Постановление Госгортехнадзора РФ от 19.01.1998 N 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 1998 г. N 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ -
ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
Госгортехнадзор России постановляет:
Утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Первый заместитель Начальника
Госгортехнадзора России
Е.А.МАЛОВ
СПРАВКА О ПРОЕКТЕ ИНСТРУКЦИИ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
В течение 1997 года специалистами ГИАПа совместно со специалистами Госгортехнадзора России и предприятий - изготовителей капролактама была переработана Инструкция по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Необходимость переработки Инструкции по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама была вызвана прежде всего тем, что за последние годы произошли значительные изменения условий железнодорожных перевозок опасных грузов, изменились и организационно - правовые отношения между поставщиками и потребителями жидкого капролактама. Введены в действие Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50, в которых нашли отражение современные требования к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом. Вагоностроительным заводом АО "Азовмаш" (г. Мариуполь, Украина) налажен серийный выпуск новой модели вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама с улучшенными технико - экономическими показателями, внесен ряд изменений в серийное производство вагона - цистерны для перевозки жидкого капролактама модели 15-1552, существенно влияющие на безопасность перевозки.
Учитывая проблемы, возникающие в процессе перевозки жидкого капролактама железнодорожным транспортом, в переработанную Инструкцию были включены новые разделы: "Надзор, техническое освидетельствование и ремонт цистерн" и "Локализация аварийных ситуаций и ликвидация их последствий при транспортировке цистерн с жидким капролактамом по железной дороге".
Проект новой Инструкции рассылался на отзыв заинтересованным предприятиям и скорректирован с учетом их замечаний и предложений.
Проект Инструкции был рассмотрен отделом по надзору на железнодорожном транспорте, Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, Управлением по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, Техническим управлением. Высказанные в ходе рассмотрения замечания и предложения были учтены в окончательной редакции.
Отдел по надзору на железнодорожном транспорте и Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности просят утвердить Инструкцию по безопасной эксплуатации железнодорожных вагонов - цистерн для перевозки жидкого капролактама.
Начальник отдела по надзору
на железнодорожном транспорте
В.С.КРУТЯКОВ
Начальник Управления по надзору
в химической, нефтехимической
и нефтеперерабатывающей
промышленности
А.А.ШАТАЛОВ
Утверждена
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 19 января 1998 г. N 3
ИНСТРУКЦИЯ
ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
ВАГОНОВ - ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО
КАПРОЛАКТАМА
РД 03-184-98
Разработана Научно - исследовательским и проектным институтом азотной промышленности и продуктов органического синтеза (ОАО "ГИАП") с участием изготовителя цистерн (АО "Азовмаш") и с учетом предложений предприятий и организаций промышленности минудобрений и химических волокон.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает требования к безопасности при организации и осуществлении работ по заполнению железнодорожных вагонов - цистерн (далее по тексту - цистерн) жидким капролактамом предприятием - поставщиком при перевозке этого продукта по железной дороге и по сливу его предприятием - потребителем.
1.2. Настоящая Инструкция обязательна для всех организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей (независимо от форм собственности и организационно - правовой формы), расположенных на территории России, которые осуществляют налив и слив железнодорожных цистерн жидким капролактамом (предприятия - поставщики и предприятия - потребители), являются владельцами цистерн, грузоотправителями, грузополучателями, а также осуществляют транспортно - экспедиционное обслуживание.
1.3. Настоящая Инструкция распространяется на подготовку и выполнение операций налива, слива, перевозки жидкого капролактама в специализированных железнодорожных цистернах, а также на техническую документацию, регламентирующую проведение этих операций.
Инструкция не распространяется на обслуживание экипажного оборудования цистерны и элементов ее крепления к раме.
1.4. Все операции по транспортированию жидкого капролактама должны производиться с учетом технических требований, установленных ГОСТ 7850-86. Капролактам. Технические условия с изменениями N 1 от 27.10.89, N 2 от 03.03.92, N 3 от 21.10.94 и ГОСТ ЭД1 7850-86. Капролактам. Технические условия.
1.5. Организация перевозок цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, изготовление, ремонт и эксплуатация цистерн для перевозки жидкого капролактама должны осуществляться в соответствии с настоящей Инструкцией, Правилами перевозок грузов, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также нормативно - технической документацией МПС и Госгортехнадзора России, регламентирующей перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.
1.6. Операции слива (налива) жидкого капролактама должны проводиться в соответствии с производственными инструкциями, разработанными на основе действующей нормативно - технической документации, технологического регламента сливо - наливного цеха (пункта), технической документации завода - изготовителя цистерн и настоящей Инструкции.
1.7. Цистерны для перевозки жидкого капролактама должны быть приписаны к станциям слива (налива).
1.8. Должностные лица, ответственные за исправное состояние и безопасный слив и налив цистерн, а также ответственные по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерн, должны назначаться из числа руководящих работников и специалистов, прошедших проверку знаний в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 19.05.93 N 11.
1.8. Права и обязанности ответственных лиц определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЦИСТЕРНАМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
2.1. Жидкий капролактам должен перевозиться по железной дороге только в специализированных цистернах модели 15-1441, модели 15-1552 и модели ЖАЦ-44, переоборудованной под перевозку капролактама.
Перевозка любых других грузов в этих цистернах запрещается.
2.2. Цистерны, используемые для перевозки жидкого капролактама, должны соответствовать следующим основным требованиям:
котел цистерны, ее рабочее и конструктивное оборудование должны удовлетворять требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Госгортехнадзором России 18.04.95, Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, Правил перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС, изд. 1976 года);
котел цистерны, нагревательные устройства, арматура и другие элементы конструкции, соприкасающиеся с капролактамом, должны быть изготовлены из нержавеющей стали, марка которой определяется в соответствии с ГОСТ 5632-72 и указывается в проекте и технической документацией завода - изготовителя;
конструкция цистерны должна обеспечивать возможность создания "азотной подушки", т.е. атмосферы инертного газа - азота особой чистоты (содержание кислорода в азоте не более 0,0005% об.), отвечающего требованиям ГОСТ 9293-74. Азот газообразный и жидкий. Технические условия (с Изменениями N 1 от 28.12.79, N 2 от 27.09.85 и N 3 от 03.04.91);
должна быть обеспечена возможность полного слива капролактама путем передавливания его азотом с давлением до 0,2 МПа (2 кгс / кв. см);
должна быть обеспечена герметичность цистерны для поддержания избыточного давления азота на всем пути следования цистерны (как наполненной, так и опорожненной) и исключения утечек капролактама;
цистерна должна иметь устройство для разогрева капролактама в стационарных условиях и эффективную тепловую изоляцию;
все штуцера и арматура цистерны, предназначенные для подключения ее к коммуникациям, должны иметь стандартные фланцы. Присоединительные размеры аналогичных фланцев у всех цистерн должны быть одинаковыми.
2.3. Цистерны должны иметь соответствующую отличительную окраску котла, знаки опасности, а также трафареты о наименовании груза, станции и дороги приписки. Порядок окраски цистерн, нанесения на них знаков опасности, трафаретов и пр. устанавливается в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка и Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полувагонах (раздел 41 Правил перевозок грузов МПС).
2.4. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, на цистерну после выдачи разрешения на ее эксплуатацию должны быть нанесены регистрационный номер, разрешенное давление, число, месяц и год следующего наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.
2.5. До начала эксплуатации цистерна должна быть зарегистрирована в органах Госгортехнадзора как сосуд, работающий под давлением.
2.6. При передаче цистерны новому владельцу (арендатору) она должна быть снята с учета в региональном органе Госгортехнадзора и передана вместе с паспортом новому владельцу (арендатору), который должен ее зарегистрировать до начала эксплуатации в органе Госгортехнадзора по месту нахождения нового владельца (арендатора).
3. ПОДГОТОВКА ЦИСТЕРН К ОПЕРАЦИЯМ
НАЛИВА ИЛИ СЛИВА КАПРОЛАКТАМА
3.1. Поверхность кожуха изоляции цистерны, рама и другие наружные устройства цистерны, прибывшей на предприятие по железной дороге, должны быть тщательно очищены (отмыты) от грязи и пыли, после чего цистерна подвергается техническому осмотру.
3.2. Технический осмотр прибывшей цистерны осуществляется в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными инструкциями по эксплуатации каждой модели цистерн (документация завода - изготовителя). При этом:
3.2.1. Лицо, ответственное за исправное состояние цистерн и их безопасную эксплуатацию, перед каждым наливом (сливом) должно проверять: соблюдение сроков ремонта и технического освидетельствования цистерны; соответствие и состояние окраски, надписей и трафаретов; исправность крепления крышки арматурного люка, арматуры, отсутствие механических повреждений предохранительных клапанов; отсутствие видимых повреждений кожуха изоляции котла; наличие пломб, заглушек, величину остаточного давления азота; наличие и содержание сопроводительных документов; отсутствие постороннего продукта.
3.2.2. Техническое обслуживание, осмотр и определение пригодности экипажной части цистерны (колесных пар, буксовых узлов, рамы вагона, тормозных и ударно - тяговых устройств и др.) проводятся работниками вагонного хозяйства железной дороги.
3.3. Результаты технического осмотра заносятся должностным лицом, ответственным за исправное состояние цистерн, в специальный журнал, листы которого пронумерованы и прошнурованы.
3.4. Выявленные при техническом осмотре дефекты и неисправности цистерны должны быть полностью устранены владельцем цистерны до налива капролактама и отправки цистерны предприятию - потребителю.
При обнаружении в цистерне постороннего продукта предприятие - поставщик должен предварительно определить его состав, а также произвести его удаление и промывку котла конденсатом водяного пара с последующей осушкой подогретым воздухом до температуры стенок котла около 65° C.
3.5. При обнаружении предприятием - потребителем в прибывшей цистерне постороннего продукта или дефектов, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию цистерны, предприятие - потребитель должен известить об этом предприятие - поставщика и владельца цистерны. Предприятие - поставщик обязан дать необходимые указания и, при необходимости, командировать специалистов.
3.6. В прибывшей по железной дороге цистерне должно быть остаточное давление азота не менее 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см).
3.7. Контрольный замер давления азота в прибывшей цистерне предприятие - поставщик или предприятие - потребитель производят при помощи манометра, стационарно установленного на цеховой линии подачи азота особой чистоты в цистерну (после последнего запорного вентиля) при подключении цистерны.
3.8. Температуру капролактама в цистерне при наливе допускается принимать равной температуре в хранилище, из которого капролактам заливается в цистерну.
3.9. Предприятие - потребитель замеряет температуру жидкого капролактама в каждой цистерне переносной термопарой при опускании ее в установленные на цистерне термокарманы (на трех уровнях).
3.10. Уровень капролактама в цистерне замеряется опусканием в резервный штуцер штокметра по ГОСТ 18987-73 (в токе выходящего из цистерны азота).
3.11. Для проверки качества жидкого капролактама проба в количестве не менее одного литра отбирается через пробоотборник (кран), находящийся на линии слива капролактама из цистерны, или из средней части цистерны через специальный пробоотборник, установленный в арматурном люке.
3.12. Для отбора проб жидкого капролактама должна применяться специально подготовленная тара - снабженные плотными крышками бидоны из нержавеющей стали или эмалированные (с гарантией целостности эмалевого покрытия), стеклянные или фарфоровые банки.
Тара для анализа должна быть тщательно очищена и промыта горячей водой, затем бидистиллятом просушена, продута и заполнена азотом, содержащим не более 0,0005% об. кислорода, закрыта в среде азота плотной крышкой и обернута полиэтиленовой пленкой.
