<Письмо> Росреестра от 19.05.2010 N 14-3877-ГЕ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2010 г. N 14-3877-ГЕ
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение по вопросу о нежелании государственного органа отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под объектами недвижимости, приобретенными собственниками на аукционах, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами.
Согласно статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается либо при отказе землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в принудительном порядке в случаях, установленных федеральным законом.
Статьей 53 ЗК установлено:
при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК;
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; копия такого решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок;
право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия соответствующего решения;
если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в ЕГРП, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 данной статьи, обязаны обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК, обязаны сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в ЕГРП, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения.
Принимая во внимание, что иной момент прекращения права на земельный участок законодательством не установлен (в случае, когда запись о таком праве внесена в ЕГРП), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается в общем порядке - с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП.
При этом на основании статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер.
Принимая во внимание изложенные нормы гражданского и земельного законодательства Российской Федерации, полагаем, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство разработка специального порядка отказа землепользователя от своего права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка нецелесообразна (такой порядок, определенный подзаконным актом, не может толковать закон или содержать нормы, не соответствующие ему).
Вместе с тем в случае, если ситуация, изложенная в обращении, прямо предусмотрена федеральным законом, то в качестве основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования государственным органом земельными участками будет являться специальная норма федерального закона.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА