<Письмо> Росреестра от 16.06.2010 N 14-4699-ГЕ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2010 г. N 14-4699-ГЕ
В соответствии с письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 28.05.2010 N Д23-1974 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение по вопросу необходимости оформления земельных правоотношений на период проектирования и строительства подземного комплекса с автостоянкой, сообщает, что указанное обращение не затрагивает вопросы, относящиеся к непосредственной компетенции Росреестра, в том числе не содержит факты, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов заявителя со стороны территориальных органов Росреестра.
Дополнительно отмечаем следующие положения законодательства Российской Федерации, которые, на наш взгляд, относятся к предмету обращения.
Согласно пункту 3 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также выдается на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством (пункт 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Также, по нашему мнению, следует учитывать и положения Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы установления частного и публичного сервитутов (в том числе статьи 23, 41).
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА