<Письмо> Росавиации от 28.08.2025 N Исх-31267/02
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 28 августа 2025 г. N Исх-31267/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 8 <1>
--------------------------------
<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
В связи с наступлением периода интенсивной миграции птиц Федеральным агентством воздушного транспорта в целях повышения уровня безопасности полетов совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Российской академии наук подготовлена и выпущена настоящая информация по безопасности, содержащая рекомендации в части совершенствования орнитологического обеспечения полетов.
Согласно статистическим данным, в 2023 году было зафиксировано 66 инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов (далее - ВС) с птицами, в 2024 году - 72. Случаев столкновений ВС с птицами, не приведших к инцидентам, зарегистрировано 1094 в 2023 году и 1576 в 2024 году. За первое полугодие 2025 года произошло 19 инцидентов, связанных со столкновением с птицами, и 658 случаев столкновений, не приведших к инцидентам.
На основании пункта 45 Федеральных авиационных правил "Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2023 N 331 (далее - ФАП-331), для сравнения статистических данных необходимо использовать относительный показатель числа столкновений ВС с птицами. Динамика изменения коэффициента столкновений ВС с птицами в 2023, 2024 годах и первом полугодии 2025 года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика изменения коэффициента столкновений ВС
с птицами в 2023, 2024 годах и в первом полугодии 2025 года.
Анализ данных показывает, что наибольшая интенсивность столкновений воздушных судов с птицами приходится на период с апреля по октябрь, с пиковым значением в летние месяцы (июнь - август), что обусловлено периодами миграции и гнездования. Также заметен рост коэффициента столкновений за последние годы, что свидетельствует о недостаточно эффективном орнитологическом обеспечении безопасности полетов.
В связи с вышеизложенным крайне важно акцентировать внимание на повышении эффективности функционирования служб, обеспечивающих орнитологическую безопасность аэродромов, и совершенствование их взаимодействия с другими службами, задействованными в обеспечении безопасности полетов.
В целях обеспечения орнитологической безопасности полетов оператором аэродрома могут формироваться сезонные группы, в обязанности которых входит: отпугивание птиц от аэродрома в периоды их скопления и массовых перелетов, наблюдение за поведением объектов животного мира (далее - животные) в границах летного поля, визуальное наблюдение за воздушным пространством в пределах видимости в светлое время суток.
При проведении мероприятий по отпугиванию птиц следует учитывать, что действия, направленные на снижение риска столкновения с одними видами, могут непреднамеренно повысить риск столкновения с другими. Кроме того, стратегия отпугивания должна быть направлена не на произвольное запугивание птиц и диких животных на всей территории аэродрома, а на контроль их перемещения и удаление из зон повышенного риска.
В соответствии с пунктом 28 ФАП-331 работник подразделения оператора аэродрома, осуществляющий орнитологическое обеспечение полетов, должен заносить сведения о скоплении птиц в журнал регистрации сведений о скоплениях птиц на аэродроме, включая информацию о наблюдаемых видах птиц и диких животных, особенностях их поведения, предпочитаемых местах обитания и иные сведения, необходимые для оценки вероятности столкновений с воздушными судами.
В целях оценки и снижения опасности, создаваемой птицами и дикими животными, необходимо осуществлять регистрацию следующих событий:
а) подтвержденные случаи столкновения птиц и диких животных с воздушными судами, сопровождающиеся наличием материальных свидетельств, таких как останки животных (трупы, перья), либо повреждения воздушного судна.
б) сообщения о столкновениях птиц и диких животных с воздушными судами при отсутствии материальных доказательств, но наличии свидетельских показаний, указывающих на факт столкновения (например, визуальное наблюдение момента столкновения или акустическое подтверждение удара).
в) обнаружение на территории аэродрома трупов птиц или диких животных при отсутствии очевидных признаков, указывающих на иную причину смерти.
г) инциденты или наблюдения, указывающие на потенциальное негативное влияние присутствия птиц или диких животных на аэродроме или в его окрестностях на безопасность полетов (например, уход воздушного судна на второй круг, прерванный взлет и т.п.).
