"Временный Порядок обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет"
Утверждаю
Заместитель Руководителя
ФНС России
Д.А.ЧУШКИН
27.01.2006
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
УСЛУГ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ И ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
1. Общие положения
1.1. Настоящий "Временный порядок обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет" (далее - Порядок) определяет общие принципы предоставления информационных услуг в условиях информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет.
1.2. Информационные услуги по каналам связи и через Интернет предоставляются налогоплательщикам и/или их уполномоченным представителям в соответствии с настоящим Порядком.
1.3. Данный документ определяет участников информационного обмена, порядок регистрации и подключения налогоплательщиков.
1.4. Обязательным условием предоставления информационных услуг по каналам связи и через Интернет является участие налогоплательщика и/или его уполномоченного представителя в системе представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, Приказами ФНС России от 01.02.2005 N САЭ-3-13/22@, от 08.08.2005 N САЭ-3-13/376@, от 21.11.2005 N САЭ-3-50/595@, и представление указанных документов в сроки, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации.
1.5. Информационные услуги налогоплательщикам и/или их уполномоченным представителям включают автоматизированное предоставление текущей информации о состоянии его расчетов с бюджетами (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях), выписки из карточек расчета с бюджетом, перечня бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.
1.6. Состав информации, формы и форматы документов, предоставляемых налогоплательщикам, определяются Федеральной налоговой службой.
1.7. При предоставлении информационных услуг налогоплательщикам и/или их уполномоченным представителям используются программно-аппаратные средства, соответствующие требованиям Нормативно-методического документа Гостехкомиссии России "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утвержденного Приказом Гостехкомиссии России от 30.08.2002 N 282.
1.8. Информация, которой обмениваются налогоплательщик и налоговый орган при информационном обслуживании налогоплательщиков, должна быть зашифрована с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации (СКЗИ).
СКЗИ должны обеспечивать:
- Шифрование в соответствии с требованиями ГОСТ 28147-89, предъявляемыми к СКЗИ, с использованием технологии сертификатов открытых ключей;
- Аутентификацию с использованием технологии сертификатов открытых ключей.
1.9. Специализированный оператор связи, исполняющий функции удостоверяющего центра, должен предоставлять следующие сертификаты:
- Сертификат налогоплательщика;
- Сертификат Инспекций ФНС России;
- Сертификат управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации;
- Сертификат специализированного оператора связи.
Сертификаты обеспечивают операции шифрования/дешифрования и подписи.
Сертификат является уникальным для каждого клиента и содержит:
- Открытый и закрытый ключ;
- Информацию, позволяющую идентифицировать клиента.
2. Термины и определения
2.1. Участниками информационного обмена являются налоговые органы, специализированные операторы связи, налогоплательщики или уполномоченные представители.
2.2. Специализированный оператор связи (далее - Оператор) - организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в соответствии с Порядком представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2004 N БГ-3-32/169, и Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705. В целях реализации настоящего Порядка Оператор помимо прочих исполняет функции удостоверяющего центра (в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи").
2.3. Пользователь-налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе) или его уполномоченный представитель, подключенный к информационному обслуживанию налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет в соответствии с условиями, определенными настоящим Порядком.
2.4. Средства криптографической защиты информации - СКЗИ (шифровальные средства) - реализующие криптографические алгоритмы преобразования информации: аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, предназначенные для защиты информации (в том числе и входящие в системы, и комплексы защиты информации от несанкционированного доступа), циркулирующей в технических средствах, при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи, включая шифровальную технику;
- аппаратно-программные средства, системы и комплексы защиты от навязывания ложной информации, включая средства имитозащиты и электронной цифровой подписи;
- аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, предназначенные для изготовления и распределения ключевых документов, используемых в шифровальных средствах, независимо от вида носителя ключевой информации;
- ручные шифры, документы кодирования и другие носители ключевой информации.
2.5. Сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе и электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
2.6. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
3. Требования к программно-аппаратным средствам
3.1. Программно-аппаратные средства Пользователя для доступа к информационным услугам по каналам связи и через Интернет должны обеспечивать формирование запросов, а также прием и обработку документов в соответствии с форматом документов информационного обмена, утвержденным Федеральной налоговой службой, и поддерживать регламент информационного обмена в соответствии с настоящим Порядком (раздел 4).
3.2. Использование налоговыми органами программно-аппаратных средств допускается с учетом требований Нормативно-методического документа Гостехкомиссии России "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утвержденного Приказом Гостехкомиссии России от 30.08.2002 N 282.
3.3. Сертифицированные СКЗИ должны быть совместимы с аналогичными средствами, используемыми в территориальных налоговых органах ФНС России.
3.4. Для обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками при предоставлении информационных услуг по каналам связи и через Интернет должны применяться те же СКЗИ, которые используются налогоплательщиками при представлении налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.
3.5. Данные, используемые для формирования ответа на запросы налогоплательщика, должны быть физически отделены от данных, используемых налоговым органом в текущей работе, и должны быть доступны только в режиме "чтения".
4. Регламент информационного обмена
4.1. Предоставление информационных услуг по каналам связи и через Интернет строится по общим принципам, единым для всех налоговых органов на территории Российской Федерации. Предоставление информационных услуг по каналам связи через Интернет осуществляется в двух режимах: режим "on-line" и режим "off-line".
