<Письмо> Росздравнадзора от 17.04.2015 N 01и-623/15
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПИСЬМО
от 17 апреля 2015 г. N 01и-623/15
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лицензированию подлежит не только медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами в качестве основного вида деятельности, но и медицинская деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляемая наряду с основной (уставной) деятельностью.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Положение содержит рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Росздравнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
При этом пунктом 11 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Положения упомянутого Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
В рамках исполнения национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 (IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни), Росздравнадзором разработан и осуществляется с 01.07.2014 мониторинг состояния лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях. Контроль за проведением указанного мониторинга возложен на территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.
Органам управления в сфере образования в субъектах Российской Федерации рекомендовано принять меры к исполнению ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с п. 7.1.2.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н, уполномочены осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, прав граждан в сфере здравоохранения.
В адрес руководителей субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Росздравнадзором направлены письма с анализом ситуации в образовательных учреждениях по вопросу лицензирования медицинской деятельности в медицинских кабинетах школ и детских садов в целях принятия необходимых мер для решения указанной проблемы.
Благодаря совместной деятельности территориальных органов Росздравнадзора с органами управления здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации удалось добиться приведения медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствие с лицензионными требованиями и значительного роста количества полученных лицензий на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензии) в образовательных учреждениях.
По данным органов управления образования и здравоохранения в субъектах Российской Федерации, предоставленным в рамках мониторинга, на 01.01.2015 общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации составляет 145 965, в том числе 72 981 дошкольное образовательное учреждение и 72 984 общеобразовательных учреждения, из них имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности 60% (88 003) образовательных учреждений. Из них в 29.3% случаев (26 204 учреждения) лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, в большинстве случаев - в 70.2% (61 799) учреждений - медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах по месту нахождения образовательных учреждений.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные меры регулирования взаимодействия заинтересованных ведомств в процессе лицензирования указанной деятельности. Так, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принято решение об обеспечении совместной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с администрациями муниципальных образований по передаче штатных единиц медицинских работников образовательных учреждений учреждениям здравоохранения Республики, оснащению медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с требованиями и передаче их на праве безвозмездного пользования медицинским учреждениям. Обязанности по лицензированию медицинских кабинетов образовательных учреждений возложены на медицинские учреждения.
Департаментом образования города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы издан совместный приказ от 08.07.2014 N 506/623 "О передаче функций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы".
Сведения
о наличии лицензий на осуществление медицинской
деятельности в образовательных учреждениях
N
Федеральный округ
Количество образовательных учреждений
Количество предоставленных лицензий
Удельный вес %
1.
Центральный
30268
27279
90.1
2.
Дальневосточный
9155
5850
63.9
3.
Уральский
11378
7122
62.6
4.
Южный
14876
8923
60
5.
Северо-Западный
13296
7970
59.9
6.
Приволжский
33694
18766
55.7
7.
Сибирский
24521
11292
46
8.
Северо-Кавказский
6239
801
12.8
9.
Крымский
2498
0
0
Как видно из представленной таблицы, наибольшее количество лицензий получено образовательными учреждениями Центрального федерального округа - 27 279, что составляет 90.1% от общего количества медицинских учреждений округа. Наибольшее количество образовательных учреждений зарегистрировано в Приволжском округе, однако соответствие условий осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям установлено и подтверждено предоставлением лицензии только в 55.7% учреждений округа.
Крайне низкий процент лицензирования, согласно предоставленным данным, в Северо-Кавказском федеральном округе - 12.8% учреждений получили лицензии. В Крымском федеральном округе - ни одно из 2 498 образовательных учреждений не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшее количество медицинских кабинетов признано соответствующими лицензионным требованиям в образовательных учреждениях Московской области: лицензии предоставлены 5 729 учреждениям из 6 537 (87.6%), при этом все медицинские кабинеты образовательных учреждений переданы в пользование медицинским организациям.
Получили лицензии на осуществление медицинской деятельности все образовательные учреждения Ростовской области: лицензии предоставлены 4 816 учреждениям, в том числе 144 лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, 4 672 лицензии - медицинским учреждениям по адресу образовательных учреждений; в Новгородской области - всеми 253 функционирующими образовательными учреждениями получены лицензии, в том числе в 144 учреждениях - непосредственно образовательными учреждениями, в 109 учреждениях деятельность осуществляется на основании лицензий, полученных медицинскими организациями.
Наиболее высокий удельный вес учреждений, получивших лицензии от общего количества образовательных учреждений субъекта, регистрируется в Архангельской области - 99.6% (1 095 из 1 099 учреждений), в Республике Коми - 99% (1 535 из 1 552), в Амурской области - 98.3% (1 162 из 1 182), в Ульяновской области - 98% (856 из 874).
Наиболее активно осуществляется лицензирование в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) - лицензии предоставлены на осуществление медицинской деятельности почти 70% (50 391) учреждений, в том числе в 41% случаев (20 769) - лицензии предоставлены непосредственно ДОУ, в 59% случаев лицензии предоставлены медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ.
Среди общеобразовательных учреждений лицензии получены на осуществление медицинской деятельности в 37 612 медицинских кабинетах (51.5%).
Основными причинами отсутствия лицензии у образовательных учреждений являются: несоответствие медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям, неукомплектованность штатов медицинских работников.
В целом ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время осуществляется реорганизация сети образовательных учреждений в форме присоединения, что влечет необходимость переоформления предоставленных лицензий.
Врио руководителя
М.А.МУРАШКО