"План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2025 год и плановый период до 2030 года"
Утверждаю
Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации
[SIGNERSTAMP1]
ПЛАН
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2025 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1. Общие сведения
План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2025 год и плановый период до 2030 года (далее соответственно - Министерство, План деятельности) подготовлен в соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449.
План деятельности включает план-график мероприятий Министерства по реализации документов стратегического планирования (далее - план-график), нашедших свое отражение в национальных проектах, государственных программах Российской Федерации, по которым Министерство является ответственным исполнителем или соисполнителем.
Актуализация Плана деятельности осуществляется по мере принятия Правительством Российской Федерации новых и корректировки действующих документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 633 "Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации".
2. Информация о содержании и основных направлениях государственной политики в сфере ведения Министерства
Сфера деятельности Министерства определена Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 с последующими изменениями.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, оказания ранней помощи детям и их семьям, организации сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
3. Сведения о целях и задачах деятельности Министерства в рамках реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения в планируемый период
Планирование и управление результатами деятельности Министерства осуществляется на программно-целевой основе посредством формирования утверждаемых Правительством Российской Федерации документов стратегического планирования, в частности, через национальные проекты и государственные программы Российской Федерации.
В свою очередь, цели, задачи и ожидаемые результаты национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, ответственным исполнителем и соисполнителем которых является Министерство, формируются с учетом необходимости реализации положений документов стратегического планирования, разработанных на федеральном уровне в рамках целеполагания и прогнозирования.
Таким образом, цели деятельности Министерства реализуются через национальные проекты и государственные программы Российской Федерации, по которым Министерство, подведомственная ему Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, деятельность которого координирует Министерство, являются ответственными исполнителями, соисполнителями или участниками, а также через иные мероприятия и проекты, направленные на достижение ключевых показателей эффективности Министерства.
Основными направлениями деятельности Министерства в планируемый период в рамках реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения являются:
- достижение запланированных значений показателей (индикаторов), характеризующих степень достижения целей и решения задач;
- реализация мероприятий.
В Плане определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных в документах стратегического планирования, а именно:
1) Достойный труд, справедливая заработная плата.
Основные направления и ключевые события по данной цели предусматривают достижение показателей национального проекта "Кадры", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, а также государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".
Мероприятия данной цели проводятся по следующим направлениям:
определение размера заработной платы работников в соответствии с квалификацией и профессиональными достижениями;
расширение возможностей трудоустройства граждан;
защита трудовых прав граждан;
внедрение культуры безопасного труда.
В предстоящий период должны быть обеспечены следующие результаты:
повышение опережающими темпами минимального размера оплаты труда, в том числе его рост к 2030 году более чем в два раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц;
повышение заработной платы работников организации бюджетной сферы;
апробация и внедрение новой системы оплаты труда;
формирование прогноза потребности отраслей экономики в специалистах;
создание условий для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда отдельных категорий граждан;
повышение уровня занятости инвалидов;
противодействие нелегальной занятости;
формирование рейтинга профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по востребованности выпускников на рынке труда;
модернизация центров занятости населения, в которых реализованы региональные проекты, направленные на повышение эффективности службы занятости;
обеспечение развития функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";
реализация Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2024 - 2026 годы, заключение и реализация Генеральных соглашений на 2027 - 2029, 2030 - 2032 годы;
координация правительственной стороной Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
подготовка совместно с социальными партнерами:
предложений по стимулированию вовлечения работодателей в систему объединений работодателей;
предложений по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на формирование вертикально интегрированной системы объединений работодателей;
повышение эффективности социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях;
сокращение сроков и упрощение порядка назначения обеспечения по социальному страхованию;
предоставление возможности работающим гражданам получать сведения о своих правах на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также сведения, используемые Социальным фондом России при назначении пособий по обязательному социальному страхованию;
предоставление самозанятым гражданам возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию с целью получения пособия по временной нетрудоспособности;
материальная поддержка лиц, не возобновивших по состоянию здоровья действие трудового договора (государственную гражданскую службу) в течение трех месяцев после окончания прохождения ими военной службы по мобилизации (по контракту) либо после окончания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации);
создание реестра застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, занятых на работах с вредными производственными факторами; снижение инвалидизации пострадавших на производстве граждан, возвращение их к трудовой деятельности.
2) Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.
Основные направления и ключевые события реализуются в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р.
Базовой целью развития пенсионного обеспечения в Российской Федерации является гарантирование гражданам социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения при обязательной долгосрочной сбалансированности и устойчивости пенсионной системы.
В предстоящий период будут обеспечены следующие результаты:
обеспечение темпа роста страховых пенсий не ниже фактического роста потребительских цен за прошедший год;
обеспечение ежегодного проведения с 1 августа беззаявительного перерасчета размеров страховых пенсий пенсионерам, осуществлявшим работу в прошедшем году;
повышение материального обеспечения пенсионеров.
3) Создание условий для роста рождаемости. Повышение качества жизни семей с детьми.
Данной целью предусмотрена реализация мероприятий для достижения показателей федеральных проектов "Многодетная семья" и "Поддержка семьи" национального проекта "Семья", целью которого является увеличение числа семей с детьми, в том числе многодетных, укрепление семейных ценностей.
