<Письмо> Рослесхоза от 22.08.2023 N ИС-05-54/19880
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
ПИСЬМО
от 22 августа 2023 г. N ИС-05-54/19880
О НАПРАВЛЕНИИ
РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.04.2023 N 578
В связи с поступающими от субъектов Российской Федерации вопросами по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 578 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки плату за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 578, Ставки платы), а также по результатам обсуждения в подкомитете по развитию лесозаготовительной деятельности, арендных отношений и лесного хозяйства Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства направляет соответствующие разъяснения.
1. Внесенные Постановлением N 578 изменения начинают действовать с 1 января 2024 г. Нововведения не распространяются на договоры, заключенные до дня вступления его в силу, и применяются только ко вновь заключаемым с 1 января 2024 г. договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений.
Формирование общего размера платы за использование лесного участка осуществляется по результатам торгов на право заключения договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса путем повышения начальной цены предмета аукциона.
На основании утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определяется именно начальная цена предмета аукциона.
Итоговая цена предмета аукциона - результат торга, который отражает процесс продажи и не является размером платы, определенным на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310.
Согласно части 2 статьи 74.1 и части 2 статьи 77.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) изменение условий договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды (купли-продажи) исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В данном случае не допускается действие обратной силы в отношении договоров аренды или купли-продажи лесных участков, заключенных до дня вступления в силу Постановления N 578.
2. Постановлением N 578 предлагается иначе дифференцировать корректировку Ставок платы при проведении сплошных рубок в зависимости от ликвидного запаса древесины на 1 га.
Постановлением N 578 установлены коэффициенты:
1,1 - при ликвидном запасе древесины от 125,1 до 175,1 плотных м3 на 1 га;
1,2 - при ликвидном запасе древесины от 175,1 до 200 плотных м3 на 1 га;
1,3 - при ликвидном запасе древесины от 200,1 и более плотных м3 на 1 га.
Вносимые изменения позволят устанавливать справедливую плату с учетом затрат лесопользователя, ведущего заготовку леса в насаждениях с разным запасом ликвидной древесины на 1 га, на перемещение лесозаготовительной техники.
3. Пунктом 1 Постановления N 578 предусматривается внесение изменений в примечания к таблицам 1 и 2 Ставок платы в части уточнения определения разряда такс.
В соответствии с законодательством Российской Федерации выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (погрузочный пункт). В случае если расстояние от лесного квартала до погрузочного пункта превышает 100 км, то расстояние измеряется до ближайшей автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
В настоящее время самым распространенным способом транспортировки круглых лесоматериалов от лесосеки до пунктов переработки является автомобильный транспорт. Положениями Постановления N 578 предлагается учитывать удаленность лесного участка от дорог общего пользования, при этом понижение разряда такс не производится.
4. Постановлением N 578 предлагается ввести уточнения в части определения удаленности лесного участка от доступных автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием при осуществлении рекреационной деятельности в лесах.
Ранее коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования, отражал только 4 категории, в редакции Постановления N 578 устанавливаются 7 категорий удаленности лесного участка. Вносимые изменения направлены на снижение дисбаланса в определении стоимости лесного участка.
При этом при определении приближенности лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования для осуществления видов деятельности в сфере заготовки древесины и рекреационной деятельности следует учитывать, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 257-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, осуществляется формирование и ведение единого государственного реестра автомобильных дорог на основании данных учета автомобильных дорог.
Согласно статье 10 Федерального закона N 257-ФЗ, предусматривается ведение единого государственного реестра автомобильных дорог (далее - Реестр), который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. Формирование и ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Также следует отметить, что лесные дороги являются объектами лесной инфраструктуры, создаваемыми в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, и не являются дорогами общего пользования, в связи с чем они не могут учитываться при определении разряда такс.
5. По вопросу размера Ставок платы, используемых для определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды (договора купли-продажи), в случае, если решение о проведении аукциона будет принято до 1 января 2024 г., сообщаем.
Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений устанавливается в размере ежегодной арендной платы или цены заготавливаемой древесины, определенных в соответствии со статьями 73, 76 Лесного кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, начальная цена предмета аукциона определяется уполномоченным органом государственной власти исходя из норм лесного законодательства, действующих на установленную дату проведения аукциона.
При этом в случае если аукцион назначен на дату после 1 января 2024 г., то определение начальной цены предмета аукциона осуществляется с учетом Постановления N 578.
6. По вопросу условий заключения договора аренды лесных участков в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных до 1 января 2024 г., в случае если часть договоров заключена по нормам постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310, а оставшиеся, согласно графику, должны заключаться после 1 января 2024 г., сообщаем, что договоры аренды лесных участков заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим в день заключения договора аренды лесного участка.
Руководитель
И.В.СОВЕТНИКОВ