Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Рослесхоза от 21.06.2023 N ИС-02-54/14380

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО

от 21 июня 2023 г. N ИС-02-54/14380

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13.06.2023 N 248-ФЗ

13 июня 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 13.06.2023 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), которым внесены изменения в положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) и иных федеральных законов, регулирующих вопросы приведения в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и государственного лесного реестра (далее - ГЛР).

В рамках реализации полномочий по приведению ГЛР в соответствие с ЕГРН органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, необходимо обратить внимание на следующие изменения, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ:

1. Уточнение критериев приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) (в редакции Федерального закона N 248-ФЗ) положения части 3 указанной статьи не распространяются в том числе на земельные участки:

относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии в ЕГРН сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 указанного Федерального закона;

расположенные в границах территорий объектов культурного наследия (далее - ОКН) религиозного назначения.

Таким образом, если до вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ сведения о нецелевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения могли быть получены из любых источников, в том числе путем запроса в территориальных органах Россельхознадзора, то с 13.06.2023 такие сведения должны быть получены только из ЕГРН. И если в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, сведения о таком лесном участке подлежат исключению из ГЛР.

Также Федеральным законом N 248-ФЗ предусмотрено приведение сведений ГЛР в соответствие с ЕГРН при отсутствии пересечения земельных участков с границами ОКН только религиозного назначения. Ранее до вступления в силу указанного федерального закона пересечение с любым видом ОКН препятствовало приведению сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Необходимо отметить, что положениями статьи 4.8 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) предусмотрено применение положений федеральных законов, устанавливающих порядок устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, в отношении частей лесных участков, указанных в части 1 указанной статьи.

2. Установление случаев, при которых земельные участки, не соответствующие положениям частей 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, подлежат исключению из ГЛР.

В соответствии с частью 4.1 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ защита имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений, в том числе в судебном порядке, не осуществляется, если оспаривание законности возникновения прав приведет к невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда, в том числе к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице или другим препятствующим рациональному использованию земель лесного фонда недостаткам. Порядок и критерии определения такой невозможности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (Минприроды России).

При этом в силу пункта 3 части 4 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ невозможность использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда в указанном случае является основанием для исключения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, сведений о лесных участках из ГЛР.

Исключение сведений о лесных участках из ГЛР по указанному основанию будет возможно после утверждения Минприроды России порядка и критериев невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда.

3. Новые основания для исключения сведений о лесных участках из ГЛР.

В соответствии с новой редакцией статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, исключает сведения о лесных участках в том числе в следующих случаях:

- установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, в случае их несоответствия сведениям, содержащимся в ГЛР (принадлежность земельного участка к определенной категории земель устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ);

- отнесение в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, земельного участка из состава земель лесного фонда к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях (указанные случаи предусмотрены частями 4, 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ);

- невозможность использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 4.1 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ).

При этом сведения о лесных участках в указанных выше случаях подлежат безусловному исключению из ГЛР, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ (в том числе при наличии обременения в виде договора аренды лесного участка, а также при наличии сведений о лесном участке в ЕГРН).

4. Установление срока приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, исключают из ГЛР сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН, в том числе на основании предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уведомлений органа регистрации прав, в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

Необходимо обратить внимание, что уведомление органа регистрации прав является только одним из документов, при поступлении которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, в 30-дневный срок исключают сведения о лесном участке из ГЛР. В аналогичный срок подлежат исключению из ГЛР сведения о лесных участках по заявлениям граждан и юридических лиц - при наличии соответствующих оснований, предусмотренных федеральным законом.

5. Внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств и их изменении.

Новой редакцией части 7.1 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ предусмотрено, что с даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесничеств границы лесничеств считаются установленными. Принятие решений об изменении местоположения границ лесничеств в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, переводом земель лесного фонда или земельных участков из состава земель лесного фонда в земли других категорий, а также в связи с исключением лесных участков из границ (включением в границы) лесничеств не требуется.

Дополнительно к изложенному Федеральным законом N 248-ФЗ предусмотрены следующие случаи изменения границ лесничеств:

- при изменении границ лесных участков в случае выявления их пересечения с земельными участками иной категории, права на которые возникли до 01.01.2016 (часть 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в редакции Федерального закона N 248-ФЗ);

- при внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов - в случае их пересечения с границами лесничества (часть 15.2 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ в редакции Федерального закона N 248-ФЗ);

- если решением суда, вступившим в законную силу, установлена принадлежность земельного участка к землям лесного фонда - при наличии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка и соответствующего лесничества (часть 12.4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ в редакции Федерального закона N 248-ФЗ).

Таким образом, после издания Рослесхозом приказа об установлении границ лесничества и внесении сведений о местоположении границ такого лесничества в ЕГРН, последующее изменение сведений о местоположении границ лесничества осуществляется органом регистрации прав без внесения изменений в приказ Рослесхоза, по правилам, предусмотренным Федеральным законом N 218-ФЗ.

При этом для осуществления территориального планирования, оказания государственных услуг и осуществления государственных функций в сфере лесных отношений применяются исключительно сведения о границах лесничеств, внесенные в ЕГРН.

Отдельно следует отметить, что вышеназванные действия сами по себе не лишают заинтересованное лицо права на оспаривание в судебном порядке законности соответствующих решений, повлекших такое изменение описания местоположения границ лесничеств - в случае, если земельные участки не соответствуют требованиям частей 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 248-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в целях обеспечения эффективной работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, Рослесхоз сообщает, что приложения к письму Рослесхоза от 28.01.2022 N ИС-02-54/1898 не применяются и со дня вступления с силу Федерального закона N 248-ФЗ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, необходимо руководствоваться актуализированными рекомендациями о порядке приведения сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН и о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра (приложение 1 к настоящему письму), а также представлять ежемесячную отчетность, предусмотренную письмом Рослесхоза от 28.01.2022 N ИС-02-54/1898, по новым формам согласно приложениям 2 и 3 к настоящему письму.

Руководитель

И.В.СОВЕТНИКОВ

Другие документы по теме
"О разъяснении положений нормативных документов"
"О необходимости соблюдения нормы п. 5 ст. 61 102-ФЗ" (вместе с Информационным сообщением "О необходимости соблюдения нормы п. 5 ст. 61 102-ФЗ")
"О соблюдении законодательства Российской Федерации"
(утв. Минспортом России 04.09.2024, Общероссийской общественной организацией "Всероссийская федерация перетягивания каната")
Ошибка на сайте