После наполнения тару закрыть крышкой, плотно обернуть горловину и крышку полиэтиленовой пленкой; наклеить на тару этикетку с указанием наименования предприятия - изготовителя капролактама, наименования продукта, номера партии, даты изготовления и даты отбора пробы продукта, после чего немедленно передать пробу на анализ в лабораторию.
3.13. До присоединения сливо - наливных коммуникаций к цистерне следует осмотреть рукава и другие элементы сливо - наливных трубопроводов, обнаруженные дефекты должны быть устранены.
3.14. Для слива (налива) капролактама применяются металлорукава из нержавеющей стали тип 4655А по ОСТ 1.03.662, для подачи теплоносителя и азота - резиновые рукава.
3.15. Перед каждым разогревом цистерны перед наливом ее нагревательные устройства должны быть опрессованы азотом с давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см) без заметного снижения давления в течение 20 минут.
При обнаружении пропуска в каком-либо элементе системы обогрева он должен быть отключен. Разогрев цистерны в этом случае производится с помощью других (исправных) нагревательных элементов. При обнаружении пропуска в обогревающей рубашке сливного сифона, слив капролактама производится через съемный сифон.
3.16. Разогрев цистерны до температуры 80 - 85° C летом и 85 - 90° C зимой осуществляется путем подачи в ее нагревательные устройства горячей воды или насыщенного водяного пара.
Давление и температура теплоносителя не должны превышать рабочие параметры нагревательных устройств, установленные паспортом цистерны, и требований сохранения качества продукта.
3.17. После разогрева цистерны и отключения подачи теплоносителя нагревательные элементы должны быть освобождены от воды продувкой до полного удаления из них влаги.
4. НАЛИВ КАПРОЛАКТАМА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ
4.1. До начала заполнения капролактамом цистерна должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.
4.2. Разогретая цистерна заполняется азотом особой чистоты до содержания кислорода в котле цистерны не более 0,0005% об.
Содержание кислорода в азоте определяется по ГОСТ 9293-74 лабораторией.
4.3. Наливаемый в цистерну капролактам должен иметь температуру не ниже 80° C и не выше 95° C.
Запрещается перелив цистерны. В случае перелива цистерны излишки капролактама должны быть удалены.
4.4. Масса капролактама, налитого в цистерну, не должна превышать грузоподъемности цистерны.
4.5. Количество капролактама, залитого в цистерну, определяется взвешиванием ее на вагонных весах или замером уровня согласно пункта 3.10 настоящих Правил.
Уровень капролактама переводится в весовые единицы по калибровочным таблицам (справочное Приложение 3) с учетом плотности капролактама (справочное Приложение 1).
4.7. После замера уровня и взятия пробы капролактама на анализ давление в котле цистерны подачей азота особой чистоты поднимается до 0,15 МПа (1,5 кгс/кв. см), с которым она отправляется потребителю.
4.8. На арматуру цистерны, подготовленной к отправке, должны быть установлены заглушки на давление не ниже 0,2 МПа (2,0 кгс/см), поставляемые заводом - изготовителем цистерны с комплектом сливо - наливной арматуры. Затем фланцевые соединения проверяют на плотность заливом арматурного люка водой.
Плотность признается удовлетворительной, если количество всплывающих в залитом водой люке пузырьков газа не превышает в течение одной минуты 30 штук.
По окончании проверки вода из арматурного люка должна быть полностью удалена.
4.9. Каждая цистерна при отправке потребителю сопровождается документом, удостоверяющим качество капролактама.
Документ заполняется и подписывается начальником смены цеха (пункта) налива и должен содержать:
наименование предприятия - изготовителя и его товарный знак;
наименование продукта, сорт;
масса нетто;
номер партии или номер цистерны, индекс производства;
условия заполнения цистерны жидким капролактамом (давление азота, содержание в нем кислорода, температура продукта при заполнении);
дату изготовления;
показатели качества капролактама по проведенным испытаниям.
Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны. Затем арматурный люк закрывается и пломбируется.
