<Письмо> Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2011 г. N ВК-03-03-36/14757
О ПРОВЕДЕНИИ РЕЙДОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ
ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью исполнения поручений Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнева Ю.П. (протоколы от 14.07.2011 N 01-15/50-пр, от 08.08.2011 N 01-15/54-пр, от 15.08.2011 N 01-15/56-пр) в дополнение к письмам от 06.05.2010 N КТ-01-04-31/2882, от 13.08.2010 N ВК-01-04-31/5656 разработала Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации) и направляет их для применения на подведомственной территории.
Электронная версия текста Рекомендаций размещена на официальном сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru) в подразделе "Методические документы" раздела "Документы".
Замечания и предложения по совершенствованию Рекомендаций просим направлять до 1 декабря 2011 г. в Управление экологического контроля Росприроднадзора по электронной почте: sokolova@rpn.gov.ru, othod@rpn.gov.ru.
Дополнительно обращаем внимание на необходимость фиксации выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов с составлением акта обследования территории и обязательным приложением фототаблицы.
В.В.КИРИЛЛОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕЙДОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТ
НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности федерального государственного экологического контроля (государственного надзора в области обращения с отходами) и предназначены для исполнения в деятельности территориальных органов Росприроднадзора.
В настоящем документе используются следующие сокращения:
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ;
ГОСТ 30772 - Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (подлежит обязательному применению в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
Закон N 131-ФЗ - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон N 7-ФЗ - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон N 89-ФЗ - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
Инструкция N 160 - Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная Приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.1994 N 602);
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
ТБО - твердые бытовые отходы;
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.) <1>.
--------------------------------
<1> П. 2 Приложения 1 к Инструкции N 160.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв <1>.
--------------------------------
<1> П. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404; п. 1 Приложения N 1 к Инструкции N 160.
Отходы потребления (включая твердые бытовые отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей <1>.
--------------------------------
<1> П. 3.12 ГОСТ 30772.
Мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы <1>.
--------------------------------
<1> П. 3.47 ГОСТ 30772.
Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий <1>.
--------------------------------
<1> П. 5.38 ГОСТ 30772.
Удаление отходов - сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения <1>.
--------------------------------
<1> П. 6.32 ГОСТ 30772.
Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП <1>.
--------------------------------
<1> П. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 N 190).
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов <1>. Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека <2> (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения); а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <3>.
--------------------------------
<1> Письмо МПР России от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации".
<2> Ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ.
<3> Ч. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ.
Места несанкционированного размещения ТБО - свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению опасных отходов/отходов I - IV классов опасности <1>), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.
--------------------------------
<1> Ст. 9 Закона N 89-ФЗ; п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (до вступления к силу соответствующих положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
(РЕЙДОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ)
Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указываются населенный(ые) пункт(ы) и маршрут территории, подлежащей обследованию.
При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и/или его территориальные органы от:
граждан и организаций,
средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (в том числе содержащуюся в средствах массовой информации),
федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления,
правоохранительных органов,
органов прокуратуры,
от иных источников, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО.
Также при планировании маршрута особое внимание следует уделить территориям водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на указанных территориях. В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов <1>. Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в Приложении 2.
--------------------------------
<1> П. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.
В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (Приложение 1).
Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра), истребованной в соответствующих запросах.
Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> П. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде <1>.
--------------------------------
<1> Ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации.
Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления <2>. Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.
--------------------------------
<1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.
<2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.
Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 76 ЗК РФ.
Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации <1>.
--------------------------------
<1> П. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.
При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению, фиксации и сбору доказательств фактов причинения вреда окружающей среде, в том числе почвам как объекту охраны окружающей среды (ст. 77, 78 Закона N 7-ФЗ).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе, в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления <1>, включая ТБО и мусор.
--------------------------------
<1> Пп. "а" п. 2, п. 9 Методики.
По фактам нарушений водного законодательства <1>, выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
--------------------------------
<1> Ст. 56 - 58 ВК РФ.
В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности (на основании решения суда или арбитражного суда) по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ <1>. Это связано, прежде всего, со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов <2>.
