"Положение о принятии решения об участии Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банка и утверждении плана ее участия в предупреждении банкротства банка"
Утверждено
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 16 апреля 2009 г. (протокол N 33)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ
"АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ" В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ
БАНКРОТСТВА БАНКА И УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ЕЕ УЧАСТИЯ
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БАНКРОТСТВА БАНКА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о принятии решения об участии Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в предупреждении банкротства банка и утверждении плана ее участия в предупреждении банкротства банка (далее - Положение) устанавливает показатели и признаки, которым должен соответствовать банк для принятия Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (далее - Закон), решения о целесообразности участия в предупреждении его банкротства (далее - Критерии участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства), порядок принятия такого решения, порядок подготовки, утверждения и согласования Плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка (далее - План участия), внесения изменений в План участия, а также порядок завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка.
(пункт изложен в редакции решения Правления Агентства от 22.04.2010, протокол N 30; от 21.03.2013, протокол N 19).
2. КРИТЕРИИ УЧАСТИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БАНКРОТСТВА
2.1. Для принятия Агентством решения об участии в предупреждении банкротства банк должен отвечать следующим основным Критериям участия в предупреждении банкротства:
- размер активов банка, определяемый на момент оценки Агентством его финансового положения в соответствии со ст. 4 Закона, не являющихся обеспечением обязательств банка перед третьими лицами, должен быть не менее размера обязательств банка перед физическими лицами по договорам банковского вклада и банковского счета, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности;
- размер финансовой помощи, предоставляемой Агентством банку в целях предупреждения банкротства, определенный с учетом прогноза движения денежных средств, не превышает максимальный лимит финансовой помощи банку, а также величину обязательств банка. Размер финансовой помощи с учетом прогноза движения денежных средств, а также максимальный лимит финансовой помощи банку определяется в соответствии с "Методикой определения размера финансовой помощи в целях предупреждения банкротства банка", являющейся приложением к Положению.
(пункт изложен в редакции решения Правления Агентства от 22.04.2010, протокол N 30)
2.2. Кроме того, для принятия Агентством решения об участии в предупреждении банкротства банка он должен соответствовать одновременно двум или более из дополнительных Критериев участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства:
2.2.1. Величина остатков денежных средств на счетах (вкладах) физических лиц составляет:
- не менее 4 млрд руб. для банка, зарегистрированного в Москве;
- не менее 1 млрд руб. для банка, зарегистрированного в другом регионе Российской Федерации.
2.2.2. Непринятие мер по предупреждению банкротства может привести к угрозе стабильности банковской системы, выражающейся:
- в существенном изъятии вкладов и депозитов из других кредитных организаций;
- нарушении функционирования финансового рынка или его отдельных сегментов либо ухудшении положения в отраслях экономики Российской Федерации или региона;
- необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты;
- прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением и (или) широким кругом предприятий и организаций.
2.2.3. Банк имеет существенное значение для Российской Федерации и (или) экономического и социального развития региона, ориентирован на преимущественное финансирование реального сектора экономики, в том числе предприятий и акционерных обществ, формирующих значительную доходную часть бюджета региона, имеющих статус стратегических или градообразующих.
2.2.4. Банк имеет разветвленную сеть подразделений, составляющую значительную долю в общем количестве подразделений банков региона и обеспечивающую денежный оборот между регионами, а также между региональными центрами и удаленными районами.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ БАНКА КРИТЕРИЯМ УЧАСТИЯ
В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БАНКРОТСТВА
3.1. Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в предупреждении банкротства банка уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия.
3.2. При поступлении Агентству предложения Банка России об участии в предупреждении банкротства банка Департамент реструктуризации банков Агентства (далее - ДРБ) анализирует информацию, имеющуюся о банке, в том числе документы, поступившие в Агентство вместе с предложением Банка России об участии в предупреждении банкротства банка, а также результаты оценки финансового положения банка, проводимой в соответствии со ст. 4 Закона, на предмет соответствия банка Критериям участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства.
Для определения соответствия банка Критериям участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства могут также использоваться официальные информационные ресурсы Банка России, Федеральной службы государственной статистики, федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. При необходимости Агентство может обратиться в Банк России с запросом о предоставлении дополнительных сведений, необходимых для определения соответствия банка Критериям участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства.