5. СЛИВ КАПРОЛАКТАМА ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН
5.1. Прибывшая по железной дороге цистерна с жидким капролактамом до опорожнения предприятием - потребителем должна пройти полный цикл подготовки в соответствии с требованиями раздела 3 и пункта 8.12 настоящей Инструкции.
5.2. Слив капролактама из цистерны предприятие - потребитель производит выдавливанием продукта азотом особой чистоты, содержащим не более 0,0005% об. кислорода и имеющим давление не более 0,2 МПа (2 кгс/кв. см).
5.3. Если температура капролактама в цистерне, поступившей для слива, ниже 75° C, цистерна должна быть разогрета в соответствии с пунктами 3.15, 3.16 настоящей Инструкции.
5.4. Время на разогрев капролактама и слив его из цистерны в теплое время года не должно превышать 13 часов, в холодное время года (средняя температура суток ниже 0° C) - 20 часов.
5.5. Предприятие - потребитель должно обеспечить полноту слива капролактама из цистерны.
5.6. После слива капролактама подготовленная к возврату предприятию - поставщику цистерна должна иметь давление азота не менее 0,05 МПа ( 0,5 кгс/кв. см) с учетом выполнения требований пункта 3.6 настоящей Инструкции.
5.7. Давление и чистота азота при отправке цистерны, а также запись о полноте слива капролактама указываются в документе, сопровождающем порожнюю цистерну при ее доставке предприятию - поставщику. Документ составляется и подписывается начальником смены цеха (подразделения) слива капролактама.
Этот документ упаковывается в полиэтиленовый пакет, который вкладывается в арматурный люк цистерны, после чего он закрывается и пломбируется.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ЦИСТЕРН
С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
6.1. Организация перевозки цистерн с жидким капролактамом по железной дороге, а также требования безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций при перевозке цистерн с жидким капролактамом устанавливаются Правилами перевозок грузов МПС (Сборник правил, изд. 1976 г.), Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными МПС СССР 10.12.83, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, и другими нормативно - техническими документами Госгортехнадзора России и МПС России, регламентирующими перевозки опасных грузов наливом в цистернах по железной дороге.
6.2. Взаимоотношения между железной дорогой и предприятиями - поставщиками, потребителями, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами цистерн осуществляются в соответствии с требованиями Устава железных дорог, Инструкцией о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижных составов предприятий и организаций независимо от их подведомственности и форм собственности (Инструкция N ЦД/76, утвержденная МПС 22.09.92), а также соответствующими разделами Правил перевозок грузов.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И РЕМОНТ ЦИСТЕРН
7.1. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить содержание цистерны, ее рабочего и конструктивного оборудования в исправном состоянии и безопасные условия их работы.
7.2. Организация контроля за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией, права и обязанности лиц, ответственных за контроль технического состояния и эксплуатацию цистерн, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию цистерн, должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
7.3. Технические освидетельствования должны проводиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях - внеочередному техническому освидетельствованию.
Внеочередное техническое освидетельствование цистерн должно быть проведено в следующих случаях:
после схода цистерны с рельсов, повреждения котла цистерны вследствие аварийных происшествий и инцидентов;
после ремонта или реконструкции котла цистерны с применением сварки или пайки элементов, работающих под давлением;
если котел цистерны был демонтирован и установлен на новую раму;
по предписанию органов Госгортехнадзора России или ответственного работника по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией цистерны или владельца цистерны.
7.4. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны обеспечить проведение текущего и плановых ремонтов котлов, конструктивного и рабочего оборудования в объеме и в сроки, предусмотренные для каждой модели цистерны предприятием - изготовителем в их паспортах и инструкциях по эксплуатации или нормативно - технической документацией МПС России и Госгортехнадзора России.
7.5. Владельцы (арендаторы) цистерн обязаны вести учет осмотров, ревизий, ремонтов, гидравлических испытаний котлов, рабочего и конструктивного оборудования в ремонтных журналах.