4.2. Порядок регистрации и подключения Пользователей
4.2.1. Для подключения к системе представления информационных услуг по каналам связи и через Интернет налогоплательщики или их уполномоченные представители должны оформить со специализированным оператором связи либо Договор на оказание услуг по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи и предоставлению информационных услуг, либо Дополнительное соглашение на предоставление информационных услуг к Договору на оказание услуг при подключении к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи.
При необходимости налогоплательщик в рамках Договора (Дополнительного соглашения) может приобретать программные средства Пользователя, ключи ЭЦП и сертификаты ключей подписи, услуги по установке необходимых программных средств.
4.2.2. Специализированный оператор связи после выполнения работ по Договору (Дополнительному соглашению) (п. 4.2.1) направляет в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации информацию о налогоплательщике, зарегистрированном в качестве Пользователя, и выданной ему ключевой информации.
4.2.3. Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации на основании информации Специализированного оператора связи обеспечивает в течение 3-х дней подключение Пользователя к информационному обслуживанию в режиме "on-line" или "off-line" соответственно.
4.3. Порядок работы при предоставлении информационных услуг в режиме on-line
4.3.1. Пользователь для получения информационных услуг с помощью стандартной программы доступа в Интернет обращается к Интернет-сайту ФНС России регионального уровня.
4.3.2. Программное обеспечение налогового органа осуществляет аутентификацию Пользователя по предъявленному сертификату и информации о сертификатах, хранящейся в базе данных налогового органа.
4.3.3. В случае успешной аутентификации проводится автоматическая проверка выполнения Пользователем условия по предоставлению в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи за последний налоговый период по всем налогам, по которым у него есть обязанность представлять отчетность. В случае нарушения Пользователю формируется сообщение о невозможности представить информацию до исполнения обязательств по представлению отчетности с указанием конкретных налогов. В случае исполнения Пользователем обязанности по предоставлению в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи Пользователю предоставляется возможность сформировать и отправить запрос. Система в автоматическом режиме обрабатывает запрос и формирует соответствующий ответ, используя информационные ресурсы налогового органа, который возвращается Пользователю.
4.3.4. Налоговый орган обеспечивает протоколирование процесса предоставления информационных услуг Пользователю.
4.4. Утратил силу с 22 июня 2011 года. - Приказ ФНС РФ от 22.06.2011 N ММВ-7-6/381@.
4.5. Действия участников информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет при плановой замене сертификатов ЭЦП, компрометации ключей
4.5.1. Специализированный оператор связи обеспечивает плановую и внеплановую замену ключевой информации Пользователей. Плановая замена ключевой информации производится в установленные сроки. Замена ключевой информации Пользователя по его инициативе является внеплановой заменой. Плановая и внеплановая замена ключевой информации производится в соответствии с требованиями нормативных документов и документации на средства криптографической защиты информации.
4.5.2. Пользователь информационного обслуживания налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет обязан немедленно обратиться к Специализированному оператору связи с заявлением на отзыв сертификата открытого ключа в случае, если ему стало известно о его компрометации.
4.5.3. Специализированный оператор связи обеспечивает отзыв (приостановление действия) сертификата открытого ключа Пользователя информационного обслуживания на основании заявления Пользователя, представленного в электронной или письменной форме. При этом Специализированный оператор связи заносит отозванный (приостановленный) сертификат в список отозванных сертификатов с указанием даты и времени занесения и причины отзыва (признака приостановления), после чего официально уведомляет о факте отзыва (приостановления действия) сертификата открытого ключа его владельца.
4.5.4. Для возобновления работы с системой в случае компрометации ключей Пользователь должен подать заявление на внеплановую замену ключевой информации в электронной или письменной форме (см. п. 4.5.1).
4.6. Прекращение прав доступа к информационному обслуживанию налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет
4.6.1. Прекращение прав доступа к информационному обслуживанию может происходить в следующих случаях:
- по инициативе налогового органа в случае нарушения условий доступа и получения информационных услуг, предусмотренных настоящим Порядком. При этом налоговый орган направляет Специализированному оператору связи уведомление в произвольной форме о прекращении доступа к информационному обслуживанию налогоплательщиков по каналам связи и через Интернет и об отзыве сертификата ключа подписи и расторжении Договора (Дополнительного соглашения) о подключении к информационному обслуживанию. Восстановление права доступа возможно после устранения налогоплательщиком всех нарушений, приведших к прекращению доступа к информационному обслуживанию, в порядке, предусмотренном п. 4.2;
- по инициативе Специализированного оператора связи в случае нарушения условий Договора, в том числе правил использования СКЗИ. При этом Специализированный оператор связи направляет соответствующее уведомление в произвольной форме в налоговый орган;
- по инициативе налогоплательщика путем расторжения Договора (Дополнительного соглашения). При этом Специализированный оператор связи направляет соответствующее уведомление в произвольной форме в налоговый орган.
Начальник
Управления по модернизации
налоговых органов
А.С.САИТОВ
Согласовано
Начальник Управления
информационных технологий
А.Б.ИКОННИКОВ
Начальник
Управления безопасности
В.И.ЛИДОВСКИЙ
И.о. Генерального директора
ФГУП ГНИВЦ ФНС России
И.Н.ЗАДВОРНОВ