--------------------------------
<1> Ч. 2 ст. 78 Закона N 7-ФЗ.
<2> Ч. 6 ст. 46 БК РФ.
В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. Рекомендуемый образец заполнения фототаблицы содержится в Приложении 4.
В ходе фиксации результатов рейдового мероприятия является целесообразным составление планов, схем обследуемой территории, с указанием мест выявленных нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО.
По результатам рейдового мероприятия составляется акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (далее - Акт) (Приложение 3).
В Акте в том числе отражается информация о применении фото- и/или видеосъемки, о составлении планов, схем, фототаблиц, которые являются приложением к Акту.
Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ч. 2 ст. 8.6, ст. 8.2, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений и перечень уполномоченных на их рассмотрение государственных органов представлены в Приложении 2.
4. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНАМ
В случаях необходимости передачи материалов в компетентные органы в сопроводительном письме следует указывать на необходимость информирования о результатах рассмотрения направленных материалов.
Информация о количестве переданных в компетентные органы материалов и о принятых компетентными органами мерах подлежит отражению в формах отчетности территориальных органов Росприроднадзора в соответствии с письмом Росприроднадзора от 18.08.2011 N ВС-03-03-31/10678.
4.1. Передача материалов в Россельхознадзор
Если в рамках рейдового мероприятия будет установлено, что земли, на территории которых было обнаружено несанкционированное размещение ТБО, являются землями сельскохозяйственного назначения или земельными участками сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), осуществляющий государственный земельный надзор на землях указанной категории <1>.
--------------------------------
<1> П. 5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689; п. 4.2 Инструкции N 160.
Объектами рассматриваемых нарушений природоохранного законодательства выступают сельскохозяйственные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей), в том числе:
гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.;
кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства;
сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;
научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства и т.п.
4.2. По вопросу компетенции муниципальных органов
Действующим законодательством предусмотрен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами <1>.
--------------------------------
<1> Ч. 1 ст. 72 ЗК РФ; п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Однако в настоящее время федеральным земельным законодательством возможность привлечения к юридической ответственности органами муниципального земельного контроля не предусмотрена. КоАП РФ не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы муниципального земельного контроля на составление протоколов и иных процессуальных документов, равно как не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям земельного законодательства меры административной ответственности, установленные самим Кодексом.
В то же время в Положении о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, установлено, что осуществление земельного контроля производится Росреестром во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления. В развитие этого положения было издано письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля". Данное информационное письмо, уточняющее полномочия органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, не может рассматриваться как руководство для передачи Росприроднадзором материалов на рассмотрение в муниципальные органы.
4.3. Передача материалов в органы государственного
лесного надзора
При выявлении нарушений на территории земель лесного фонда (за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), в том числе при осуществлении строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дороги, трубопроводов и т.п.) <1>, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в:
--------------------------------
<1> П. 14, 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2011 N 21533).
соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией <1>;
--------------------------------
<1> Ст. 96 ЛК РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
Федеральное государственное учреждение "Мособллес" <1>.
--------------------------------
<1> Приказ Рослесхоза от 16.05.2011 N 177 "О Перечне должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор" (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2011 N 21061).
4.4. Передача материалов в органы прокуратуры
Если в процессе рейдовых мероприятий выявлены нарушения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, выполнение требований которого возложено на органы местного самоуправления, то данное обстоятельство является основанием для передачи соответствующих материалов в органы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
К вопросам местного значения относятся:
по поселениям - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
по муниципальным районам - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
по городским округам - организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов <1>.
--------------------------------
<1> П. 18 ч. 1 ст. 14, п. 9, 14 ч. 1 ст. 15, п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Кроме того, органы местного самоуправления должны включать в состав своих местных бюджетов подраздел классификации расходов бюджетов подраздел "Сбор, удаление отходов" <1>.
--------------------------------
<1> П. 6 ч. 3 ст. 21 БК РФ.
5. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ ПРИЗНАКОВ
СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В случае если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, а также повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ст. 247 УК РФ), то это является основанием для передачи материалов в правоохранительные органы <1> для их последующего рассмотрения в соответствии со ст. 144, 145 УПК РФ.
--------------------------------
<1> Пп. 1 п. 4 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по проведению рейдовых
мероприятий в целях выявления
мест несанкционированного
размещения твердых бытовых
отходов по субъектам
Российской Федерации
Перечень
предусмотренных законодательством категорий земель
по целевому назначению и видов вещных прав
на земельные участки
--------------------------------
<1> Статья 214 ГК РФ.
<2> Статья 19 ЗК РФ. Статья 215 ГК РФ.
<3> Статья 15 ЗК РФ.
<4> Статья 20 ЗК РФ; Статья 268 ГК РФ.
<5> Статья 21 ЗК РФ; Статья 265 ГК РФ.
<6> Статья 22 ЗК РФ; Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества (Статья 615 ГК РФ).
<7> Статья 24 ЗК РФ.
<8> Статья 23 ЗК РФ; Статьи 274, 277 ГК РФ.
<9> Статья 17 ЗК РФ.
<10> Статья 18 ЗК РФ.
<11> Глава XIV ЗК РФ; Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
<12> Глава XIV ЗК РФ.
<13> Глава XVI ЗК РФ.
<14> Статья 88 ЗК РФ.
<15> Статья 89 ЗК РФ.
<16> Статья 90 ЗК РФ; Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
<17> Статья 91 ЗК РФ.
<18> Статья 92 ЗК РФ.
<19> Статья 93 ЗК РФ.
<20> Глава XVII ЗК РФ.
<21> Статья 95 ЗК РФ; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
<22> Статья 96 ЗК РФ.
<23> Статья 97 ЗК РФ.
<24> Статья 98 ЗК РФ.
<25> Статья 99 ЗК РФ.
<26> Статья 100 ЗК РФ.
<27> Статья 101 ЗК РФ.
<28> Статья 102 ЗК РФ.
<29> Статья 103 ЗК РФ.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по проведению рейдовых
мероприятий в целях выявления
мест несанкционированного
размещения твердых бытовых
отходов по субъектам
Российской Федерации
ВАРИАНТЫ КВАЛИФИКАЦИИ
РАССМАТРИВАЕМЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПЕРЕЧЕНЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ
НА ИХ РАССМОТРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
--------------------------------
<1> Ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
<2> П. 3.1 ч. 1 ст. 9, ст. 71 ЗК РФ; Положение о государственном земельном контроле (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689).
<3> Ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
<4> Ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
<5> Ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
<6> В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления (п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
<7> Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 9 - 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
<8> В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ).
<9> Ст. 63 Водного кодекса РФ; Ст. 104 Лесного кодекса РФ; п. 3, 31 приложения к Приказу Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
<10> В границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления (п. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).
<11> Ст. 23.29 КоАП РФ; земельный надзор осуществляется в пределах своих полномочий (п. 5.1.9 Положения о Росприроднадзоре).
<12> Ст. 23.25 КоАП РФ.
<13> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ; п. 5.1.14 Положения о Росприроднадзоре.
<14> Ст. 23.29 КоАП РФ; лесной надзор осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (п. 5.1.15 Положения о Росприроднадзоре).
<15> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.
<16> Ст. 23.25 КоАП РФ.
<17> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.
<18> Ст. 23.25 КоАП РФ.
<19> Ст. 23.25 КоАП РФ.
<20> В части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (письмо Россельхознадзора от 13.08.2008 N ФС-СД-5/8059); Статья 23.15 КоАП РФ.
<21> Ст. 23.13 КоАП РФ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003).
<22> Ст. 23.24 КоАП РФ.
<23> П. 4 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утв. Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53.
<24> Ст. 23.29 КоАП РФ.
<25> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ.
<26> Ст. 23.24.1 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
<27> По объектам, подлежащим региональному государственному надзору (использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов); ст. 23.23.1 КоАП РФ.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по проведению рейдовых
мероприятий в целях выявления
мест несанкционированного
размещения твердых бытовых
отходов по субъектам
Российской Федерации
Образец