Информационное письмо ВАС РФ от 09.09.1998 N С5-7/УЗ-693
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 9 сентября 1998 г. N С5-7/УЗ-693
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что 16 июля 1998 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), который 29 июля подписан Президентом Российской Федерации (N 135-ФЗ). Закон был опубликован в "Российской газете" (N 145 - 146 от 06.08.98), а также в "Собрании законодательства Российской Федерации" (1998, N 31, ст. 3813).
Предлагается обратить внимание на следующие положения:
1. В Законе дается понятие оценочной деятельности (ст. 2), приводится неисчерпывающий перечень объектов оценки (ст. 5), устанавливается правило, согласно которому право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления государственного статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности, а также предусмотрено право обжаловать результаты проведения оценки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 4).
2. Согласно статье 7 Закона в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
3. Проведение оценки, согласно статье 8 Закона, является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Действие этой статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением случаев, когда распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.
4. Основаниями для проведения оценки, как следует из статьи 9 Закона, являются договор между оценщиком и заказчиком, определение суда, арбитражного суда или третейского суда, а также решение уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика.
5. Статьей 10 Закона установлены существенные условия договора между оценщиком и заказчиком, а также письменная форма договора, не требующая нотариального удостоверения.
6. Спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, подлежит согласно статье 13 Закона рассмотрению судом (арбитражным судом, третейским судом), который вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Статьей 16 Закона предусмотрены правила, обеспечивающие независимость оценщика, а статьей 17 - обязательность страхования гражданской ответственности оценщиков. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.
8. Статьи 18 - 24 определяют порядок регулирования оценочной деятельности. Контроль за ее осуществлением возложен на органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации. Дополнительно к государственному регулированию допускается саморегулирование оценочной деятельности, осуществляемой саморегулируемыми организациями оценщиков. Установлены требования к лицензированию оценочной деятельности.
9. Закон, согласно статье 25, вступил в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