Для повышения эффективности мер по борьбе с опасностью, создаваемой птицами на аэродромах, следует использовать новейшие технологии, такие как радары обнаружения птиц, акустические отпугиватели, беспилотные летательные аппараты и другие средства.
В целях минимизации рисков для безопасности полетов, связанных со столкновением ВС с птицами и другими животными, поручаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.
1.2. Провести анализ заявленных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов в планах операторов аэродромов, утверждаемых в соответствии с пунктом 18 ФАП-331. Оценить фактическое исполнение операторами аэродромов запланированных мероприятий в установленные сроки. По результатам анализа при необходимости принять меры по обеспечению надлежащего исполнения указанных мероприятий.
1.3. Провести совещание с участием представителей операторов аэродромов, филиалов ФГУП "Госкорпорация ОрВД" и эксплуатантов ВС, осуществляющих свою деятельность на территории, подконтрольной территориальному органу, с целью обсуждения вопросов орнитологического обеспечения полетов в период сезонной активности птиц.
1.4. Рекомендовать региональным операторам по обращению с отходами проводить работы по обращению с отходами на станциях перегрузки, временного накопления и захоронения, расположенных в шестой подзоне, преимущественно в темное время суток, в целях снижения вероятности привлечения птиц к кормовой базе в период их бодрствования;
1.5. Направить в адрес Росавиации обобщенный доклад о реализации требований настоящей Информации по безопасности полетов в срок до 01.11.2025.
2. Руководителям операторов аэродромов:
2.1. Довести данную информацию до специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов.
2.2. Усилить орнитологическое обеспечение в период с апреля по октябрь. Увеличить частоту орнитологических обследований территории аэродромов и прилегающих территорий.
2.3. Обеспечить надлежащее техническое состояние и функциональность технических средств, используемых для обеспечения орнитологической безопасности полетов.
2.4. В рамках функционирования системы управления безопасностью полетов провести оценку эффективности уже принятых мер и нереализованных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов, полноту и качество реализации положений Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов.
2.5. Пересмотреть и усовершенствовать программы подготовки и повышения квалификации персонала орнитологических служб.
2.6. При планировании мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов также учитывать:
сезонность и физико-географическое районирование, с которым связано поведение птиц, то есть сроки прилета (отлета) опасных для ВС видов птиц и соответственно наличие/отсутствие снегового покрова;
перечень необходимых средств и устройств отпугивания, исходя из видового состава птиц;
возможность применения и комбинирования различных средств, устройств и методов отпугивания птиц (включая мобильные) для исключения привыкания птиц к ним.
2.7. Организовать взаимодействие с сельхозпредприятиями, находящимися вблизи аэродромов, в целях возделывания культур, не привлекающих птиц. Рекомендовать перепахивать окружающие поля с зерновыми культурами сразу после уборки урожая.
2.8. Организовать мониторинг появления несанкционированный свалок с пищевыми отходами в границах шестой подзоны приаэродромной территории.
2.9. В целях недопущения столкновения ВС с другими животными (кроме птиц):
провести обследование периметрового ограждения на предмет выявления мест проникновения животных на территорию аэродрома;
устранить на территории аэродрома факторы, способствующие проникновению и привлечению животных (открытое хранение мусора, особенно пищевых отходов, места возможного укрытия);
обеспечить наличие специальных средств для отпугивания и отлова животных с территории аэродрома.
2.10. В случае выявления птиц и других животных незамедлительно информировать орган ОВД по средствам внутрипортовой связи.
2.11. По результатам разбора событий, связанных со столкновениями ВС с птицами на аэродроме, проводить дополнительные внеплановые занятия.
3. Руководителям эксплуатантов ВС:
3.1. Провести занятия с экипажами ВС по действиям в сложной орнитологической обстановке.
3.2. Обеспечить своевременное направление форм отчетности о столкновении ВС с птицами и другими животными.
Д.В.ЯДРОВ