<Письмо> Росприроднадзора от 31.10.2025 N ВЧ-09-03-34/50005
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 31 октября 2025 г. N ВЧ-09-03-34/50005
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела в пределах компетенции обращение по вопросу проведения инвентаризации источников выбросов при нахождении арендаторов на одной промышленной площадке, принадлежащей арендодателю, а также о соблюдении требований природоохранного законодательства на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанная норма не содержит исключений, позволяющих не проводить инвентаризацию или корректировку ее данных в случае, если сведения об объекте НВОС не включены в государственный реестр объектов НВОС.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871.
Согласно статье 69.2 Закона N 7-ФЗ, а также критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Закона N 7-ФЗ, объекты НВОС, относящиеся к объектам I - III категорий, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или исполнительном органе субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объекта НВОС инициируется хозяйствующим субъектом не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации такого объекта.
Законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе Законом N 7-ФЗ установлены дифференцированные требования к составлению документов и предоставлению отчетности по объекту НВОС в зависимости от категории негативного воздействия такого объекта НВОС.
С учетом изложенного исполнение требований природоохранного законодательства возлагается на лиц, непосредственно осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в том числе на основании договора аренды.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (статья 615 ГК РФ).
Согласно статье 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, обязанности по учету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в условиях договорных отношений по предоставлению права пользования земельного участка определяются в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров.
Действующими нормативными актами не конкретизировано понятие "юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух". Следовательно, таковыми могут являться юридические лица, имеющие эти источники на любых законных основаниях, в том числе на правах собственности или аренды.
В таком случае обязанность по учету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством.
Вопросы договорных отношений между участниками хозяйственной деятельности не относятся к компетенции Росприроднадзора.
Вместе с тем ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в части учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух лежит на хозяйствующем субъекте, на чьей территории осуществляется такая деятельность.
Заместитель Руководителя
В.В.ЧЕРНЫШЕВ