Результаты анализа оформляются в виде заключения о целесообразности участия Агентства в предупреждении банкротства банка (далее - Заключение), которое подписывается директором ДРБ и утверждается заместителем Генерального директора, курирующим ДРБ.
3.3. После утверждения Заключения заместителем Генерального директора Агентства, курирующим ДРБ, вопрос о целесообразности участия Агентства в предупреждении банкротства банка выносится на рассмотрение Правления Агентства.
3.4. О принятом Правлением Агентства решении, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 Закона, уведомляется Банк России.
Ответственным за подготовку и направление соответствующего письма в Банк России является ДРБ.
4. УТВЕРЖДЕНИЕ ПЛАНА УЧАСТИЯ И ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕР
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА БАНКА
4.1. В случае принятия Агентством решения об участии в предупреждении банкротства банка ДРБ подготавливает и представляет на утверждение Правлению Агентства План участия.
Примерная форма Плана участия утверждается Правлением Агентства.
4.2. План участия должен быть утвержден Правлением Агентства и направлен в Банк России для дальнейшего согласования (утверждения) не позднее 10 дней со дня принятия Агентством решения об участии в предупреждении банкротства банка.
Ответственным за направление Плана участия в Банк России является ДРБ. План участия направляется с сопроводительным письмом, подписанным заместителем Генерального директора Агентства, курирующим ДРБ.
4.3. В случае необходимости, в том числе в связи с утверждением плана финансового оздоровления банка (далее - ПФО), а также в связи с выявлением обстоятельств, препятствующих дальнейшему выполнению Плана участия, в План участия могут вноситься изменения.
При выявлении обстоятельств, препятствующих дальнейшему выполнению Плана участия, ДРБ не позднее 10 дней со дня их выявления подготавливает и представляет на рассмотрение Правлению Агентства информацию о наличии таких обстоятельств и необходимости внесения изменений в План участия.
По итогам рассмотрения представленной ДРБ информации Правление Агентства поручает ДРБ подготовить изменения в План участия либо проинформировать Банк России о невозможности выполнения Плана участия.
Подготовленные изменения в План участия должны быть представлены ДРБ на утверждение Правлению Агентства не позднее 30 дней со дня принятия Правлением Агентства решения о необходимости внесения указанных изменений. При наличии объективных причин, не позволяющих подготовить изменения в План участия в течение 30 дней, Правление Агентства вправе продлить срок их подготовки.
В случае принятия Правлением Агентства решения проинформировать Банк России о невозможности выполнения Плана участия ДРБ направляет информацию о невозможности выполнения Плана участия в Банк России.
4.4. ПФО является неотъемлемой частью Плана участия, за исключением случаев, когда Планом участия предусматривается передача имущества и обязательств банка или их части банку-приобретателю (далее - Передача). При осуществлении Передачи, предусмотренной Планом участия, ПФО не составляется.
Примерная форма ПФО утверждается Правлением Агентства.
Проект ПФО подготавливается банком либо банком совместно с инвесторами, признаваемыми таковыми в соответствии с Законом (в случае их привлечения), и направляется в Агентство. При необходимости ДРБ вправе вносить изменения в проект ПФО.
4.5. Изменения в План участия с сопроводительным письмом, подписанным заместителем Генерального директора, курирующим ДРБ, направляются ДРБ в Банк России не позднее 10 дней со дня утверждения таких изменений Правлением Агентства либо не позднее 60 дней со дня согласования (утверждения) Плана участия Банком России, если изменения связаны с утверждением ПФО.
Информация о невозможности выполнения Плана участия, подписанная заместителем Генерального директора, курирующим ДРБ, направляется ДРБ в Банк России не позднее 10 дней со дня принятия Правлением Агентства соответствующего решения.
4.6. После согласования (утверждения) Плана участия Банком России ДРБ организует и обеспечивает выполнение Плана участия, осуществляет контроль за его выполнением банком и инвестором (инвесторами), а также координирует деятельность структурных подразделений Агентства в ходе выполнения Плана участия.
4.7. После окончания срока реализации Плана участия (завершения проведения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Планом участия) ДРБ подготавливает и представляет на утверждение Правлением Агентства отчет о завершении проведения мер по предупреждению банкротства (далее - Отчет о завершении).