Сведения о ремонте и проверке качества, замене рабочего и конструктивного оборудования должны заноситься в паспорт цистерн. Акты на ревизию, ремонт и регулировку предохранительных клапанов должны храниться с паспортами на предохранительные клапаны.
7.6. Ремонт котлов цистерн, конструктивного и рабочего оборудования должен производиться организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.
Ремонт с применением сварки котлов должен производиться по технологии, разработанной предприятием - изготовителем или другой организацией, имеющей разрешения (лицензии) Госгортехнадзора на выполнение такого вида работ.
7.7. Запрещается использование для перевозки капролактама, цистерн, у которых до срока плановых ремонтов осталось менее 15 суток.
Запрещается использование для перевозки капролактама вагонов - цистерн, выработавших нормативные сроки эксплуатации, установленные предприятием - изготовителем цистерн или соответствующей нормативно - технической документацией.
Разрешение на дальнейшую эксплуатацию может быть выдано совместно МПС России и Госгортехнадзором России после выполнения плановых ремонтных работ и при наличии заключения о возможности продолжения эксплуатации вагонов - цистерн, выданного экспертной организацией, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России.
7.8. Производство ремонтных работ производится по наряду - допуску установленной формы.
8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ СЛИВА - НАЛИВА
ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
8.1. Требования техники безопасности и промышленной санитарии при проведении операций слива (налива) жидкого капролактама устанавливаются настоящей Инструкцией, технологическим регламентом, производственными инструкциями и соответствующими разделами Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
8.2. Оборудование и сооружения сливо - наливных эстакад должны постоянно поддерживаться в исправном состоянии и иметь:
твердые, ровные, стойкие против проливов капролактама и горячей воды покрытия с уклоном не более 5° C, а также лестницы, мостки, трапы, которые зимой должны быть очищены от снега и льда и, при необходимости, посыпаны песком;
заземление трубопроводов и металлоконструкций сливо - наливной эстакады;
достаточную освещенность в темное время суток;
аптечку и средства первой помощи;
средства индивидуальной защиты;
средства пожаротушения.
8.3. Трубопроводы, по которым производится подача жидкого капролактама, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".
8.4. Все выявленные неисправности оборудования и коммуникаций должны быть устранены до начала работ по сливу (наливу) капролактама. При этом ремонтные работы с применением открытого огня или работы, при которых возможно искрообразование, должны проводиться в соответствии с требованиями Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрыво - пожароопасных объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 07.05.74.
8.5. Порядок подготовки, обучения, инструктажа, проверки знаний и допуска к работе персонала цеха (пункта) слива - налива жидкого капролактама определяется требованиями ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ и действующим законодательством.
8.6. Все работающие на сливо - наливном пункте должны:
знать и соблюдать правила и приемы безопасного ведения операций слива - налива;
знать отличительные признаки и основные свойства капролактама и азота;
знать об опасности их воздействия на организм человека;
знать местонахождение средств индивидуальной защиты, средств локализации аварийных ситуаций и уметь ими пользоваться;
знать устройство, правила обращения и уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты и первичными средствами пожаротушения;
уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
8.7. Персонал сливо - наливного пункта должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и индивидуальными предохранительными (защитными) приспособлениями в зависимости от характера и условий выполняемых работ в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.
Кроме этого, на сливо - наливном пункте или подразделении предприятия, к которому относится сливо - наливной пункт, должен храниться аварийный запас спецодежды, спецобуви, противогазов и других предохранительных приспособлений в расчете на смену с наибольшей численностью работающих.
Ответственность за обеспечение работающих исправными защитными и аварийно - спасательными средствами, за своевременную их замену несут руководящие работники и специалисты, непосредственно руководящие работой сливо - наливного цеха (пункта), что определяется должностными инструкциями.
8.8. Спецодежда и спецобувь должна соответствовать действующим ГОСТ или ТУ и быть пригодной по размерам.
8.9. Запрещается допуск персонала к исполнению обязанностей без соответствующей спецодежды, необходимых предохранительных приспособлений, противогазов марки А или БКФ в исправном состоянии.