Мероприятия проводятся по следующим направлениям:
создание условий для роста рождаемости;
стимулирование многодетности;
социальная поддержка семей с детьми, укрепление финансового положения семей с детьми с низкими доходами.
В предстоящий период должны быть достигнуты следующие результаты:
повышение уровня рождаемости;
совершенствование поддержки семьи при рождении ребенка, в том числе в регионах с низким уровнем рождаемости;
рост количества многодетных семей (на 15% к 2030 г.);
создание для работников предприятий и организаций благоприятных условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, повышение их мотивации к родительству;
ежегодная индексация социальных выплат, пособий и компенсаций темпами не ниже уровня инфляции;
предоставление отдельным категориям граждан государственной социальной помощи на основании социального контракта;
развитие социальных услуг для семей с детьми, создание Семейных многофункциональных центров.
4) Социальная защита и адресная социальная поддержка.
Основные направления и ключевые события реализуются в соответствии с федеральным проектом "Старшее поколение", государственными программами Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и "Доступная среда".
Мероприятия проводятся по следующим направлениям:
повышение доступности социальных услуг для граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;
создание условий для интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество;
обеспечение объективности и прозрачности решений учреждений медико-социальной экспертизы;
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере.
В предстоящий период должны быть обеспечены следующие результаты:
расширение вовлечения пожилых людей в программы "Активное долголетие";
развитие системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе;
реализация мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту зданий организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;
создание условий для формирования в субъектах Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, оказания ранней помощи;
обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на уровне не ниже уровня предшествующего года;
создание условий в учреждениях медико-социальной экспертизы (новых территорий) для организации и проведения дистанционного консультирования и освидетельствования;
повышение уровня информированности граждан о мерах социальной защиты (поддержки), право на получение которых появляется у граждан в связи с наступлением определенного жизненного события.
5) Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.
Ключевые события по данной цели предусматривают реализацию федерального проекта "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 - 2036 годы)", Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Мероприятия данной цели проводятся по следующим направлениям:
повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих;
повышение эффективности профилактики и предупреждения коррупции.
В предстоящий период должны быть обеспечены следующие результаты:
организована работа по обновлению базового и перспективного уровней федерального резерва управленческих кадров;
повышена профессиональная и управленческая компетентность лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров и в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации;
изданы новые или обновлены существующие справочные и методические материалы по вопросам противодействия коррупции;
усовершенствованы антикоррупционные стандарты для работников отдельных категорий организаций;
проведен мониторинг хода реализации мероприятий по противодействию коррупции в отдельных федеральных государственных органах и организациях.
4. Публичная декларация целей и задач на очередной год
Первоочередные цели и задачи Министерства представляются в ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства на очередной год (далее - публичная декларация), размещаемой на официальном сайте Министерства.
Проект публичной декларации до утверждения Министром труда и социальной защиты Российской Федерации проходит процедуры общественного обсуждения и экспертного сопровождения.
В публичной декларации приводятся приоритетные краткосрочные цели и задачи деятельности Министерства, формулируемые исходя из анализа текущего состояния, тенденций и рисков (экономических, внешнеполитических и иных условий) и выработанного Министерством сценария действий (перспективного решения) с указанием ожидаемого результата.
Цели и задачи публичной декларации ежегодно корректируются с учетом фактических результатов за прошлый год и при необходимости могут быть источником и основанием для внесения в Правительство Российской Федерации предложений по корректировке документов стратегического планирования, а также соответствующих государственных программ Российской Федерации.
5. Перечень документов, в том числе стратегического планирования, по которым Министерство является ответственным исполнителем или соисполнителем, на достижение которых направлены мероприятия Плана-графика
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
2. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным 30 декабря 2024 г. N ММ-П13-47086.
3. Национальные проекты "Семья" и "Кадры", утвержденные протоколом заочного голосования членов президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 20 декабря 2024 г. N 12пр.
4. Государственные программы Российской Федерации, по которым Минтруд России является ответственным исполнителем:
"Социальная поддержка граждан" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296),
"Содействие занятости населения" (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298),
"Доступная среда" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363);
Государственные программы Российской Федерации, по которым Минтруд России является соисполнителем:
"Развитие образования";
"Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
"Экономическое развитие и инновационная экономика".
5. Отраслевые документы стратегического планирования:
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р);
Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 - 2030 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 4356-р);
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2025 г. N 830-р);
Стратегия действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. N 615-р).
6. Краткая характеристика сил и средств, которыми располагает Министерство для реализации документов стратегического планирования
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Министерству в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов, государственных программ Российской Федерации и на непрограммные направления деятельности (в соответствии с ведомственной структурой расходов федерального бюджета на очередной год).
7. Информация о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования
План деятельности будет уточняться по мере разработки и актуализации документов стратегического планирования Российской Федерации.
В течение планового периода предполагается внесение изменений в государственные программы Российской Федерации, по которым Министерство является ответственным исполнителем, с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также изменений целей, задач и показателей документов стратегического планирования.