Отчет о завершении составляется по форме, предусмотренной Приложением 10 к Методике проверки финансового положения и выполнения плана финансового оздоровления банков, в предупреждении банкротства которых участвует Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов", утвержденной решением Правления Агентства от 15 декабря 2011 года (протокол N 102).
4.7. Отчет о завершении должен быть утвержден Правлением Агентства и направлен Агентством в Банк России для принятия к сведению не позднее 14 дней со дня завершения проведения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Планом участия.
Отчет о завершении направляется ДРБ в Банк России с сопроводительным письмом, подписанным заместителем Генерального директора Агентства, курирующим ДРБ.
(Раздел введен решением Правления Агентства от 21.03.2013, протокол N 19).
Приложение
к Положению о принятии решения
об участии государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
в предупреждении банкротства банка
и формировании Плана ее участия
в предупреждении банкротства банка
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ В ЦЕЛЯХ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА БАНКА
(Приложение изложено в редакции
решения Правления Агентства от 22.04.2010, протокол N 30)
1. Общие положения
1.1. Определение размера финансовой помощи в целях предупреждения банкротства банка (далее - размер финансовой помощи) осуществляется на основании данных, полученных в результате оценки финансового положения банка (далее - оценка), проведенной в соответствии со статьей 4 Закона.
1.2. Определение размера финансовой помощи состоит из следующих этапов:
а) определение максимального лимита финансовой помощи;
б) построение прогноза движения денежных средств.
2. Определение максимального лимита финансовой помощи
2.1. Максимальный лимит финансовой помощи определяется как сумма значений потенциального разрыва (дефицита) ликвидности и дефицита капитала.
2.2. Дефицит ликвидности рассчитывается как превышение размера обязательств (Овт) над ликвидными активами банка (Лат), рассчитанными в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
При расчете дефицита ликвидности необходимо провести следующие корректировки:
2.2.1. Ликвидные активы (Лат) уменьшить:
- на сумму требований по проблемным активам до 30 дней (в случае наличия информации об ожидаемом ухудшении качества активов, которые не были исключены банком из расчета ликвидных активов, как классифицированные в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и Положением Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" в I и II категории качества);
- на сумму 20% обесценения вложений в ценные бумаги, учитываемых по справедливой стоимости (рассчитывается для банков, подверженных фондовому риску, торговый портфель которых превышает 6% активов).
2.2.2. Обязательства банка (Овт) увеличить:
- на сумму вкладов физических лиц со сроком исполнения обязательств свыше 30 дней (с учетом прогноза оттока денежных средств);
- на сумму кредитов (депозитов), по которым, в соответствии с условиями договоров, кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, при наступлении определенных обстоятельств, и которые не были включены банком в расчет Овт (по результатам экспресс-анализа основных долгосрочных договоров).
2.2.3. Рассчитанный дефицит ликвидности увеличить на сумму нетто-привлечения по межбанковскому кредитованию (далее - МБК) до 30 дней (для нетто-заемщиков на рынке межбанковского кредитования).
2.3. Дефицит капитала определяется как разница между требуемым капиталом банка и оценочным.
2.3.1. Требуемый капитал - размер капитала, рассчитываемый как балансовая стоимость активов на дату оценки за вычетом справедливых резервов, то есть резервов фактически сформированных по балансу и резервов, досоздание которых необходимо по результату оценки, при условии доведения значения норматива Н1 до минимально допустимого уровня в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
2.3.2. Оценочный капитал определяется как балансовая стоимость активов за вычетом обязательств, величины фактически созданных резервов и величины резервов, подлежащих досозданию (по профессиональному суждению экспертов Агентства).
3. Прогноз движения денежных средств
3.1. При построении прогноза движения денежных средств используются данные, полученные в результате оценки финансового положения банка, проведенной в соответствии со статьей 4 Закона.
3.2. Построение прогноза движения денежных средств включает следующие этапы:
- построение прогнозного баланса на период оказания финансовой помощи;
- построение прогнозного отчета о прибылях и убытках на период оказания финансовой помощи.
3.3. Построение прогнозного баланса.