8.10. Наличие индивидуальных средств защиты должно ежедневно проверяться сменным мастером (начальником смены) сливо - наливного пункта.
Периодическая проверка технического состояния противогазов проводится газоспасательной службой (отрядом) предприятия, на котором расположен сливо - наливной пункт.
8.12. При проведении подготовительных и сливо - наливных операций необходимо выполнение следующих требований:
8.12.2. Цистерны должны быть надежно сцеплены и закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь слива (налива) другого подвижного состава, а при невозможности перевода стрелок в такое положение должны предусматриваться другие технические мероприятия, исключающие такую возможность.
8.12.3. При сливе - наливе капролактама цистерна должна быть заземлена.
8.12.4. Запрещается производить налив (слив) капролактама во время грозы.
8.12.4. Лица, не имеющие отношения к обслуживанию цистерн, не должны находиться в зоне проведения работ.
8.12.5. Убедиться в исправности перекидных мостиков на цистерну и ограждения площадки и пр., зимой дополнительно - в отсутствии на них наледи.
8.12.6. На работнике, осуществляющем открытие люка цистерны и обслуживание арматуры, расположенной на нем, должен быть монтажный пояс, закрепленный за металлоконструкции ограждения площадки цистерны.
8.12.7. Крышки арматурного люка цистерны после их открытия должны быть закреплены для исключения их заклинивания и падения.
8.13. Отбор проб для анализов следует производить в противогазе марки А или БКФ и резиновых перчатках, пользоваться только специальными пробоотборниками.
8.14. При замере уровня капролактама в цистерне штокметром следует соблюдать меры предосторожности, связанные с характером воздействия азота на организм человека (по возможности находиться с подветренной стороны, не опускать голову в ток азота, проверить давление струи выходящего из люка азота - слабое и т.п.).
8.15. При проведении внутреннего осмотра котла цистерны, его чистке и промывке, ремонтных работ в котле цистерны должны выполняться требования Типовой инструкции по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденной Госгортехнадзором, а также требования по технике безопасности, изложенные в отраслевых правилах и производственных инструкциях.
8.16. Запрещается проведение любых ремонтных работ (снятие арматуры, замена прокладок, подтягивание болтов и других резьбовых соединений и др.) на цистерне и коммуникациях, находящихся под давлением.
8.17. Запрещается устранение любых утечек через находящееся под давлением разъемное соединение или уплотнение путем их дополнительной затяжки в процессе выполнения работ.
О выявленных нарушениях должно быть сообщено старшему по смене.
8.18. При обнаружении при внешнем осмотре утечки сливщик - наливщик должен немедленно сообщить об этом старшему по смене и действовать в соответствии с требованиями рабочей инструкции.
Должны быть приняты меры по сливу продукта из поврежденной цистерны в имеющиеся свободные емкости или цистерны, приняты меры по недопущению попадания продукта в канализацию и его уборке.
8.19. Запрещается эксплуатация цистерн, если: истек срок очередного технического освидетельствования; при освидетельствовании или в процессе эксплуатации цистерны обнаружены дефекты, снижающие ее надежность и безопасность; требуется проведение плановых видов ремонта; истек срок эксплуатации.
9. ЛОКАЛИЗАЦИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ
ЦИСТЕРН С ЖИДКИМ КАПРОЛАКТАМОМ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
9.1. При возникновении аварийных ситуаций на сливо - наливном пункте или на территории, на которой он расположен, следует действовать по плану локализации аварийных ситуаций, разработанному в соответствии с Временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико - технологических объектах, утвержденными Госпроматомнадзором СССР 05.07.90.
9.2. При возникновении пожара, тепловое воздействие которого может привести к опасному нагреву цистерны, необходимо перевезти ее в безопасное место, а при невозможности перевозки принять меры по исключению перегрева поверхности цистерны.
9.3. Загорание капролактама гасить тонкораспыленной водой или воздушно - механической пеной.
