<Письмо> ЦИК России от 16.01.2018 N 05-19/650
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 января 2018 г. N 05-19/650
На обращение, поступившее в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в форме электронного документа, сообщаем следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 5.2 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление. Аналогичная норма закреплена и в подпункте "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно подтверждал в своих решениях, что нормы законодательства Российской Федерации о выборах, устанавливающие ограничение пассивного избирательного права в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, в равной степени относятся также и к лицам, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда с назначением наказания условно (например, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 73-АПГ13-23, от 26 августа 2013 года N 36-АПГ13-13, от 20 августа 2013 года N 66-АПГ13-6).
Кроме того, установленные законом ограничения пассивного избирательного права в отношении осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П Конституционный Суд Российской Федерации признал соответствующими Конституции Российской Федерации положения законодательства, согласно которым в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, ограничение пассивного избирательного права может применяться в качестве установленного на определенный срок конституционно-правового дисквалифицирующего препятствия для занятия такими лицами выборных публичных должностей после отбытия ими наказания.
Ссылка на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в указанном Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, также содержится и в иных актах конституционного правосудия, принятых по вопросам ограничения права граждан, осужденных к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, среди которых в данном случае особого внимания заслуживает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2508-О. В указанном решении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение ограничения пассивного избирательного права для всех лиц, осужденных за совершение тяжких преступлений к лишению свободы, вне зависимости от того, было ли данное наказание назначено условно или подлежало реальному отбыванию, обусловлено тем, что в действующей системе уголовно-правового регулирования наказание в виде лишения свободы на определенный срок является вне зависимости от того, применялось или нет условное осуждение, наиболее суровой мерой ответственности, и назначение данного наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершенного гражданином противоправного деяния, а потому федеральный законодатель в данном случае не вышел за пределы предоставленной ему Конституцией Российской Федерации дискреции по дифференциации условий ограничения пассивного избирательного права граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
С текстами каждого из вышеназванных судебных актов Вы самостоятельно можете ознакомиться на официальных сайтах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.ksrf.ru и http://www.supcourt.ru).
Дополнительно сообщаем, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2017 года по административному делу N АКПИ17-1188, оставленному без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 января 2018 года N АПЛ18-2, отказано в удовлетворении требований А.А. Навального об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2017 года N 118/973-7, которым было отказано в регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата А.А. Навального на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномоченных представителей.
Учитывая изложенное, оснований для пересмотра указанного постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не усматривается.
Член Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
Б.С.ЭБЗЕЕВ