995 г. N 5
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ
НА ВЫВОЗКУ ЛЕСА АВТОМОБИЛЯМИ-ЛЕСОВОЗАМИ
Нормы выработки и времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду и утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 27 января 1995 г. N 5.
Сборник содержит нормы выработки и времени на вывозку древесины хвойных, мягколиственных и твердолиственных пород автопоездами грузоподъемностью: до 8 т, 8,1 - 12 т, 12,1 - 16 т, 16,1 - 20 т, свыше 20 т (в т.ч. автомобилями ЗИЛ, Урал, МАЗ, КамАЗ, КРАЗ, Комацу-Ниссан, Мицубиси) по различным видам дорог в зависимости от расстояния вывозки по магистралям и усам.
Нормы предназначены для нормирования труда водителей автомобилей, занятых на вывозке древесины, и рекомендуются для применения на всех предприятиях, подразделениях, входящих в состав предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Межотраслевые нормы выработки и времени на вывозку леса автомобилями-лесовозами предназначены для нормирования труда водителей автомобилей, занятых вывозкой древесины автомобилями с прицепами-роспусками.
1.2. В основу разработки сборника положены следующие материалы:
- единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы издания 1989 года;
- технические характеристики машин и механизмов;
- результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
- данные технических расчетов;
- "Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденное Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 г. N 255/16;
- "Руководящие указания по проектированию автомобильного транспорта предприятий лесного хозяйства" (ВН10-82 Гослесхоз СССР) издания 1986 г.
1.3. Настоящие нормы разработаны с учетом:
- рациональной организации вывозки древесины;
- максимального использования грузоподъемности подвижного состава;
- различных дорожных условий эксплуатации автомобилей;
- соблюдения Правил дорожного движения, Правил техники безопасности и Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и прицепов-роспусков.
1.4. Нормы выработки установлены на машино-смену при продолжительности смены 7 часов. При пятидневной рабочей неделе нормы выработки устанавливаются на принятую продолжительность рабочего дня исходя из приведенных в настоящем сборнике норм времени. Нормы времени приведены в человеко-часах на 10 куб. м вывезенной древесины.
1.5. В настоящих нормах учтено время на подготовительно-заключительную работу - 36 мин., личные потребности - 10 мин., прохождение предрейсового медицинского осмотра - 4 мин. на смену.
1.6. Нормами предусмотрено выполнение в полном объеме работ по ежесменному техническому обслуживанию.
1.7. В нормах предусматривается выполнение всех работ в соответствии с действующими инструкциями и правилами по технике безопасности, промышленной санитарии и противопожарной технике.
1.8. Приведенные в сборнике пределы числовых показателей, в которых указано "до", следует понимать включительно.
1.9. В сборнике предусмотрены нормы на вывозку автомобилями с прицепами-роспусками хлыстов (сортиментов - средней длины, длинномера) хвойных (кроме лиственницы) и мягколиственных пород. При вывозке деревьев данные нормы выработки применяются с поправочным коэффициентом 0,85. При вывозке древесины твердолиственных пород, лиственницы к настоящим нормам выработки применяется поправочный коэффициент 0,83.
1.10. При применении норм выработки и времени необходимо относить:
к группе хвойных и мягколиственных пород - сосну, кедр, ель, пихту, осину, тополь, иву, липу, ольху, березу;
к группе твердолиственных пород - дуб, бук, граб, вяз, ясень, клен, ильм, лиственницу.
1.11. Настоящие нормы предусматривают расстояние нулевого пробега до 10 км.
1.12. Нормы дифференцированы в зависимости от вида лесовозных автомобильных дорог:
Ледяная - толщина ледяного слоя должна быть не менее 5 см. При вывозке леса по ледяным дорогам должны предусматриваться тормозные средства (деревянные колодки, замки, песок, лебедки, вороты).
Улучшенные снежные - дороги с уплотненным накатанным снежным полотном (толщина уплотненного снежного покрова не должна превышать 15 - 20 см).
Снежные - дорожные полосы должны быть расчищены от деревьев, кустарника, пней, отдельные ямы засыпаны. Для обеспечения промерзания грунта и уплотнения последующего снежного покрова (после промерзания грунта) производится расчистка первого снега.