9.4. В случае возникновения аварийной ситуации с цистерной, заполненной жидким капролактамом, при перевозке ее по железной дороге персонал дороги действует в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (аварийная карточка N 48).
9.5. При необходимости участия в ликвидации аварийной ситуации специалистов предприятия - поставщика или предприятия - получателя жидкого капролактама или применения каких-либо специальных средств, которыми они располагают, таковые должны быть направлены на место аварии немедленно по получении требования железной дороги об этом и таким видом транспорта, который обеспечит их прибытие на место в кратчайшие сроки.
9.6. Предприятия - поставщики (потребитель) должны иметь бригады, укомплектованные квалифицированными специалистами и рабочими, обученными способам и мерам ликвидации аварий при перевозке капролактама в железнодорожных цистернах.
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЦИСТЕРН
10.1. Лица, допустившие нарушение (несоблюдение) настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Приложение 1
Справочное
ОСНОВНЫЕ ФИЗИКО - ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАПРОЛАКТАМА
1. Капролактам.
Горючее белое кристаллическое вещество, очень гигроскопичен; в твердом виде хорошо смачивается водой.
В расплавленном виде - бесцветная жидкость.
Капролактам растворим в воде, бензоле, этаноле, хлороформе.
Растворимость в воде при 0° C - 525 граммов в 100 граммах воды.
Температуры, °C:
плавления - 69 - 71;
кипения - 262,5;
вспышки - 135;
самовоспламенения - 400.
Нижний концентрационный предел распространения пламени аэровзвеси (предел воспламенения, предел взрываемости, предел зажигания) - 43 г/куб. м
Максимальное давление взрыва - 730 кПа.
Минимальное взрывоопасное содержание кислорода (МВСК) - 12% об.
Теплота сгорания - 29750 кДж/кг (7100 ккал/кг).
ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ:
Относительная плотность паров капролактама к плотности воздуха - 3,8.
Теплота плавления - 142,35 кДж/кг.
Теплоемкость жидкого капролактама в интервале температур 70 - 90° C - 2,847 кДж/кг К.
Теплопроводность при температуре 80° C - 0,152 Вт/м К.
Вязкость в зависимости от температуры, кв. м/с:
Коэффициент теплоотдачи от расплавленного капролактама к стенке котла - 93,04 Вт/кв. м К.
Коэффициент объемного расширения расплавленного капролактама - 0,00076 1/К.
Давление насыщенных паров капролактама в зависимости от температуры, кПа:
По степени воздействия на организм человека капролактам относится к вредным веществам 3 класса опасности по ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно - гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
Предельно допустимая концентрация аэрозоля в воздухе рабочей зоны - 10 мг/куб. м.
При попадании на кожу может вызвать дерматит, при попадании в организм вызывает судороги, изменения внутренних органов и расстройство нервной системы.
При горении капролактама выделяется обильный дым, содержащий вредные вещества: оксид азота, аммиак, оксид углерода.
По физико - химическим показателям капролактам должен соответствовать требованиям ГОСТ 7850-86 (с Изменениями N 1, 2, 3 и экспортным дополнением ГОСТ ЭД-1 7850-86).
Приложение 3
Справочное
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1552.00.000
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
1441.00.000
ПОИНТЕРВАЛЬНАЯ КАЛИБРОВКА КОТЛА ЦИСТЕРНЫ
ЖАЦ-44
Приложение 4
Справочное
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИСТЕРН
ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО КАПРОЛАКТАМА
--------------------------------
<*> Цистерна ЖАЦ-44 выполняется по проектам 1576.00.000 и СБ ООА-1, конструктивными отличиями которых является количество люков: три - по проекту СБ ООА-1 и два - по проекту 1576.00.000.
Для перевозки капролактама цистерна ЖАЦ-44 должна быть реконструирована (рис. 5, 6, 8, 9).
<**> Рисунки не приводятся.
Цистерны изготавливаются в исполнении "V", категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69.
Способ загрузки (разгрузки) продукта - закрытый верхний без доступа кислорода.