Прогнозный баланс банка формируется на основании определения будущих ожидаемых значений статей баланса по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" в соответствии с имеющимися данными об их изменениях в прошлые периоды (далее - экстраполяция) с учетом размещения средств финансовой помощи после погашения банком всех текущих обязательств. Экстраполяция в разрезе статей баланса осуществляется следующим образом:
3.3.1. Высоколиквидные активы, за исключением обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, определяются на основании достаточности для выполнения нормативов ликвидности на протяжении периода прогнозирования;
3.3.2. При расчете обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, в прогнозном периоде используется положение Банка России от 07.08.2009 N 342-П "Об обязательных резервах кредитных организаций";
3.3.3. МБК и прочая ссудная задолженность прогнозируются с учетом фактических данных по состоянию на дату проведения оценки и размещения избыточной ликвидности, сформированной в результате оказания финансовой помощи;
3.3.4. Ссудная задолженность (юридические и физические лица, включая учтенные векселя) прогнозируется путем экстраполяции фактических данных с учетом прогнозируемых темпов прироста кредитного портфеля кредитных организаций в целом по Российской Федерации (источник: Банк России) с корректировкой на инфляционную составляющую в прогнозном периоде;
3.3.5. Портфель ценных бумаг прогнозируется путем экстраполяции фактических данных с учетом макроэкономической ситуации (динамика индексов РТС и ММВБ за последние три месяца) на дату проведения оценки;
3.3.6. Остаточная стоимость основных средств рассчитывается исходя из прогнозных значений амортизации, определенных на уровне фактической эффективной ставки амортизации. Капитальные вложения прогнозируются на уровне амортизационных отчислений текущего года;
3.3.7. Прочие активы прогнозируются исходя из сохранения фактического соотношения ссудной задолженности и требований по уплате процентов с учетом роста ссудной задолженности на протяжении всего периода прогнозирования;
3.3.8. Обязательства перед Банком России прогнозируются на уровне фактических значений по состоянию на дату проведения оценки с учетом имеющейся информации о перспективах их погашения;
3.3.9. Средства клиентов - некредитных организаций прогнозируются путем экстраполяции фактических данных с учетом доступной информации о темпах прироста портфеля депозитов в целом по Российской Федерации (источник: Банк России) с корректировкой на инфляционную составляющую в прогнозном периоде;
3.3.10. Выпущенные долговые обязательства прогнозируются на основании фактического значения с учетом платежного календаря по их погашению на протяжении горизонта прогнозирования;
3.3.11. Резервы по ссудной задолженности прогнозируются с учетом данных, полученных в ходе проведенной оценки относительно резервов, подлежащих досозданию исходя из возможности их поэтапного досоздания на протяжении всего периода прогнозирования;
3.3.12. Собственные средства (капитал) прогнозируются с учетом формирования резервов, а также финансового результата, полученного в соответствии с прогнозным отчетом о прибылях и убытках.
3.4. Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках.
3.4.1. Процентные доходы и расходы формируются путем умножения эффективных средневзвешенных процентных ставок в разрезе групп активов и обязательств на величину соответствующей статьи прогнозного баланса. Эффективные средневзвешенные процентные ставки в разрезе групп активов и обязательств определяются как на основании анализа данных форм 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" и 0409102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации", так и дополнительной информации, предоставленной банком.
3.4.2. Непроцентные доходы и расходы, за исключением амортизации, рассчитываются путем экстраполяции фактического уровня доходов и расходов с использованием индекса потребительских цен.
3.4.3. Административно-хозяйственные расходы рассчитываются исходя из фактического значения на дату проведения оценки.
3.4.4. Налог на прибыль рассчитывается в соответствии с действующим налоговым законодательством.
3.5. Прогноз движения денежных средств первоначально рассчитывается исходя из оказания финансовой помощи в размере, равном ее максимальному лимиту, рассчитанному в соответствии с разделом 2 настоящей методики. В случае существенного превышения прогнозных показателей финансового состояния банка над значениями, установленными федеральными законами и нормативными актами Банка России, размер финансовой помощи корректируется в сторону понижения до достижения приемлемых величин. В случае если при построении прогноза, исходя из оказания финансовой помощи в размере, равном ее максимальному лимиту, рассчитанному в соответствии с разделом 2 настоящей методики, будет установлено, что банк не достигнет значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России, дальнейший расчет не производится.
3.6. Прогноз движения денежных средств банка определяет размер финансовой помощи банку, достаточный для восстановления показателей финансового состояния банка до значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России в срок, не превышающий период оказания финансовой помощи.
3.7. При необходимости для участия в построении прогноза движения денежных средств могут привлекаться потенциальные инвесторы банка.