Лежневые - лежневое покрытие полотна применяется с использованием готовых сборных щитовых конструкций в неблагоприятных грунтовых условиях при отсутствии в районе строительства гравийных и других каменных материалов и нецелесообразности, невозможности стабилизации грунтов обработкой вяжущими материалами. Элементы лежневой дороги рекомендуется антисептировать. Движение по лежневым дорогам назначается только в бесснежный период.
Грунтовые улучшенные - грунт земляного полотна усилен скелетными добавками и приведен к составу, отвечающему принципу плотной смеси (оптимально песчано-глинистая смесь) или в увеличении связности частиц (для песчаных грунтов). В качестве скелетных добавок применяются гравий или щебень, в качестве улучшающих добавок - песок, глина или суглинок, торф. Грунтовые улучшенные покрытия применяются преимущественно на дорогах с небольшой интенсивностью движения и при благоприятных гидрогеологических условиях.
Грунтовые естественные.
Асфальтобетонные.
Колейно-железобетонные.
Гравийные с укрепленным покрытием - дорожные покрытия представляют грунтово-гравийную смесь, содержащую 40% гравийных частиц. Гравийные дорожные покрытия устраиваются путем россыпи гравийного материала непосредственно на земляное полотно с последующим его уплотнением. Грунтово-щебеночное покрытие устраивается его уплотнением. Грунтово-щебеночное покрытие устраивается по принципу плотной смеси, с количеством щебеночных частиц более 40%. По принципу плотных смесей, аналогично гравийному покрытию, могут выполняться покрытия из грунтощебня, из доменных шлаков, из древесины.
1.13. Нормы выработки на вывозке древесины в осенне-весенний периоды (распутица) применяются с поправочным коэффициентом 0,86. При вывозке древесины по городским дорогам или через населенные пункты нормы выработки устанавливаются с учетом поправочного коэффициента 1,29 к нормам выработки на вывозку древесины по естественным грунтовым дорогам.
1.14. При вывозке леса по смешанным дорогам норма выработки устанавливается по средневзвешенной норме в зависимости от вида дорог.
1.15. Настоящие нормы выработки и времени даны в зависимости от грузоподъемности автопоезда. Состав автопоездов, на которые рассчитаны нормы, приведен в Приложении. При использовании на вывозке леса новых марок машин и механизмов, не предусмотренных в Приложении сборника, применяются нормы по грузоподъемности данного автопоезда.
1.16. До введения настоящих норм необходимо привести организационно-технические условия на предприятиях в соответствие с условиями, запроектированными в нормах, и осуществить производственный инструктаж рабочих.
2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормы выработки и времени на вывозку леса.
Содержание работ: установка автопоезда под погрузку и выгрузку, открытие и закрытие стоек, ожидание погрузки и выгрузки, контроль за погрузкой и выгрузкой, увязка и развязка воза, движение автопоезда с грузом и порожняком, пробег от гаража до лесовозной дороги и от нижнего склада до гаража (нулевой пробег), ежесменное техническое обслуживание машин, получение и сдача путевого листа и товаротранспортных документов, прохождение предрейсового медицинского осмотра.
Исполнитель: водитель автомобиля.
Таблица 2.1
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: ледяная
Таблица 2.2
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: улучшенная снежная
Таблица 2.3
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: снежная
Таблица 2.4
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: лежневая, улучшенная грунтовая
Таблица 2.5
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: грунтовая естественная
Таблица 2.6
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: асфальтобетонная
Вид усов: снежные, с лежневым, щитовым и железобетонным покрытием
Таблица 2.7
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: асфальтобетонная
Вид усов: грунтовые естественные
Таблица 2.8
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: колейная железобетонная
Вид усов: снежные, с лежневым, щитовым и железобетонным покрытием
Таблица 2.9
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: колейная железобетонная
Вид усов: грунтовые естественные
Таблица 2.10
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: гравийная с укрепленным покрытием
Вид усов: снежные, с лежневым, щитовым и железобетонным покрытием
Таблица 2.11
Нормы выработки в куб. м, нормы времени в чел.-ч на 10 куб. м
Вид дороги: гравийная с укрепленным покрытием
Вид усов: грунтовые естественные
Приложение
СОСТАВ АВТОПОЕЗДОВ, НА КОТОРЫЕ РАССЧИТАНЫ НОРМЫ